Но, о дабы не случилось сего с нами, отрекшимися мира и того, что в мире, возлюбленные мои братия и чада о Господе! Придите по крайней мере теперь, в эти святые дни, к которым и в нынешнее лето привел нас Господь, припадем и восплачемся пред благим Богом нашим. Ускорим, прежде нежели найдет на нас последний страшный смертный час; и прежде нежели постигнет нас страшный день судный, укротим лице Господа нашего Иисуса Христа; умилостивим его исповедию, молитвою, постом, чистотою, послушанием, и в особенности миром и любовию между собою, и прочими добрыми Богоугодными делами. Если сотворим так, то и Сам Господь наш Иисус Христос готов простить нам грехи наши; Он терпит нас, и ежедневно и ежечасно ожидает нашего покаяния и обращения к Нему; ибо он не гнушается грешным человеком, не отгоняет его и не укоряет, по принимает с великою радостию, объемлет и лобызает его, как блудного сына, как показал Он это на блуднице и на разбойнике. Ей умоляю вас, братия мои, воспрянем от тяжкого сна лености и греха. Будем подвизаться в краткие сии дни жизни нашей. Как прилежные дети, по окончании учения, когда собираются на родину к своим, идут с великою радостию и веселием; так сотворим и мы, как искренние и истинные ученики Евангелия; и когда придет оный час разлучения от этой временной жизни, выйдем отсюда с радостию, и пойдем в жизнь вечную, в прежнее наше отечество, т. е., в Царство небесное, в радость Ангелов, в светлость святых, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 42.[48] В неделю блуднаго сына. О воздержании и о предстоящем исповедничестве
Братия и Отцы! Многие называют дни сии праздничными и увеселительными днями, для того, чтобы им в это время больше есть и больше пить, и упиваться, не зная, что дни сии установлены здесь не ради многоядения и пьянства, но более ради преднаучения и приготовления к наступающей Св. Четыредесятнице. Воинам, когда они хотят идти на сражение, пред наступлением брани отдается распоряжение и приказ, чтобы они приготовили надлежащим образом снарядили свое оружие и все необходимое в поход, дабы, когда настанет для них время выступить, не случилось задержки и затруднения. По сему примеру установлены здесь и сии дни, (для приготовления), а не ради объядения и пьянства и пирования, как мы сказали. Много есть и много пить, в этом состоят языческие праздники; а истинные христиане должны есть и пить умеренно и чинно, с благодарением Богу, и не творить богом чрево свое, угождая ему и насыщая, как это делают неверные. И Апостол научает нас и говорит: плоти угодия не творите в похотех (Рим.13:14), Однако злой обычай стал как бы законом, и мир влечет за собою, как желает и как хочет. Но мы, братии мои, так как Бог сподобил нас удалиться и отрешиться от мирских зол и смущений, будем, сколько возможно, воздерживаться от многоядения и многопития; ибо все мы достоверно знаем, что невоздержание в пище и в употреблении вина и многий сон суть причины всякого греха. Ибо и праотец наш Адам доколе воздерживался и не вкушал того плода, который запретил ему Бог, жил среди оных райских красот, радуясь и веселясь внутри его; а как только преступил заповедь Божию и вкусил плода, тотчас и изгнан был из рая наслаждения и радости; и сделалось для него невоздержание и злое пожелание родительницею смерти.
Так и пять оных городов Содомских за то, что предавались чрезмерному и бесчинному объядению и пьянству, жили блудно и совершали мерзкий грехмужеложства, подверглись великому от Бога и мучительному наказанию и в этом мире и в оном, ибо на них пролился огненный дождь и пожег их. Так пострадал Исав, первый сын патриарха Исаака, который за то, что предавался гортанобесию и ел много, сверх положенной своей части, отдал свое первородство брату своему Иакову, ибо выпросил у него и ел приготовленную им снедь, за что и был возненавиден и отвержен Богом. Так и народ Божий: седоша ести и пити, и восташа играти (Исх.32:6), и вопить бесчинно. Тоже самое, братие, и теперь повторяется в мире, – пьянство, бесовское ликование, крики и вопли, пляски и сатанинское блудодейство; и не довольно им на это дня, но даже и до полночи не прекращают они таких сатанинских дел. Такое-то зло, братия мои, невоздержание, и от сего, как мы сказали, вошла смерть в мир.
Посему мы, смиренные иноки, должны воздавать великое благодарение Богу, который избавил нас от этого ложного пути и пребывания, и привед нас к сей блаженной жизни, где вместо невоздержания господствует умеренность, вместо пьянства пост, вместо смятения мир, вместо бесчиния и воплей безмолвие и постничество, вместо празднословия и срамословия пение и благодарение, вместо блуда и малакийства девство, целомудрие и освящение. Таким жительством и пребыванием воспитаны и просияли Божественные наши Отцы и подвижники, которые при помощи Божией победили плотские страсти, изгнали бесов, сотворили чудеса, получили славу и царство небесное и соделались дивными и славными во всем мире. Один из них есть Антоний Великий, которого житие мы прочитали, и увидели, как прославил его Бог во всем мире, так что сами цари считали за нечто великое писать и посылать к нему письма, и обратно получать от него.
По образу и жительству этих святых живем и мы недостойные, и любим подражать им и совершать их добродетели; да и должны так делать, как свидетельствует об этом образ сей, который мы носим, и то, что мы оставили мир и свою родину, отреклись друзей и сродников, и вступили в повиновение святой обители и в послушание отцу, настоятелю и святому старцу ради Христа, дабы послушанием получит спасение; о сем свидетельствует и самое исповедничество за поклонение святым иконам, за что мы и выгнаны из своего монастыря и подверглись заточению. Посему будем радоваться о Христе и сорадоваться друг другу, так как Господь ниспослал нам такие дары, и так как мы проводим духовную жизнь, в каковой жизни и пребывании, если захотим, повседневно будем иметь радость и святый непрестающий праздник. Посему умоляю вас всех, чада о Господе и братия мои духовные, сколько возможно, будем еще усерднее трудиться и подвизаться, и держаться православия и исповедания святых икон. Ибо опять прошел слух, что царь хочет нанести нам новое оскорбление; и может быт внезапно явится к нам какой-либо посланный от царя. Но не устрашимся этих слухов, ибо если мы имеем помощником Бога, то кто возможет причинить нам вред? И если прежде Он помогал нам, то не сохранит ли нас и теперь до конца? Только мы будем стоять мужественно, только будем бдительно внимать, и Он подаст нам крепость, силу, утешение и терпение в скорбях и искушениях, если они найдут на нас по попущению Божию; и таким образом мы благоугодим Ему до конца жизни нашей, и получим небесное царство, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 43.[49] В неделю мясопустную. О великом и светлом дне второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа
Братие и Отцы! По общепринятому уставу миряне ныне оставляют употребление мяса; и посмотрел бы кто, как они много заботятся о мясоядении и винопитии, и о разных играх, и безобразных и бесчинных зрелищах, о которых и говорит неприлично и большой срам, как об этом свидетельствует Апостол. Они должны бы с великим благоговением и благочинием проводить и нынешний день, прославляя и благодаря Бога за дары, ниспосылаемые от Него, приготовляясь к сретению Св. Четыредесятницы; а между тем, по наущению диавола, делают совсем противное и непристойное. Подвергаются же они сему, потому что не внимают Слову Божию и увещаниям церкви, и особенно тем, которые читаются и поются в эти дни.
Для чего мы об этом вспомянули? Для того, чтобы мы, иноки, оставившие мир, еще более имели попечения и внимательности к тому, чтобы не давать уму своему пребывать в мирских похотях, которых никому не должно желать, по должно более гнушаться ими, истреблять их, скорбеть и плакать о тех, которые предаются им. Посему тем с большим вниманием и страхом рассмотрим и уразумеем смысл ныне читаемого Божественного и Священного Евангелия, из которого заимствовано и содержание поемого ныне канона Триоди; и представим в уме своем великий оный, страшный и преславный день второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сядет со славою великою на страшном Своем престоле. Каков будет тогда страх и трепет, когда и самые чины Ангельские вострепещут и подвигнутся, как говорит Евангелие, что и силы небесныя подвигнутся (Лк.21:26). И тогда испытаны будут не только наши дела, но и слова, которые мы здесь говорим, добрые ли они будут, или злые, и даже самые помыслы и мысли сердец наших. И поставит Страшный Судия праведных одесную Себя, и грешных ошуюю. И к тем, которые будут на десной Его стороне, изречет сладчайшие кроткие и блаженные оные слова: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира (Мф.25:34), т. е., у Меня есть для вас место, приготовленное еще прежде создания мира. А тем, которые будут стоять на левой стороне, изречет с гневом и яростию страшные оные слова: идите от Мене проклятии в огнь вечный уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41),
Вот о чем всегда должно и нам, инокам, и мирским помышлять и припадать к Богу с покаянием и слезами, дабы Он простил нам грехи наши прежде, чем постигнет конец, и чтобы избавил нас от оных страшных казней мучения. Но если в мире господствует такая прелесть и ослепление, по крайней мере мы послушаем со вниманием Евангельских слов, умоляю вас, и приготовим себя к тому, чтобы нам служить пред Господом со страхом и трепетом, отгоняя и отметая от душ наших всякое злое греховное дело и всякий худый помысл; и восприимем в себя всякое доброе дело и всякую добродетель, и приобретем милостивое расположение[50] и сострадательное сердце к братиям своим. Будем милосерды, друг с другом сладкоречивы, без лицемерия и лукавства, смиренны, великодушны и терпеливы. Не в духовных только подвигах будем упражняться и иметь к сему внимание, но и к послушаниям монастырским, чтобы проходить их без ропота, сознавая, что послушание и служение которое мы совершаем, есть не человеческое, но божественное. Посему желаю, чтобы мы имели большое внимание, и по нерадению и гордости не портили никакого дела, находящегося в наших руках, дабы нам не потерпеть душевного вреда. Итак, пока имеем время, постараемся ныне стяжать все сие и всякое другое, доброе и угодное Богу дело, дабы, поживши по заповедям Евангелия Христова, соделаться нам наследниками небесного царства, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно во веки веков. Аминь.
Поучение 44. В среду сырной недели. О том, что мы должны помнить благодеяния Божии и стараться всегда благоугождать Ему
Братие и Отцы! Вот по благодати и человеколюбию Божию сподобились мы и в нынешнее лето достигнуть дней сих, которые служат как бы преддверием Св. Четыредесятницы. И потому нам должно оставить всякую леность и нерадение, и с великим усердием приняться за подвиг о своем спасении. Довольно с нас времени, которое мы провели в лености и в угождении нашей плоти; довольно дней, которые мы прожили бесполезно, в плотском небрежении и бесплодии Божественных добродетелей. Обновим но крайней мере ныне храм души нашей, представляя в уме своем, какую любовь и долготерпение имеет к нам человеколюбивый Господь. Будем вспоминать бесчисленные дары и благодеяния, которые Он сотворил для нас и творит всякий день. Ибо какой ум или какой язык человеческий может по достоинству исповедать Божия благодеяния и дары? Никакой.
Смотрите, возлюбленные братия, и усматривайте душевным оком, т. е., умом вашим, и тогда познаете великую любовь, которую имеет к нам Бог, и великую честь, которою Он почтил род человеческий. Ибо, прежде чем сотворить человека, Он создал мир, и украсил его таким чудным и дивным великолепием для наслаждения и служения ему. А после всего создал и самого человека, и поставил его царем, дабы он обладал всеми животными, земными, морскими и небесными, т. е., воздушными, как и Пророк славословит Его: вся покорил еси под нозе его(Пс.8:7), как бы так говоря: «все создание и всех тварей Ты, Владыко человеколюбче, покорил под власть человека». Создал же Он нас по образу Своему и по подобию, и дал нам естественный разум различать добро от зла. А мы, как неблагодарные и неразумные, преступили Его святую заповедь и удалились от Него, но Он опять, как благоутробный, пришел взыскать нас; и не это только, но и претерпел за нас поносную и неправедную смерть, искупил нас честною Своею кровию от порабощения диавола и от вечной муки, и возвел нас на небо, в прежнее наше отечество, т. е., в царство небесное, – туда, где и Сам пребывает. О, какую великую благодать Он даровал нам! Даровал и святое крещение, освобождающее нас от всякаго греха, и еще большее: если кто осквернит оное грехами, дал нам опять покаяние и исповедь очищать и просвещать оное, каким оно было и прежде. Наконец, за соблюдение заповедей Его, Он приготовил для нас блаженство, вечное наследие, неизреченную радость и те блага, ихже, по выражению Апостола, око человеческое не виде, ухо не слыша, и ум не помышлял, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). О, какого блаженства сподобил Христос человека! Сверх всего этого размыслим еще умом нашим, сколько раз подвергались мы бедствиям душевным и телесным, и Сам Господь избавлял нас от них. Сколько раз слушались мы лукавых бесов, и исполняли волю отца их диавола, а волю Божию преступали; и Он опять не оставил нас на поругание бесам, но сохранил нас от них, питал и соблюдал жизнь нашу, долготерпя и ожидая день ото дня нашего покаяния и обращения к Нему. А что больше всего, Он вложил в нас желание иноческого образа и любовь к подвижнической жизни, и побудил сердце наше возненавидеть мир и прелести его, оставить родину, сродников, друзей, и сподобил прийти к святой дружине сего доброго братства. Представим еще в уме своем, что хотя мы и нечего не сделали пред Богом доброго и даже подверглись бесчисленному множеству грехов, но Он все-таки нас любит и охраняет от всякого зла; если же мы захотим пред Ним покаяться от всего нашего сердца, и потрудиться в духовных подвигах, дабы угодить Ему, то сколько благ и сколько духовных дарований Он подаст нам, и как будет нас укреплять и помогать нам на пути добродетели! Таким образом, будем, братия, помнит об этом день и ночь, будем всегда размышлять о Божиих дарах, благодеяниях и дарованиях, и будем непрестанно взывать с Пророком Давидом, говоря: что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам? (Пс.115:3) Как говорит и другой Пророк: и кто есмь аз, Господи мой Господи? И кий есть дом отца моего, яко возлюбил мя еси? Ибо когда мы будем об этом рассуждать, в нас возгорится любовь к создавшему нас Богу, и мы понудим себя исполнять Его святые заповеди, дабы не опечалить нам своего благодетеля Бога. Тогда и Он подаст нам Свою благодать еще более и помощь Свою благоугодить Ему до конца для прославления и почитания святого Имени Своего. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Поучение 45.[51] В пяток сырной недели. О воздержании и молитве
Братия и Отцы! Многократно я хвалил и хвалю образ и чин монашеского жития; и это я делаю не из ласкательства и обольщения, но истине вас научаю, и говорю, что иноческая, или лучше сказать Ангельская жизнь есть дело похвальное. Не хочу я чрез это осуждать мирян, но вас хочу побудить к добрым делам истинной жизни. Ибо вам известно, какие и ныне происходят в мире смятения и беспорядки, какие бесчинные вопли и крики и сатанинские игры, пьянства и ликования и другое сему подобное; а все это – дела и действия диавола; и если творящие оные не покаются в них, то подвергнутся великому мучению. Но наше жительство не в том состоит, чтобы много есть и много пить, скакать и забавляться бросанием диска;[52] если кто будет так делать, по закону не должен причащаться даже и в самый день Пасхи. А в чем же состоит оно? В том, чтобы день и ночь воспевать и славословить Господа, но преданному чиноположению и уставу, который завещали нам святые отцы: т. е., переходить от псалмопения к псалмопению, от чтения к чтению и от молитвы к молитве: то внимать себе и хранить ум свой, дабы не прельстил нас как-нибудь диавол, и не насеял бы в сердцах наших лукавых и скверных помыслов, или худых мыслей, или гордости, или блуда, или другого какого-либо греха, то внутренно поучаться в псалмах и других изречениях Божественного Писания; иногда, когда потребует время, безмолствовать в келлии своей, иногда заниматься рукоделием, или беседовать для пользы душевной, друг другу должны услуживать, каждый по своему послушанию, которое ему поручено; друг друга должны любить, и сострадать, как братия, как одно тело; ибо мы, по выражению Апостола, едино тело и един дух, во едином уповании звания нашего (Еф.4:4).
Вся благообразна и по чину да бывают. Если потребуется ради праздника и телесное утешение, то и это не противно благочестию, только было бы по чину и как прилично инокам; на это мы имеем свидетельство из священного Евангелия. Слушай, что говорит Христос Иуде: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему сие. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда и расходовал, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник, или нищим милостыню да даст (Ин.13:27, 28, 29); т. е., будто ради сего Христос сказал Иуде: еже твориши, сотвори скоро. Между тем Господь сказал ему так о предательстве, которое вознамерился совершить Иуда. Апостолы же не поняли, к чему сказал это Господь Иуде. Видите братия, что и Господь и Апостолы имели попечение о празднике и о нищих, что и мы смиренные, как вам известно стараемся исполнять по силе.
Благословен Бог, который сподобил нас жития сего, не за наши добрые дела, нами совершенные, ибо мы ни одного доброго дела не совершили на земле пред Богом, но только по Своей безмерной благости. Посему каждый из нас должен с сокрушенным и смиренным сердцем великое воздавать благодарение благодетелю нашему Богу. Так бывает в монашеском житии, как мы сказал в мире же бывает скудость в таковых делах; ибо целый день и ночь миряне проводят в заботах о богатстве и неправедном приобретении, и в прочих мирских страстях, – в блуде, прелюбодеянии, в похищении, неправде, обмане, в срамословии, клятвах и укоризнах; один с другим заводит тяжбу, один другого влечет на беззаконный суд, и много другого зла бывает в мире; почему Божественный Златоуст и говорит: «не многие из мирских спасутся». Страшны эти слова, однако оне истинны. Посему нам должно плакать не только о наших грехах, но и по причине изречения сего. Ибо мы и миряне не братия ли между собою? Не из одной ли мы персти, и не в одной ли святой купели крестились? Если кто увидит и животное, идущее в пропасть, не пожалеет ли о нем? Насколько же более должны мы скорбеть и плакать о братиях наших христианах? Посему и блаженный Павел оплакивал врагов креста Христова, молясь за них с непрестанною сердечною скорбию (Рим.9:2). Подобным образом и Пророк Иеремия оплакивал погибель Евреев, и не только оплакивал их, но и писанию предал плач свой, и оставил его для прочитывания. И Боговидец Моисей взывал к Богу, говоря: аще оставиши им грех, остави; аще же ни, изглади и мене от книги Твоея (Исх.32:32). Кратко сказать, каждый святый так скорбел о грешниках, и молился за них Богу. Итак, если мы желаем идти но стопам святых, то будем заботиться не о своем только спасении, но и за весь мир молиться, сетуя о грешниках, еретиках и прочих нечестивых язычниках, находящихся во тьме неверия, и кратко сказать о всех людях, как и Апостол Павел заповедует нам, говоря, чтобы мы совершали моления и благодарения (1Тим.2:1). И тогда мы приобретем пользы более, нежели те, за которых будем молиться и поминать, и получим очищение и оставление грехов наших, и наследуем жизнь вечную в небесном царстве; о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Поучение 46.[53] В неделю сыропустную. О посте и о том, что истинныйпост истинного послушника состоит в отсечении своей воли
Братие и Отцы! Благий наш Бог, который дарует нам жизнь и ведет нас от одного времени до другого, и ныне по человеколюбию привел нас ко времени святого поста, в который каждый из подвижников подвизается и трудится ради спасения своей души, по своему произволению и желанию. Один, соблюдая воздержание, постится по два или по три дня, другой, бодрствуя во бдении, читает, или молится большее или меньшее число часов; а иной совершает коленопреклонения, полагая на подножии по силе своей большее или меньшее число поклонов; а иной упражняется в другом каком либо подвиге; и посмотрел бы кто на их великую тщательность и усердие в эти дни. А инок, находящийся в повиновении и послушании, который и есть истинный послушник, несет подвиг свой не в определенное только время, но во всю свою жизнь. В чем же состоит подвиг истинного послушника, и какое его великое исправление и светлый его венец, как не то, чтобы не полагаться на свой разум и вовсе не следовать своей воли; но все, что ни делает, делать с благословения Игумена, или старца своего и эконома? Это-то и есть самый великий из всех иноческих подвигов. Кратко сказать, – мученического венца сподобляет нас повиновение с послушанием, если т. е., отсечет кто свою волю, и исполнит волю своего настоятеля; это так ценится пред Богом, как если бы он пролил кров свою за Христа. Однако нам хорошо известно, братия мои, что во время сих святых дней бывает и изменение в пище, прибавление коленопреклонений и поклонов, и приращение в пении и в службах, по древнему преданию Святых наших Отцев. Приимем же сей дар поста честно и с радостию; не будем скорбеть о страдании и ослаблении нашего тела, но будем радоваться о здравии и спасении нашей души. Проведем сии святые дни в кротости сердца, в незлобии, неосужденно, без гнева, без лукавства, без зависти, но паче в мире, в любви друг к другу, в кротости и благопокорливости, исполненные милости и плодов благих. Когда предстоит время безмолвия, будем безмолвствовать; когда представится потребность слова, ответим со смирением и благоговением; будем убегать многословия, смущения и беспорядков, дабы нам, как служителям Христовым, проходить свои послушания мирно и без смущения; ибо смущение в общежитии приносит великий вред единодушию братий. Сверх всего этого будем иметь осторожность, чтобы не отверзать двери худым помыслам, приходящим и оскверняющим наши души, и не давать места диаволу, как и Божественное Писание, научая нас, говорит: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави(Еккл.10:4); потому что враг наш – диавол, не имеет власти принуждать нас, а только мечет худые помыслы, как рыболов приманку. И когда мы соизволяем и принимаем их, тогда они господствуют над нами; а когда отгоним их молитвою и призыванием славного имени Господа нашего Иисуса Христа, тогда враг бежит от нас посрамленный. Будем употреблять труд и тщательность соблюсти душу нашу неоскверненною и чистою от всякого нечистого помысла и неуязвленною стрелами его, как невесту Христову, и мы удостоимся быть жилищем Св. Духа и услышать: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (Мф.5:8). И, как говорит Апостол, елика суть истинна, елика честна и почтенна, елика праведна, елика пречиста и чиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала(Флп.4:8). Сие сотворим, и Бог будет с нами. Посему, братие, будем убегать объядения и пьянства, от которых рождаются все грехи; будем есть и пить с благоговением и страхом Божиим, и прославлять Бога, избавившего нас от прелести и мятежа мирского. Впрочем и между нами есть монахи, на самом же деле не монахи, которые поют сатанинские, т. е., бесчинные песни, и забавляются подобно несмысленным детям, чего бы и мирским не следовало делать, а тем более монахам, избранникам Божиим. Подобное мы находим и в Ветхом Завете, как Бог прогневался на Евреев, и в один день умерло их три тысячи, за то, что они седоша ясти и пити, и восташа играти (Исх.32:6). И если на Евреев Он прогневался, то чему подвергнемся мы, иноки, делающие подобное оным?
Посему будьте внимательны, братия, и живите, как чада Божия. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11). Или не видите, как трясется земля и колеблются холмы, а вы играете, глумитесь и бесчинствуете? Нам ли играть предстоящим пред Царем неба и земли? Послушайте и вы, играющие и бесчинно поющие! Писание говорит о бесчинствующих, что сердце их исполняется духа бесовского, а сердце поющего смиренно исполняется Духа Святого, как и Апостол говорит: благодушествует ли кто, да поет (Иак.5:13) разумно, а не упивается. Свидетельствую пред Богом и Святыми Ангелами, что если какой монах соделает таковые пребеззаконные дела, то он не достоин будет причащаться и принимать антидор во всю Четыредесятницу; разве будет иметь духовника подобного себе, который простит его. Посему будьте внимательны и соблюдайте предания и заповеди Святых, – ешьте и пейте умеренно, как чада Божия; и подайте нищим не имеющим, дабы и они утешились в этот святый день. Если мы так будем поступать, то ныне сподобимся достигнуть дней Воскресения Господня, а в будущем веке, в воскресение мертвых, получим небесное царство о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.