banner banner banner
Велес. Юные годы
Велес. Юные годы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Велес. Юные годы

В просторной избе, срубленной специально для встреч и совещаний, собрались волхвы. Их было около пятидесяти человек. Изба, хоть и была просторная, но присутствующим здесь было тесно, тем более, что на сходе были люди, сам вид которых говорил о том, что к волхвам они отношения прямого не имели. Поэтому Светозар, а погода была в тот день ясная, пусть и немного холодная, предложил собравшимся выйти во двор и образовать круг, на котором и будут решены основные вопросы.

Не на много больше часа времени потребовалось собранию, чтобы решить основные вопросы. Светозар, ведший собрание, не спешил его завершать, как будто что-то тяготило его, и он не знал, как себя повести. Наконец Свет, как его кратко называли, распустил большую часть волхвов и их помощников, оставив возле себя не более двадцати человек. Среди них выделялся выходец из севера – Сиуг. Внешне он был типичным варягом. Золотистые волосы Сиуга спадали на плечи. Спереди часть волос были заплетены в косички. Повязка охватывала волосы и высокий лоб. Из-под бровей на окружающее пристально глядели глаза, полные небесной синевы, в которых то и дело проскакивали веселые искорки. На плотную рубаху был одет кожаный доспех. На поясе висели меч и нож. От фигуры Сиуга веяло силой. Он крепко стоял на ногах, может, был излишне широк в кости, но проворен и быстр. В свои сорок три года это был уже сложившийся мужчина, но, что самое главное, Сиуг готовился стать волхвом. Одежда и топорик, заткнутый за пояс, красноречиво говорили, что Сиуг был воином и зарабатывал себе на жизнь ратным трудом.

Сиуг хотел, было, уйти, но Свет едва заметным жестом остановил его. Так получилось, что среди оставшихся мужчин он единственный не был волхвом.

– Братья, – негромко сказал Светозар. – Есть дело, ради которого я и собрал вас. Оно не терпит отлагательств. Нужен ваш совет.

– Что-то давно я не слышал от тебя таких слов, – негромко произнес волхв Радогост. – Такое сложное дело, что ты не знаешь, как поступить?

Свет ничего не сказал в ответ, только вздохнул. Он стоял в центре круга, опираясь на посох. Мысли Светозара были где-то далеко, но, тем не менее, он не терял из виду присутствующих.

– Скажи, о чем надо поразмыслить, – предложил Лютень. – Вместе выберем правильное решение.

Светозар посмотрел на Лютеня, а потом на собравшихся волхвов. С его уст слетели следующие слова:

– Родился мальчик. Его надо найти и привести сюда, когда мать выкормит его молоком. Лучше, чтобы он пришел к нам с матерью и отцом. Как бы то ни было, мальчик должен жить. Жизнь его стоит всех наших жизней.

Светозар замолчал. Молчали и волхвы. Наконец Хлебодар не выдержал и спросил:

– А конкретнее ты знаешь, где он родился?

– В одном из поселений к югу, – негромко произнес Светозар. – Это от наших мест в трех днях пути вниз по Славуте.

– Если на пограничье, тогда понятна твоя забота, – откликнулся Велздрав. – Кочевники могут нагрянуть в любой момент, если им заплатят.

– Псы (упрощенное название одного из тайных орденов на Руси) знают, что он родится? – поинтересовался Житень. – Если да, то жди беды.

– Откуда они могут узнать? – поразмыслил вслух Хлебень. – Разве что жрецы Перуна им на ушко нашепчут. Князь их к себе приближает, а нас все больше не замечает. Глядишь, скоро и землю отберет.

– То, что кто-то из пернов (краткое название служителей Перуна, принятое между волхвами) ромеям служит, в этом сомнений нет. Вот только кто?

Вопрос, заданный Хлебенем, повис в воздухе. Все взоры устремились на Светозара. Уж он-то, как считали волхвы, точно должен был знать имя предателя. Свет, видя, что внимание направлено на него, слегка усмехнулся и рукой по обычаю прикоснулся к белесой бороде.

– Киржма дружен с ромеями и миссионерами, хоть для вида показывает, что их не терпит. Ему князь пока что доверяет. Вот только силы у него нет, а рассказы о том, что вскоре будет, действительности не соответствуют. Прогонят его скоро, если ничего не поменяется.

– Киржма, главный перн? – не поверил Велздрав. – Возможно ли такое? Зачем ему это? Если так, то надо об этом сообщить пернам. Пусть они его переизберут, уличив в измене. Пусть Перуном поклянется, что это не так. Не сможет он неправду сказать. Перун все видит. Он не простит предательства…

– Ты горяч и тороплив, – откликнулся Светозар. – К чему о прощении заговорил? Сам-то уже не христианином ли стать решил? Ты что, не понимаешь, что речь идет о большой игре. Здесь нет места слабости и жалости. Это для простых невежд рассказываются сказочки о прощении. На самом же деле все делается для того, чтобы подчинить себе князя и ближайших его помощников.

Волхвы слегка зашумели.

– Что же делать? – немного обреченно спросил Велздрав.

– Тебе необходимо с собой разобраться, – заметил Светозар. – Ты чего боишься? Войны? Так она уже идет и давно. Мести отступников? Так мы с ними давно воюем. Хлебень, помоги Велздраву. Как я вижу, сам он не справится. Разобраться надо, кто в его слова такой смысл вложил. Только умно разбираться надо. Чувствую, что темная сила каким-то образом Велза зацепила. Сам не попадись. Ты не обессудь, – обратился Светозар к Велздраву, – но уйти тебе надо.

Светозар подождал, пока Велздрав в сопровождении нескольких волхвов ушел, а после, произнес:

– Дело, которое надо сделать, пахнет кровью. Сиуг, тебя пошлю за ребенком. Возьмешь себе двоих помощников. Сделаешь дело – станешь волхвом. Точнее, раньше пройдешь проверки. Если их сдашь, сход подтвердит твое звание. Что скажешь?

Светозар чуть искоса смотрел на Сиуга. Чем-то этот мужчина был симпатичен ему. Свет за свою долгую жизнь научился видеть людей внутренним взором и делать выводы по их самым незначительным внешним проявлениям: по тому, как они держат себя и говорят. В прогнозах ошибался редко.

– Я возьмусь за дело, – подумав, произнес Сиуг, – если волховской круг позаботится о моей семье и о семьях помощников, которые отправятся со мной в путь.

– Так и будет, – пообещал Светозар. – Даю слово. Только сыновей с собой в поход не бери. Молоды еще. Нужны спутники ухватистее. Да и волхв тебе нужен. Житень, пойдешь с Сиугом за мальчиком?

После вопроса на некоторое время установилась тишина. Было слышно только лишь легкое дуновение ветра. Все ждали, что скажет Житень, который считался одним из ведущих волхвов, несмотря на то, что ему было всего только шестьдесят семь лет. Житень, слегка поведя плечами, с усмешкой взглянул на Сиуга, потом на Светозара.

– Пойду, если у Сиуга и его помощников возражений не будет.

– Житеня главным сделаешь? – сразу же спросил Светозара Сиуг, уже думая, что знает ответ.

– Нет, – подумав, произнес Светозар. – Только, если ты его главенство признаешь. Если нет, то каждая группа будет действовать так, как скажет ее старший. Среди своих помощников старшим будешь ты, как и Житень среди своих.

Сиуг покосился на Житеня, посмотрел исподлобья на Светозара.

– Согласен. До места я признаю главенство Житеня. Как только прибудем, я с помощниками, если меня не устроит то, что предлагает Житень, буду действовать так, как считаю нужным.

– Только судьба мальчика и его родных от этого не должна ухудшиться, – предупредил Светозар. – Вы действуете сообща, а не порознь. Ты, – посмотрел чуть мимо Сиуга Светозар, – будущий волхв. Мы здесь все волхвы, а не Перуновы служители. Поэтому рознь между вами двумя не должна зародиться. Считай, что это начало твоего испытания. И от тебя зависит дальнейшее.

Светозар умолк, только руки его с силой сжали посох.

– Я бы и сам пошел, – раздался после паузы голос Светозара. – Да не молод я уже, да и дел неотложных много. Решать вопросы надо. А их по весне накопилось много. Вои с Бравлином в поход пойдут. Может, и до Византии достанут…

– Бравлин большую силу нынче собрал, как Борив и Лис раньше, – негромко произнес Хлебень. Как думаешь, куда он Русь приведет?

Вопрос, заданный Хлебенем, видно, интересовал всех волхвов. Некоторые из них живо отреагировали на него, сменив позу, а самый молодой из присутствующих, волхв Ярвень, не удержался и высказался:

– Ясно куда, под Византию с такими советниками.

Светозар никак не отреагировал на его слова, только слегка укоризненно посмотрел на Ярвеня.

– Не подумал я, – оправдался Ярвень и замолчал.

– У нас каждый за собой смотрит и наблюдает за происходящим, – после длительной паузы произнес Светозар. – Добромир, – обратился он к первому помощнику и заместителю, – скажи, что нужно сказать, а я пока что поговорю с Сиугом и Житенем.

Сделав знак следовать за ним, Светозар вышел из центра круга и направился к небольшому лесочку. Житень и Сиуг пошли за ним. Волхв не остановился тогда, когда дошел до деревьев. Безошибочно выбирая дорогу, он шел между деревьями к обрыву. Остановился он только лишь на круче, за которой следовал резкий обрыв вниз, где неторопливо плескал волнами Славута. Волхв, ничего не говоря, оперся на посох и какое-то время смотрел на реку, после чего, когда Сиуг и Житень уже долгое время стояли за ним, развернулся к ним лицом и спросил:

– Ведомо ли вам, зачем я вас сюда привел?

– Чтобы о чем-то рассказать, – первым ответил Житень.

– И о чем же? – слегка усмехнулся Светозар.

– Думаю, что ты прояснишь ситуацию и скажешь нам, где точно искать мальчика, – предположил Житень.

– Приходит время, – негромко произнес Светозар, – когда тайное становится явным. Дело, на которое вы идете, очень важное. Такое, что даже я не осознаю всей его важности. Но дело даже не в этом, а в том, что среди нас завелась крыса, маскирующаяся под волхва. Я догадываюсь, кто это, но у меня пока еще нет достаточных доказательств предательства.

– И предполагаемый предатель сейчас слушал нашу беседу? – догадался Житень.