В следующие тысячелетия мороз из Нифльхейма и огонь из Муспельхейма путешествовали по великой космической пустоте Гиннунгагапа, пока не столкнулись с образовавшейся при стихийном разрушении массой льда. Когда жар и холод встретились, появился пар, который превратился в гигантского Имира. Он и стал отцом и матерью всех остальных великанов[5].
По мере того как от жара Муспельхейма таял лед, на свет появилась большая корова по имени Аудумла. Она накормила Имира своим молоком, а затем начала слизывать соль с глыбы льда, из которой постепенно появлялась голова. Корова продолжала лизать лед, из которого понемногу высвобождались туловище, ноги, ступни, пока на свет не появилось существо, которое не было ни великаном, ни коровой. Это был Бури, первый из асов.
У Бури имелся сын по имени Бор[6]. Неизвестно, кем была его мать, но на тот момент единственным вариантом оставались великанши. У Бора было трое сыновей от великанши Бестлы. Их звали Один, Вили и Ве. Позже Один взял все под свой контроль и стал вождем асов и правителем Асгарда. Но тогда все еще не имелось никого, кроме него, его братьев, отца, деда и множества великанов, которых по-прежнему создавал Имир.
Один понял, что в пустоте слишком много гигантов. И вместе с братьями принял решение убить Имира. Из трупа великана они сотворили остальной мир. Высасывая его кровь, они создали океаны. Однако его кровь текла так быстро, что унесла Аудумлу, а вместе с ней и всех великанов. Лишь двоим из них удалось спастись, сбежав на импровизированной лодке, – Бергельмиру и его жене. Они отправились в Нифльхейм, где основали новую расу ледяных великанов.
Кожа и мускулы Имира были перемолоты, чтобы стать почвой, или твердью. Его волосы послужили для создания растений, из черепа было сотворено небо, а мозг превратился в облака.
Совершенствуя свое творение, Один и его братья взяли искры окружающих их огней и создали звезды. Вслед за твердью они сотворили горы. А из личинок, которые появились из гниющего тела великого Имира, получились карлики. Четырем из них было поручено поддерживать четыре угла черепа великого Имира, то есть удерживать небо над всеми нами. Один назвал их Норди, Судри, Аустри и Вестри. В современном исландском языке эти стороны света называются Norður, Suður, Austur и Vestur. Проходят тысячелетия, но некоторые вещи не меняются. Мне кажется, эти имена были присвоены норвежцам или исландцам, когда Снорри Стурлусон и Саксон Грамматик записывали космологию скандинавов.
Завершив ландшафт и космос, Один и его друзья создали первых людей. Литература о сотворении девяти царств полна пробелов. Многое из того, что мы знаем, было записано через сотни лет после того, как было впервые рассказано. Поэтому в большую часть этой истории нужно просто верить. Один даровал людям душу, Хёнир дал им тепло, а Лодур, которым вполне мог быть Локи, наделил их кровью и румянцем[7]. Это были Аскр и Эмбла, позже известные как Ясень и Вяз[8]. Так они начали населять мир Мидгарда, известный нам как Земля, другими людьми. На тот момент уже были солнце и луна, но некому было управлять колесницами, которые тянули их по небу. Как раз в это время у человека по имени Мундильфари родились двое детей, которых он назвал Соль и Мани, то есть Солнце и Луна[9]. Боги разгневались, что человек осмелился сравнить своих детей с их творениями. И тогда Один забросил их на небо, где они должны были вечно управлять колесницами. За ними гонятся дети великана – Сколь и Хати Хродвитниссон – в образе волков. Настигнув Соль и Мани, они поглотят их, и тогда наступит Рагнарёк, который снова ввергнет мир во тьму[10]. Тогда же Один забросил на небо еще двух великанов – Нат и ее сына Дага. Они должны были следовать друг за другом, как день и ночь.
Но на этом они не остановились и создали великий ясень Иггдрасиль – мировое древо, соединяющее все девять царств. Он настолько велик, что охватывает весь космос, начиная с Асгарда в макушке кроны и заканчивая Нифльхеймом и Ётунхеймом в корнях. В каждом из трех царств протекает ручей, питающий великое дерево.
Первый ручей находится в Асгарде. Это источник Урд, у которого боги встречаются для обсуждения важных дел[11]. Также возле него сидят норны и ткут гобелены судеб каждого из нас[12]. Именно возле Урда девять дней висел Один, познавая руны.
Второй источник находится у подножия Иггдрасиля в Ётунхейме. Его охраняет Мимир, и именно там Один искал знания. Когда он прибыл к ручью, Мимир не давал Всеотцу испить воды, пока тот не пожертвовал глазом. Именно это знание принесло Одину и счастье, и отчаяние, поскольку он увидел все, что должно было произойти, вплоть до самого Рагнарёка.
Один получил знания от головы Мимира. Во время войны асов и ванов Хёнира и Мимира отправили в Ванахейм в качестве заложников. Хёнир считался умнейшим из богов, а в обществе Мимира он мог проявлять исключительный интеллект. Однако когда Мимира не было рядом, ваны догадались, что Хёнир не способен принимать правильные решения и здраво мыслить. В гневе ваны обезглавили Мимира и отправили его голову обратно асам. Один поддерживал жизнеспособность головы с помощью комбинации трав и магических заклинаний и носил ее с собой, чтобы как можно быстрее получать от нее руководства к действию[13].
Третий и последний источник находится в Нифльхейме и называется Хвергельмир. Его питает вода, которая капает с рогов волшебного оленя Эйктюрнира, стоящего на самой вершине Вальхаллы.
На верхушке Иггдрасиля восседает большой безымянный орел. У него между глаз сидит ястреб по имени Ведрфельнир[14]. Почему ястреб сидит именно там – загадка. Этому нет объяснения ни в одном рассказе или саге. А о том, что у ястреба есть имя, а у орла его нет, есть сказка, которую еще предстоит рассказать. В корнях дерева живет змей Нидхёгг, который поедает трупы тех, кто направляется в Хельхейм. Орел и змей – заклятые враги, которых сдерживает белка Рататоск. Она бегает от одного к другому, передает им взаимные оскорбления и будет делать это вплоть до самого Рагнарёка.
Где все происходит: девять царств
В скандинавской космологии нет логического объяснения расположения каждого из девяти царств. Их связывает великое дерево Иггдрасиль. Как мы уже выяснили, его корни питают воды трех источников. Нифльхейм и Ётунхейм расположены у основания великого дерева, как и первые два источника, а третий – Урд – находится в Асгарде, то есть этот корень уходит в крону дерева, поскольку Асгард находится над Мидгардом, который расположен в центре всех девяти царств[15]. Иллюстрация на следующей странице точна, насколько это возможно, с учетом того, что царства расположены не в двумерной плоскости, а среди ветвей великого дерева.
Названия семи царств оканчиваются на «-хейм», а оставшихся двух – на «-гард» (Мидгард и Асгард). Асгард – это царство богов, самое безопасное из всех. Мидгард – место, которого, по мнению богов, могут достичь лучшие из людей. Его окружают высокие стены. Там так же безопасно, как и в Асгарде, и туда часто спускаются боги, чтобы напомнить о своем присутствии. Все другие царства более дикие и менее предсказуемые. Они опасны для тех, кто забрел туда по неосторожности. Но и там можно нажить неплохое состояние, получить славу и сражаться во имя царств[16]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Helge Ingstad, Vinland Ruins Prove Vikings Found the New World, National Geographic, National Geographic Society, Washington, D.C. 126, no. 5 (November 1964): 708–734.
2
Teresa Dröfn Freysdóttir Njarðvík, ed., Runes: The Icelandic Book of FuÞark, trans. Philip Roughton (Reykjavik: Icelandic Magic Company, 2018), 6.
3
Dr. Andrew Lemons, private conversation, Clemson University, April 18, 2020.
4
Stefân Einarsson, Icelandic: Grammar, Texts, Glossary (Baltimore and London: John Hopkins University Press, 1945), 1.
5
Karl E. H. Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá: The Prophecy of the Seeress (Nashville: Fateful Signs, 2018), 11.
6
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 12.
7
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 35.
8
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 32.
9
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 15.
10
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 76.
11
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 19.
12
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 39.
13
Seigfried, ed., The Illustrated Völuspá, 91.
14
Jesse Byock, trans., The Prose Edda: Norse Mythology, by Snorri Sturluson (London: Penguin, 2005), 26.
15
“Midgard,” Online Etymology Dictionary, Douglas Harper, accessed 5/24/2020, https://www.etymonline.com/word/Midgard.
16
Kirsten Hastrup, Culture and History in Medieval Iceland: An Anthropological Analysis of Structure and Change (Oxford: Oxford University Press, 1985), 143.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги