Ольга Павлова
Диалог с Русским языком
…Вся красота, когда смеется небо,
– все это ляжет вместе, как солома,
и отворится благодатный хлев.
Урок 1
Тема: Ах, как прекрасна русская природа…
«Времена года».
Пейза́ж-(городско́й, дереве́нский).
В перево́де с францу́зского языка́ пейза́ж обознача́ет ме́стность. Ча́ще всего́ – э́то изображе́ние приро́ды.
В.А. Киселев «Осень в лесу»
Биография А.А. Киселева
Роди́лся в Свеаборге (ны́не – администрати́вный райо́н Хе́льсинки), воспи́тывался в Аракче́евском каде́тском ко́рпусе, а с 1852 го́да – во 2-м Санкт-Петербу́ргском каде́тском ко́рпусе. Не зако́нчив по́лного ку́рса каде́тского ко́рпуса, в 1858 году́ поступи́л в Импера́торский Санкт-Петербу́ргский университе́т, на историко-филологи́ческий факульте́т. По́сле вре́менного закры́тия университе́та в связи́ со студе́нческими волне́ниями о́сени 1861 го́да он в ка́честве вольноприходящего ученика́ стал посеща́ть кла́ссы Импера́торской акаде́мии худо́жеств; в 1862 году́ был зачи́слен в число́ ученико́в; с 1863 году́ учи́лся у С. М. Воробьёва. Получи́л от акаде́мии большу́ю сере́бряную меда́ль за карти́ну «Вид в Новгоро́дской губе́рнии». В 1864 году́ он стал чле́ном Арте́ли худо́жников, возглавля́емой В. М. Макси́мовым, кото́рая была́ организо́вана по приме́ру арте́ли И. Н. Крамско́го для совме́стной рабо́ты и жи́зни худо́жников. Просуществова́ла «комму́на» недо́лго. В 1865 году́ Киселёв впервы́е при́нял уча́стие на Академи́ческой вы́ставке, где предста́вил пейза́ж «Вид из окре́стностей Москвы́», получи́вший одобре́ние пу́блики. В 1865 году́ он око́нчил Акаде́мию худо́жеств со зва́нием кла́ссного худо́жника 3-й сте́пени. Вско́ре он уе́хал в Ха́рьков, где поступи́л на слу́жбу в до́лжности секретаря́ Земе́льного ба́нка. К э́тому вре́мени Киселёв был жена́т и име́л трои́х дете́й. Слу́жба в ба́нке обеспе́чивала семье́ стаби́льный дохо́д и позволя́ла Киселёву в свобо́дное вре́мя занима́ться жи́вописью. В э́ти го́ды им бы́ли напи́саны пейза́жи: «Близ Ха́рькова» (1866), «Дво́рик в Малоро́ссии», «Святогорский монасты́рь на Донце́» (1870), «Парк о́сенью» (1874) и други́е. В 1875 году́ он посла́л в Това́рищество «передви́жников» свою́ карти́ну «Вид в окре́стностях Ха́рькова», кото́рая была́ при́нята к экспони́рованию и вско́ре, 7 ма́рта 1876 го́да, А. А. Киселёв был единогла́сно и́збран чле́ном Това́рищества, и с э́того го́да стал постоя́нным уча́стником ежего́дных вы́ставок передви́жников. В 1877 году́ он перее́хал с семьёй в Москву́, но ча́сто предпринима́л пое́здки в ра́зные места́ Росси́и с це́лью созда́ния этю́дов для свои́х карти́н, прекра́сно передаю́щих приро́ду в ра́зные времена́ года́ и часы́ дня, при разли́чном состоя́нии атмосфе́ры. По́зже писа́л ви́ды Кавка́за, име́вшие большо́й и заслу́женный успе́х. К моме́нту перее́зда в Москву́ у Киселёва бы́ло уже́ се́меро дете́й и он стал занима́ться педагоги́ческой де́ятельностью: преподава́л рисова́ние в же́нских гимна́зиях, дава́л ча́стные уро́ки жи́вописи. В пери́од 1879–1894 годо́в у него́ бра́ли ча́стные уро́ки И. С. Остроухов, М. А. Ма́монтов, М. В. Якунчикова-Ве́бер, Н. В. Якунчикова-Поле́нова, В. В. Переплётчиков, Н. В. Досекин, А. П. Бо́ткина, Г. Ф. Я́рцев и мно́гие други́е. В 1880-е года́х он обуча́л рису́нку и жи́вописи Ива́на и Михаи́ла Абра́мовичей Моро́зовых. С 1878 го́да и до конца́ жи́зни он вёл подро́бнейший дневни́к, в кото́ром соде́ржатся то́чные све́дения о вы́ставках в Москве́ и Петербу́рге, Шмаровинских сре́дах и рисова́льных вечера́х у С. И. Ма́монтова и В. Д. Поле́нова, о спекта́клях Большо́го и Ма́лого теа́тров, конце́ртах симфони́ческой му́зыки. Ле́том 1891 го́да семья́ Киселёвых жи́ла в име́нии поме́щика Былим-Колосовского – Богимово. Здесь же в э́то ле́то жил Анто́н Па́влович Че́хов, с кото́рым Киселёв подружи́лся. И. Е. Ре́пин писа́л о тво́рчестве А. А. Киселёва: Его́ пейза́жи я назва́л бы са́мыми це́льными, просты́ми, при всей стро́гости реа́льной пра́вды и зна́ния профессорски своего́ предме́та. В 1890 году́ Киселёв стал заве́дующим отде́лом изобрази́тельного иску́сства журна́ла «Арти́ст»; в э́том же году́ был удосто́ен зва́ния акаде́мика. В 1893 году́ он был и́збран действи́тельным чле́ном Импера́торской акаде́мии худо́жеств и в э́том же году́ возгла́вил худо́жественный отде́л журна́ла «Арти́ст», смени́в на э́том посту́ Л. Пастерна́ка. В 1895 году́ А. А. Киселёв был приглашён инспе́ктором кла́ссов Вы́сшего худо́жественного учи́лища жи́вописи, скульпту́ры и архитекту́ры при акаде́мии худо́жеств и перее́хал со свои́м многочи́сленным семе́йством в Петербу́рг. В 1897 году́ смени́л профе́ссора А. И. Куи́нджи на до́лжности руководи́теля пейза́жной мастерско́й учи́лища. В 1906 году́ он стал одни́м из учреди́телей Се́верного кружка́ люби́телей изя́щных иску́сств в Во́логде. Благодаря́ авторите́ту А. А. Киселёва чле́нам кружка́ удало́сь установи́ть свя́зи в Санкт-Петербу́рге и привле́чь к уча́стию в свои́х вы́ставках живопи́сцев Акаде́мии худо́жеств. Та́кже он был организа́тором О́бщества сиби́рских передвижны́х худо́жественных вы́ставок в Санкт-Петербу́рге. Киселёв рабо́тал в коллекти́ве худо́жников, оформля́вших интерье́р хра́ма-па́мятника Алекса́ндра Не́вского в Софи́и. В 1902 году́ худо́жник постро́ил себе́ дом в Туапсе́, так как, побыва́в в э́том райо́не побере́жья ра́нее, был поражён красото́й ме́стных пейза́жей. Сейча́с в Туапсе́ нахо́дится дом музе́й Киселёва. Скала́ ме́жду мы́сом Кадош и посёлком Аго́й на́звана скало́й Киселёва, поско́льку она́ была́ изображена́ им на карти́не «Кадошские ска́лы». У́мер внеза́пно, 20 января́ (2 февраля́) 1911 го́да, от серде́чного при́ступа за пи́сьменным столо́м.1
Ф.А. Васильев «Перед грозой»
Ф.А. Васильев «Оттепель»
Биография художника Ф.А. Васильева.
Фёдор Васи́льев роди́лся 10 февраля́ 1850 го́да в го́роде Га́тчине (ны́не Ленингра́дская о́бласть) в семье́ ме́лкого почто́вого чино́вника из Петербу́рга. В двенадцатиле́тнем во́зрасте был о́тдан на слу́жбу в гла́вный почта́мт, где получа́л 3 рубля́ жа́лованья в ме́сяц. С ра́ннего де́тства проявля́л спосо́бности и интере́с к рисова́нию.
Бро́сил слу́жбу и поступи́л на учёбу в Рисова́льную шко́лу О́бщества поощре́ния худо́жеств в Петербу́рге (1865—1868), в э́то вре́мя он совмеща́л заня́тия в шко́ле по вечера́м с рабо́той у реставра́тора из Акаде́мии худо́жеств П. К. Соколо́ва. К оконча́нию учёбы Васи́льев вошёл в среду́ изве́стных худо́жников, осо́бенно сбли́зился с Крамски́м и Ши́шкиным. Ва́жным собы́тием в э́тот пери́од для ю́ного худо́жника ста́ла его́ пое́здка на о́стров Валаа́м, где вме́сте с И. И. Ши́шкиным он прорабо́тал бо́лее пяти́ ме́сяцев: с ию́ня до по́здней о́сени 1867 го́да. Тво́рческое и духо́вное разви́тие Васи́льева шло так стреми́тельно, сло́вно он знал наперёд, что судьба́ отпусти́ла ему́ сли́шком ма́ло вре́мени и ну́жно успе́ть сде́лать как мо́жно бо́льше, не упусти́ть из своего́ внима́ния и па́мяти ни одного́ ми́га, како́й дару́ет жизнь. Ши́шкин научи́л Васи́льева ви́деть разнообра́зие форм приро́ды, различа́ть констру́кцию, хара́ктер дере́вьев и ли́стьев. Он внуши́л ученику́ любо́вь к тща́тельному наблюде́нию, к ана́лизу, и, наконе́ц, к самому́ проце́ссу худо́жественного труда́. Во вре́мя рабо́ты над карти́ной «О́ттепель», зимо́й 1870 го́да, Васи́льев си́льно простуди́лся, у него́ обнару́жился туберкулёз. По предложе́нию гра́фа П. С. Стро́ганова худо́жник провёл ле́то 1871 го́да в его́ име́ниях в Ха́рьковской и Воро́нежской губе́рниях, но так и не вы́лечился. О́бщество поощре́ния худо́жеств да́ло ему́ сре́дства для пое́здки в Крым (ещё до отъе́зда Васи́льев был зачи́слен вольноопределя́ющимся ученико́м Акаде́мии худо́жеств и получи́л зва́ние худо́жника пе́рвой сте́пени с усло́вием вы́держать экза́мен из нау́чного ку́рса). В Крыму́ Васи́льев провёл после́дние два го́да свое́й жи́зни. В э́тот пери́од он создаёт мно́жество рису́нков (каранда́ш, акваре́ль, се́пия) и карти́н. Центра́льное произведе́ние о кры́мской приро́де – больша́я карти́на «В Кры́мских гора́х» (1873 г., Третьяко́вская галере́я). В Крыму́ Васи́льев написа́л и значи́тельные карти́ны, посвящённые приро́де се́вера: «У́тро», «Забро́шенная ме́льница», «Боло́то в лесу́. О́сень», «Мо́крый луг» (1872, Третьяко́вская галере́я). Худо́жник рабо́тал мно́го и напряжённо, поро́й в уще́рб лече́нию. Э́то не спосо́бствовало выздоровле́нию и привело́ к траги́ческому концу́. Ф. А. Васи́льев сконча́лся 24 сентября́ (6 октября́) 1873 го́да в Я́лте. Моги́ла нахо́дится там же, на Поликуровском кла́дбище.2
1.Прочитайте биографию художника Ф.А. Васильева и А.А. Киселева есть ли общее что связывает этих двух художников? Задайте вопросы, опираясь на текст. Какой вывод можно сделать?
2.Найдите в тексте прилагательные и образуйте сравнительную степень. (Приложение 3). Найдите глаголы совершенного вида, подумайте какое состояние они передают?
3.Опишите картины по плану, данному в приложении (Приложение 1 и Приложение 2). Задайте свои вопросы по картинам, используя сравнительную степень. (Приложение 3).
Ю.Ю. Клевер "Зима"
Биография художника Ю.Ю. Клевер
Ма́льчик с де́тства был оживлённым, компане́йским и озорны́м ребёнком, предпочита́л ре́звые и́гры, выделя́ясь э́тим среди́ многочи́сленных чле́нов его́ огро́мной и дру́жной семьи́, хотя́ до́ма бы́ло всегда́ шу́мно и многолю́дно. Ча́сто с больши́м жела́нием и весе́льем у них в семье́ проводи́ли пра́здники и совме́стные засто́лья, люби́ли шути́ть. Лишь увлече́ние рисова́нием успока́ивало его́: он мог часа́ми сиде́ть за э́тим заня́тием. Роди́тели прекра́сно по́няли, что у них растёт сын с худо́жественным да́ром, осо́бенно по́сле нарисо́ванных и вы́резанных ры́царей, украша́ющих дом на рождество́, кото́рые, сло́вно на смотри́ны, ходи́ли разгля́дывать все чле́ны семьи́ и сосе́ди. В семье́ реши́ли страсть ма́льчика к рисова́нию напра́вить в ну́жное ру́сло, отда́в учи́ться живопи́сцу Ка́рлу Кюгельхену. Учи́теля с ученико́м объединя́ла одна́ страсть к прогу́лкам по споко́йному Де́рпту, во вре́мя кото́рых Кюгельхен, бу́дучи прекра́сным знатоко́м исто́рии го́рода и достопримеча́тельностей, с воодушевле́нием излага́л э́то ма́льчику. Он же в свою́ о́чередь, пленённый расска́зами учи́теля, тяну́лся к нему́, шага́я с ним по всем места́м, рассма́тривая стоя́щие для рисова́ния ме́стности, обсужда́я завора́живающие пейза́жи и красоту́ вокру́г. Наста́вник пове́дал Ю́лию Кле́веру о том, что у всего́ живо́го на Земле́ есть душа́, и зада́ча живопи́сца переложи́ть э́ту мысль на полотно́. На осно́ве э́тих наставле́ний он пото́м создава́л свои́ шеде́вры, пред кото́рыми на вы́ставках посети́тели остана́вливались в восто́рге и разду́мьях. По жела́нию отца́, сле́дом за обуче́нием в гимна́зии, Ю́лий Кле́вер поступи́л в Акаде́мию худо́жеств в класс архитекту́ры. Он, снача́ла согласи́вшись учи́ться в архите́кторском отделе́нии, уступи́в роди́телю, пото́м счита́л э́то ску́чным заня́тием. За про́пуски ле́кций его́ в 1870 г. отчи́слили из Акаде́мии. Зато́ 1871 г. одну́ из рабо́т «Забро́шенное кла́дбище зимо́й» заслу́женно призна́ла Ассоциа́ция худо́жников и приобрела́ в колле́кцию гра́фа П. С. Стро́ганова. Вы́ставленные че́рез год не́сколько карти́н Ю́лия Кле́вера опя́ть принесли́ суще́ственный результа́т, вели́кая княги́ня Мари́я Никола́евна купи́ла полотно́ «Зака́т». В 1874 г. Ю́лий Кле́вер устро́ил со́бственную вы́ставку. В 1875 г. полотно́ «Запу́щенный парк» оцени́ли в О́бществе поощре́ния худо́жников, вы́дав вознагражде́ние. В 1876-ом живопи́сец сно́ва организова́л вы́ставку из 10 карти́н и 30 этю́дов. Кле́вер стара́лся писа́ть карти́ны со́чными и вырази́тельными, ра́ди э́того он мог пренебре́чь то́чностью отображе́ния. Его́ покло́нники счита́ли, что он создаёт свои́ шеде́вры по-но́вому, без стра́ха, с изю́минкой. Его́ поло́тна пробужда́ли любо́вь к Севе́ру Ро́дины. Ю. Ю. Кле́вер оста́ток жи́зни прожи́л в Петрогра́де, продолжа́я педагоги́ческую де́ятельность и написа́ние карти́н. У́мер 4 декабря́ 1924 г. Похоро́нен в Петрогра́де. Весёлый и неугомо́нный нрав и глубокомы́сленная оце́нка происходя́щих собы́тий позво́лила дожи́ть до прекло́нных лет. В тяжёлые времена́ после́дних лет жи́зни он, улыба́ясь, вспомина́л благополу́чно прожи́тые го́ды.3
1.Задайте вопросы к тексту. Что привлекло Вас в биографии художника? (Приложение 1 и Приложение 2). Почему? Найдите в тексте прилагательные, образуйте сравнительную степень. (Приложение 3).
2.Составьте и запишите рассказ по картинам художников Ф.А. Васильева, А.А. Киселева и Ю.Ю. Клевера на тему «Времена года», используя прилагательные, причастия, которые даны в таблице 1. Подумайте, какую значимость придают рассказу прилагательные и причастия. (Приложение 4).
3.Подумайте и напишите какие краски нужно взять, чтобы написать зимнее, весеннее, осеннее, летнее состояние природы? Напишите какие прилагательные подходят для описания погоды разных состояний:
безветренная, безоблачная, великолепная, весенняя, ветреная, дивная, замечательная, изменчивая, изумительная, капризная, ненастная, непостоянная, осенняя, отвратительная, переменчивая, плохая, прекрасная, прохладная, скверная, тёплая, ужасная, холодная, хорошая, чудесная, ясная.
Таблица1.
1.Поставьте причастия в нужную форму, объясните какое время использует автор и почему.
Наступи́ла о́сень. (Пожелте́вший) ли́стья ещё цепля́ются за ве́тки дере́вьев, но с ка́ждым днём их всё ме́ньше. Вот (налете́вший) ве́тер взъеро́шил кро́ны, и они́ ста́ли ещё бо́лее (обнажи́вший). (Опа́вший) ли́стья устила́ют зе́млю золоты́м ковро́м. Перелётные пти́цы собира́ются в до́лгий путь. Им, (улете́вший) на юг, бу́дут сни́ться родны́е места́. Весно́й они́ непреме́нно верну́тся, что́бы вы́вести птенцо́в. А пока́ о́сень всё бо́льше вступа́ет в свои́ права́. (Надое́вший) дождь ка́ждый день стучи́т по утра́м в стёкла. Приро́да вы́глядит (приуны́вший), (опеча́ливший). Никого́ не ра́дуют (укороти́вшийся) день и всё (удлиня́ющийся) ночь. Мало́ со́лнца, и лю́ди постоя́нно чу́вствуют себя́ (невы́спавшийся). Ско́ро придёт зима́, укро́ет всё сне́гом. На (побеле́вший) доро́жках видны́ бу́дут следы́ воробьёв и сини́ц, (оста́вшийся) зимова́ть ря́дом с на́ми. Вме́сте бу́дем ждать весну́!
2.Прочитайте стихи русских поэтов. Какие картины можно нарисовать? Какие цвета вы бы использовали?
3.Создайте свое аджио о русской природе в любой технике (коллаж, акварель, акрил).
4.Найдите прилагательные и объясните какую роль они играют в стихах, от каких существительных они образованы?
Борис Пастернак
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.4
1956
Ирина Токмакова
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.5
Николай Языков
Приход весны
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод,
– Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход.
5.Прочитайте русские пословицы. Разберите их с преподавателем. Какие особенности русского быта и культуры вы отметили?
О зиме
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Береги нос в большой мороз.
О весне
Май леса наряжает и лето в гости поджидает.
Майский мороз не выдавит слёз.
О лете
Что летом родится, зимой пригодится.
Летом каждый кустик ночевать пустит.
О осени
Упал с дерева один лист – жди осени.
Сентябрь холоден, да сыт.6
6.Поставьте прилагательные в сравнительную степень и прочитай пословицы.
Правда (светлый) солнца.
Крастота (лучший), а правда (нужный).
Зрение (дорогой) денег, (острый) сабли.
Знания (дорогой) богатства.
Перо (сильный) меча.
Строгость учителя (полезный) ласки родителя.
Старый друг (хороший) новых двух.
Добрый пример (хороший) ста слов.
Доверие (надежный) замков и запоров.
7.Составьте предложения используя причастия. Определите время и вид причастий.
Любящая мать, цветущий сад, летящие снежинки, плывущие облака, прелетевшие птицы, притихший ветер.
8.Прочитайте стихи Всеволода Рождественского. Напишите в какое время года происходят события? Найдите причастия, определите их вид и время, какую роль они имеют в стихотворении?
«Овеянные пушкинскою славой…»
Овеянные пушкинскою славой,
Таинственно притихшие сады,
Как я люблю ваш вечер величавый
И в листьях клена стылые пруды!
В осенней стуже, тишиной объятой,
Гляжу я сквозь узор нагих ветвей
На зябнущие плечи белых статуй,
Мерцающие в сумраке аллей.
Когда-то густолиственную арку
Я вижу облетевшей и сквозной,
И словно вздох проносится по парку
Далекой замирающей струной.
Уж больше на чугунную ограду
Не сядет голубая стрекоза,
Не скатится к умолкшему каскаду
Журчащих вод литая бирюза.
Всё тихо здесь, в преддверии Аида,
В настороженной строгой тишине…
Но не туман ползущий, не обида
Сырых продрогших листьев внятны мне.
Пускай ветра в вершинах бродят дико
И снег идет,– в весеннем далеке
Из недр земных вернется Эвридика
С живыми перелесками в руке.
И парк проснется вновь в блаженной лени,
Дыша прохладным шелестом листвы,
Узор дрожащий ляжет на ступени
Просветами апрельской синевы.
И, слыша пробужденных вод журчанье,
Под своды лип столетних, не спеша,
Сюда уж не тропой воспоминанья,
А в блеске дня – пройдет моя душа.7
9.Определите Ваше психологическое состояние:
Тест "Ваш творческий возраст"
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа.
1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете:
а) побегу, чтобы успеть;
б) буду идти как можно быстрее;
в) буду идти немного быстрее, чем обычно;
г) буду идти, как шел;
д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать.
2. Ваше отношение к моде:
а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей;
б) признаю то, что мне подходит;
в) не признаю современные экстравагантные модели;
г) не признаю современную моду вообще;
д) признаю и отвергаю, смотря по настроению.
3. В свободное время вы охотнее всего:
а) проводите время с приятелями;
б) смотрите телевизор;
в) читаете художественную литературу;
г) разгадываете кроссворды:
д) занимаетесь чем угодно.
4. На ваших глазах совершается несправедливость. Ваши действия:
а) сразу постараюсь восстановить справедливость всеми доступными средствами;
б) встану на сторону пострадавшего и постараюсь ему помочь;
в) постараюсь восстановить справедливость в рамках закона;
г) а что можно сделать? Осудить про себя очередную несправедливость и продолжить свои дела;
д) вмешаюсь в обсуждение, не высказывая своего мнения.
5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то:
а) приходите в восторг;
б) думаете, что и вы этим должны «переболеть»;
в) не признаете этот шум и грохот;
г) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.
6. Вы находитесь в дружеской компании. Для вас важно:
а) возможность продемонстрировать свои способности;
б) сделать так, чтобы люди не забывали, с кем имели дело;
в) соблюсти приличия;
д) вести себя в соответствии с нормами этой компании.
7. Какая работа вам нравится:
а) содержащая элементы неожиданности и риска;
б) разная, но не монотонная;
в) такая, где можно использовать свой опыт и знания;
г) нетрудная;
д) смотря по настроению.
8. Насколько вы предусмотрительны:
а) склонен приниматься за дела, не раздумывая;
б) предпочитаю сначала действовать, а уже потом рассуждать;
в) предпочитаю не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия;
г) предпочитаю участвовать только в таких делах, где успех гарантирован;
д) отношусь к делам в зависимости от ситуации.
9. Доверчивы ли вы:
а) доверяю некоторым людям;
б) доверяю многим людям;
в) не доверяю многим;
г) не доверяю никому;
д) все зависит от того, с кем я имею дело.
10. Ваше настроение:
а) преобладает оптимистическое;
б) часто оптимистическое;
в) часто пессимистическое;
г) преобладает пессимистическое;
д) в зависимости от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции от «б» до «д». Затем найдите общую сумму по формуле:
Т = 2(б+3в+4г+2д) Полученная цифра – ваш творческий возраст.
Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны. Когда ваш творческий возраст идет немного впереди – тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.8
Квест «Времена Года»
Выполни квест и определи в какое время года происходят данные явления. Составьте предложения с данными словами.
Разгадай кроссворд
1. Взрослый цыплёнок
2. У него на носу рог
3. На ней растут яблоки
4. Жёсткий брат кресла
5. Прибор для автоматических вычислений
6. Твердая вода
7. Фигура человека из снега
8. Противоположность умножения
9. Украшение в виде нити с бусинами
Угадай слово, используя буквы
Разгадай загадку
Невидимка-великан
Бьёт в огромный барабан.
Разгадай кроссворд
1. Он говорит «бе-е-е»
2. Её накручивают на болт
3. Она бывает дождливая и солнечная, морозная и жаркая
4. Врач-медик из Смешариков
5. Она говорит «ква-ква»
6. Овощ для борща
Прочитай справа налево
ЗОРОМ
Вычеркни из каждой строки повторяющиеся в ней буквы
Прочитай справа налево
ЬЛЕПАК
Оцени себя!
Урок 2.
Тема: А кругом все лица, лица… «Внешность».
Портре́т – изображе́ние и́ли описа́ние како́го-ли́бо челове́ка ли́бо гру́ппы люде́й, существу́ющих и́ли существова́вших в реа́льной и́ли худо́жественной действи́тельности.
Н. П. Богданов-Бельский «Сельская школа»