Книга Краткое изложение книги «Тысячеликий герой». Автор оригинала Джозеф Кэмпбелл - читать онлайн бесплатно, автор Валерий Владимирович Муллагалеев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Краткое изложение книги «Тысячеликий герой». Автор оригинала Джозеф Кэмпбелл
Краткое изложение книги «Тысячеликий герой». Автор оригинала Джозеф Кэмпбелл
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Краткое изложение книги «Тысячеликий герой». Автор оригинала Джозеф Кэмпбелл

С точки зрения психологии эти земли полностью открыты для всевозможных проекций бессознательного. Здесь могут проявляться кровосмесительные и отцеубийственные мотивы. Наслаждение обманчиво, и обольстительные сирены оказываются людоедами.

Однако здешние враги не из тех, которые атакуют первыми: как правило, герой идет к гибели сам, если обманывается завлекательными речами, подчиняется своим страстям или нарушает запреты. В качестве характерного примера автор приводит способности аркадского бога Пана. Своей свирелью он вызывает у людей сильный беспричинный испуг. В таком состоянии человек пугается любой мелочи, например треснувшей ветки, в ужасе обращается в бегство и погибает по неосторожности. При этом Пан милостив к своим почитателям и одаряет их благами или мудростью. В сухом остатке главный соперник героя – это он сам.

Страж порога тоже обманчив. Он будет противостоять герою или отговаривать входить в новый мир, но ровно до тех пор, пока герой не исполнится решимости преодолеть порог. В этом случае даже смерть героя в битве с привратником будет означать успешный переход в новое состояние.

В этом страж уподобляется мифическим существам, которые враждебны и дружелюбны одновременно. Таковы девушки-змеи, известные на островах Банкс. Встретивший такую девушку юноша может убежать или ударить ее листом драконова дерева. Во втором случае она обратится в змеиную форму и уползет. Если же вступить с ней в сношение, то демоница станет близким другом.

Автор называет этот этап неоднозначным и сложным, поскольку чрезмерная самонадеянность тоже может привести к поражению. Для пояснения приводится два примера.

Первая история рассказывает о караванщике, которому предстояло пересечь большую пустыню. Он нагрузил повозки кувшинами с водой и отправился в путь. Обитавший в пустыне великан-людоед сотворил иллюзию и появился на пути каравана. Великан и его собратья предстали торговцами в мокрых одеждах, обвешанные гирляндами водяных лилий. Караванщик спросил, где они нашли воду, а великан ответил, что поблизости находятся полноводные озера, и посоветовал вылить запасенную воду, чтобы идти налегке. Караванщик так и поступил, а когда его людей и животных одолела жажда, великаны-людоеды вернулись, всех убили и съели.

Вторая история раскрывает сущность привратника и демонстрирует успешный переход. Принц, ставший мастером Пяти Оружий, пересекал некий лес. Ему повстречался людоед по имени Липкие Волосы, который убивал всех, кого увидит. Бесстрашный принц вступил с ним в бой. Он ударил правой рукой, и она прилипла к волосам людоеда. То же самое случилось с левой рукой, ногами и головой. Принц Пяти Оружий попал в ловушку пять раз и полностью прилип к людоеду. Тот спросил, почему юноша не боится, и принц ответил, что имеет в животе еще одно оружие – удар молнии, который разорвет людоеда, если тот решит съесть принца. Людоед подумал и решил отпустить свою жертву. Принц изложил великану Учение и превратил в добродетельного духа.

Автор уточняет, что Пять Оружий – это пять органов чувств, под молнией имеется в виду Оружие Знания, а герой является предшествующим воплощением Будущего Будды. Таким образом, великан символизирует мир, привязывающий человека пятью чувствами, и только невидимое шестое, духовное, способно привести к победе и освобождению.

Освобождение от условностей бренного мира может происходить также посредством отказа от дуального восприятия (жизнь и смерть, добро и зло). Яркий мифологический пример – сталкивающиеся скалы Симплегады, крушащие корабли в Черном море. Ясон преодолел опасный участок, и с тех пор скалы спокойно стоят в отдалении друг от друга.

Таким образом, герой освобождается от своего эго, проникает сквозь стены мира и идет дальше.

5. Во чреве кита

Один из вариантов преодоления порога автор выделяет как отдельный этап, названный «во чреве кита». В этом случае герой не сражается и не договаривается с привратником, а оказывается проглоченным и как будто умершим. Этот мотив распространен во всем мире.

Эскимосы рассказывают о герое-хитреце, который уговорил самку кита раскрыть рот, обратился в ворона и влетел в ее утробу. В зулусской истории женщину проглатывает слон, а внутри она находит целый мир с лесами, реками и горами, где также живут люди.

Проглатывающее существо может быть волком, как в «Красной Шапочке», или чудовищем неопределенной формы, которому попадается Финн Мак Кул в ирландских мифах, а полинезийского героя Мауи проглатывает собственная прапрабабушка.

Таким образом, выход из привычного мира может выглядеть как преодолением внешних рамок, так и погружением вовнутрь. Это тождественно вхождению в храм, где верующий вспоминает, кем является. Поэтому у входов в храмы можно наблюдать фигуры фантастических монстров – они охраняют храм от недостойного и одновременно предупреждают об опасных аспектах духа, с которыми может столкнуться верующий на границе привычного мира. Тот факт, что человек физически может пройти мимо статуй без проблем, не умаляет их сути, поскольку если самозванец не воспринимает их смысла, то он не сможет приобщиться и к святости внутри – останется снаружи храма, даже войдя в него физически.

Акт поглощения исполинским зверем лишний раз роднит переход героя со смертью. Тело героя может быть даже расчленено и разбросано, как в египетском мифе об Осирисе. Однако если герой превозмог привязанность к эго, то физическая смерть не страшна ему, поскольку останется нетленная суть. В итоге герой возвращается из чрева чудовища и подтверждает свою способность к спасению и возрождению.

Автор проводит параллель с языческими ритуалами, связанными со смертью и самоистязанием. Во Фригии в честь воскресшего спасителя Аттиса срубали сосну и проводили ее церемониальное погребение, а затем жрец пускал кровь из своих рук, адепты исполняли ритуальные танцы и кололи себя ножами, новообращенные кастрировали себя, кровь орошала алтарь и дерево. Так они праздновали смерть и воскрешение. Известна история, как царь одной из индийских провинций ритуально завершил свое правление тем, что вышел перед народом и стал отрезать куски от своего лица и разбрасывать их вокруг, а когда начал терять сознание, перерезал себе горло.

Глава II. Инициация

1. Путь испытаний

В фантастической стране герою предстоит пройти через испытания. Эта приключенческая часть мифа повлияла на формирование литературы о странствиях и состязаниях. И пусть у героя есть сверхъестественный помощник, испытания предстоят действительно трудные.

Приведенный автором миф служит помимо прочего примером, как при смене гендерных ролей структура повествования остается неизменной. Героем выступает Психея, ищущая своего возлюбленного Купидона. Вместо жестокого отца, не пускающего дочь к возлюбленному, Психее противостоит ревнивая мать Купидона Венера. Она измышляет для Психеи одно испытание за другим: перебрать перемешанные зерна разных злаков, настричь шерсть убийственных диких овец, набрать воду из ключа, охраняемого драконом, принести шкатулку из преисподней. Справиться девушке помогают покровители-помощники.

Путешествие за потерянной душой является одним из распространенных сюжетов мифологического приключения. Отражен он также и в ритуальной практике. Особо опасные путешествия предпринимают шаманы у народов Крайнего Севера, когда отправляются за душой больного соплеменника. Облачившись в ритуальные одежды и заручившись поддержкой духов, шаман отправляется в путь под ритм барабана.

Автор приводит описание шаманского ритуала саамов, рассматривая его с двух сторон. С наступлением ночи в жилище заболевшего человека собираются друзья, соседи и шаман, которому ассистируют две женщины. Шаман посредством ритуальной пляски погружается в транс и замирает на полу. Женщины внимательно наблюдают и задают вопросы о его местонахождении в потустороннем мире, а шаман отвечает движениями конечностей. Выйдя из транса, он рассказывает о причинах болезни и методах избавления. Так выглядит ритуал со стороны. Во время же транса шаман проходит духовное путешествие.

В путешествии шаману предстоит преодолеть ряд препятствий. Он проходит темный лес, минует кости других шаманов и достигает дыры в земле. Пройдя через стражей царства мертвых, шаман встречает Владыку Преисподней Элрика, который нападает на него. Шаману нужно суметь успокоить чудовище и заставить отступить, обещая подношения.

В противовес мистической трактовке ритуала автор приводит объяснения психологов, которые считают шаманский феномен проявлением невроза и психоза. Шаман делает явственными фантастические символы, присущие психике всех членов племени, и играет роль громоотвода общественной тревоги.

Оздоровительный процесс путешествия внутрь себя заключается в выявлении и последующем преобразовании инфантильных образов, сохранившихся в психике. Эти процессы происходят и в повседневности посредством сновидений. Во снах человек также встречает фантастических противников и наставников, там же он находит и ключ для спасения и собственного развития.

В подтверждение автор приводит множество характерных фрагментов из сновидений, зафиксированных в разные времена. Образы снов отражают психологическую проблему сновидца: например, заика с трудом пробирается через местность и вынужден перепрыгивать через канавы и кустарник; гомосексуалист бежит за прекрасной девушкой, но останавливается лучом, который является фаллическим символом; поэт, вынужденный работать журналистом, видит лежащую на земле половину лошади, которой не удается подняться.

Позитивные перемены в жизни также отражаются во снах: например, импотент учится управлять машиной и достигает площади, заполненной женщинами. Молодая девушка увидела успехи в личной жизни так: она идет по узкому мосту и падает в воду, ее спасает полицейский, после чего ей кажется, что она мертва, и ее спаситель тоже выглядит как мертвец. Уточняется, что мертвое состояние в образах бессознательного означает обретение полноты жизни.

Автор обращает внимание на проблему современного общества. Прошлые поколения решали психологические кризисы с помощью ритуалов и постижения символов мифологического мышления. Вследствие же рационализма эти способы утрачивают силу, и человеку приходится решать глубинные проблемы самостоятельно или под руководством неопытного наставника. Для того чтобы воспользоваться силой мифов, человеку нужно пройти своего рода очищение и отречение, и этот процесс есть в пути героя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги