banner banner banner
Международная безопасность и соблюдение прав и свобод человека в современном мире
Международная безопасность и соблюдение прав и свобод человека в современном мире
Оценить:
 Рейтинг: 0

Международная безопасность и соблюдение прав и свобод человека в современном мире


После принятия Конвенции ООН о правах ребенка в 1989 г., в 1990 г. была принята Африканская хартия прав и благополучия ребенка, вступившая в силу в 1999 г.

Арабская хартия прав человека была разработана арабскими экспертами по правам человека и принята Советом Лиги арабских государств в 1994 г. и вступила в силу в 2008 г.

Существует также Евро-Азиатский диалог между Европейским Союзом и десятью государствами ASEM в области прав человека. Подобный диалог осуществляется также между Европейским Союзом и Китаем[59 - Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. – Варшава, 2005. – С. 34 – 37.].

В системе защиты прав человека можно выделить в отдельную группу также международных представителей, таких как Верховный Комиссар ООН по правам человека, Верховный Комиссар ООН по делам беженцев, Комиссар Совета Европы по правам человека, Верховный Комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам, специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, представитель ОБСЕ по свободе СМИ.

Влияние гражданского общества, представленного в основном неправительственными организациями (НПО), на развитие системы прав человека было решающим. Деятельность НПО основывается на свободе ассоциаций, защищенной статьей 22 МПГПП. Они являются ключевыми субъектами гражданского общества, защищающими и поощряющими права человека. В рамках ООН они стали своего рода «совестью мира». Они часто занимаются защитой конкретных интересов, таких как свобода выражения и свобода средств массовой информации («Article 19»), а также предотвращением пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения («Ассоциация по предотвращению пыток», АРТ). НПО, такие как «Международная Амнистия», используют специальные процедуры, например, «воззвание к срочным действиям» для того, чтобы оказать давление на государства. Стратегия «мобилизация стыда», осуществляемая в основном с помощью независимых средств массовой информации, может быть очень эффективной. Такие НПО, как «Международная Хельсинская Федерация (IHF)», «Международная группа по предотвращению кризисов» (ICG) и «Human Rights Watch», оказывают влияние на государства и международное сообщество путем подготовки отчетов высокого качества, основанных на выяснении фактических обстоятельств и мониторинге. Еще одним эффективным подходом НПО является подготовка «теневых отчетов» в международные органы мониторинга параллельно с официальными государственными отчетами. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 1998 г. – Декларации о правозащитниках – людям и НПО, работающим на благо прав человека, необходимо предоставить необходимую свободу для этой деятельности и защищать их от всех преследований[60 - Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. – Варшава, 2005. – С. 28.].

Права человека – универсальны и присущи каждой культуре и религии, каждому региону, хотя их окончательное оформление принадлежит Европейской мысли. Основные этапы складывания системы защиты прав человека приходятся на XX-й в. Сложившаяся система имеет многоуровневую структуру, в рамках которой происходит взаимодействие и сотрудничество по защите прав человека. Каждый уровень системы защиты прав человека имеет свои преимущества и создаётся для повышения эффективности работы системы прав человека. Принятие некоторых инструментов прав человека, таких как конвенции или договора, учреждение новых органов по правам человека может занимать продолжительный период времени. Между организациями, между государствами продолжает оставаться ряд противоречий по правам человека, но уважение к ним – сегодня черта любого демократического государства.

§2. Тенденции развития международного сотрудничества в области прав человека в современном мире

Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой. Важное значение, которое придается государствами защите и поощрению прав и свобод человека, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе при помощи укрепления режима международного контроля. Такое сотрудничество на данный момент стало важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности. Одновременно следует иметь в виду, что современные институты и механизмы международного контроля в области прав человека, за исключением, пожалуй, регионального измерения, являются продуктом правового, а зачастую и политического компромисса. На специфику такого контроля сильнейшее воздействие оказало деление мира на два полюса, противостояние между социалистической и капиталистической системами – в прошлом, а также развитых и развивающихся стран – в современный исторический момент. В этой связи международный контроль в области прав человека в настоящих условиях носит во многом мягкий, непревентивный характер (своеобразный контроль post-factum). Думается, что данная особенность развития международных контрольных правозащитных механизмов будет сохраняться до тех пор, пока на практике, в действительности не изменится подход различных государств и групп государств к межгосударственному сотрудничеству в рассматриваемой области[61 - Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. – Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425].

Одной из современных тенденций эволюции контроля в области прав человека является, по сути, отказ от такого его основополагающего качества, как субсидиарность. Контрольные органы и целый ряд государств выступают за то, чтобы международные контрольные механизмы и институты были задействованы на как можно более ранней стадии, фактически еще до вынесения последнего решения национальными органами. Думается, что данная тенденция противоречит сущности международного контроля в области прав человека – тем принципам, на основе которых эта система создавалась изначально. Именно в данном контексте следует рассматривать, в частности, предложение Парламентской Ассамблеи Совета Европы о создании поста Прокурора при Европейском Суде по правам человека, который был бы наделен целым рядом контрольных функций и полномочий в рамках механизма по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Эволюция международной контрольной деятельности в области прав человека ясно свидетельствует если не об отказе, то, по крайней мере, о существенном ограничении действия и сужении сферы применения принципа невмешательства во внутренние дела государств в том, что касается международного права прав человека. Следует предположить, что данная тенденция будет сохранена и в будущем. В любом случае политика и практика государства в правозащитной области уже не могут рассматриваться как относящиеся исключительно к сфере внутренней компетенции. Функционирование систем контроля в области защиты прав человека является подтверждением правильности вывода Всемирной конференции по правам человека 1993 г. о том, что «поощрение и защита прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества»[62 - Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. – Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425].

В последние десятилетия наблюдается процесс появления новых государств – субъектов международного права. Одновременно как «старые», так и «новые» государства все активнее рассматривают вопрос об участии в международных договорах в сфере прав человека.

Ежегодно в Женеве в марте – апреле проводятся очередные сессии Комиссии ООН по правам человека продолжительностью 6 недель. В ходе указанных сессий принимаются более ста резолюций и решений по широчайшему кругу проблем, который за последние несколько лет неуклонно увеличивается. Причем многие из таких проблем с большой натяжкой можно отнести к строго правозащитным. Например, перевозка токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому и стрелковому оружию, международная торговля и т. д. Подобное стремление со стороны отдельных государств «объять необъятное» и заставить Комиссию, по сути, выйти за пределы своей компетенции, тем самым нарушить собственный мандат, далеко не всегда способствует повышению авторитета этого органа, а также эффективности его деятельности.

Кроме того, внесение на рассмотрение Комиссии заведомо конфронтационных проектов резолюций и решений неизбежно приводит к политизации дискуссии, усилению взаимного недоверия государств. Возникает ситуация, при которой обсуждение проблематики поощрения и защиты прав и свобод человека содействует не объединению, а разобщению стран, результату, прямо противоположному целям и принципам ООН. Более того, это противоречит и мандату, и предназначению самой Комиссии. Такая ситуация является, несомненно, парадоксальной и неприемлемой[63 - Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. – Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425].

По мнению большинства исследователей в области международного права в области прав человека, наиболее эффективная система международного контроля была создана именно на региональном уровне – в рамках Совета Европы. Следует в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского Суда по правам человека Ролвом Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана… в Страсбурге». Основополагающая роль региональных механизмов в поощрении и защите прав человека была особо отмечена в итоговом документе Всемирной конференции по правам человека (1993 г.)

В последние годы участники ОБСЕ не раз выражали озабоченность относительно давления на судей, нарушений прозрачности судебного процесса, преград доступу к правосудию, коррупции, недостаточности финансирования судов, а также ограничения доступа к юридической помощи. БДИПЧ/ОБСЕ также было отмечено, что право на эффективные средства защиты было подорвано дискуссиями и практикой, связанной с международной борьбой с терроризмом[64 - Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. – Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425]


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)