Лучший ученик Японии находит тетрадь смерти, с помощью которой убивает сотни людей по всему миру, просто вписывая туда их имя. Это не только преступники, но и оперативники, которые его ловят, и жены этих оперативников, и другие случайные люди. При этом его никто не подозревает, он считает себя богом, ведь он может управлять обстоятельствами смерти и получает от этого удовольствие. Жертвы его не видят, он убивает их на расстоянии, сидя дома за столом, руки не пачкает. Общество дает ему имя Кира, от слова «киллер». Рядом с ним всегда демон смерти, который дает ему дельные советы. Зачем он все это делает? Ответ в первой серии, там он открыто говорит: потому что скучно. Ничего не напоминает? Причем это главный герой, и сюжет строится так, что зритель встает на его сторону.
И тут я читаю статью «Мне нравилось их контролировать». Исповедь куратора «групп смерти». Девушка администрировала около десятка групп, за что ее и взяли. И звали ее Кира Свобода. Как она сама призналась, это псевдоним, и ИМЕННО ТАК звали главного героя «Тетради смерти».
На анимешных форумах многие пишут, что по 3-4 раза смотрели эту чушь, они считают ее великим искусством. Что станет с человеком, 3 раза подряд посмотревшим 38 серий про то, как можно красиво убивать людей, не вставая со стула, мне страшно представить.
Про систему ценностей
Откуда же берется эта система ценностей и убеждений, которая заставляет людей совершать настолько диаметрально противоположенные поступки? Ее создает семья и окружение, но так как сейчас люди стали гораздо меньше общаться, то окружение заменила медиасреда. Это два ключевых пункта, которые формируют систему ценностей человека и влияют на всю его жизнь. Человек может расти в семье алкашей, но увлечься книгами, искусством, и стать хорошим, образованным человеком. И наоборот, в идеальной семье ребенок может насмотреться и начитаться всякой дряни и стать моральным уродом, таких случаев тоже немало. А вот таких случаев, чтобы ребенок рос в семье алкашей, потреблял дрянной контент и потом стал хорошим человеком, нет!
Тут стоит напомнить, что мы живем в крайне нездоровом обществе. Мы на первых местах в мире по употреблению алкоголя, мы самая курящая страна в мире, у нас делается более миллиона абортов в год, и 40% семей неполные. Современное телевидение деградировало настолько, что очень многие просто отказываются его смотреть. Кроме пропаганды тупости, разврата и алкоголя, там давно уже ничего нет. С музыкой то же самое.
По телевизору больше не показывают добрые фильмы, детских передач уже давно нет в принципе. Просто поймите, у современных детей больше нет того, что было у вас, у них нет доброй альтернативы. Как вы думаете, в такой ситуации, учитывая все, что писалось выше, есть ли у анимезависимого ребенка хоть малейший шанс остаться нормальным человеком?
Что делать?
Вариант только один. Воспитывайте ребенка на том контенте, на котором воспитывали вас. Разговаривайте с ним. Создайте ему правильную систему ценностей, все это есть в старых фильмах, мультиках, почему вы их ему не показываете? Вам нравятся голливудские фильмы, и ему тоже? Смóтрите их вместе, а про старые он и слышать не хочет? Ну, тогда не жалуйтесь: если вы не можете отказаться от телевизора, если вы впускаете в свой дом через экран всю эту мерзость, то чего вы ждете от своего ребенка? Я это вижу просто постоянно. У большинства людей телевизор в доме не выключается никогда! Дети бегают рядом и впитывают всю чернуху, что вы смотрите, и потом вся эта гадость, вместе с современными тупыми мультиками, кровавыми компьютерными играми, станет для них «воспоминаниями детства», краеугольным камнем человеческой психики, и это будет уже не исправить. Неудивительно, что дети не закрывают глаза при виде страшных сцен в аниме, это вы их научили.
Ребенок, воспитанный на традиционной системе ценностей, на четких представлениях о добре и зле, на добрых и поучительных фильмах, просто не станет даже начинать смотреть аниме. Ему это будет НЕИНТЕРЕСНО и противно. Так же ему будет неинтересен тупой юмор, кровавые игры и прочие вещи. Поймите, это единственный способ, другого нет и не будет.
Вы не сможете быть с ним постоянно и контролировать, что он смотрит и делает. Только ЕГО собственные, правильные убеждения смогут создать внутри него информационный иммунитет ко всей чернухе, оградить и защитить в жизни от всех новых информационных угроз. Но ваша задача как родителя – создать этот иммунитет добрыми фильмами, хорошими книгами и самое главное, собственным примером.
Если ребенок уже стал анимезависимым
Важно понять масштаб беды и действовать соответственно. Как вы могли понять из статьи, это увлечение может привести к абсолютно разным последствиям. Возможно, увлечение аниме и пройдет с возрастом, но установки и система ценностей останутся на всю жизнь, поэтому чем раньше вы начнете что-то с этим делать, тем лучше. Я не психолог и не могу дать дельный совет, как поступить правильно, что нужно, а что не нужно говорить. Единственное, что могу посоветовать, – разговаривайте с ребенком, спрашивайте не только о том, чего он хочет, но и о чем думает, что чувствует. Все трагические случаи чаще всего объединяет одно: дети мало общались с родителями или не общались вообще.
Ищите информацию, как с этим бороться, изучайте, обращайтесь к специалистам, только не оставляйте ситуацию на самотек. Просто забрать у ребенка Интернет, «потому что я так сказала», – тоже не вариант. Важно объяснить, а чтобы объяснить, нужно сначала самому понять, что происходит, как детей втягивают в эту субкультуру и зачем. Поговорите с ребенком об этом, возможно, даже посмотрите с ним какую-нибудь серию, прокомментируйте то, что там происходит. Если вы все сделаете правильно, ребенок поймет, что через эти мультики им просто тупо манипулировали, а дети это ох как не любят. Если же вы прочитали статью, но ваш ребенок не смотрит аниме, НЕ НАДО! с ним про это говорить. К сожалению, опыт показывает, что сами родители часто распространяли информацию: приходили домой и тормошили детей, спрашивали про синих китов и группы смерти. Дети же ранее и знать не знали про это, а тут стало интересно.
Как изменить ситуацию
Сейчас идет процесс массового расчеловечивания детей. Все описанное в статье – только вершина айсберга. Вы понимаете, что будет дальше? Через несколько лет дети, воспитанные на таком контенте (это не только аниме) и построившие на нем свою систему ценностей, пойдут получать высшее образование; потом они закончат вузы и поступят на госслужбу, в полицию, в армию, будут учить ваших детей в школе… Ваших внуков будет учить фанат «Класса убийц», вас будет лечить фанат «Тетради смерти», а вашим участковым будет фанат «Убийц акаме», хотите такое будущее? Если ничего не делать, то будет именно так, и нас ждет тот мир, который показывают сейчас во всех этих сериалах. Нужно что-то делать, и делать срочно!
В конце хотелось сказать пару слов фанатам аниме. Нет, я не считаю вас ненормальными. Вы такие же люди, как и все мы, просто вас, точно так же как и многих из нас, обманывают. Вам подсовывают третьесортную шаблонную чушь, пропагандирующую разврат и жестокость под видом великого искусства. Эти «шедевры» ничем не лучше канала ТНТ или наших глупых современных сериалов, не лучше нынешней попсы и многих голливудских фильмов, это один и тот же уровень! Современному обществу потребления нужны тупые, легко манипулируемые люди, потребители, и задача всех вышеперечисленных жанров – сделать их из вас! Не потребляйте все подряд, будьте разборчивей и не верьте никому, просто когда будете смотреть очередную серию, вспомните, что написано в статье, сравните с увиденным и сделайте СВОИ выводы.
5. Условия и причины возникновения неформальных групп
Чем старше подросток, тем меньше помощи в проведении свободного времени оказывают родители или учителя, при этом увеличивается воздействие товарищей. Выбор друзей никем не контролируется. Основную массу информации о различных сторонах жизни подростки получают вне семьи и школы без участия со стороны педагогов и родителей. Особенно это касается интимно-личностной информации, которую подростки черпают из неофициальных источников. В силу своих ранее сформировавшихся интересов и склонностей подростки сами устанавливают содержание своей предметной деятельности, привыкают делать то, что им хочется.
Среди типичных причин возникновения неформальных групп подростков на первое место психологи ставят неблагополучие в семье. Затем идут плохая организация досуга, разочарование подростков в идеалах взрослых, социальная несправедливость и имеющийся бюрократизм и формализм в работе государственных, молодежных и общественных организаций. Нередко подростки просто не имеют возможности заплатить за посещение спортивного зала или кружка по интересам.
В организационной структуре неформальных групп лежат не официальные связи и отношения, а чисто психологические. Группы складываются стихийно, их структура, пусть даже очень сложная, нигде официально не зарегистрирована, не охраняется общественными институтами и не отражена в законодательном порядке. Основными средствами контроля здесь являются традиции, обычаи, групповые привычки, закрепленные в групповом мнении, т. е. средства моральные, а не юридические. Поэтому права и обязанности членов этих неформальных групп аморфны, хотя бывают весьма сложными и обширными. Необходимость в таких группах подростки испытывают потому, что только в них они могут свободно общаться с теми лицами, которые им нравятся. Выбор партнеров по общению у них далек от рационализма и часто происходит на основе личных симпатий, привязанностей, общих интересов, увлечений и т. д. Здесь они могут удовлетворить свою потребность в престиже и признании, показать свою взрослость, свое «Я».
Привлекает их также свобода деятельности и относительной самостоятельности, независимость суждений и изолированность от вмешательства взрослых. Здесь совсем другая атмосфера общения, чем в формальных группах. Отношение членов группы друг к другу здесь определяется личностными качествами каждого, системой межличностной психологической зависимости.
***
Подростки, не встречая взаимопонимания в ближайшем окружении, не находя условий для самовыражения, уходят в различные неформальные молодежные группировки. У подростков и молодежи накопилась, как в аккумуляторе, огромная энергия, которую они не знают, куда девать.
***
Целостность как групповое качество появляется тогда, когда большинство членов стихийного объединения начинает осознавать и воспринимать себя как единое и относительно устойчивое целое. В это время происходит и организационное оформление группы: выявляются лидер, приближенные, рядовые исполнители и т. д.
Каждый член группы выполняет определённую роль. В большинстве случаев только лидер и его приближенные знают конечную цель деятельности группы. Такая внутренняя организация способствует тому, что каждый подросток может активно участвовать как во всей групповой деятельности, так и в отдельных ее частях. Это зачастую приводит к тому, что в группах подростки становятся исполнителями чужой воли. Воздействие группы на подростка будет тем сильнее, чем значимее она для подростка, чем больше сил и усердия проявляет он в групповой деятельности. Для подростков группа становится единственным местом, где они могут компенсировать свои недостатки, получить признание и одобрение сверстников, испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия. Их взгляды и привычки, навыки поведения и убеждения, нормы и ценности все больше формируются под воздействием группы.
Таким образом, негативные эталоны поведения, взгляды и привычки, сформированные у подростков в семье и ближайшем бытовом окружении, аккумулируются в неформальных группах. Здесь у подростков происходит дальнейшее «заражение» асоциальными «умениями и навыками», приобретается и передается асоциальный опыт, который не только не осуждается группой, а наоборот, одобряется и поддерживается ею. Под воздействием группового мнения правовые и нравственные взгляды подростков претерпевают существенные изменения, в связи с чем сознание подростков все больше искажается, а противоправные формы поведения становятся более приемлемыми. В неформальных группах появляется чувство психологического единства, кажущейся взаимопомощи и поддержки, одновременно растет и увеличивается чувство замкнутости и изолированности от других групп.
Это чувство «своих», чувство «мы» еще больше сближает мотивы групповой деятельности, отношений и общения. В зависимости от содержания сложившихся групповых целей и мотивов деятельности, характера отношений и общения зависят как направленность группы, так и уровень ее развития. Групповые цели и мотивы деятельности, в свою очередь, зависят и определяются спецификой потребностей, интересов, склонностей и ценностной ориентации членов группы. Из них формируются субъективные предпосылки для возникновения асоциальных групп из числа отчужденных подростков.
К числу субъективных предпосылок, способствующих возникновению неформальных групп, относятся следующие.
Стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность в интимно-личностном общении и этим самым улучшить свое положение в системе межличностных отношений со сверстниками.
Потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии.
Страх перед социальной изоляцией, одиночеством.
Потребность в престиже, самоутверждении.
Стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость», самостоятельность.
Возможность свободного установления межличностных отношений и общения, свобода обмена мыслями, представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной деятельности, отсутствие контроля со стороны родителей.
Сходство социально неодобряемых потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций.
Единство асоциальных целей совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков и стремление к их удовлетворению.
Стремление к взаимному приспособлению подростков друг к другу.
Другими словами, не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовлетворении, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т. д., а социальные потребности к общению, самоутверждению, стремление улучшить свое положение толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими «другими» являются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы.
Механизм поведения этих групп можно понять, лишь раскрыв характер, цель и содержание деятельности, социально-психологические особенности межличностных отношений в группах, социальную природу их образования, их нормы и ценности. Поэтому не потребности, интересы и склонности надо делить на социально одобряемые или неодобряемые, «хорошие» или «плохие», а способы и средства их удовлетворения.
Кроме того, очень важно, чтобы подростки в процессе своей деятельности, направленной на достижение групповых целей, находились в непосредственных личных контактах, чтобы чувствовали свое единство, свое «мы», свою целостность как в пространстве, так и во времени. Этому способствует осознание ими места и времени совершения действий, в том числе и противоправных, «здесь и теперь», а не отвлеченное и абстрактное «где-то» и «когда-нибудь».
Объединению подростков в неформальные группы также способствует наличие стрессогенной ситуации, угрожающей им и не позволяющей в одиночку добиться поставленной цели. Такой ситуацией для подростков является, во-первых, их отчужденность и изолированность от социально полезных групп, например школьных классов, во-вторых, неспособность некоторых из них в одиночку противостоять одиночеству, и в-третьих, повышенный уровень тревожности.
В механизмах групповой интеграции несовершеннолетних много общего: прежде всего единые по своей психологической основе специфические способы воздействия подростков друг на друга, а также отражение этих воздействий в процессе групповой деятельности, отношений и общения. К числу наиболее распространенных способов воздействия, способствующих возникновению и сплочению таких групп, относятся заражение, внушение, убеждение, конформизм, принуждение, а способом отражения этих воздействий – подражание, идентификация и мода.
Заражение как один из наиболее распространенных способов групповой интеграции характеризует подверженность подростков определенным психическим состоянием и осуществляется через сопереживание ими внутренних психических состояний, настроений и т. д. Оно может проявляться в неформальных группах в виде неуемного восторга, радости, гнева или возмущения. Оно всегда выступает как спонтанно возникающая форма поведения подростков, проявляется на бессознательном уровне и характеризует их невольную подверженность определенным психическим состояниям. В таких группах подростков проявления заражения можно наблюдать в экстазе от определенной музыки, групповом психозе патологических групп наркоманов и токсикоманов, аффективном поведении и азарте спортивных фанатов-болельщиков, групповом неповиновении правонарушителей и др.
В заражении обязательно присутствует эмоциональный настрой, фон группы. В неформальных группах в процессе заражения между всеми ее членами обязательно устанавливается психологический контакт, взаимность переживаний, бессознательное единство чувства «мы», которое через эмоции выплескивается наружу и передается другим. Чем больше группа, тем сильнее может быть степень зараженности и ее выраженности, потому что в большой группе усиливается возможность эмоционального воздействия подростков друг на друга. Примером может служить психологическое заражение подростков асоциальной субкультурой. Наносятся татуировки, оживают «воровские традиции», перешивается одежда, завышаются каблуки и т. д. На основе взаимного подражания друг другу происходит заражение группы общим чувством эмоционального подъема или угнетения, воодушевления или пессимизма. В группах «подражания» действует тот же механизм заражения. Так, в недалеком прошлом существовали группы металлистов, для которых обязательны были внешние аксессуары: металлические цепочки на шее, браслеты на руках и т. д. Для групп панков – выбритые лбы или виски, ярко окрашенные волосы, неординарные прически и т. д. Заразителен пример подростков-мотоциклистов, именующих себя рокерами или байкерами. Быстрая езда на мотоциклах в ночное время, свет фар, кожаные куртки и разрисованные шлемы, остросюжетность гонок по ночным улицам, побеги от преследования работников ГИБДД – все это заразительно действует на подростков, объединяет и сплачивает их в единую группу со своими интересами, целями, единством деятельности, отношений и общения.
В общем эмоциональном настрое группы, как правило, растворяются индивидуальные эмоции и психические состояния подростков. Они передаются друг другу, как по цепочке, и усиливаются по мере возрастания численности группы. Степень психической зараженности зависит еще от возрастной однородности группы, от степени внутренней солидарности, взаимного доверия, уровня осознания чувства «мы» и противопоставления его с «они». Чем сильнее чувство «мы», чем сильнее оно противопоставляется с «они», тем выше будет взаимная доверчивость членов группы и групповая зараженность. На «непослушных» членов группа может оказывать психическое давление, заставляя их следовать групповым образцам поведения. Если кто-либо из подростков не захочет выражать общее настроение, он может оказаться «белой вороной» в кругу своих единомышленников и будет подвергнут их критическим нападкам или осмеянию. Если подобное отклонение от норм группы повторится, подросток может быть изгнан из группы.
От степени и силы заражаемости группы зависит ее сплоченность, так как заражение направляется не на одного подростка, а на всех. Поэтому оно и возникает стихийно в результате простого психического контакта общающихся подростков. При заражении и подражании не обязательно что-то говорить. Можно молча танцевать, поддавшись общему ритму музыки и толпы подростков, можно бить, ломать, кричать, заразившись общим психозом группы, и т. д. Главная особенность группового заражения заключается в том, что заражаются все члены группы, самоконтроль у них за своими действиями, поведением исчезает. После прохождения заражающего эффекта члены группы с трудом осмысливают произошедшие события и не могут вразумительно ответить, что же послужило первопричиной для совершения порой и противоправных действий. Многие подростки на данный вопрос отвечают общей фразой: «Не знаю. Все делали, и я делал».
Здесь заражение тесно переплетается с еще одним способом групповой интеграции – внушением. Его сущность состоит в том, что подростки, постоянно общаясь друг с другом, более или менее осознанно воздействуют и навязывают друг другу то или иное мнение, оценку. Под влиянием этих мнений у подростков появляются определенные идеи, чувства, представления, вызванные не с помощью логических рассуждений, а путем неосознаваемого восприятия действительности. При этом внушающее воздействие, например, лидера или всей группы на «отверженного» адресуется не к логике и разуму подростка, не к его готовности мыслить, а к готовности беспрекословно выполнять поручения и без рассуждений действовать. При внушающем воздействии от члена группы требуются не рассуждения – правильно или неправильно, надо или не надо, а выполнение всего, что говорит лидер-вожак или другие авторитетные лица. В этом суть внушения. В нем выражена зависимость подростков от принудительных действий группы.
Поэтому возникновение групп неформальных молодежных организаций можно объяснить также фактом ухода подростков от внушающего давления одних групп (семьи, школы, общественных организаций) и поиск защиты в других группах. Такими группами чаще всего являются стихийно возникающие подростковые группы, которые затем перерастают в асоциальные или криминогенные. Стремление быть как все приводит подростков к некритичному восприятию действительности, а это, в свою очередь, к еще большей внушаемости.
Особенно сильно внушающее воздействие группы сказывается на впечатлительных, несамостоятельных подростках, не имеющих твердых жизненных позиций, не уверенных в себе. Внушающие воздействия одного подростка на другого могут проходить как намеренно, так и ненамеренно. Главная особенность внушения состоит в том, что оно носит односторонний характер. Внушающий заражает других, а сам остается на достаточно высоком уровне самоконтроля, чтобы не заразиться самому. Оно всегда направлено на конкретного члена группы и осуществляется при помощи речевого общения. Это могут быть словесные убеждения лидера или всей группы, угрозы, запугивания и т. д. Сила и эффективность внушающего воздействия во многом зависит от авторитетности лидера, степени доверия к нему всей группы. Доверие снижает сопротивление внушаемого подростка, поэтому результатом внушения чаще всего является автоматическое, не всегда осознаваемое поведение подростка. Оно может продолжаться даже после того, как группа снимает свое давление на подростка. Здесь мы имеем дело уже с его внутренней убежденностью.
Убеждение тоже является одним из способов групповой интеграции подростков. Подростки нередко доказывают друг другу необходимость совершения того или иного поступка. При этом они используют убеждение, чтобы превратить сообщаемую членам группы информацию в систему их установок и принципов. Убеждение в неформальных группах выступает чаще всего в виде поучений старших и более опытных членов группы, опровержения контраргументов, более четкого изложения своих позиций, поучающих наставлений и т. д. Нередко убеждение происходит в виде горячих споров, доказательств, приведения конкретных примеров. К непослушным членам группы может применяться насилие.
В отличие от внушения убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение подростков к мнению и требованиям группы. Многое здесь будет зависеть от степени заинтересованности подростков в получении информации, ее личностной значимости, а также конечных результатов деятельности.
Конформизм как способ групповой интеграции проявляется в том, что подростки внешне безоговорочно и односторонне подчиняются мнению группы, хотя в душе, возможно, осознают, что это мнение неправильное. Поэтому поведение личности может определяться не только внушением группы, членом которой она становится, но и той формой ее подчинения группе, которая называется в науке конформизмом. Конформизм может быть охарактеризован как поведение, соответствующее обязательным канонам или социальным ожиданиям групп, когда в результате столкновения личного опыта и мнения с групповыми мнениями индивид принимает сторону группы.