Книга Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма - читать онлайн бесплатно, автор Питер А. Левин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма
Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма

Питер А. Левин, Мэгги Клайн

Воспитываем, не травмируя: руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма

Copyright © 2008 by Peter A. Levine and Maggie Kline.

© Цветкова Е., перевод на русский язык, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

* * *Отзывы специалистов в области медицины, науки и здравоохранения о книге «Воспитываем, не травмируя»

«Питер Левин и Мэгги Клайн проделали блестящую работу, помогая родителям и всем остальным понять, какие бывают виды травм, с которыми могут столкнуться дети. Мне пришлось немало потрудиться с моими собственными травматическими событиями детства, и я смогла опробовать многие из тех простых упражнений, которые предложены в этой книге. Я действительно почувствовала облегчение и умиротворение, каких никогда раньше не испытывала. Я очень ценю эту книгу и надеюсь, что вы тоже оцените ее по достоинству».

Вайолет Оклендер, д-р философии,

автор книги «Окна в мир ребенка.

Руководство по детской психотерапии»

[М.: Класс, 2015]


«Если вы когда-нибудь задумывались над тем, как помочь детям ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, то для вас эта книга – просто находка».

Сандра Блейксли, соавтор книги

«У тела есть свой ум» (The Body Has a Mind of Its Own)


«Эта книга обязательна для каждого родителя, учителя, тренера и лидера любого молодежного движения. Она помогает нам понять этапы развития ребенка и более адекватно и чутко относиться к каждому этапу. Это новаторская работа, новаторское осмысление и новаторский триумф. Все здесь – здравый смысл, ясный и простой».

Мира Ротенберг, из предисловия к книге


«Данная книга – это важный инструмент, облегчающий родителям и всем взрослым взаимодействие с детьми, пережившими травму. Понимание того, что травма – это часть жизни, должно послужить для нас сигналом о необходимости подготовиться к неизбежному».

Рон Скраггс, спортивный тренер,

отец и дедушка


«Поистине замечательная книга, которая отражает суть того, что значит быть травмированным ребенком, и одновременно помогает нам понять, признать и облегчить естественную способность ребенка к исцелению. Написанная с глубоким чувством сострадания и мудрости, эта книга предлагает ясное видение проблемы тем, кто заботится о детях».

Джон Стюарт, доктор философии,

автор книги «За пределами тайм-аута»

(Beyond Time Out); клинический директор,

MSE/MHC; факультет детской психиатрии,

медицинский центр штата Мэн;

консультант государственных школ


«Говорят, что некоторые книги по своей самобытности “ломают стереотипы”. Эта идет дальше: она создает свою собственную методику, за которую все, кто заботится о здоровье и счастье детей, будут благодарны».

Габор Матэ, врач, автор книги

«Не упускайте своих детей:

почему родители должны быть важнее,

чем ровесники» [М.: Ресурс, 2018]


«Это самый ценный метод из тех, что я нашла, чтобы помочь детям восстановить их жизненный тонус, облегчить симптоматику и развить устойчивость к будущим угрозам. Жаль, что я не обладала этими навыками, когда Американский Красный Крест назначил меня в специальную группу реагирования Пентагона в Вашингтоне, округ Колумбия, после 11 сентября».

Лиза Р. Ладью, MSW, LISW,

старший советник (сооснователь и бывший директор),

Национальный институт массовых катастроф в институте Айовы


«Это один из самых ценных подарков, который можно сделать друзьям, коллегам, родителям, родственникам и другим людям, заботящимся о детях. Это наш выбор для Книги года».

Международная организация

по научному предупреждению насилия

«Что может вдохновлять больше, чем возможность обучить наших детей тому, как раскрыть их врожденную эмоциональную устойчивость, как избавиться от травматического опыта и вернуть спокойствие? Я благодарна авторам за жизнь детей, которых они поддерживают своими добрыми делами».

Пеппер Блэк, руководитель программ,

Калифорнийский университет в Беркли

Посвящения и благодарности

От Питера А. Левина

Книга посвящена моим крестникам: Джейкобу, Джаде и Оссиану. Участие в вашей жизни на всех ее этапах было огромным даром. Вы, как и многие другие младенцы, малыши, дети и подростки, с которыми я сталкивался на своем пути, дали мне знаний об исцелении больше, чем все академические тексты. Эту книгу я посвящаю вам – с глубочайшей признательностью и страстной надеждой на то, что все, чему я научился у вас, можно передать всем мамам и папам, чтобы они могли правильно провести своих детей через невзгоды, поражения и величайшие триумфы жизни. И бесконечная благодарность всем детям мира; вы – наша надежда на будущее.

Я также глубоко признателен своим студентам (многие из которых теперь являются моими коллегами). Моя благодарность Ане Довалле, ортопеду: я высоко ценю ее чуткость при работе с травмированными младенцами. Я благодарю Джулиану Довалле (теперь молодую женщину, находящуюся на пути к блестящей актерской и писательской карьере), которая в возрасте одиннадцати лет нарисовала иллюстрации, размещенные на этих страницах. Я благодарю Лори Хагер, которая помогла отредактировать стихи. И наконец, огромная благодарность Мэгги Клайн, моей самой талантливой, творческой и озорной коллеге. Я в неоплатном долгу перед ней за ее поддержку, преданность делу, самоотверженность и тяжелый труд.

От Мэгги Клайн

Я посвящаю эту книгу своему сыну Джейку, который показал мне, что нужно детям для того, чтобы быть уверенными, радостными и жизнестойкими. Я благодарна ему за его щедрую душу, поддержку и упорство в решении жизненных проблем.

Я хочу выразить искреннюю признательность всем детям и подросткам, с которыми я работала и играла на протяжении многих лет, как в школах, так и во время частной практики. Я благодарна им за смелость, открытость, искренность и непосредственность, за то, что они научили меня слушать, следовать их примеру и верить в их врожденную способность к исцелению даже самых серьезных ран. И особенно я хочу поблагодарить Питера Левина, который создал и развил метод Соматического переживания® для предотвращения и лечения травм. Его наставничество, мудрость, страсть, вдохновение и любовь глубоко и навсегда изменили мою личную и профессиональную жизнь. Его видение будущего детей во всем мире – это больше чем просто видение, это ясный и простой путь, который родители могут пройти шаг за шагом, уменьшая ненужные страдания. Я очень благодарна ему за его великодушие и заботу обо всех детях.

Предисловие

Сказка наших времен

Это случилось давным-давно в одном прекрасном королевстве.

Король, правивший этим королевством, был очень мудрым, добрым, но несчастным человеком. У короля была дочь, которую он очень любил, – умная и красивая восьмилетняя девочка. Но эта маленькая девочка никогда не покидала дворец, отказывалась выходить на улицу и отчаянно плакала всякий раз, когда видела собаку или просто слышала лай.

Тогда король издал указ: «Никаких собак в королевстве», и все собаки были изгнаны. Но это не облегчило болезненного страха его дочери, а другие дети были очень опечалены этим приказом. Принцесса все так же отказывалась покидать дворец. И король написал воззвание: «Любой, кто сможет заставить мою дочь выйти из дворца, получит половину моего королевства».

В деревне жили Старый Волшебник и Мудрая Женщина – Питер Левин и его дорогая подруга Мэгги Клайн. Они объявили, что могут помочь. Король согласился. Питер и Мэгги пришли во дворец и объяснили, что ребенок пострадал от пережитой им травмы (когда девочке было четыре года, ее укусила собака). Используя мудрость, которую вы найдете в этой книге, они приступили к исцелению девочки от ее недуга. К удивлению и радости короля, принцесса начала выходить из дворца и вскоре попросила завести щенка.

Королевство ликовало. Все собаки вернулись, и дети снова могли играть со своими любимыми питомцами. Никто не любил свою собаку больше, чем принцесса. «Теперь, – сказал король Питеру и Мэгги, – половина моего королевства принадлежит вам».

«Нам не нужна половина вашего королевства, – ответили они. – У нас свое королевство, которое находится внутри нас. Но мы хотим поговорить со всеми родителями в вашей стране, чтобы научить их предотвращать и преодолевать психические травмы их детей. Король был поражен и обрадован: «Ну конечно! Ваше желание будет исполнено немедленно». Как он повелел, так и сделали.

После этого страна стала счастливой. Это была страна, где хулиганы, драки и страх практически исчезли, а дети могли свободно учиться и любили это делать. Это была страна, где даже войны и посягательства сексуального характера были устранены во втором, третьем и четвертом поколениях.

Питер Левин и Мэгги Клайн – это замечательные люди. Книга содержит их драгоценные дары: простые объяснения, вдохновенные практические упражнения и яркие примеры, почерпнутые у детей, которых они знали и которым помогали. Их знания и участливое отношение к детям на всех стадиях их развития поражают. Они прекрасно понимают не только детей, но и их родителей. Питер и Мэгги учат нас понимать и уважать боль наших детей, их радости и страхи, чтобы воспитать более счастливое, уверенное и жизнерадостное поколение детей, подростков и взрослых. Эта книга обязательна для каждого родителя, учителя, тренера и лидера любого молодежного движения. Она помогает нам понять этапы развития ребенка и более адекватно и чутко относиться к каждому этапу. Это новаторская работа, новаторское осмысление и новаторский триумф. Все здесь – здравый смысл, ясный и простой.

Мира Ротенберг. Автор книги

«Дети с изумрудными глазами:

истории о необыкновенных мальчиках и девочках»;

сооснователь и почетный директор

Blue Berry Treatment Centers, Бруклин, Нью-Йорк

1

Травма – это жизненная реалия

Плохая новость заключается в том, что травмирующие переживания – это реальность жизни. Хорошая, что эмоциональная устойчивость – также одна из ее реалий. Проще говоря, жизнестойкость – это адаптивная способность, которой мы все обладаем и которая позволяет нам оправиться от стресса и чувства страха, беспомощности и подавленности. Эмоциональная устойчивость сродни гибкости и эластичности, как у металлической пружины, вроде детской игрушки-пружинки. Если развести ее концы в стороны, катушка затем естественным образом вернется к своему первоначальному размеру и форме. Конечно, если вы будете растягивать эту пружину много-много раз (или приложите слишком большое усилие), она в конечном итоге потеряет свою эластичность.

Однако люди (особенно молодежь) не должны терять свою гибкость и способность к восстановлению из-за «эксплуатационного износа». Напротив, мы обладаем способностью наращивать и повышать свою эмоциональную устойчивость по мере того, как сталкиваемся со стрессами и тяготами жизни. Жизнерадостные дети склонны быть смелыми. Это не означает, что их привлекают опасные ситуации, скорее они просто открыты, любопытны и исследуют свой мир с удовольствием и радостным энтузиазмом. И в своих изысканиях они неизбежно имеют свою долю грохота и падений, столкновений и конфликтов.

Когда эмоционально устойчивые дети встречаются с катаклизмами, они скорее открыты, чем закрыты. Открытость на самом деле является чертой, которая больше всего характеризует эмоционально устойчивых детей. Они открыты для других детей и с удовольствием делятся с ними. В то же время они способны устанавливать границы своего личного пространства и своих владений. Они находятся в контакте со своими чувствами, выражая и передавая их способом, соответствующим их возрасту. И самое главное, когда случаются плохие вещи, они обладают удивительной способностью (в случае поддержки извне) быстро их преодолевать. Они – это те счастливые, жизнерадостные дети, какими мы все хотели бы быть.

Их самые большие проблемы возникают из-за событий, которые могут быть потенциально травмирующими. Давайте углубимся в то, какие жизненные обстоятельства могут вызвать у наших детей сверхтрудные для них реакции.

Травма может явиться результатом событий, которые носят явно экстраординарный характер, такие как насилие и растление, но она также может быть результатом «рядовых» событий. На самом деле, такие распространенные вещи, как несчастные случаи, падения, медицинские процедуры и разводы, могут привести к тому, что дети замкнутся, потеряют уверенность в себе или у них разовьются тревога и фобии. Дети, пережившие травмирующий опыт, могут также проявлять поведенческие проблемы, в том числе агрессию, гиперактивность и, по мере взросления, различные виды зависимостей.

Хорошая новость заключается в том, что под руководством неравнодушных родителей, воспитателей и попечителей, готовых обучиться необходимым навыкам, детей из группы риска можно распознать и навсегда избавить от психологических шрамов, вне зависимости от того, насколько разрушительными могли быть или казаться произошедшие события.

Родители порой сталкиваются с противоречием между необходимостью защищать своих детей и необходимостью предоставлять им возможность рисковать, поскольку это укрепляет их уверенность в себе и адаптивные способности. Это сложный компромисс, потому что в период формирования собственного мира, когда неизбежно происходит нечто неожиданное, дети могут быть этим травмированы. Как бы вы ни старались обезопасить свой дом для детей, дети, движимые своим любопытством, все равно будут исследовать его и в конечном счете пострадают. Именно так они учатся, и у них будет своя доля падений, ожогов, электрических ударов, укусов животных и других столкновений с беспощадными силами природы. Как бы мы ни старались, мы не можем закрыть наших детей в непроницаемом (и хорошо изолированном) пузыре безопасности.

Наши дети часто подвергаются воздействию потенциально травмирующих событий. Но родителям не стоит отчаиваться. Вполне возможно свести к минимуму последствия «рядовых» ситуаций, упомянутых выше, а также последствия чрезвычайных событий природного и техногенного характера, включая насилие, войну, терроризм и растление. Не смешны ли мы, предполагая, что взрослые могут «травмообезопасить» своих детей? Не думаем. Помните, что, хотя боли нельзя избежать… и травма – это реальность жизни… но такой же реальностью является и жизнестойкость, способность отпружинить обратно.

В этой книге вы познакомитесь с практическими способами, позволяющими максимально повысить эмоциональную устойчивость вашего ребенка, восстановить его равновесие после предельного стресса. Вооружившись этим «рецептом эмоциональной устойчивости», родители и другие взрослые, несущие ответственность за ребенка, смогут защитить своих детей от травмирующих переживаний, а также в целом повысить их устойчивость к повседневному стрессу, сделав более сильными, заботливыми, радостными и сострадательными людьми.

Слово «травма» регулярно появляется в заголовках журналов и газет. Разрушительное воздействие травмы на эмоциональное и физическое благополучие детей, их умственное развитие и поведение получает наконец то признание, которого оно заслуживает. С 11 сентября 2001 года началась настоящая информационная кампания по поводу того, как можно справиться с этой катастрофой.

Однако, несмотря на такое внимание, очень мало было написано об общих причинах, профилактике и немедикаментозном лечении травмы. Вместо этого основное внимание уделялось диагностике и лечению различных симптомов заболевания. «Травма – это, пожалуй, самая избегаемая, игнорируемая, принижаемая, отрицаемая, неправильно понятая и неизлеченная причина человеческих страданий»1. К счастью, вы – родители, тети и дяди, бабушки и дедушки, воспитывающие и защищающие детей, – в состоянии предотвратить или хотя бы смягчить разрушительные последствия травматических переживаний.

Чтобы сделать как можно больше доброго для детей, о которых вы заботитесь, сначала вам нужно научиться распознавать корни травмы. Далее мы более подробно рассмотрим саму травму – ее мифы и реальность. Таким образом, вы поймете, что заставляет ребенка оставаться в состоянии стресса, даже если реальная опасность миновала.

Эта книга научит вас тому, как помочь детям замечать болезненные ощущения и чувства и проходить через них. Ваши новые знания помогут устранить страх из их переживаний, что позволит детям оправиться от травмы и других трудных чувств. В книгу включены примеры из реальной жизни для иллюстрации того, как вы можете поддержать детей в их восстановлении после травмирующего опыта.

Приобретая простые навыки для облегчения или предотвращения симптомов травмы, вы научитесь распознавать ее признаки. Хотя излагаемые здесь базовые принципы, которые должны применяться добросовестными воспитателями, служат «эмоциональной первой помощью», бывают ситуации, когда необходимо профессиональное консультирование. Мы поможем вам понять, когда это может понадобиться.

Реальные примеры из жизни детей, которых мы знали

Заглянув в миры пяти разных детей, вы получите ясное представление о масштабах травмирующего опыта, с которым ребенок может столкнуться в любом возрасте. Описанные ситуации могут даже напомнить вам что-то из жизни ваших собственных детей! Когда вы прочтете ниже о проблемных ситуациях нескольких детей, вы узнаете, что же вызвало подобное поведение.

Лиза истерически плачет каждый раз, когда семья готовится сесть в машину.

Карлос, болезненно застенчивый пятнадцатилетний подросток, постоянно прогуливает занятия. «Я больше не хочу постоянно бояться, – говорит он. – Все, чего я хочу, – это чувствовать себя нормальным».

Каждое утро Сара послушно приходит в свой второй класс; неизменно к 11 часам утра она оказывается в кабинете медсестры, жалуясь на боль в животе, хотя никаких медицинских причин не обнаруживается.

Кертис, добродушный и пользующийся популярностью ученик средней школы, говорит своей матери, что ему хочется пнуть кого-нибудь – кого угодно! Он понятия не имеет, откуда берется это желание. Вскоре он начинает вести себя агрессивно, запугивая своего младшего брата.

Родители трехлетнего Кевина обеспокоены его «гиперактивностью» и «поведением, похожим на аутизм» в стрессовых ситуациях. Он периодически ложится на пол, напрягает свое тело, притворяясь умирающим, и затем как бы медленно возвращается к жизни, говоря: «Спаси меня… спаси меня!»

Что общего у этих ребят? Как возникли их симптомы? Исчезнут ли они или со временем усугубятся? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, с чего начались их проблемы.

Начнем с Лизы и ее истеричных рыданий. Когда ей было три года, она сидела на заднем сиденье семейного микроавтобуса, пристегнутая ремнем безопасности, и вдруг в них сзади врезалась машина. Никто не пострадал. Автомобиль был едва поцарапан, и авария считалась незначительной – мелким ДТП. Истерики маленькой Лизы не связали с аварией, потому что прошло несколько недель, прежде чем у нее прошло оцепенение. Начальными симптомами, проявившимися у девочки, были необычно спокойное поведение в сочетании с плохим аппетитом. Ее родители думали, что она «пережила это», когда к ней вернулся аппетит. Но теперь прежние ее симптомы сменились на слезы испуга, возникавшие всякий раз, когда Лиза приближалась к семейной машине.

Если Лиза пережила единичный эпизод, симптомы Карлоса развивались в течение долгого времени. Более пяти лет его запугивал эмоционально неуравновешенный сводный брат-инвалид. Никто не вмешивался. Его родители считали это «нормальным» соперничеством между братьями. Они понятия не имели, что Карлос боится своего брата. Он никому об этом не говорил, боясь, что родители будут упрекать его в непонимании инвалида. Он пытался поделиться своим страхом с матерью, но та отмахнулась от него и посоветовала быть более терпимым.

Никто, кроме старшей сестры Карлоса, которая сама находилась в стрессе из-за происходящего в семье, не видел его боли и затруднительной ситуации. Тем временем Карлос день и ночь мечтал стать профессиональным борцом-рестлером, но у него едва хватало сил или уверенности, чтобы встать с постели и пойти в школу. Только после того, как Карлос в школе раскрыл свой план самоубийства, его родители наконец осознали тяжелую эмоциональную нагрузку, которую постоянно испытывал их сын.

Следующий ребенок, упомянутый выше, – это Сара, которая очень волновалась из-за перехода во второй класс. После веселого шопинга с мамой, где они выбирали новую одежду для школы, ей внезапно сказали о разводе родителей. Ее радость по поводу школы смешалась с паникой и грустью. «Бабочки» в ее животе превратилась в тугие скрученные узлы. Неудивительно, что она стала самым частым гостем школьной медсестры!

Однажды утром, ожидая школьный автобус, Кертис стал свидетелем стрельбы из машины, после чего на тротуаре осталась одна жертва. На автобусной остановке Кертис был с небольшой группой одноклассников, и все они, прийдя в школу, получили консультацию психолога. Проходили дни, а Кертис все равно выглядел встревоженным.

Последним, о ком мы рассказали выше, был Кевин. Он родился в результате кесарева сечения и сразу перенес операцию по спасению жизни. Он родился с аномалиями, требующими немедленного восстановления кишечника и прямой кишки.

Часто детям требуются медицинские и хирургические процедуры, которые делают жизнь возможной, но эти же самые процедуры могут иметь длительные эмоциональные и поведенческие последствия из-за нанесенной ими травмы.

За исключением стрельбы, свидетелем которой был Кертис, и серьезной операции, проведенной Кевину при рождении, описанные выше ситуации не являются экстраординарными; они случаются со многими детьми. Хотя все события были разными, каждое из них ошеломило этих детей и вызвало чувство беспомощности. Каждый был травмирован происшедшим и своими переживаниями. Откуда мы это знаем? Ответ довольно прост. Каждый ребенок продолжал жить так, как будто это событие все еще происходит. Они «застряли» во времени, а их тела реагировали на сигнал тревоги, который был запущен в травматический момент. Хотя эти дети могут не помнить само событие (или их родители могут не связывать с ним симптоматику ребенка), их игра, поведение и жалобы на то или иное физическое состояние показывают их борьбу и попытку справиться с новыми и пугающими чувствами.

Приведенные примеры демонстрируют широту и глубину распространенных ситуаций, которые могут быть ошеломляющими для детей. В этой книге будут приведены примеры и рекомендации по оказанию первой помощи в различных ситуациях, для различных возрастов и для разных этапов жизни ребенка.

Травма – это не только само событие

Травма возникает, когда интенсивное переживание обрушивается на ребенка как гром среди ясного неба, ошеломляя, изменяя его и разрывая его связи с телом, умом и духом. Любые механизмы совладания, которые могли быть у ребенка, подорваны, и он чувствует себя совершенно беспомощным, как если бы кто-то внезапно сбил его с ног. Травма также может быть результатом постоянного страха и нервного напряжения. Длительные стрессовые реакции истощают ребенка, разрушая его здоровье, жизненные силы и уверенность в себе. Именно так обстояло дело с Карлосом и его братом, который издевался над ним.

Травма – это противоположность обретению силы. Восприимчивость к травмам у разных детей различна и зависит от целого ряда факторов: возраста, качества ранней привязанности, анамнеза травматического опыта и генетической предрасположенности.

Так, обычные события, которые могут совершенно не затронуть ребенка старшего возраста или взрослого, могут подавлять маленького ребенка. Обычно считается, что тяжесть травматических симптомов равна тяжести самого события. Хотя величина стрессора, безусловно, является важным фактором, она не определяет травму. Первостепенное значение здесь имеет способность ребенка к адаптации. Кроме того, «травма заключается не в самом событии, а скорее в его воздействии на нервную систему»2. Основа травмы от «единичного события» (в отличие от постоянного отсутствия заботы или жестокого обращения) в первую очередь физиологична, а не психологична.

Под «физиологичностью» мы подразумеваем инстинктивность первичных реакций в стрессовых ситуациях. Главная функция нашего мозга – это выживание! Мы запрограммированы на это. В основе травматической реакции лежит наше 280-миллионнолетнее наследие, которое располагается в самых древних и глубоких структурах мозга. Когда эти примитивные части мозга воспринимают опасность, они автоматически активируют выброс необычайного количества энергии, например, в виде адреналина, который позволяет матери поднять автомобиль для спасения застрявшего ребенка. Мы лично знаем женщину, чья рука застряла под колесом грузовика, когда ей было восемь лет. Спасателям не удалось помочь ей, пока они не доставили на место происшествия ее отца. Мощный, выплеск энергии позволил ему вытащить своего ребенка.