banner banner banner
Русские повести. Выпуск 1
Русские повести. Выпуск 1
Оценить:
 Рейтинг: 0

Русские повести. Выпуск 1


Возможно такое правило распространяется и на город Ростов.

Читатель спросит, а при чём тут Иоанн Грозный? Да собственно ни причём. Просто комедийный фильм о нём – «Иван Васильевич меняет профессию» снимали в Ростовском кремле. При этом говоря, что это старая Москва, столица Русского царства.

Вывод

В результате наших исследований можно понять то, что во многих русских былинах заложена информация об истории нашей страны. И что, при желании, её можно оттуда взять и расшифровать.

Сегодня мы не будем говорить о том, что нашли название ещё одной столицы Русского государства. По одному источнику нельзя судить о достоверности события.

А вот когда у нас будет 4–5 источников, тогда можно уже с высокой долей вероятности утверждать, какой город был первой столицей на Руси.

3. Достоверность русских летописей

Долгое время не утихают споры по поводу того, насколько можно верить самой старой русской летописи «Повести временных лет». Эту «Повесть» написал монах Киево-печерского монастыря Нестор, ещё в 11-м веке.

С тех пор прошло много лет и оригинал текста, написанного самим Нестором, не сохранился. До нас дошли лишь переписанные другими монахами тексты летописей. Наиболее достоверной считается Лаврентьевская летопись 1377 года.

Именно её взял за основу для своей работы выдающийся советский учёный, академик Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999).

Почему многие сомневаются в исторической достоверности Повести временных лет

Действительно, много людей не верят в подлинность того, что написал монах Нестор. Некоторые даже называют Повесть временных лет – хорошо отредактированными поздними записями.

Вот основные причины для сомнений:

– информация в "Повести временных лет" не подтверждена другими документами, их почти не дошло до нашего времени;

– в связи с этим, многие сомневаются в правдивости самого Нестора, уповая на то, что он мог писать под диктовку киевского князя;

– даже если Нестор написал правду, то кто даст гарантию того, что за многие века, переписчики не исказили первоначальный текст.

Давайте вместе разбираться, что же на самом деле представляют из себя самые старые русские летописи. А также посмотрим, насколько можно им верить.

Для этого применим современные методики проверки достоверности информации.

Какая бывает информация

Любая информация подразделяется на:

– просто информацию;

– определённые сведения;

– конкретные данные.

Информация бывает правдивой или ложной, достоверной и не очень. Случается и откровенное враньё. Все зависит от того, насколько мы доверяем этой информации.

Но есть и самая верная информация – истина, до которой докопаться бывает очень сложно. Но мы попробуем.

Что такое правда?

Правда – это такая информация, в которую мы не только искренне верим, но и считаем, что эта информация правильная и самая верная.

Всё было бы хорошо, если бы правда была одна на всех. Но, как говорится, у каждого человека правда своя. Заметим, у каждого! Поэтому сколько людей, столько и правд может быть. Многовато.

А что же тогда означает ложь?

Ложь – это такое понятие, означающее не правду. Или вернее – это антиправда. Ложь мы применяем тогда, когда хотим скрыть правду от кого-то, от своих близких или от начальника. Когда правда не очень красива и мы стыдимся её.

Ложь применяют, чтобы исказить правду, добавить к ней другой информации, чтобы приукрасить, либо показать свою важность, а также присвоить себе чьи-либо достижения.

Ложь в нашем деле – полезная штука. В ней, как в зеркале, отражается правда, только перевернутая. Под любой личиной лжи скрывается правда. И если хорошенечко встряхнуть эту ложь, сорвать маску, расковырять штукатурку, то мы всегда докопаемся до правды.

Совсем другое дело враньё.

Враньё – это обычная придумка, фантазия или небылица. Порой даже откровенный бред. Тут правдой и не пахнет. Враньё применяют тогда, когда хотят желаемое выдать за действительное.

Тут главное выдать её подостовернее, чтобы человек поверил. И многие верят, потому что враньё обычно выглядит правдоподобно. Большинство людей даже не задумываются проверить достоверность вранья.

Кстати, если самому проверять ту информацию, на которую обычно ссылается нагло врущий источник, то можно легко вывести его на чистую воду. Как говориться – доверяй, но проверяй.

Если информацию проверить нельзя, то её относят к разряду бессмысленной.

И только истина бывает непреложной. Только она верна на сто процентов. Но до неё очень сложно докопаться.

Как убедиться в том, что источник не врёт

Хороший вопрос, и ответ на него не сложен. Самое простое – это найти не менее двух независимых источников, подтверждающих нашу информацию.

Хорошо, когда они есть. А если их нет, что тогда делать?

Тут необходимо разобраться, а существовали ли эти независимые источники и куда они могли деться.

В этом случае необходимо понимать две вещи:

– независимые источники, по всей видимости были, но они не смогли преодолеть ту пучину времени, насыщенную войнами, пожарами, сменой власти и другими катаклизмами; они не сохранились, или как говорят – не дошли до нас; здесь это ключевая фраза – то есть, источники были, они шли сквозь время, но не дошли, в силу объективных причин; это важно понимать;

– независимых источников не было вообще и проверяемая история – обычная выдумка или враньё.

Для примера, посмотрим на историю Древнего Рима, написанную римским историком Титом Ливием. Его «История от основания города» насчитывала в общей сложности 142 книги. До нашего времени дошли лишь 35 книг, а остальные 107 – безвозвратно утеряны. При этом, никто не сомневается в достоверности сохранившейся информации. Потому что римляне – захватчики, они всегда старались отражать достоверную информацию, чтобы потом их легионы не запутались и не заблудились.

С римлянами понятно. А что же русские? Как у нас сохранялась информация о прошлом? Кто-то подумает – да никак, и будет не прав.

Главными собирателями и хранителями информации были образованные люди, как правило князья и их окружение. А с принятием Христианства на Руси – исторические документы стали собирать и хранить монастыри, ставшие источником просвещения.

Население южной Руси к грамоте относилось прохладно и не желало её осваивать. В то время как северная Русь была в большинстве своём – образованной. Раскопки показывают, что среди жителей Новгорода грамотных было большинство, включая детей и стариков.

В результате войн и пожаров, а также всевозможных революций и других катастроф, много исторического материала погибло. Впрочем как и у римлянина Тита Ливия. До нас дошло лишь то, что хранилось в монастырях, да и то далеко не всё.