Ученые о феномене «Летучего Голландца»
Как и всякая великая легенда, история с «летучим голландцем» время от времени обрастает новыми фактами и загадочными подробностями. А это значит, что возникла она не на пустом месте, а на основе хотя и необъяснимых, но все же неких реальных фактов. А потому, сколько веков живет эта легенда, на протяжении всего этого времени предпринимались и попытки объяснения возникновения феномена корабля-призрака.
Разумеется, в старые времена люди зачастую приписывали непонятные им события различным божественным силам. В те времена еще не были открыты многие законы физики, не было серьезных научных знаний и в других областях, поэтому многие, совершенно очевидные сегодня для нас вещи казались людям того времени чем-то сверхъестественным. Но разве и в современном нам мире не встречаются явления, которые не могут быть объяснены учеными, несмотря на весь огромный запас накопленных знаний? Есть, и немало! Так, например, до сих пор нет единого мнения относительно таинственных исчезновений кораблей и самолетов в водах Мирового океана.
Что же касается истории о классическом «Летучем Голландце», то сегодня даже самые активные ее приверженцы не сомневаются, что это всего лишь почтенная старинная и интересная легенда. Дальше мнения ученых мужей расходятся. Одни из них считают, что в бескрайних океанских просторах существует нечто, неподвластное и, возможно, враждебное человеческому разуму, способное «считывать» мысли и трансформироваться в ту форму, которую ему придают сами очевидцы. Например, в «летучего голландца»!
Первыми «околонаучными» теориями о природе «летучего голландца» были предположения, что это всего лишь некая странная игра света и аналог хорошо известного «пустынного миража». Но вскоре обе эти гипотезы подверглись обоснованной критике. Во-первых, игра света не может создавать веками один и тот же образ древнего судна под парусами. Уязвима и версия «пустынного миража»: преломляясь в атмосфере, лучи могут дать вид судна сверху или сбоку, но никак не снизу!
Известный американский физик Фрэнсис Осборн в свое время предположил, что феномен «Летучего Голландца» самым прямым образом подтверждает теорию относительности Эйнштейна, по которой рядом с нами существуют иные, параллельные нам миры, отличающиеся от нашего иным течением времени. Именно оттуда в наш мир изредка и не по своей воле попадают люди и различные объекты. Но сразу возникает вопрос: неужели в параллельных мирах живут такие же люди, как и мы, и плавают по своим параллельным морям на точно таких судах, как наши? Наверное, такой вопрос сторонникам Осборна задавали и другие, потому что часть его последователей несколько подкорректировала эту гипотезу. Согласно ей, уже не к нам «залетают» параллельные «голландцы», а это наши родимые попадают в иные миры из-за неких искривлений пространства и времени. Затем они якобы почти вырываются оттуда (это и есть момент появления «голландцев»), а затем снова исчезают в параллельной неизвестности.
Не столь давно в прессе заговорили и о том, что призрак «летучего голландца» – детище человеческого разума, результат некого особого телепатического процесса. Конечно, все вышесказанное может вызвать недоумение у большой части здравомыслящих читателей. Феномен «Летучего Голландца» и так выглядит почти сказочно, а тут еще предлагаются объяснения, оперирующие совсем уж туманными понятиями – фантомы, призраки, телепатия. Но не все то, что мы видим сегодня, имеет научное объяснение. А тот факт, что человек обладает удивительной способностью влиять на ход протекания, на первый взгляд, не зависящих от него процессов, – уже никем из серьезных ученых не оспаривается.
Не зря же в рамках физических экспериментов для обозначения этого явления введен специальный термин – «эффект наблюдателя». А отсюда один шаг до признания того, что человек может не только влиять на объективное течение физических процессов и явлений, но и создавать их сам, тем более если речь идет о таком поразительном «полигоне», как Мировой океан.
В объяснении причин подобных явлений американский исследователь аномальных явлений А. Беннетт соглашается со своим коллегой Фредериком Майерсом, утверждавшим, что некоторые формы сознания переживают смерть и способны телепатически проектировать образы, в том числе и материальные, живым людям, которые воспринимают их как призраки.
В соответствии с этим утверждением призрак «летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор в качестве возможного объяснения появления призраков.
Существует гипотеза о некой «петле времени», которая якобы и является виновницей периодического появления «летучих голландцев». «Петля времени», если верить показаниям очевидцев, способна перебрасывать через года не только отдельных людей, но и целые здания, корабли. И, возможно, легенды о призрачных «летучих голландцах», якобы блуждающих в океанских просторах, имеют под собой вполне реальную основу.
Несть числа теориям о причинах появления и многовекового существования «летучего голландца»! Однако до сих пор мы в точности не знаем, когда и почему он появился, да и узнаем ли когда-нибудь? Почему «голландец» мстит людям? Когда он успокоится? Какова, наконец, физическая сущность этого необычного явления?
Говорят, что сегодня «летучий голландец» стал значительно реже появляться на океанских дорогах. Но значит ли это, что скоро он исчезнет, или же, наоборот, изощренный призрак лишь приспособился к сегодняшним реалиям, выжидая, когда снова пробьет его час?
Многие исследователи необычных происшествий находят весьма странным то, что в ряде случаев и корабли, и самолеты исчезали прямо среди бела дня, при хороших метеоусловиях, когда на экранах радаров не было зарегистрировано ни малейшего отклонения. Необходимо признать, что современная наука не в силах объяснить подобные случаи.
Необходимо заметить, что время от времени находятся люди, утверждающие, что им удалось вырваться из некого проклятого места, в которое они попали во время своего плавания. Конечно, такие свидетельства вряд ли можно назвать убедительными и каждое такое заявление нуждается в серьезной проверке. Однако свидетельства в общих чертах совпадают. Большинство из якобы переживших встречу с некой неведомой силой (которую можно условно назвать «летучим голландцем») утверждают, что в момент попадания в аномальную зону на их судах внезапно переставали функционировать все электронные приборы и гирокомпасы, а стрелка магнитного компаса начинала крутиться в сумасшедшем ритме. В прессе не столь давно было сообщение, что капитан некого датского судна (название судна, порт приписки и фамилия капитана в сообщении почему-то отсутствовали), уцелевший после такого плавания, рассказал, что был ослеплен зловещим зеленоватым светом, внезапно возникшим из глубины. Впрочем, имеются и вполне реальные свидетельства от вполне конкретных людей, чьи показания не только вполне заслуживают доверия, но и требуют как можно более быстрого научного объяснения: в данном случае на карту поставлена уже не только судьба какого-то отдельного корабля.
Но что за всем этим стоит? Какие неизвестные нам природные явления или неведомые силы, может, даже разумные? Появление и исчезновение невидимых, но фиксируемых радарами целей не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд, даже если они сами по себе не представляют опасности кораблям. Во-первых, это как минимум нервирует экипажи. Но главное даже не в этом. В период очередной военной конфронтации такой «летучий голландец» вполне может стать причиной самых серьезных конфликтов, вплоть до ядерной войны. А это значит, что исследование природы появления и исчезновения неких объектов в океане – весьма серьезная научная задача, которая требует своего решения, причем чем быстрее, тем лучше для всего человечества. Да и так ли безопасны эти непонятные объекты для самих кораблей? Что реально следует делать командиру военного корабля или капитану гражданского судна, столкнувшегося с таким явлением? Вопросы… вопросы… вопросы…
Жертвы природных катаклизмов
За последние 100 с лишним лет Регистром Ллойда (органом надзора за безопасностью плавания судов) зафиксировано 1250 исчезновений кораблей в океанах. Весьма нечасто, но все же некоторые из бесследно пропавших судов затем неожиданно возвращаются. Так, 8 сентября 1894 года в Индийском океане немецкие моряки заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт», а на его мачте – сигнал бедствия. Высадившиеся на палубу парусника моряки обнаружили мертвыми 38 членов экипажа… и сошедшего с ума капитана. Что произошло с судном, выяснить так и не удалось… Таких свидетельств, как мы уже знаем, набирается немало, чтобы от них можно было просто отмахнуться. Перед нами явная тенденция, природы которой мы, к сожалению, не знаем.
Возникает законный вопрос: чем отличается термин «гибель корабля» от термина «исчезновение корабля»? Только ли тем, что исчезновение корабля – это та же гибель корабля, при которой просто не осталось ни выживших, ни свидетелей. Такая постановка вопроса вполне правомочна. Но она удовлетворяет не всех. Сторонники воздействия на корабли и людей не волне обыденных океанских реалий (штормы, рифы и т. д.), а неких неведомых сил считают, что термин «исчезновение» ни в коем случае нельзя путать с термином «гибель», даже если при этой гибели не осталось свидетелей. При настоящем исчезновении, считают сторонники существования неизвестных сил, корабль в одно мгновение исчезает вместе с экипажем, и при этом никаких свидетельств крушения корабля и гибели людей никто никогда не обнаруживает. «Исчезновение», в отличие от «гибели», происходят в тихую погоду, обычно переходящую в шторм, то есть как раз в тот момент, когда, согласно легенде, и должен появляться классический «летучий голландец». Несмотря на давние (и порядком набившие всем оскомину) споры по вопросу природы исчезновений кораблей, сегодня ряд ученых все же пытается, используя новейшие методики, объяснить возможные причины странных исчезновений. В частности, российский ученый доктор химических наук, профессор Долгов, применяя новый метод исследования растворимости газов в воде, установил следующее: из-за разной сжимаемости углекислого газа и воды под действием внешнего давления на глубине двух-четырех километров плотности газа и воды равны. Ниже этой плоскости накапливается тяжелый газ в чистом виде, выше – газ, растворенный в воде. Тяжелый слой чистого газа скачком переходит в смесь «легкий углекислый газ – вода». Достигая слоя смеси, избыток газа тяжелого насыщает легкий слой. Таким образом, объем углекислого газа, попадающего в легкий слой, резко увеличивается, выделяя множество пузырьков. Образуется мощный слой пены, плотность которой значительно меньше плотности воды. Вес легкого слоя уменьшается, давление на границу раздела падает. Выше остаются воды, перенасыщенные углекислым газом, он выделяется в виде пузырьков. Пузырьки, увеличиваясь в объеме, все быстрее устремляются к зоне пенообразования. Из нее они с большой скоростью выбрасываются в атмосферу. Выбросы достигают высоты 10–15 километров и более. Вода опускается, происходит насыщение, и выброс начинается снова. Площадь пенного слоя может быть разной. Корабли на площади пенного слоя быстро погружаются в него. По предположению профессора Долгова, этот момент и объясняет исчезновения судов: они исчезают с такой бешеной скоростью, которая не позволяет подать сигнал бедствия. Пенное состояние, по мнению Долгова, может длиться по-разному. Это зависит от величины накопления газа и его положения по глубине. Более или менее длительное поступление углекислого газа снижает плотность воды и содействует погружению корабля. Корабль может утонуть, а потом снова всплыть. Прочность и герметичность корпуса помогают судну всплыть при схлопывании пузырьков газа и увеличении плотности среды. Именно поэтому, считает Долгов, исчезнувшие корабли иногда снова внезапно появляются, но уже с мертвыми людьми, а часто – без людей. Именно эти всплывшие суда затем долго блуждают по океану без команды, вызывая суеверный ужас и фантастические домыслы. Что и говорить, гипотеза Долгова достаточно смела и весьма интересна, но пока, увы, не подтверждена никакими экспериментами.
Не столь давно в прессе появилось еще одно вполне научное объяснение причин катастроф, на сей раз астрономическое. Его предложил российский ученый, кандидат физико-математических наук А. Невский. По мнению А. Невского, загадочная гибель воздушных лайнеров и судов, в том числе танкера «Находка», затонувшего 2 января 1997 года вблизи японских берегов, объясняется взрывами метеоритов. Мчащийся в атмосфере со сверхзвуковой скоростью метеорит вследствие трения о воздух получает гигантский энергетический потенциал. В момент, когда до поверхности планеты остаются считанные километры, может произойти электрический пробой между ним и Землей. По расчетам ученых получается, что возникающий при этом взрыв метеоритов диаметром 1–2 метра будет равен 1000 тоннам тротилового эквивалента. Зоны поражения от таких взрывов могут достигать 10 и более километров в диаметре. Чем ниже спускается к морю небесный гость, тем выше величина напряженности электрического поля. С выступающей части кораблей происходит своеобразное отекание разрядов. Сначала это явление сопровождается нарастающими свистящими и шипящими звуками. С каждой секундой они увеличивают свою интенсивность и постепенно переходят в непереносимый ухом звуковой диапазон. Людей охватывает необъяснимая паника. Она нарастает по мере того, как привычные предметы меняют свой облик. Наблюдается свечение мачт, труб, антенн. Люди бросаются на палубу, и тут начинается что-то невероятное. Расчеты, проведенные ученым, показывают, что увеличивающееся напряжение поля вполне может поднимать людей в воздух, то есть произойдет своеобразная электростатическая левитация. Изменится и облик окружающего корабля моря. Сначала по водной поверхности пройдут световые сполохи, гребни волн начнут светиться. Потом под действием электростатических сил с волн начинает срываться и уноситься вверх пена и брызги. Образуется своеобразный воздушно-водяной «кипящий» слой, состоящий из поднимающихся, а затем, по мере потери своего заряда, падающих капелек воды. Естественно, обычному человеку, знакомому с курсом физики и химии лишь на уровне школьной программы, достаточно трудно объяснить подобные явления. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных. Естественно, что люди испытают не просто панический страх, но настоящий ужас, который вполне может вызвать массовые помешательства, самоубийства. Это лишь некоторые из научных версий, объясняющих феномен «кораблей-призраков».
Теория галлюцинаций
Владимир Тонков, автор книги «Беседы о сверхсознательном», считает, что «летучие голландцы» – это форма существования и проявления энергоинформационного поля людей. Своего рода определенная материализация их мыслеформ. Весь наш материальный мир («мир плотной материи»), рассказывает Тонков, пронизан тонкоматериальным, а также иноматериальным, которые точно так же подчиняются физическим законам и в которых присутствуют те же энергетические взаимодействия, но которые не воспринимаются приборами, созданными для исследования привычного для нас материального мира. Фактически, тонкий мир – это та часть нашего мира, в которой материя на порядки менее плотная, чем в привычном для нас. А раз она менее плотная, значит, и законы, которым она подчиняется, будут отличаться от тех, которые действуют в нашем мире, – так же, как законы для жидкостей отличаются от законов для газовых сред. Исследовать их гораздо сложнее, потому что выйти в тонкоматериальный мир можно только находясь в измененном состоянии сознания, когда наши чувства становятся способны воспринимать сигналы тонкого мира не только эпизодически в виде ощущений, но и в той степени, чтобы можно было подвергнуть их исследованию. Если считать, что человек состоит из различных по плотности сред или тонкоматериальных тел, то это значит, что он может контролировать колебания этих сред, которые при воздействиях окружающих предметов оказываются либо резонансными, либо диссонирующими. Вся проблема сводится к способности человека тонко настраивать эти колебательные контуры и прислушаться к их слабому голосу.
Невероятно, но иногда элементы тонкоматериальной субъективной реальности могут выходить в «большой мир», начинают существовать вне своего носителя – человеческого мозга. В 70-х годах прошлого века пермский психиатр Г. П. Крохалев проводил многочисленные опыты по так называемой «материализации галлюцинаций». В результате многолетних исследований им была создана интересная теория существования материальных мыслеформ. Согласно ей, в некоторых состояниях сознания человека на сетчатке его глаза формируются голографические изображения образов, возникающих в мозгу. Они проделывают сложный путь от коры головного мозга, через сетчатку глаза в нашу реальность. Если человек представит себе вазу на столе в углу комнаты, то прибор, разработанный Крохалевым, показывал, что именно в том углу она и находится, хотя в действительности ее там не было. Другими словами, мы можем утверждать, что все представляемые нами в уме предметы существуют. Таким образом, люди видят не только обычную реальность, но и элементы «мысленных реальностей», как индивидуальных, так и коллективных.
По теории Крохалева, в 70–80-е годы широко обсуждавшейся на научных симпозиумах и конгрессах в СССР и за рубежом, человек, обладающий сильными сенситивными (чувственными) способностями, вполне может, вольно или невольно, материализовать объект, создав биоэнергоинформационный сгусток, который окружающими (если дело происходит в море) будет воспринят, к примеру, как «летучий голландец». Другие же люди, увидев феномен, запаниковав, «выбрасывают» столько психической энергии, что придают ему законченность форм и относительную продолжительность существования. Подобные порождения бывают двух типов: фантомы и призраки. Последние известны человеку давно, и, по-видимому, именно к ним «летучий голландец» имеет прямое отношение, являясь как бы одним из источников их возникновения.
Призрак может оставаться от любого одушевленного существа, некоторых предметов, кризисных событий, особенно связанных с убийствами или иными зверствами, – это своего рода энергетический отпечаток происшествия или человека. Призраки могут быть тонкоматериальными или информационными. Первые могут входить с нами в контакт и восприниматься как нечто живое и реальное, вторые чаще только показывают и рассказывают, во всем остальном они ни на что не способны – это только память. Первые могут восприниматься визуально и регистрироваться различными приборами, вторые лишь передают информацию на уровне гипноподобного состояния.
Призрак «летучего голландца» мог образоваться и в материальном виде в случае гибели парусника, поскольку его плавание в безуспешной попытке обогнуть мыс Доброй Надежды сопровождалось выделением огромного количества психической энергии людей, и в информационном виде – как продукт сильного энергоинформационного выброса того же Ван Страатена. С тех пор этот энергоинформационный призрак якобы и является чем-то вроде «памяти места», эпизодически «включаемой» мозговой и чувственной работой экипажей проплывающих мимо кораблей, особенно если она обострена плохими погодными условиями. Проходя мимо места, где находится это нечто, мы воспринимаем его, но в рамках наших собственных интерпретационных возможностей. Мы даем ему свою внутреннюю расшифровку. Если мы ожидаем увидеть «летучего голландца», то мы его и видим. При этом посторонний наблюдатель может тоже увидеть его, если настроен соответствующим образом, а если не настроен, то заметит лишь некий бесформенный объект.
Фантом, в отличие от призрака, не является чем-то реальным или конкретным. Но, как и призрак, он имеет склонность выглядеть двояко: с одной стороны – это сложное тонкоматериальное энергетическое устройство: кукла, муляж, аппарат; с другой – это сборная информационная мыслеформа. Типичным производителем фантомов можно считать человека, находящегося в психическом кризисе. В состоянии обостренного восприятия и мощных выбросов психической энергии человек-«псих» часто способен создавать такие фантомы, что бывает трудно усомниться в их реальности. Психиатры рассказывают, что порой и сами видят галлюцинации своих пациентов, «зеленых чертиков» например. Призраки – это фактически продолжение самого человека, и они наполнены его материальностью. Фантомы же – не столько продолжение человека, сколько его творение. Их появление случайно, и своего развития во времени они не имеют.
Поэтому к данному типу «летучих голландцев» сторонники гипотезы Тонкова – Крохалева относят те видения, которые не были созданы в своем тонкоматериальном воплощении непосредственными участниками плавания, но, как и некоторые виды НЛО, имеют своего творца – человека.
Сторонники данной гипотезы считают, что «летучий голландец» может быть и сегодня воспроизведен людьми, обладающими высоким уровнем сенситивности. Впрочем, как считает Владимир Тонков, возможно, феномен «летучего голландца» возникает из-за нашего проникновения в иной физический мир, пограничный или параллельный нашему миру. Проклятие, брошенное самонадеянным капитаном парусника, могло быть расценено как вызов всем силам природы и спровоцировало их на карающие действия. При проклятии мы открываем дверь силам иного порядка, которые иначе в наши дела не вмешивались бы, и лучше бы нам их и не впускать к себе. Ведь любое проклятие – процесс нерегулируемый и не контролируемый человеком.
Инфразвук-убийца и телепатия в «петле времени»
Еще одна гипотеза, объясняющая появление в океанах многочисленных «летучих голландцев», это инфразвук. В 1890 году из Новой Зеландии в Англию отплыло парусное судно «Малборо», груженное мороженой бараниной и шерстью. В порт назначения оно не прибыло. Парусник был списан как погибший. Прошло 23 года, и вдруг «Марлборо» обнаружили у берегов Огненной Земли. Корабль шел под всеми парусами. Капитан встречного судна составил подробный отчет о том, что увидел: все члены команды «Марлборо» находились на своих местах: один лежал у штурвала, трое – на палубе у люка, десять вахтенных – у своих постов, шестеро – внизу. На скелетах еще сохранились лохмотья одежды. Что произошло с командой парусника, осталось неизвестным.
С 1950 по 1954 год к юго-западу от Японии в так называемом море Дьявола исчезло девять судов, что неправдоподобно много для такого относительно небольшого района. И это были не крошечные рыболовные суденышки, а крупные грузовые суда, оборудованные по последнему слову техники надежными двигателями и радиостанциями; и все они исчезли, когда стояла прекрасная погода. Только одно из судов успело послать сигнал бедствия.
В морях встречаются блуждающие корабли с мертвыми моряками на борту или по неведомой причине покинутые всей командой. Можно и дальше приводить не один десяток морских трагедий, расследованных в свое время со всей возможной тщательностью. Но вопрос, что же там могло произойти, остается без ответа. Эта морская тайна не дает покоя историкам морских плаваний.
Чего только не предполагалось тогда, чтобы объяснить загадку. Тут и гигантские кальмары, напавшие на корабль, и неведомая, таинственная эпидемия, занесенная на судно кем-то из матросов… Что мы знаем об инфразвуке? То, что инфразвук – это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку…
Человеческое ухо устроено так, что воспринимает звуки с частотой от 20 до 18–20 тысяч колебаний в секунду. Писк комара близок к верхней границе, рокот морских волн – к нижней. А что за пределами? Неслышимые звуки. Ультразвук (частота колебаний превышает 20 тыс. в секунду) уже хорошо изучен и широко используется в науке и технике, а инфразвук (менее 20 колебаний в секунду) остается во многом еще загадкой.
Но что происходит на пороге тишины? Говорят, что неожиданно для себя с инфразвуком столкнулись в одном из лондонских театров. Там готовилась к постановке новая пьеса. Одна из сцен переносила зрителей в далекое прошлое. Известный американский физик Роберт Вуд предложил постановщику спектакля использовать очень низкие, рокочущие звуки: они создадут в зрительном зале обстановку ожидания чего-то необычного, пугающего.