banner banner banner
Античные Герои на службе Российского флота
Античные Герои на службе Российского флота
Оценить:
 Рейтинг: 0

Античные Герои на службе Российского флота


Коллектив радиостанции, сформированный Иваном Ивановичем, был небольшим по численности – всего восемнадцать офицеров, тридцать пять мичманов и порядка ста семидесяти старшин и матросов срочной службы. Гражданских специалистов в штате радиостанции было немного – они состояли в штате основных подразделений – ЦП СЕВ и в команде связи и сигнализации. Остальные гражданские специалисты работали в финансовой службе, медицинском пункте, техническом отделе и подразделениях МТО.

Среди первых связистов, кто прибыл для укрепления коллектива из других воинских частей, и на чьи плечи легла непростая задача ставить радиостанцию «на ноги», были офицеры: главный инженер радиостанции капитан 2 ранга Таламанов Анатолий Николаевич, начальник радиотехнической группы – капитан 3 ранга Копытин Николай Григорьевич, начальник штаба местной обороны – капитан-лейтенант Ряснянский Евгений Акимович, начальник электромеханической группы – капитан 3 ранга Баширов Рустам Фаизович, начальник ЦП СЕВ – капитан 3 ранга Кавешников Борис Матвеевич, помощник командира по МТО – майор Христенко, старшие инженеры-начальники смен – капитан-лейтенант Лют Артур Николаевич, старший лейтенант Черняк Роман Хаимович, инженер ЭМГ – старший лейтенант Борисов Юрий Борисович, мичманы: Арисов Николай Кириллович, Щелковский Пётр Иванович, Пусевич Анатолий Андреевич.

На радиостанцию также прибыли выпускники военных училищ, назначенные на должности: старшим инженером-начальником смены – лейтенант Волков Владимир Анатольевич, начальником антенно-мачтовой группы – лейтенант Скоков Игорь Анатольевич, начальником антенно-аэростатной группы – лейтенант Розов Виктор Алексеевич, старшим инженером ЦП СЕВ – лейтенант Котлярчук Анатолий Николаевич, начальником медицинского пункта – лейтенант Кашулин Сергей.

После окончания школ-техников и школ мичманов и прапорщиков в часть прибыли мичманы: Болякин Евгений, Яковлев Владимир, Ботвинкин Владимир Васильевич, Старчев Владимир, Бельфер Валерий Григорьевич, Мирошниченко Николай Иванович, Люлькович Леонид Михайлович, Третьяков Владимир Васильевич, Шубный Анатолий Михайлович, Семёнов Алексей, Дашевский Иван, Новиков Леонид Иванович, Шестаков Иван Семёнович.

С началом работы уже действующей радиостанции, главным инженером радиостанции стал начальник РТГ капитан 2 ранга Копытин Николай Григорьевич. Это был грамотный, целеустремлённый офицер, пользовавшийся авторитетом и уважением у всех категорий личного состава радиостанции. Позже, после убытия к новому месту службы капитана 1 ранга Меркулова и до прибытия нового командира, Николай Григорьевич несколько месяцев временно исполнял обязанности начальника радиостанции.

Заместителем командира по политической части был капитан 2 ранга Тропников Николай Степанович, которого впоследствии сменил опытный офицер – подполковник Климкин Анатолий Иванович. Новый замполит и по внешности, и по характеру больше походил на школьного учителя – был он спокойным, совершенно неконфликтным человеком, никогда и ни на кого не повышал голоса, со всеми, даже с самыми отъявленными нарушителями воинской дисциплины, всегда разговаривал спокойно, терпеливо убеждал их в том, что так делать нельзя.

Между командиром и замполитом отношения были ровные, уважительные, со стороны казалось, что их взаимоотношения просто идеальные. Показателем добрых отношений командира и замполита можно считать вот такой эпизод в их совместной службе. Случился как-то с Анатолием Ивановичем несчастный случай – пошли они с командиром на катере по служебным делам в Холмогоры. Путь предстоял неблизкий – на другой берег Северной Двины. Русло реки в этом месте широкое и составляет около пятнадцати километров, много островов, проток, отмелей. Но главную опасность для небольшого разъездного катера РК-1018 типа «Стриж» представляли «топляки» – большие брёвна, которые встречались на реке, причём часто они почти полностью находились под водой, и увидеть их было довольно сложно. Вот на один из таких «топляков» и наскочил быстроходный командирский катер.

В результате столкновения катера с бревном, от сильного удара, замполит получил травму – перелом ноги. Травма оказалась серьёзной – замполит находился на лечении почти полгода. Формально, по всем правилам, командир должен был через четыре месяца болезни замполита направить его на военно-врачебную комиссию для определения годности к военной службе, но он этого не сделал, видимо ценил замполита и дорожил им, поэтому и дал возможность долечиться.

Иван Иванович был требовательным командиром, но это никак не отражалось на его взаимоотношениях с подчиненными во внеслужебное время. Вне службы он был доступным для своих подчинённых человеком, и это не было его показным качеством.

Командир был страстным охотником и посвящал своему любимому занятию всё сводное время. До сих пор среди ветеранов «Атланта» ходят легенды о его охотничьих пристрастиях. Будучи на охоте, он никогда не подчёркивал своего особого командирского статуса, вёл себя по-мужски, деля все тяготы и лишения, наравне со своими собратьями – охотниками.

Среднего роста, кряжистый, Иван Иванович всегда источал уверенность, которая заряжала окружающих. Он был настоящим командиром, и подчинённые ценили и уважали его, можно даже сказать любили. Мой сослуживец по «Атланту» – подполковник Котлярчук Анатолий Николаевич рассказывал об их совместном «дальнем походе» на мотоботе по рекам и ручьям Архангельской области из Рембуево на Кельдозеро. Участниками похода были: командир – капитан 1 ранга Меркулов Иван Иванович, замполит – капитан 2 ранга Тропников Николай Степанович, доктор – лейтенант Кашулин Сергей, старший инженер ЦП СЕВ – старший лейтенант Котлярчук А. Н. и проводник – опытный местный охотник-профессионал Андрей Афанасьевич.

Это путешествие, протяжённостью почти в сто километров по тайге и болотам, полное риска и приключений, достойно описания в отдельной повести. В ходе этого похода по рекам Северная Двина и Пинега, Кулойскому каналу, озерам и болотам, с полным набором самых неимоверных ситуаций, проявились лучшие организаторские и человеческие качества командира. Только благодаря его способности правильно оценивать ситуацию, смелости, уверенности и решительности, это путешествие закончилось благополучно.

Главное качество командира – умение брать на себя ответственность – за дело, которому служишь, за подчинённых, за ближних, за народ, за страну. За принимаемые решения, которые не всегда должны соответствовать желанию большинства, но в конечном итоге, дают результат, желаемый большинством. В противном случае, «или пан – или пропал». В Иване Ивановиче это качество, несомненно было и есть.

В тысяча девятьсот семьдесят третьем году капитан 1 ранга Меркулов Иван Иванович был назначен на вышестоящую должность – начальником 180 полигона связи ВМФ в городе Таллинн. Он был первым командиром этой части, поэтому на новом месте Полигон пришлось создавать, практически, «с нуля». Через десять лет Ивану Ивановичу было присвоено очередное воинское звание «контр-адмирал» и это адмиральское звание, которому он вполне соответствует, итог его беззаветного служения Отечеству.

И на новом месте службы Иван Иванович, также, как и прежде, отдавал всего себя любимому делу. Будучи начальником Полигона связи ВМФ в течение четырнадцати лет, он внёс огромный вклад в создание и совершенствование систем и комплексов связи Военно-морского флота.

Иван Иванович очень разносторонняя, талантливая личность. Особенно это проявилось в годы его службы и жизни в Эстонии. Он любит природу, охоту, рыбалку, пишет стихи, всегда был и остаётся душой компании, организовывает выходы в море на яхте под парусом, походы, праздники. Ему никогда не сиделось на месте – энергия всегда била через край!

Но он, наверняка, не стал бы тем, кем он есть сегодня, если бы всю жизнь рядом с ним не была его верная спутница, единственная жена – Галина Васильевна. Замечательная женщина, настоящая командирская жена, которая была всегда рядом с любимым мужем, во всём его поддерживала, понимала, помогала и в отдалённых гарнизонах, и в презентабельном, но так неприветливом, эстонском Таллинне. Если бы не она, как знать, получил бы он на погоны адмиральские звёзды – ведь в нашей мирной жизни адмиральское звание для флотских связистов – весьма редко, и надо очень постараться, чтобы его заслужить…

С контр-адмиралом Меркуловым Иваном Ивановичем, к сожалению, служить мне не довелось, но я очень много слышал о нём от своих сослуживцев по «Атланту». Привелось мне встречаться с ним во время приёмки в эксплуатацию СДВ радиостанции «Геракл» – он тогда председательствовал в составе рабочей комиссии.

В напряжённое время работы комиссии на «Геракле» он всё же выкроил время для того, чтобы поучаствовать вместе с нами в охоте на кабана. Каково же было удивление наших бывалых местных охотников, когда Иван Иванович с первого же выстрела «завалил» вепря наповал. Уважение к адмиралу, как к высококлассному связисту, дополнилось ещё и уважением «геракловцев» к нему, как к высокопрофессиональному и удачливому охотнику.

В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году контр-адмирал Меркулов Иван Иванович был уволен с военной службы по достижении предельного возраста. После увольнения проживает в Эстонии, в городе Таллинне. Иван Иванович активно занимается общественной деятельностью – является Председателем совета ветераном офицеров флота в городе Таллинн. Ведёт активный образ жизни – не изменяя своим увлечениям: охоте и хождению на яхте под парусом.

Редкое для нынешнего времени неравнодушие характеризует Ивана Ивановича, его общественный темперамент не даёт ему спокойно взирать на искажение исторической правды о прошедшей войне. Он активно занимается исследовательской работой по военно-морской истории, сохранением исторической памяти о трагических страницах Великой Отечественной войны. Одним из результатов такого неравнодушия стал документальный фильм «Прорыв», снятый режиссёром Олегом Бесединым и сценаристом Николаем Печатновым, идейным вдохновителем картины по праву можно назвать контр-адмирала Меркулова И. И.

Иван Иванович уже не один десяток лет ведёт активную деятельность по увековечиванию памяти, трагически погибших у мыса Юминда, участников прорыва кораблей Балтийского флота из осаждённого фашистами Таллинна в Кронштадт. В две тысячи пятнадцатом году завершились реставрационные работы вокруг мемориала на мысе Юминда, одного из главных дел всей жизни, которому Иван Иванович Меркулов отдавал все последние годы.

Есть ещё одна очень важная сторона его многогранной личности – как правозащитника, борца за права российских военных пенсионеров в Эстонии. Она сегодня важна, как никогда.

Иван Иванович Меркулов – это человек, который и в свои девяносто два года верит сам и заражает своей энергией окружающих для дальнейших дел. Он верит, что «зима» пройдёт и всё вернётся на круги своя, как в его стихотворении…

Всё, друг мой, медленно, но верно приходит на круги своя

Зима свернёт свои одежды, весной жизнь возродится вновь

И солнца луч, как знак Надежды, вернет и Веру, и Любовь.

Благодаря именно таким людям, как Иван Иванович, мы узнаём неизвестные страницы истории, храним и передаём их для последующих поколений.

Командный состав радиостанции (1970—1975 гг.)

капитан 2 ранга Меркулов И. И. капитан 2 ранга Таламанов А. Н.

капитан 2 ранга Тропников Н. С. подполковник Климкин А. И.

18 апреля 1970 года. Председатель Государственной комиссии контр-адмирал Изопольский В. В. докладывает «на верх» о приёмке радиостанции «Атлант»

1971 год. Командир части капитан 1 ранга Меркулов И. И. (в центре) и замполит капитан 2 ранга Тропников Н. С. с личным составом

1972 год. Командир части кап. 1 р. Меркулов И. И. (третий слева) с первым кадровым составом радиостанции «Атлант».

1972 год. Кап. 2 р. Копытин Н. Г. и п/п-к Климкин А. И. с первым набором личного состава СДВ радиостанции «Атлант»

1974 год. Групповое фото офицеров и мичманов радиостанции «Атлант». В центре главный инженер капитан 2 ранга Копытин Н. Г.

1974 год. Личный состав «Атланта» в парадном строю. В первой шеренге слева-направо: ст. л-т Розов В. А., ст. л-т Скоков И. А., кап. л-т Черняк Р. Х., кап.3 ранга Лют А. Н. Впереди строя ст. л-т Кузнецов В. В.

В тысяча девятьсот семьдесят пятом году прежнего командира «Атланта» сменил подполковник Карповский Борис Григорьевич.

Борис Григорьевич родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году в Ленинграде, в обычной рабочей семье. Во время Великой Отечественной войны, вместе с родителями, находился в блокаде. Голод, тяготы и лишения блокады познал на себе сполна.

Детские годы прошли в Ленинграде, где в то время было много кораблей и военных моряков. Борису нравились военные корабли, их красивые обводы, грозное вооружение вызывали неподдельный интерес. Красивая морская форма тоже нравилась, поэтому он, как и многие его друзья, мечтал о службе на флоте.

В тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году, окончив десять классов средней школы, он сразу же поступил в Военно-морское техническое училище. Училище размещалось в Кронштадте в зданиях бывшей Школы юнг. Появилось оно сразу после окончания Второй мировой войны, в связи с тем, что в СССР началось бурное восстановление и реформирование системы военно-морского образования. Страна остро нуждалась в новых флотских специалистах – на флоте шло активное развитие радиотехнических средств, приборов управления стрельбой, реактивного оружия, средств связи.

Ещё осенью тысяча девятьсот сорок седьмого года в училище был образован цикл радиолокации (курсантов этой специальности в училище называли «связистами»). По программе цикла курсанты изучали приборы и устройства радиолокационных станций корабельного и берегового базирования. Через год был произведен первый набор курсантов для подготовки радиотехников и техников проводной связи. Цикл радиолокации был преобразован в цикл связи, а училище стало именоваться Военно-Морским Техническим.

С тысяча девятьсот пятидесятого года в училище стали принимать абитуриентов со средним образованием, и срок обучения сократился до трёх лет. Вот на этот цикл в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году и поступил Карповский Борис Григорьевич.

Уже через два года училище было расформировано. Курсантов радиотехнических и связных специальностей перевели во вновь созданное 2-е Военно-морское техническое училище в Кронштадте. После окончания училища в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году Борис Григорьевич получил воинское звание – «техник-лейтенант». Его назначили на должность командира взвода радиорелейной роты в только что сформированный при узле связи ГШ ВМФ 223 отдельный радиолинейный дивизион. Дивизион дислоцировался на территории приемного радиоцентра «Горки», в посёлке Ям Домодедовского района Московской области. Через два года, Бориса Григорьевича назначают командиром радиорелейной роты 368 подвижного узла связи Главного штаба ВМФ. С этой должности через два года он поступает, а через пять лет оканчивает Военную академию связи имени С. М. Будённого в городе Ленинграде.

После успешного окончания академии в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году, Бориса Григорьевича направляют в отдел связи штаба 4-й Общевойсковой Армии, дислоцировавшейся в столице Азербайджана городе Баку. В этом же году его назначают начальником штаба – заместителем командира отдельного батальона связи 60-й мотострелковой дивизии, расположенной в городе Ленкорань Азербайджанской СССР. Прослужив два года в армейских частях связи, он приобрел ценный опыт в организации службы связи и руководстве батальоном связи в сложной оперативной обстановке на советско-иранской границе.

Через два года, уже майор Карповский, возвратился в Службу связи Военно-морского флота, в 132 отдельный полк связи на должность командира батальона. Полк располагался в поселке Ям Московской области. В этом полку Борис Григорьевич прослужил семь лет. Во время службы в полку успел побывать в командировке на Кубе, после чего в тысяча девятьсот семьдесят пятом году, в звании «подполковник», был назначен на должность начальника СДВ радиостанции ВМФ «Атлант», расположенной в Архангельской области.

Весь предшествующий опыт службы в различных частях связи очень пригодился Борису Григорьевичу на новом месте службы.

За девять лет руководства капитаном 1 ранга Карповским Б. Г. СДВ радиостанция «Атлант» стала надёжным звеном системы связи Военно-морского флота. Радиостанция несла основную нагрузку по передаче информации, сигналов боевого управления и сигналов единого времени на подводные лодки, несущие боевое дежурство в Северной Атлантике и Ледовитом океане. В эти годы усиленно проводилась работа по совершенствованию организации оперативно-технической службы, технической эксплуатации в подразделениях радиостанции.

Стабилизировался воинский коллектив, в часть пришли служить молодые, перспективные офицеры и мичманы. Улучшились бытовые условия жизни в жилом городке.

Летом тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого года Капитан 1 ранга Карповский Борис Григорьевич был назначен на должность начальника Центрального Пункта Передачи и Приема Информации ВМФ в Подмосковье, где и завершил свою служебную карьеру.