banner banner banner
Античные Герои на службе Российского флота
Античные Герои на службе Российского флота
Оценить:
 Рейтинг: 0

Античные Герои на службе Российского флота


Военную службу Борис Григорьевич окончил в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году, воспитав большую плеяду высокопрофессиональных офицеров, многие из которых в последствие стали командирами частей связи, руководителями отделов Управления связи ВМФ.

Его служба – пример честного и достойного служения Родине, верности воинскому долгу и Военной присяге.

Борис Григорьевич умер в тысяча девятьсот девяносто четвёртом году от острой сердечной недостаточности. Мне искренне жаль, что, наш командир ушёл из жизни так рано, не дожив даже до своего шестидесятилетия… Похоронен он в городе Щёлково Московской области.

Приемником капитана 1 ранга Карповского Б. Г. на должности командира «Атланта» стал подполковник Пухомелин Владимир Михайлович.

Владимир Михайлович родился в тысяча девятьсот сорок девятом году в городе Хабаровске. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году окончил Томское военное училище связи. До прихода на «Атлант» подполковник Пухомелин В. М. проходил службу на различных должностях в штабе Дальневосточного военного округа, а после окончания в тысяча девятьсот восьмидесятом году Военной академии связи им. Буденного, проходил службу в должности начальника телефонно-телеграфного центра, а затем главного инженера Зонального узла связи ВМФ в Киргизии.

В тысяча девятьсот восемьдесят четвёртом году его назначают начальником СДВ радиостанции «Атлант», где он прослужил шесть лет – до тысяча девятьсот девяностого года.

После службы на «Атланте» Владимир Михайлович получил назначение в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова на должность заместителя начальника факультета – начальника учебной части факультета радиосвязи.

В тысяча девятьсот девяносто первом году он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В настоящее время проживает в Московской области.

1985 год. КПП, учебный корпус и трёхэтажная казарма.

1980-е годы. Здание штаба радиостанции.

1970-е годы. Казарма личного состава радиостанции.

1980 год. Здание клуба части

Управление СДВ радиостанции «Атлант» с 1975 по 1985 год

Главные инженеры

Как я писал ранее, главным инженером, после ввода радиостанции «Атлант» в строй, стал капитан 2 ранга Копытин Николай Григорьевич.

В тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году на этой должности его сменил капитан 2 ранга Ряснянский Евгений Акимович, проходивший до этого службу в должности начальника радиотехнической группы.

Евгений Акимович прибыл на радиостанцию «Атлант» на должность старшего офицера по организации боевой подготовки-начальника штаба местной обороны с другой СДВ радиостанции – «Антей», где занимал должность старшего инженера-начальника смены. Через некоторое время его назначили на должность начальника радиотехнической группы, а через два года – главным инженером радиостанции.

Стиль работы нового главного инженера был больше «кабинетным», на технической территории он появлялся редко – только в дни, когда проводилось плановое техническое обслуживание, да и то ненадолго.

Регламентное техническое обслуживание радиостанции проводилось строго в определенные дни – один раз в десять дней, и не важно был это рабочий день, или выходной, или даже государственный праздник.

В эти дни, с началом суток, радиостанция выводилась из системы действующей связи на двадцать четыре часа, всё оборудование радиопередатчика и комплекса системы единого времени (кроме генераторов эталонной частоты) полностью выключалось. Как правило регламентные работы начинались со сбора всего личного состава по учебной тревоге.

По прибытии на объекты, личный состав приступал к проведению технического обслуживания оборудования, которое включало в себя: внимательный осмотр и проверку состояния всех технических средств, удаление пыли, протечек смазки со всех узлов, приборов и агрегатов, чистку электрических контактов от нагара, смазку всех трущихся деталей.

После выполнения «первоначальных» работ производилось поэтапное включение оборудования и выполнение регулировочных и настроечных работ. В это время производился разбор возникавших ранее нештатных ситуаций, отрабатывались действия личного состава по устранению возможных неисправностей, проводились тренировки по связи. Кроме того, в дни регламентных работ проводились учения по тактико-специальной подготовке, по борьбе за живучесть технических средств, личного состава и всего объекта.

По окончании всех запланированных работ и мероприятий подводили итоги в составе подразделений, а иногда и всей части. Обычно, регламентные работы оканчивались поздним вечером – после двадцати одного часа, но бывали случаи, когда они затягивались и до полуночи. Всеми этими работами, как раз и должен был руководить главный инженер.

По характеру Евгений Акимович был общительным человеком. Умел он заводить нужные знакомства в довольствующих органах, с военными строителями. За ним был закреплён автомобиль УАЗ-452, так вот он довольно часто выезжал на нём в Северодвинск и Архангельск, откуда привозил дефицитные материалы и инструмент.

Евгений Акимович, в бытность главным инженером, много внимания уделял поддержанию технических средств в исправном состоянии, с удовольствием занимался материально-техническим обеспечением ремонтных работ на объектах радиостанции, многое делал для поддержания помещений объекта в надлежащем виде.

В моей памяти остались бесконечные (по два-три раза в год) покраски всего и вся дорогими эмалями – стен, оборудования и всего того, что можно было покрасить. Служебные кабинеты, другие помещения отделывались дорогой финской фанерой.

Запасы этих дефицитных материалов на техническом складе части были в избытке. Помню, как однажды, произошёл неприятный случай на «холодном» складе, где хранились бочки с краской. Зима в тот год выдалась очень суровой, вовремя краску со склада в отапливаемое помещение не перенесли, вот и вымерзло дефицитной белой каютной и тиковой эмали несколько двухсоткилограммовых бочек, не считая красок, менее ценных. Но главному инженеру каким-то образом удалось «распихать» её по подразделениям и списать на текущую эксплуатацию.

В непосредственном подчинении у главного инженера находились: технический склад, которым заведовали в разные годы: мичман Рамазанов Валерий Романович и мичман Журавлёв Геннадий, контрольно-ремонтная группа (КРГ), начальниками которой были: сначала, мичман Шелковский Пётр Иванович, а после его увольнения в запас – мичман Комаров Юрий Семёнович.

В контрольно-ремонтной группе была гражданская должность инженера, на которой работал выпускник Ленинградского электротехнического института связи Петров Виктор Валентинович. В последствие он стал офицером и продолжил службу, сначала в антенно-мачтовой группе, затем старшим инженером-начальником смены, начальником РТГ. В конце девяностых его перевели на радиостанцию «Геракл» на должность начальника отдела радиопередающих устройств, а затем он был назначен главным инженером радиостанции, где и закончил службу.

В те годы в технической части работали бухгалтерами: Шестакова Людмила Фёдоровна – заслуженный ветеран части, работавшая на этой должности ещё со времён строительства «Атланта» и её помощница – бухгалтер Ярыгина Любовь, которая впоследствии заменила свою начальницу, ушедшую на заслуженную пенсию.

В тысяча девятьсот восемьдесят втором году капитан 2 ранга Ряснянский Е. А. был уволен в запас по достижении предельного возраста и убыл на постоянное место жительства в город Вилейка Белорусской ССР, где ему была предоставлена отдельная квартира.

Новым главным инженером радиостанции назначили начальника радиотехнической группы капитана 2 ранга Черняка Романа Хаимовича.

Заместители командира по политической части

В тысяча девятьсот семьдесят восьмом году, вместо уволенного в запас заместителя командира по политической части подполковника Климкина Анатолия Ивановича, был назначен майор Тустановский Дмитрий Станиславович.

Майор был уже, как говорится, «древним», в том смысле, что в его возрасте офицеры давно были либо на пенсии, либо в высоких званиях. Перевели его к нам в часть из Северодвинска, из Школы техников, назначили с повышением, чтобы он в конце службы смог получить очередное воинское звание «подполковник».

Отношения между командиром и новым замполитом сразу не заладились, видимо, командир знал что-то негативное о новом замполите от начальника политотдела.

По возрасту новый замполит был старше командира части, очень гордился тем, что своё первое офицерское звание получил ещё при Сталине – в тысяча девятьсот пятьдесят первом году. У него не было высшего военного образования, он заочно, или экстерном, окончил какой-то гуманитарный ВУЗ.

По характеру Дмитрий Станиславович был честолюбивым человеком, весёлым балагуром, любил рассказывать разные истории и анекдоты. Помнится, как однажды, мы с ним оказались на рыбалке с московской комиссией, и он у костра рассказал историю из своей лейтенантской молодости о том, как в тысяча девятьсот пятьдесят первом, году, будучи младшим лейтенантом, сопровождал эшелон с табуном лошадей во Владивосток.

Коней он туда доставил, но на станции его никто не встретил, то ли забыли, то ли указания не дошли вовремя. Тем не менее, вагоны нужно было освобождать, поэтому железнодорожники лошадей из вагонов выпустили, сказав: «Лейтенант, паси своих коней, а нам нужно вагоны под погрузку ставить». Кони разбрелись по территории железнодорожной станции.

Так прошли сутки, что делать дальше лейтенант не знал. Времена тогда были суровые – «сталинские», за такое можно было и срок «схлопотать». От безысходности он сел на рельсы и заплакал, где его и застал военный патруль. С его слов он обрадовался встрече с патрулём так, как не обрадовался бы встрече с родной матерью. Просил, умолял начальника патруля забрать его на гауптвахту, но только чтобы избавиться от табуна лошадей. Забрать его никуда не забрали, но по команде доложили. Сразу же нашлись хозяева табуна лошадей. Со слов замполита, это был самый счастливый день в его судьбе. Рассказ у замполита получился интересным, потому что сопровождал он его шутками-прибаутками. Любил он, и выпить, причём, особенно не разбираясь с кем, на чём и «погорел» на прежнем месте службы.

Новый замполит с первых дней службы в части стал проявлять активность, порой, чрезмерную, глубоко не вникнув в суть вопроса. Это вызывало негативную реакцию со стороны командира части. На этой почве между ними часто возникали конфликтные ситуации. Это сразу становилось достоянием всего коллектива, да они этого, особенно и не скрывали.

В конце концов, командир оказал замполиту содействие в получении квартиры в городе Вилейка в Белоруссии и увольнении его в отставку по выслуге лет.

На смену подполковнику Тустановскому прибыл подполковник Вязовкин Анатолий Андреевич. Новый замполит пришёл в часть из действующих войск – танкового батальона Отдельной бригады морской пехоты Северного флота. Судьбой он не был избалован, бывал в дальних походах и в «горячих точках». Дважды был на длительных боевых службах, побывав в трёх странах Западной и Центральной Африки, настоящий «морпех».

С людьми общался просто и непринуждённо, без чванства и лишнего официоза. С первых дней службы в части между ним и командиром сложились хорошие отношения, которые впоследствии стали дружескими. Анатолий Андреевич был заядлым рыбаком и охотником, чему посвящал своё свободное от службы время.

Он не был кадровым замполитом – окончил Ульяновское гвардейское среднее танковое командное училище, волею судьбы замполитом стал во время «Чехословацких событий» в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году. В его танковой роте ранили замполита, и Анатолия Андреевича – молодого лейтенанта, как секретаря комсомольской организации роты, временно назначили замполитом. Как оказалось, на всю оставшуюся службу. Не зря у нашего народа существует поговорка: «Нет в жизни ничего более постоянного, чем что-то временное!». В отличие от других замполитов он мог не только словом, но и личным примером показать подчинённым, как надо водить боевую машину, или как стрелять из любого вида вооружения.

Своих подчинённых: секретаря комитета ВЛКСМ части, начальника клуба, библиотекаря и киномехаников клуба в обиду не давал, но спрашивал с них «по полной программе».

В конце семидесятых годов на должность секретаря комитета комсомола части прибыл выпускник одного из Ленинградских высших военно-морских училищ, но не политического, лейтенант Сергей Остапчук.

В политработники он попал, видимо, каким-то странным образом. Служба в качестве политработника у него не заладилась с первых дней – ему постоянно предъявляли претензии и командир части, и замполит. А он не мог понять, чего они от него хотят, не мог он себя перебороть – не для него, конечно, была эта стезя – такая работа была ему чужда и в тягость. В конце концов он добился перевода в другую часть, а куда именно – мне не известно.

Совсем другим оказался прибывший ему на замену выпускник Киевского высшего военно-морского политического училища лейтенант Масюченко Константин. В первый же день, а это было воскресенье, ещё до представления командиру части, он подключился к игравшим на стадионе в футбол матросам. В ходе игры познакомился с ними, и, как говорится «стал своим парнем». Да и по складу характера новый «комсомолец» был более общительным, возможно «мудрее», или хитрее своего предшественника.

В тысяча девятьсот восемьдесят третьем году лейтенанта Масюченко перевели в бригаду кораблей охраны водного района в Северодвинск, а затем, на так желанную им должность – помощника начальника политического отдела Беломорской ВМБ по комсомольской работе. Со слов бывших сослуживцев, после того, как институт политработников был упразднён, он уволился и уехал на Украину.