banner banner banner
Тибетские поющие чаши. Полный самоучитель. Упражнения, массаж, медитации, исцеление звуком
Тибетские поющие чаши. Полный самоучитель. Упражнения, массаж, медитации, исцеление звуком
Оценить:
 Рейтинг: 0

Тибетские поющие чаши. Полный самоучитель. Упражнения, массаж, медитации, исцеление звуком


Различные состояния во время работы с чашей

Во время выполнения упражнений с чашей у вас могут возникать разные состояния. Как правило, они довольно приятные. Но если вдруг вы почувствуете какой-то дискомфорт, чувство тревоги – просто остановитесь.

Обычно такие чувства возникают у человека при встрече с чем-то незнакомым, ранее неизвестным ему. В нашем случае речь о новых, непривычных, и возможно, неожиданных для вас состояниях. Это нормальная реакция организма, который при столкновении с чем-то неизведанным, в качестве защитной реакции, может включать чувство страха или тревоги.

Поэтому, если вы испытали нечто подобное:

– остановите свою работу с чашей;

– вернитесь к этому упражнению или к работе с чашей чуть позже. К примеру, через 10 минут или через час. Или даже на следующий день.

– вы увидите, что возникшее чувство дискомфорта пройдет.

***

В этой книге я буду избегать сложных научных терминов и слов. Также, по возможности, буду исключать все эзотерические и мистические, непонятные термины. Всю информацию я буду давать на доступном, понятном языке.

Но если вдруг, то что, вы прочитаете здесь покажется вам чем-то странным, ненаучным или каким-то удивительным – не спешите относиться к этому скептически. Попробуйте, проверьте сами. Вещи, о которых я говорю, действительно имеют место быть. И они действительно работают.

Урок 1. Где и когда работать с чашей

Место

Для работы с чашей вам не требуется какое-то специальное большое пространство. Это может быть любое место, где вы можете сесть и начать заниматься.

Время

Что касается вопроса «когда заниматься с чашей?» – то здесь также нет какой-либо привязки к определенному времени суток. Но, так как мы работаем со звуком, особенно во время обучения этой работе, на начальном этапе, я рекомендую максимально погружаться в процесс. То есть максимально хорошо слышать чашу, чувствовать, как она с вами взаимодействует, как она с вами работает, как воздействует на пространство.

Поэтому сначала старайтесь выбирать такое время, когда вокруг вас не будет слишком много посторонних шумов и отвлекающих моментов. Это может быть любое время, удобное вам. Для кого-то это может быть вечер, для кого-то утро или день.

Все дело в том, что звучание чаши не такое агрессивное и громкое, как допустим, звук при работе с бубном или варганом. Поэтому вы можете находиться в каком-то помещении и работать с чашей, а в соседней комнате ее практически не будет слышно. И даже если люди услышат ее звук, он не будет им мешать или доставлять какой-либо дискомфорт.

Находи?те удобное для вас время, не привязывайтесь только к утру или к вечеру. Это неважно. И если в один день у вас появилась возможность поработать с чашей днем, а в другой день вы можете позаниматься с ней только вечером – практикуйте.

Ваше тело и сознание будут привыкать к новым ощущениям, состояниям. Вы будете переживать свой новый опыт, понимать его. Поэтому работайте в то время, когда вам удобно. Пусть это будет 20 минут утром, а завтра 20 минут днем. Не привязывайтесь ко времени – старайтесь работать регулярно, каждый день.

Помещение и акустика

На звучание чаш сильно влияет помещение, в котором вы работаете. Это акустика. Поэтому не удивляйтесь разному звучанию одной и той же чаши в разных пространствах.

Если сегодня вы работали с чашей в одной комнате, а на следующий день занимались в другом помещении, вам может показаться, что чаша звучит иначе. Не стоит удивляться этому, потому что звучит не только чаша. Когда вы извлекаете из нее звук – начинает звучать еще и пространство, в котором вы находитесь.

Другими словами, звучание чаши заставляет звучать пространство вокруг нас.

Поэтому в разных помещениях извлекаемый звук может меняться. Будьте к этому готовы.

Урок 2. Как появились поющие чаши

Происхождение чаш

Есть несколько версий происхождения тибетских чаш: кто их придумал и для чего. И вообще сам термин «тибетские поющие чаши» подразумевает, что они или пришли с Тибета, или использовались тибетцами. Но это не совсем верно, потому что чаши распространены и в Японии, и в Китае, и в Корее, и в Индии.

Кроме того, если мы посмотрим на тибетскую иконографию, то изображений поющих чаш мы там нигде не увидим. На тибетских танках[1 - Танка – тибетские изображения религиозного характера различных божеств, Будды] встречается изображение Будды медицины. У него в руках изображена чаша, которая чем-то похожа на поющие чаши, но на самом деле, она никакого отношения к ним не имеет.

Будда медицины

Если мы возьмем классический трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши», то там мы тоже не найдем упоминаний о поющих чашах. Также на Тибете не найдено каких-либо статуй, где присутствовало бы изображение поющих чаш. Поэтому говорить о том, что поющие чаши пришли именно с Тибета неверно. Сейчас вообще распространено много самых разных историй, которые гуляют в сети, а некоторые такие легенды о поющих чашах рассказывают учителя.

Например, в интернете можно прочитать, что самая древняя поющая чаша была найдена на территории Афганистана, и датируется она 500 годом до нашей эры. Этот факт вызывает сомнения, поскольку он ничем не подтвержден.

На самом деле, откуда появились чаши, достоверно неизвестно.

Да и вряд ли кто-то уже сейчас это выяснит. И, может быть, это вообще неважно. Также, мы не знаем точно, откуда появился бубен или варган. Известно только, что ими пользовались шаманы в Америке или народы Севера. Поэтому, если не доказано обратное, вы можете взять любую историю, связанную с поющей чашей и использовать ее.

Появление чаш на Западе

Что же касается вопроса о том, как появились чаши на Западе, то это известно. После Второй Мировой войны выросло новое поколение, которое духовные истины и ценности западного мира уже не удовлетворяли. Люди увидели, к чему это привело, и им нужны были какие-то новые смыслы. В надежде найти эти смыслы искатели устремили взгляд на Восток.

Так появились новые течения – нью эйдж, неоиндуизм, неотантризм, необуддизм. Эти веяния проникали на Запад и под влиянием местного менталитета трансформировались, принимали какие-то новые формы. Одновременно с этим происходил и обратный процесс. Искатели ехали на Восток – в Индию, Непал, Китай. Они пытались находить некие новые состояния сознания, новые знания и опыт.

Среди этих ищущих людей были целители и музыканты. Вот они как раз первыми и познакомились с поющими чашами. Они начали привозить их к себе на родину в западные страны, использовать в своих медитациях, проводить с ними различные эксперименты, вставлять звучание чаш в музыкальные произведения.

И сейчас самые лучшие школы, которые изучают поющие чаши, в том числе используя уже и научный подход, находятся на Западе – в Нидерландах, Германии, США. Таким образом, можно сказать, что бурное распространение и популярность в наши дни поющие чаши получили благодаря Западу.

Урок 3. Восточный и западный подход к практикам. Суть медитации с чашей

Существует некая градация практик на восточные и западные. Конечно, она очень условна, но какие-то общие черты, присущие каждому из направлений, в этом разделении можно увидеть.

Так например, многие западные практики рассчитаны на то, что происходящее вокруг человека (это может быть какой-то ритуал или мистерия) каким-то образом влияет на его внутреннее состояние. Но само действо, которое имеет сакральный смысл, происходит вовне.

Что касается восточных практик, то в них основной упор всегда делается именно на обращение сознания человека внутрь себя. Конечно, так или иначе и в западных, и в восточных практиках мы работаем со своими внутренними ощущениями, своим внутренним состоянием. Но в восточных практиках мы изначально стараемся обращать наше внимание внутрь.

Исходя из этого можно сказать, что чаша – это сугубо восточный инструмент.

У нас есть пять органов чувств – наших инструментов восприятия информации. Это глаза, уши, нос, вкус и тактильные ощущения. И во время различных практик, мы используем и разные органы. Например, есть практика созерцания, во время которой нашим основным инструментом является объект, который мы рассматриваем. Есть техники, где в качестве объекта, на котором мы концентрируем наше внимание, выступает звук. И поющая чаша как раз является инструментом для такой практики.

Поэтому чаши – это, конечно же, типично восточный инструмент для работы с сознанием.

Техник медитации существует огромное множество. И неважно индийская или буддийская это практика, или суфийское кружение. Главный принцип всех практик – это развитие внимательности, способности удерживать наше внимание на каком-либо объекте, чувстве или идее, сделать так, чтобы внимание стало однонаправленным. Поющая чаша, если возвращаться к ее истории, это как раз инструмент, с помощью которого мистики и йоги могли удерживать свое внимание. И при этом в качестве некоего якоря во время практики им служил звук.

Урок 4. Как делают поющие чаши

Поющие чаши бывают нескольких видов. Основные два – это кованые и литые чаши. Процесс изготовления каждого из этих видов имеет свою специфику.

Кованые чаши

Специальную металлическую заготовку, которая выглядит как блюдце, помещают в печь (горн) и разогревают. Потом кладут на наковальню. Один человек держит ее и прокручивает, другие выстукивают. У наковальни есть углубление, чтобы при простукивании заготовка принимала форму чаши. Этот процесс продолжается в течении определенного времени: заготовку периодически кладут в печь, разогревают докрасна и перемещают на наковальню.