Книга Белеет парус одинокий - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Юрьевич Лермонтов. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Белеет парус одинокий
Белеет парус одинокий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Белеет парус одинокий

Завещание


Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.


А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.


Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их;

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив.

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.


Соседка есть у них одна…

Как вспомнишь, как давно

Расстались!.. Обо мне она

Не спросит… все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей;

Пускай она поплачет…

Ей ничего не значит!

1840



Не было русского поэта, с которым покончили бы проще… Не было и другого поэта, для которого достоинство и независимость личности были бы не только этической, но и эстетической потребностью, не отделимым от него символом его духовного бытия.

Иннокентий Анненский.«Юмор Лермонтова»

Звезды падучей пламень


Дипломатия гражданская и военная.

Рисунок М. Ю. Лермонтова.


В этой части сборника представлены произведения последних двух лет жизни поэта. Это были годы его славы, увлечения юной княгиней М. А. Щербатовой, серьезной женщиной, такой, что «полюбит не скоро, зато не разлюбит уж даром», но это были и годы тяжелого духовного кризиса, разлада с самим собой, а главное с обществом. Лермонтов чувствует себя «осмеянным пророком». Он устал от «диких тревог» войны, от кочевой жизни, ему хочется «свободы и покоя». И большой Работы. Но он по рукам и ногам связан «оковами царской службы»…

А. М.

«Как часто, пестрою толпою окружен…»


1-е января


Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,


Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.


И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;


Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.


И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.


Так царства дивного всесильный господин

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.


Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник не́званую гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

1840


Благодарность

За все, за все Тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

1840



Зимой 1840 года Лермонтов был сильно заинтересован княгиней М. А. Щербатовой (к ней относится пьеса «На светские цепи»). Мне ни разу не случалось ее видеть, знаю только, что она была молодая вдова, а от него слышал, что такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. То же самое, как видно из последующего, думал про нее и г. де Барант, сын тогдашнего французского посланника в Петербурге. Немножко слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта, он подошел к Лермонтову и сказал запальчиво: «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль запрещена». «Это ничего не значит, отвечал тот, я весь к вашим услугам», и на завтра была назначена встреча.

Аким Шан-Гирей

М. А. Щербатова


Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

1840

<М. А. Щербатовой>


На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она променяла,


Но юга родного

На ней сохранилась примета

Среди ледяного,

Среди беспощадного света.


Как ночи Украйны,

В мерцании звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных,


Прозрачны и сини,

Как небо тех стран, ее глазки,

Как ветер пустыни,

И нежат и жгут ее ласки.


И зреющей сливы

Румянец на щечках пушистых,

И солнца отливы

Играют в кудрях золотистых.


И, следуя строго

Печальной отчизны примеру,

В надежду на Бога

Хранит она детскую веру;


Как племя родное,

У чуждых опоры не просит

И в гордом покое

Насмешку и зло переносит.


От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром,

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.

1840



Моя милая добрая Антуанетта.

Ваше письмо… принесло мне весьма малоприятные известия… Предполагают, что несчастная дуэль произошла из-за меня… Что меня бесконечно огорчает, это отчаяние госпожи Арсеньевой, чудесной старушки, которая, вероятно, меня ненавидит, хотя никогда меня не видела. Я уверена, что она осуждает меня, но если бы она знала, насколько я сама раздавлена под тяжестью того, что узнала… иногда мне кажется, что мой мозг затуманивается, и я с трудом различаю предметы и сомневаюсь в собственном существовании, сплю ли я, или же я мертва. Иногда я боюсь самой себя. Плачу я редко, но иногда из моей груди вырывается отчаянный смех, как вызов судьбе… Мой характер, такой спокойный и холодный, не позволяет мне часто приходить в отчаяние. Однако приступы такого отчаяния… очень остры, а когда они проходят, остается глубокая дремота всех мыслей и чувств и я становлюсь деревяшкой…

Мария Александровна Щербатова.Из письма Антонине Блудовой.21 марта 1840 года. Москва

И скучно и грустно


И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят все лучшие годы!


Любить… но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…


Что страсти? ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка…

1840

Морская царевна


В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»


Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.


Слышит царевич: «Я царская дочь!

Хочешь провесть ты с царевною ночь?»


Вот показалась рука из воды,

Ловит за кисти шелко́вой узды.


Вышла младая потом голова,

В косу вплелася морская трава.


Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.


Мыслит царевич: «Добро же! постой!»

За косу ловко схватил он рукой.


Держит, рука боевая сильна:

Плачет и молит и бьется она.


К берегу витязь отважно плывет;

Выплыл; товарищей громко зовет:


«Эй, вы! сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя…


Что ж вы стоите смущенной толпой?

Али красы не видали такой?»


Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! померк торжествующий взгляд.


Видит, лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;


Хвост чешуею змеиной покрыт,

Весь замирая, свиваясь, дрожит;


Пена струями сбегает с чела,

Очи одела смертельная мгла.


Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек…


Едет царевич задумчиво прочь,

Будет он помнить про царскую дочь!

1841


Лермонтов за поединок был предан военно-полевому суду с содержанием под арестом… Здесь была написана пьеса «Соседка»…

А. М.

Она действительно была интересная соседка. Я ее видел в окно. Но решеток у окна не было, и она была вовсе не дочь тюремщика, а, вероятно, дочь какого-нибудь чиновника, служившего при Ордонанс-гаузе, где и тюремщиков нет, а часовой с ружьем точно стоял у двери.

Аким Шан-Гирей

Соседка


Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко́ над землей,

И у двери стоит часовой!


Умереть бы уж мне в этой клетке,

Кабы не было милой соседки!..

Мы проснулись сегодня с зарей,

Я кивнул ей слегка головой.


Разлучив, нас сдружила неволя,

Познакомила общая доля,

Породнило желанье одно

Да с двойною решеткой окно;


У окна лишь поутру я сяду,

Волю дам ненасытному взгляду…

Вот напротив окошечко: стук!

Занавеска подымется вдруг.


На меня посмотрела плутовка!

Опустилась на ручку головка,

А с плеча, будто сдул ветерок,

Полосатый скатился платок,


Но бледна ее грудь молодая,

И сидит она долго вздыхая,

Видно, буйную думу тая,

Все тоскует по воле, как я.


Не грусти, дорогая соседка…

Захоти лишь отворится клетка,

И, как божии птички, вдвоем

Мы в широкое поле порхнем.


У отца ты ключи мне украдешь,

Сторожей за пирушку усадишь,

А уж с тем, что поставлен к дверям,

Постараюсь я справиться сам.


Избери только ночь потемнее,

Да отцу дай вина похмельнее,

Да повесь, чтобы ведать я мог,

На окно полосатый платок.

1840


Тучи


Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?


Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840


Листок


Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.


У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.


И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.


Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».


«На что мне тебя? отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт, и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.


Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

1841


«Прощай, немытая Россия…»


Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.


Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

1841


Из Гете


Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

1840

В толпе красавиц городских

В эту же часть на правах как бы приложения включены написанные Лермонтовым в разные годы стихи, обращенные к женщинам, не к тем, кого он любил «всем напряжением душевных сил», а к тем, в кого был не слишком, а слегка влюблен, кому попросту симпатизировал, выделив из «толпы красавиц городских». По жанру это стихи в альбом. А по существу замечательные по тонкости и проницательности портреты современниц.

А. М.

Автограф М. Ю. Лермонтова

Благодарю!


Благодарю! вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!


В другом краю ты некогда пленяла,

Твой чудный взор и острота речей

Останутся навек в душе моей,

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

Благодарю!


Я б не желал умножить в цвете жизни

Печальную толпу твоих рабов

И от тебя услышать, вместо слов

Язвительной, жестокой укоризны:

Благодарю!


О, пусть холодность мне твой взор покажет,

Пусть он убьет надежды и мечты

И все, что в сердце возродила ты;

Душа моя тебе тогда лишь скажет:

Благодарю!


1830


Е. А. Сушкова


Екатериной Александровной Сушковой Лермонтов был слегка увлечен в ранней юности. К той поре относятся посвященные ей стихотворения «Благодарю» и «Нищий». История их дальнейших отношений легла в основу любовной интриги Жоржа Печорина с девицей Елизаветой Негуровой в неоконченном романе «Княгиня Лиговская».

Нищий


У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.


Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.


Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830



Н. Ф. Иванова


Наталья Федоровна Иванова студенческое увлечение Лермонтова. Чувство поэта к этой красивой, неглупой, но совершенно равнодушной и к нему, и к его стихам девушке было хотя и бурным, но мимолетным. Лермонтов, если воспользоваться его же выражением, «отделался» от полудетской своей страсти циклом любовных стихотворений «К Н.Ф.И.», которые широко известны благодаря рассказам и разысканиям Ираклия Андроникова.

К* (Н.Ф.И.)

«Я не унижусь пред тобою…»


Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд! прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала я тебя не знал!

1832

К*** (Н.Ф.И.)

«Не ты, но судьба виновата была…»


Не ты, но судьба виновата была,

Что скоро ты мне изменила,

Она тебе прелести женщин дала,

Но женское сердце вложила.


Как в море широком следы челнока,

Мгновенье его впечатленья,

Любовь для него, как веселье, легка,

А горе не стоит мгновенья.


Но в час свой урочный узнает оно

Цепей неизбежное бремя.

Прости, нам расстаться теперь суждено,

Расстаться до этого время.


Тогда я опять появлюсь пред тобой,

И речь моя ум твой встревожит,

И пусть я услышу ответ роковой,

Тогда ничего не поможет.


Нет, нет! милый голос и пламенный взор

Тогда своей власти лишатся;

Вослед за тобой побежит мой укор,

И в душу он будет впиваться.


И мщенье, напомнив, что я перенес,

Уста мои к смеху принудит,

Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез

Гораздо мучительней будет.

1831


К себе


Как я хотел себя уверить,

Что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить,

Любви безбрежной дать предел.


Мгновенное пренебреженье

Ее могущества опять

Мне доказало, что влеченье

Души нельзя нам побеждать;


Что цепь моя несокрушима,

Что мой теперешний покой

Лишь глас залетный херувима

Над сонной демонов толпой.

1831



Надо вам сказать, что я несчастнейший из смертных… я пустился вбольшой свет: в течение месяца на меня была мода и я был нарасхват… Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастают ими как триумфом… Дамы, желающие иметь замечательный салон, стараются меня заполучить. Потому что я тоже лев, да! я, ваш маленький Мишель, добрый малый, у которого вы и не предполагали гриву…

М. Ю. Лермонтов. Из письма М. Лопухиной.Конец 1838 года. Царское Село

«Как небеса, твой взор блистает…»


Как небеса, твой взор блистает

Эмалью голубой,

Как поцелуй, звучит и тает

Твой голос молодой;


За звук один волшебной речи,

За твой единый взгляд,

Я рад отдать красавца сечи,

Грузинский мой булат;


И он порою сладко блещет,

И сладостней звучит,

При звуке том душа трепещет

И в сердце кровь кипит.


Но жизнью бранной и мятежной

Не тешусь я с тех пор,

Как услыхал твой голос нежный

И встретил милый взор.

1838

«Она поет – и звуки тают…»


Она поет и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит и небеса играют

В ее божественных глазах;

Идет ли все ее движенья,

Иль молвит слово все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.

1838


«Из-под таинственной, холодной полумаски…»


Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.


Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..


И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;