banner banner banner
Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
Оценить:
 Рейтинг: 0

Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации


2. Нормативный уровень включает в себя нормативные акты, методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (документы Министерства финансов России). К этому же уровню относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

3. На управленческом уровне общепринятые правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля указываются в учетной политике организации.

Учетная политика предприятия является основой для организации внутреннего контроля на предприятии.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Сводные учетные документы составляют на основе первичных документов. Создание таких учетных документов необходимо для осуществления контроля в организации.

Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49) основными целями инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Согласно п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия (п. 5.2 вышеуказанного положения). График должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный документ, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ (п. 5.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете).

В соответствии с п. 1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160) целями учета долгосрочных инвестиций являются:

1) своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учитываемым объектам;

2) обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

3) правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

4) осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на отечественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций.

Считается, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выгодно только крупным компаниям. Сейчас предпринимается попытка развеять данное представление. При этом особое внимание обращают на управленческие плюсы руководителя и пользу от усовершенствования и повышения качества учетной информации. Здесь же необходимо сравнить выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. К издержкам относятся затраты на приобретение и обновление компьютерных программ, повышение квалификации персонала и различные тренинги, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с увеличением объема информации, которая становится доступной для внешних пользователей.

Глава 2. Организация работы службы внутреннего аудита и контроля

2.1. Организация внутреннего аудита

Внутренний аудит – важный инструмент руководства предприятия для оценки эффективности и надежности систем внутреннего контроля и управления рисками компании, для анализа и оценки степени достижения компанией поставленных целей и задач.

В ходе увеличения масштабов деятельности организации структура управления, разделяющая административный аппарат и уровни управления, реализующая рабочие программы, становятся более многоступенчатой. Это усиливает сложность обмена информацией и вероятность принятия различными звеньями противоречивых управленческих решений. При этом затрудняется контроль со стороны высшего руководства, что значительно увеличивает число ошибок и злоупотреблений.

Главным органом управления считается совет директоров, который назначается общим собранием акционеров. Совет одобряет стратегию развития бизнеса, осуществляет контроль за работой руководства и несет за него ответственность перед акционерами. Ему присуще исполнительное руководство, которое отвечает за исполнение стратегии бизнеса, обеспечение ежедневного выполнения операций, установление процедур контроля и внутренних правил, несет ответственность за результаты деятельности компании. А служба внутреннего контроля при исполнительном органе осуществляет проверки с целью достоверности обеспечения совета директоров и исполнительного руководства в том, что установленные процедуры контроля выполняются, а риски управляются адекватно. Согласно международной практике внутренний аудит является независимым.

Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании зависит от правильной организации внутреннего аудита. Принимая решение о его создании, руководству предприятия необходимо правильно регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Так, данный отдел должен являться неотделимой частью компании, действовать в соответствии с ее правилами и распорядком, осуществляя независимую экспертизу всех процессов для их анализа и оценки.

Главные задачи отдела – оказывать помощь сотрудникам компании в качественном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске лучших путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов организации для увеличения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы обязаны предоставлять отчеты о проделанной работе, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.

Служба внутреннего аудита проникает в функции управления, организационную деятельность предприятия, снабжает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы.

Отдельные направления деятельности отдела внутреннего аудита на предприятии зависят от целей создания отдела, размеров, организационной структуры, масштабов и видов деятельности организации.

Порядок осуществления работы отдела должен быть закреплен в соответствующем регламентном документе, где бы указывались сроки проведения проверки, программа проведения проверки, лица, ответственные за предоставление информации, порядок составления отчетности по результатам проверки и перечень контрольных мероприятий, проводимых для устранения выявленных нарушений.

Одним из главных условий эффективной работы отдела внутреннего аудита считается его независимость. Это обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого руководством организации, и подчиняется только высшему руководству или собственнику. Следование этому условию делает службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, работа которых проверяется.

Отдел внутреннего аудита осуществляет проверки в соответствии с планом-графиком проверок, который согласовывается с высшим руководящим органом организации, и утверждается председателем совета директоров (иным высшим должностным лицом). Отметим, что работа органов внутреннего аудита должна проводиться согласно программам конфиденциального характера.

Программа внутреннего аудита – это документальный план реализации отдельных мероприятий, содержащий цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.

По каждой проверке отдел внутреннего аудита составляет и утверждает программу проведения проверки.

Организационное обеспечение и необходимые документы для проведения проверок осуществляются и предоставляются руководителями подразделений компании по требованиям отдела внутреннего аудита в установленный срок.

2.2. Требования к руководителям и сотрудникам внутреннего аудита и контроля. Ревизионные комиссии

Осуществление деятельности предприятия с целью извлечения прибыли требует от руководства максимального контроля за работой отдельных подразделений, отделов, цехов.

У руководства предприятия есть выбор при организации контроля и ревизии на предприятии. Так, функции внутреннего финансово-экономического контроля может выполнять любой квалифицированный сотрудник, работающий на проверяемом предприятии (бухгалтерия, специальные службы внутреннего аудита, отдельные ревизоры). Также организация может привлекать для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов.

От руководства организации зависят эффективность работы системы внутреннего контроля, его соответствие специфике деятельности предприятия. Следовательно, ответственность за работу системы внутреннего контроля возлагается на руководство предприятия.

Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита.

Руководитель отдела обязан:

1) иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;

2) иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее двух лет;

3) не иметь судимости;

4) знать работу всех подразделений.