Книга Калейдоскоп (не) выдуманных историй - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Яковлев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Калейдоскоп (не) выдуманных историй
Калейдоскоп (не) выдуманных историй
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Калейдоскоп (не) выдуманных историй

Давайте поиграем? Представьте, что вы хотите указать человеку на его недостатки. Вы встаете в обличительную позу, вытягиваете указательный палец и «тычете» им в сторону неудачника. Представили? А теперь обратите внимание, что при этом три остальных пальца на руке направлены… да-да, направлены прямо на вас самих. Это такой психологический трюк, за которым стоит научное знание – нам, прежде всего, не нравится в других людях то, что не устраивает в самих себе, то, от чего мы сами бежим, не хотим это признавать. Это своеобразный тест, который позволяет понять, чего же мы не принимаем в себе, чего боимся. Ну а если нам хочется сделать замечание по поводу «неправильных детей», то это тоже о нас самих, о наших ошибках в воспитании собственных детей (или о страхе совершить подобные ошибки). Это информация о наших потребностях, о том, чего мы хотим в данный момент. Это может быть желание привлечь внимание других людей, а может, потребность хоть в небольшой, но власти.

А теперь представьте, что вы – нерадивый родитель, это в вашу сторону направлен обличительный перст, это вам делают замечание или высказываются о воспитанности ваших детей. Что чувствуете? Наверняка, отнюдь не положительные эмоции.

Вообще тема воспитания детей – это не про детей, а про родителей. Когда посторонние люди высказываются о том, как, по их мнению, мы воспитываем наших детей, они ставят оценку (здравствуй, школа!) нашим педагогическим способностям, удачам и неудачам. В итоге вердикт выносится не нашим детям, а нам, взрослым людям. Порою это бывает не так-то просто вынести. Особенно невыносимо это для перфекционистов, которые всегда и все должны делать на «отлично». А тут так опростоволоситься… Ощущать себя неполноценным – одно из самых противных состояний. Человек на все пойдет, чтобы только не чувствовать это.

Вопросом про свою «хорошесть/нехорошесть» рано или поздно задается каждая мать. Хочу рассказать про свою подругу, ставшую матерью-одиночкой, не успев родить. Отец ребенка вдруг понял, что пока не готов быть отцом, мужем, главой семьи и, как принято выражаться сегодня, технично свалил. В такой ситуации подавляющее большинство женщин (а не только матери-одиночки) начинают думать о том, в чем же они «нехороши». И начинают искать всюду подтверждение обратного.

А так как главной ценностью для подруги стал ее первенец, то, конечно же, все разговоры сводились к материнству и к ее чаяниям по поводу сына. Как водится, у моей подруги была еще одна подруга. Логично, что и у нее тоже был маленький ребенок. И на этом, собственно, сходства заканчивались и начинались различия. Моя подруга жила в деревне, а ее подруга – в городе. Моя подруга – мать-одиночка, а ее подруга – со статусом замужней дамы. У моей подруги каждый рубль был на счету, а у ее подруги – «полная чаша». И ладно бы только это…

Все их разговоры, как-то само собой, в итоге сводились к обсуждению достижений детей. Со стороны это выглядело так, как будто они соревновались. Да, честно говоря, и не только со стороны. Помню, как-то мы совершали очередной моцион с колясками (читай – наслаждались своей свободой, пока дети спят). Подруга во время подобных прогулок использовала наш с мужем психологический потенциал на полную – делилась своими тревогами, опасениями, сомнениями по поводу развития своего ребенка (ага, у нас обоих психологическое образование и два ребенка). Конечно, разговаривали мы обо всем, но все чаще обсуждали ее ощущение, что у городской подруги ребенок – прямо акселерат и вундеркинд какой-то. Он и ложечку сам уже держит, и гукает осмысленно, и взгляд, как у маленького Ленина, добрый, мудрый и все понимающий. Все чаще в ее словах сквозила обида и страх за своего ребенка – почему мой-то не «Ленин»? Почему он просто ест, а не смакует каждый кусочек? Почему он просто ползает, а не перемещается целенаправленно? Гукает о чем-то своем, а не участвует в философских беседах?

Мы были в некоторой растерянности – ведь и наш собственный ребенок не был «Лениным», ни маленьким, ни большим. И все свои детские дела тоже делал очень просто и по-своему – просто ел, ползал и гукал. Было сложно сообразить, что ей посоветовать в этой ситуации. Как часто бывает, ответ пришел внезапно, из ниоткуда. Очередная «сессия» с городской подругой, рассказанная нам в красках, натолкнула на простое решение: «А ты скажи ей, что твой ребенок произнес слово „водоканал“!». Все вместе долго смеялись над этой идеей. Мы так и не выяснили, воспользовалась ли она нашим советом, но точно уверены в том, что отныне на все рассуждения других мамаш о великолепии их собственных детей наша подруга вспоминала «водоканал». Это слово стало возможностью защититься от сравнений (не в свою пользу) и успокоиться, что было более важно.

Так что, друзья, «водоканал» вам в помощь в таком непростом деле воспитания детей.

                                  * * *

С детьми вообще сложно. Сперва потому, что своих нет, а потом становится еще сложнее, когда они, свои, появляются. Тем более сложно в том, что касается воспитания. Многие науки посвящены детям, но все учёные и деятели до сих пор не смогли ответить на все вопросы. Даже в теории.

Я порой думаю, что можно идти от уверенности, что «всё просто». И вот, что подтолкнуло мои мысли в этом направлении.

Однажды на родительском собрании (тогда моя старшая дочь училась в начальных классах) обсуждали, как водится, кого из детей и за что хвалить и, конечно же, за что ругать. В общем, обычное собрание, как во многих школах. Меня поразил подход одного из отцов, замечаний к его сыну было много: и учиться не очень получается, и поведение «хромает» регулярно, и т. д. и т. п. В общем «классический двоечник и хулиган.» Слушая все эти замечания, я прикидывал, как же родителю повлиять на то, чтобы ребенок, как минимум, не каждый день нарушал дисциплину и стал хотя бы немного лучше учиться. Отцу, конечно, было неприятно, но он отвечал четко и спокойно: «Двойки? Исправим. Нарушает? Не будет». И это не были отговорки. У него действительно был план, в котором он был уверен. В конце на предложение классного руководителя сообща подумать, как выйти из этой ситуации, он просто ответил: «Не переживайте, всё решим. Приду домой, всыплю, и всё будет»…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

https://brewstersociety.com/

2

Буквально «еще одно отверстие, знакомящее с миром» (И. Бродский)

3

Сохранено авторское видение собственной профессиональной деятельности

4

mi niña, mi amor! (перев. с испанского) – моя детка, любовь моя!

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги