Книга Синдром самозванца. Путь преодоления - читать онлайн бесплатно, автор Александр Анатольевич Остренко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Синдром самозванца. Путь преодоления
Синдром самозванца. Путь преодоления
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Синдром самозванца. Путь преодоления

Александр Остренко

Синдром самозванца. Путь преодоления

Предисловие

Необходимые пояснения:

Очень часто я буду использовать слова «самозванец» или «самозванцы». Такое указание здесь используется при обозначении людей с синдромом самозванца или соответствующего чувства внутри нас. Для однозначного понимания слова будут браться в кавычки.

Реальные или настоящие самозванцы – те, чьи ощущения отсутствия достаточных знаний и навыков на самом деле подтверждаются фактами, но они по каким-либо причинам продолжают играть не свою роль. Грубо говоря – аналогия обманщикам и мошенникам.

В тексте я буду использовать разные формы повествования и часто переходить между ними – от первого лица (я, мы), второго (ты, вы) или третьего (он, она, они). Это делается лишь для того, чтобы показать обсуждаемый вопрос с максимально разных сторон и подобрать наиболее подходящие термины и речевые обороты в каждом случае. Независимо от выбранной формы, речь всегда идёт о ком-то одном и том же. Чаще всего о том, кто испытывает проявления синдрома самозванца.

За исключением тех глав, где речь идёт о гендерных различиях и особенностях, я буду вести повествование преимущественно от мужского лица, так как сам являюсь мужчиной и такой формат для меня является самым простым. Но независимо от выбранного мной стиля повествования, сказанное может одинаково относиться к человеку любого пола и гендера без каких-либо исключений.

Я буду часто приводить в качестве примеров свой собственный опыт, но иногда стану дополнять его вымышленными подробностями и деталями, чтобы гиперболизировать описываемую ситуацию и сделать пример более наглядным. Я уверен, что множество примеров подобных ситуаций, схожих с описанными мной, практически каждый может найти как в своей жизни, так и наблюдая за другими людьми.

Очень много информации, которую можно было бы отнести к теоретической части, упоминается и раскрывается лишь в упражнениях. Подобный подход используется для более подробного описания упражнений и механизмов их эффективности, но при этом я старался минимизировать дублирование информации по разным разделам. Также это сделано для соблюдения общего баланса, сейчас упражнения занимают чуть меньше половины от объёма всего материала, и мне хотелось сохранить эту пропорцию. В связи с этим, даже если вы не планируете выполнять упражнения, ознакомиться с ними всё равно стоит, так как в них может встречаться материал, которого нет в теоретической части.

Очень важное предупреждение:

Несмотря на то, что я постарался максимально аккуратно затрагивать отдельные «опасные» темы, с которыми может быть связан синдром самозванца, речь в любом случае идёт о человеческой психике, поведение которой у каждого из читателей я не могу предсказать. Если при изучении какой-либо темы вы чувствуете, что я «попал в больное место»: размышления на эту тему, попытка выполнения упражнений или даже чтение материала вызывают у вас значительные приступы тревоги, страха, неприятных и болезненных воспоминаний и так далее – рекомендую ставить на паузу самостоятельное изучение и сразу обращаться за профессиональной помощью к психологам. Особенно когда речь идёт о сильном проявлении синдрома самозванца, значительно влияющем на вашу жизнь, что с большой вероятностью подразумевает и наличие серьёзных причин его возникновения. Иногда даже одной консультации с психологом может быть достаточно, чтобы пройти этот сложный для вас момент и продолжить работать самостоятельно.

Конец очень важного предупреждения.

Перед продолжением изучения материала, если оно не является для вас задачей чисто теоретической, я попрошу вас завести дневник для записей. Он может существовать и в электронном виде, но очень рекомендуется по старинке использовать бумагу и ручку. Для этого можно взять какую-либо тетрадь или блокнот, но я рекомендую использовать отдельные чистые или разлинованные листы, которые потом будут собираться вместе. Такой формат позволит гибко делить дневник на разделы, по необходимости добавлять в них новые листы или менять расположение листов. В дневник стоит начать фиксировать любые мысли, которые появляются у вас по мере ознакомления с материалом. Совсем не лишним будет делать краткий конспект материала. В определённых местах об этом будут прямые напоминания, а при их отсутствии действуйте по собственному желанию, но моё мнение – чем больше записей, тем эффективнее будет идти работа над «самозванцем» внутри нас.

Помимо дневника можно использовать подготовленную мной рабочую тетрадь, которая может как существовать отдельно, так и быть объединённой с дневником. Рабочая тетрадь предназначена для выполнения письменных упражнений, приведённых далее, и содержит заранее размеченные для них страницы. Даже если у вас нет принтера и возможности распечатать рабочую тетрадь, вы можете использовать её просто как образец для разметки чистых листов. Скачать рабочую тетрадь в электронном виде можно по ссылке https://alexostrenko.ru/is_workbook/, либо получить её написав мне по электронной почте 2aostrenko@gmail.com.

Почти все упражнения, в том числе письменные, вынесены в отдельные разделы и идут после теоретической части, но есть некоторые исключения, когда крайне рекомендуется выполнить упражнение до того, как продолжить изучение теории. В таких случаях упражнение будет приведено сразу. И вот первое из них:

Необходимо ответить на следующие вопросы и записать ответы на отдельном листе бумаги (шаблон есть в рабочей тетради) или в отдельном документе:

Что я хочу получить от данного материала?

Почему для меня это важно?

Как я пойму, что достиг этого результата?

Что для меня будет результатом на 10 из 10?

На какую оценку от 1 до 10 я могу оценить своё текущее состояние?

Первые четыре вопроса подразумевают развёрнутые ответы, не стесняйте себя в количестве слов.

Определение проблемы

Первая глава, находящаяся сейчас перед вашими глазами, по факту представляет собой краткое содержание почти всей дальнейшей книги. В ней мы затронем основные вопросы и определения, которые дальше будут разбираться во всех деталях и подробностях.

Что такое «синдром самозванца»?

Самозванец – это кто-то, кто выдаёт себя за другого, в первую очередь в корыстных целях. То есть человек не является кем-то, полностью осознаёт это, но для достижения какой-то личной цели берёт на себя роль другого человека и взаимодействует с окружающими людьми так, будто он на самом деле является кем-то другим, обладает дополнительными полномочиями, знаниями и так далее.

«Синдром самозванца» – это явление, фактически обозначающее самозванца наоборот, применимое к определённым сферам жизни, в первую очередь к профессиональной деятельности. При данном явлении наблюдается противоположная самозванцу ситуация: какой-либо человек обладает определёнными знаниями, навыками и опытом, и это подтверждается как объективными данными, так и мнением со стороны, но сам он уверен, что этими качествами не обладает и поэтому считает себя обманщиком.

Если совсем коротко, то «синдром самозванца» – это состояние человека, при котором имеется несоответствие между внутренней и внешней оценкой себя, проявляющееся в худшую сторону. То есть внутренние представления о себе отличаются в худшую сторону от внешних объективных данных и мнения других людей о вас.

Если попробовать дать этому термину чуть более развёрнутое определение, то можно построить его следующим образом: «синдром самозванца» – это когнитивное искажение, которое проявляется у профессионалов своего дела, добившихся определённых успехов, и заключается в заниженном мнении о своих знаниях, способностях и достижениях по сравнению с объективными данными. При синдроме самозванца люди, добившиеся определённых успехов в учёбе, сделавшие хорошую карьеру или заслужившие признание, благодаря своему творчеству, считают, что они не заслуживают текущего положения, так как не являются настолько умными, способными и талантливыми, как это кажется окружающим. Из-за ощущения этого несоответствия их может преследовать страх последующего разоблачения, после которого они с позором потеряют своё положение и уважение окружающих. Люди думают о себе, как о непреднамеренных обманщиках, которые воспользовались какой-то ситуацией и, благодаря этому, получили всё то, что они сейчас имеют. Но с настоящим обманом их положение не имеет ничего общего, и при оценке со стороны не возникает сомнений в уровне знаний человека, его опыта, навыков и в том, что он достоин занимать своё место. Зачастую даже речь идет не о субъективной оценке других людей, а о наличии объективных показателей его профессионализма и компетентности. То есть для остальных людей этот человек является экспертом своего дела, и это подтверждается конкретными делами и достижениями, а сам «самозванец» искренне верит в то, что его переоценивают и на самом деле он не дотягивает до необходимого уровня. Причём «необходимый уровень» он зачастую ставит сам себе, и этот уровень может значительно превышать реальные требования.

Выше было сказано про то, что синдром самозванца является «когнитивным искажением», а именно примером одного из множеств таких феноменов, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Для того чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело, немного разберём это явление. «Когнитивные искажения» – это часто встречающиеся отклонения в поведении и мышлении людей, причиной которых являются наши убеждения, навязанные обществом стереотипы, физические или эмоциональные факторы и любые другие предпосылки. Наглядным и часто встречающимся примером когнитивного искажения является «систематическая ошибка выжившего», которая проявляется при различных размышлениях и принятии решений и заключается в учёте известных данных и пренебрежении неизвестными, но существующими. Например, когда говорят, что Билл Гейтс и Стив Джобс бросили учёбу в университете и всё равно стали невероятно богатыми и успешными людьми, а значит, высшее образование не имеет смысла, то не учитывают миллионы тех случаев, когда бросившие университеты люди не смогли добиться богатства и успеха. И происходит такое пренебрежение информацией не специально, а по той простой причине, что неудачные примеры у нас не так на слуху, как биографии некоторых миллиардеров. Или, когда речь идёт о дружелюбности дельфинов, помогающих выбившимся из сил пловцам добраться до берега, не учитывается возможное наличие ситуаций, когда дельфины препятствовали спасению людей, ведь в этом случае рассказать об их недружелюбном поведении уже будет некому. Этот пример тоже является образцом систематической ошибки выжившего.

Синдром самозванца тоже является когнитивным искажением в том смысле, что наше субъективное мнение под воздействием различных причин не соответствует объективной ситуации и мнению окружающих. Говоря простыми словами, мы значительно недооцениваем сами себя. Хотя мнение окружающих тоже может не совпадать с действительностью, синдром самозванца заставляет нас думать о себе и хуже, чем мы есть на самом деле, и хуже, чем о нас думают другие. Разница между субъективной и объективной оценкой самого себя полностью находится в нашей голове и зависит от нашего собственного мышления.

Это можно сравнить с тем, как мы слышим и воспринимаем свой собственный голос. Практически все из нас сильно удивляются, когда первый раз слышат свой голос в записи, и этому явлению даже дали отдельное название – «голосовая конфронтация». Разница в восприятии собственного голоса, когда мы что-то говорим и когда слышим его в записи, в первую очередь обусловлена тем, что во время разговора мы фактически имеем два пути передачи звука. Обычный звук переносится через воздух, и его слышат окружающие нас люди, но дополнительно к нему мы ещё получаем вибрации, которые передаются к нашим барабанным перепонкам через кости черепа. Эта костная проводимость обеспечивает нашему голосу низкие частоты, которых на самом деле может и не быть в нашем голосе. Поэтому наш голос, который мы слышим в записи, кажется нам гораздо более высоким, чем тот, к которому мы привыкли. Но при это можно сказать, что именно голос в записи является нашим настоящим, так как именно так нас слышат все остальные. А мы привыкли к искажённому голосу по причине того, что воспринимаем его иным способом.

Проводимые исследования показали, что, помимо разницы в тональности звучания, на наше впечатление от собственного голоса в записи влияют ещё и такие факторы, как интонация, скорость речи и даже то, что именно мы говорим. Множество аспектов нашей речи могут открыться нам только после того, как мы услышим её в записи. Но несмотря на то, что такой опыт может нас очень сильно удивить, окружающие нас люди не имеют нашего субъективного опыта восприятия нашего голоса и поэтому могут оценивать его совсем не так, как мы сами. Мы не имеем привычки оценивать голоса и интонации каждого человека вокруг нас и чаще всего вообще не обращаем внимания на то, «как он говорит», вместо этого уделяя внимание тому, «что он говорит».

Эта разница между внутренним восприятием каких-то собственных качеств человека и тем, как его воспринимают окружающие люди, проявляется и в синдроме самозванца. Но есть и существенное отличие. Наш голос при прослушивании в записи кажется нам просто незнакомым и другим, при этом речь не идёт о том, что он лучше или хуже. Помимо этого, не существует каких-то объективных характеристик, каким именно должен быть голос (здесь мы не говорим о певцах, дикторах и так далее). В случае синдрома самозванца речь идёт о том, что мы оцениваем себя хуже, чем нас оценивают окружающие, и хуже, чем то, какими мы являемся с объективной точки зрения.

Хорошей и более подходящей альтернативой термину «синдром самозванца» было бы название «феномен иррационально заниженной профессиональной самооценки». Здесь слово «феномен» гораздо точнее описывает суть происходящего, чем «синдром», так как он уводит нас от ненужных ассоциаций с медицинскими или психологическими диагнозами (несмотря на это, данное явление относится именно к психологии, как и практически все остальные, связанные с нашими чувствами). Это действительно просто наблюдаемое явление, а не болезнь. Упоминание иррациональности говорит нам о том, что это явление не связано с действительным положением вещей и даже противоречит ему. Синдром самозванца проявляется через страхи и сомнения, которые идут вразрез с объективной реальностью. И следом мы говорим о том, что расхождение с действительностью у нас идёт в сторону занижения рассматриваемых качеств и характеристик. Мы не просто думаем иначе, а думаем о себе хуже, чем есть на самом деле. Дальше речь идёт о профессиональной составляющей явления. Хотя в последнее время термин «синдром самозванца» уже используют далеко за пределами профессиональных качеств человека, о чём ещё будет неоднократно сказано, изначально он был связан именно с профессиональным опытом человека, включая его знания, навыки, способности, достижения и так далее. И последняя составляющая – самооценка, которая явно указывает на то, что речь о чувствах и ощущениях, направленных на самого себя. Именно мы и никто другой неосознанно занижаем свои профессиональные качества вопреки объективным данным и мнению окружающих нас людей и потом испытываем различные неудобства. Именно это состояние, а также все связанные с ним страхи и сомнения в себе и называется «синдромом самозванца».

У кого проявляется синдром самозванца?

Как уже было сказано выше – синдром самозванца в первую очередь проявляется у профессионалов своего дела, добившихся определённых успехов. И тут речь идёт не только о профессионализме как некой шкале измерения наших знаний, способностей и навыков, относящихся к рабочей деятельности, но и о многих других видах занятий. Симптомы, характерные для синдрома самозванца, часто испытывают научные работники, учащиеся и студенты, государственные служащие, деятели культуры и искусства, общественные деятели и даже волонтёры. Последнее время всё чаще идёт речь о расширении значения термина «синдром самозванца» и включении в него тех областей деятельности человека, которые совсем никак не связаны с профессиональной составляющей. Похожие симптомы, с поправкой на сферу воздействия и специфичность, могут обнаружиться в совершенно различных ролях человека. Это могут быть родители, которые сомневаются в своей способности хорошо воспитывать детей. Партнёры, которые считают, что являются плохими мужьями и жёнами. Люди, которые решили, что они на самом деле не такие хорошие соседи, как о них думают окружающие. И даже читатель этой книги, который может посчитать, что он плохой читатель по той причине, что пропустил неинтересные для себя главы, не выполнил все упражнения и вообще зря только купил книгу, ведь она могла достаться тому, кому она нужнее и кто более ответственно подойдёт к вопросу её изучения.

Практически в любой жизненной ситуации мы можем испытать направленные на самих себя страхи и сомнения, связанные с тем, что мы якобы недостаточно хорошо себя проявляем в этой ситуации. К сожалению, психика человека устроена так, чтобы по умолчанию пытаться обратить наше внимание на плохое как потенциально угрожающее нашему дальнейшему благополучию. Нам гораздо сложнее поверить в то, что мы что-то сделали хорошо, чем в то, что мы схалтурили и действовали не в полную силу.

Несмотря на то, что симптомы, схожие с проявлением синдрома самозванца, могут встречаться абсолютно в любых сферах жизни человека, в рамках этого материала мы будем говорить преимущественно о профессиональной и околопрофессиональной сферах – работе, учёбе, науке, искусстве, государственной службе, спорте, отчасти общественной деятельности и даже хобби. И если по тексту нет отдельного акцента, то всё сказанное далее в той или иной степени применимо для всех этих сфер деятельности. Мы не будем затрагивать возможное проявление аналогичных симптомов в личной жизни, партнёрских, семейных и дружеских отношениях, самоидентификации человека с любой непрофессиональной ролью и так далее.

В первую очередь мы говорим о том, что симптомы синдрома самозванца испытывает человек, уже добившийся какого-либо заметного и объективного уровня профессионализма в своём деле, даже если оно является лишь его хобби. Да, в некоторых случаях новички в профессии тоже могут испытывать подобные страхи и сомнения, особенно при смене вида деятельности, но в их случае речь скорее всего будет идти о вполне адекватной оценке уровня своих знаний и способностей, что не отвечает критерию иррациональности чувств, необходимому для синдрома самозванца. Это отсутствие эффекта Даннинга-Крюгера (о нём будет далее), но ещё не синдром самозванца, который мы исследуем.

Как проявляется синдром самозванца?

Во-первых, необходимо учитывать, что человек не обязательно чувствует себя самозванцем всегда и везде. Симптомы могут проявляться во всей его профессиональной деятельности в целом, а могут только в каких-то отдельных случаях и ситуациях. Во-вторых, симптомы могут смешиваться по своему составу и силе в любых причудливых конфигурациях, к тому же изменяющихся во времени. В-третьих, в том, что касается человеческой психики, в целом всё происходит очень индивидуально и вполне может быть так, что именно у вас «самозванец» проявляется каким-то своим уникальным образом, а общие признаки могут быть найдены только с помощью квалифицированного психолога.

Все варианты проявления синдрома самозванца можно условно разделить на четыре категории симптомов. Первая связана с сомнениями в себе и своих качествах. «Самозванцам» кажется, что они недостаточно хороши для того, чтобы находиться на текущем месте и заниматься текущей деятельностью. Эта недостаточность выражается через отсутствие необходимого, по их мнению, уровня знаний, опыта, навыков, таланта, упорства, работоспособности, ответственности и чего угодно ещё. Попросту говоря – «я не такой, каким должен быть».

Вторая группа – вытекающее из несоответствия каким-то идеалам чувство незаслуженности происходящего с «самозванцем». Так как он считает, что у него недостаточно нужных качеств, но при этом он всё равно занимает текущее положение, значит, занял его с помощью каких-то внешних факторов. Человеку просто повезло, либо ему помогли попасть на это место, либо это результат чьей-то ошибки. В любом случае – это не его заслуга.

Следующая группа чувств – тесно связанное с предыдущими ощущение обмана. То есть описанное выше не просто как-то так само сложилось – человек считает, что обманывает окружающих, оставаясь на текущем месте. Вместо того чтобы признаться в несоответствии занимаемому положению, он продолжает занимать чьё-то место, получать зарплату или какие-то другие выгоды. При этом продолжая быть уверенным в том, что он не соответствует этому месту и не способен выполнять необходимую работу на требуемом уровне.

И как логичное продолжение всего этого – страх перед последующим разоблачением, которое, по мнению «самозванца», рано или поздно неизбежно случится. Он живёт с мыслями, что в любой момент окружающие узнают о его обмане и тогда он потеряет всё, что имеет на текущий момент – должность, уважение, признание и так далее. Да, они получены якобы незаслуженно, но терять их всё равно никому не хочется.

Важное условие – всё это «самозванец» ощущает абсолютно иррационально, то есть вопреки объективному подтверждению своего уровня знаний, компетентности и так далее. На самом деле, он устраивает всех на этом месте и наверняка попал на него совсем не случайно, а благодаря своим заслугам, но понять и поверить в это он не способен. При этом не стоит путать синдром самозванца, являющийся искренним, но иррациональным чувством, с настоящим притворным занижением своих знаний и способностей, о котором мы ещё поговорим далее.

В некоторых случаях «самозванец» внутри нас может проявляться относительно безболезненно, например, с помощью небольшой прокрастинации. В других же – он может значительно снижать нашу работоспособность путём воздействия через множество различных страхов и сомнений в себе.

Примером проявления отдельных симптомов синдрома самозванца может служить изучение языка. Все годы обучения в школе и университете я «учил» немецкий язык. Учил в кавычках, так как в нашей поселковой школе его нам системно почти не преподавали, а в университете преподаватель обоснованно решила, что начинать учить уже поздно, и тем, кто не имел необходимой базы, ставила оценки хоть за что-нибудь. Потом уже я начал сам потихоньку учить английский, больше на живых примерах, чем по учебникам. Интернет получил обширное распространение, и я, как и многие другие, стал посещать англоязычные сайты как с целью банального развлечения, так и для получения новых знаний. Но всё это было настолько несистематическим, что прогресс был совсем незаметен и растянут на годы. При этом я всегда восхищался полиглотами, которые знают по три, четыре, пять и больше языков, – это какие же возможности для общения со всем миром. Потом я засел за программы-самоучители, месяца три походил на курсы (первый раз это случилось уже спустя 9 лет после окончания университета), хотел научиться изъясняться хотя бы на уровне туриста, о большем тогда думать было сложно. Поехал в свои первые заграничные туристические поездки и оказалось, что на уровне туриста я уже вполне справляюсь, и это достижение сразу перестало быть для меня особенным, а выглядело просто тривиальным. Сразу возникла мысль, ну, односложные вопросы – это мелочи, надо хотя бы уметь поддерживать небольшой разговор. Потом я уехал почти на год жить в США. И хоть мне хватило знания английского языка на все бытовые и рабочие потребности, которые у меня там возникали, я всё равно переживал, что мой уровень недостаточно хорош. Если раньше я считал, что сориентироваться в городе – это уже достаточно хороший уровень, то теперь мне казалось, что этого недостаточно по сравнению с полноценным общением, пусть и далеко не беглым. Теперь я должен все понимать и говорить с минимумом ошибок хотя бы на уровне бытового общения.

Подобное поведение – находить что-то особенное, достигать этого, а затем сразу же переставать считать это достижением – часто присутствует в нашей жизни. Наверняка вы замечали за собой то же самое в каких-то сферах деятельности. По большому счёту, нет ничего плохого в постановке более сложных целей. Но одна из проблем синдрома самозванца заключается в том, что мы отрицаем свой прошлый прогресс, изменяя стандарты таким образом, что наше достижение оказывается ниже новой планки успешности. Мы постоянно повышаем эту целевую планку, никак не фиксируя момент такого повышения. И в итоге нам кажется, что мы всегда остаёмся «недо-». Недоучили, недоработали, недостарались, недоделали и так далее.

Всё может измениться, даже если мы просто начнём записывать в один блокнот свои достижения. Когда я готовил вот этот самый текст, я специально прошёл онлайн-тест на знание английского языка. Он показал, что у меня уровень между Intermediate и Upper-Intermediate. А когда я проходил тест перед поездкой в США, он мне показывал Pre-Intermediate. Я поднялся на ступень-полторы и даже не отследил это, так как моя цель и желаемый уровень тоже сильно повысились, и я просто продолжал считать «мой английский недостаточно хорош» точно так же, как считал раньше.