И в этот раз он был мрачноват. Вообще-то он больной человек: детский церебральный паралич… Но семья у него есть, дети тоже.
При разговоре он часто иронично говорил про кладбище, жаловался на жизнь… А я ему про свои проблемы…
Я его захотел «встряхнуть» и заговорщически сказал:
– У меня для тебя есть хорошая новость!
Он засмеялся и спросил:
– Ну, и какая?
Я ответил:
– Мы все воскреснем…
Он засмеялся и тут же мне шутливо сказал:
– Теперь я вижу, что ты психически болен.
Мы дружески расстались. Переписываемся иногда.
У него нет надежды. У нас, у христиан – есть. Это не мы, а мир сошел с ума.
Критика
В духовом органе много труб. Если какая-то труба фальшивит, ее ремонтируют. Не оставляют в нерабочем состоянии, потому-что играть на органе с такой трубой никак нельзя. Она хоть и слабо слышна, тем не менее портит все звучание органа. То же самое и с клавишей пианино – вызывают настройщика и настраивают весь инструмент.
Если телевизор показывает криво-косо, то вызывают телемастера. Хозяин сломанный телевизор не хочет смотреть.
Если в какой-то комнате нет электричества, то вызывают электрика.
После работы электрика свет обязательно появится. Как все просто. Когда холодильник вместо того, чтобы охлаждать, замораживает все продукты – какие надо и не надо – это неисправность. Тоже вызываем мастера. Так бывает. Кому-то надо этим всем заниматься.
Когда человек страдает по болезни больного органа, ему оперативно больное место врачи вырезают. Это больно. Но никто на врача не обижается. Можно, конечно, жить и с болезнью. Но это не есть хорошо.
Сломанный орган и пианино слушать никто не будет. Сломанный телевизор никто смотреть не будет. Смоковницу, не приносящую плода удаляют. Точно так же как мы удаляем омертвевшие ветви и листья с домашних растений. Заболевшего ребенка врачи лечат. И только ребенок может обижаться на врачей когда ему делают больно (ой вава!).
Мастер удаляет неисправную деталь, дантист больной зуб, настройщик настраивает инструмент. Иисус любит чад Своих, лечит души, удаляет с души раковую опухоль через крещение и запечатление Духом Святым и дарит вечную жизнь. Никто не в обиде.
Можно конечно жить и в греховной жизни. Слушать расстроенный инструмент, жить в болезни и в грехе. Но лучше все же чтобы нашелся человек и сказал: так жить нельзя! Неужели ты не слышишь, что инструмент издает неправильные звуки, телевизор показывает что-то непонятное, и цветок на твоем окне никого не радует – его давно уже удобрить надо бы.
Стоит гнать от себя такого человека?
Исправный орган в филармонии ремонтировать не нужно. Но ему нужен уход и правильный микроклимат: температура и влажность воздуха, например. Филармония – место, где собираются музыканты, чтобы играть на своих инструментах, создавать прекрасные мелодии и радовать своих поклонников. Но что происходит с филармонией, если что-то сбоит? Если орган перестает звучать, если его механизм изнашивается, если он начинает неправильно работать? Филармония – это не просто место для развлечения, это место, где люди находят вдохновение, радость и гармонию. Если орган в филармонии начинает сбоить, то не стоит самому пытаться ремонтировать его. Это не только бесполезно, но и опасно. Необходимо обратиться к специалистам и попросить их привести систему в исправное состояние. В этом случае не нужно исправлять орган самостоятельно. Это может привести к еще большим поломкам и даже травмам. Однако, если филармония находится в плохом состоянии, если ее механизмы не функционируют должным образом, то необходимо провести тщательный осмотр и диагностику. Только так можно понять, что именно нужно исправить и как это лучше сделать. Но что, если проблема не связана с неисправностью механизмов, а с загрязнением воздуха? Если воздух в филармонии стал слишком влажным или слишком сухим, то это может привести к нарушению работы системы кондиционирования. В таком случае, необходимо обеспечить правильный микроклимат. Оптимальная влажность и температура воздуха должны быть оптимальными для комфортного пребывания в филармонии.
Таким образом, филармония – это не просто место для развлечения, это место, где рождаются и развиваются музыкальные шедевры. Но это также требует постоянного ухода и внимания. Филармония – это живое и энергичное место, где каждый звук, каждый звук создает атмосферу, которая может вдохновлять и наполнять. Поэтому, чтобы филармония могла звучать и радовать своих поклонников, за ней необходимо правильно ухаживать и следить.
Здоровые зубы в лечении не нуждаются, но им необходим ежедневный уход. Здоровый человек в лечении не нуждается, но ему требуется следить за своим здоровьем в целях профилактики. Здоровые зубы – это не только ослепительная улыбка, но и основа для поддержания общего здоровья организма. Однако, как часто мы задумываемся о том, что зубы, так же как и другие органы, нуждаются в ежедневном уходе и внимании? В первую очередь, регулярное чистка зубов и посещение стоматолога – это ключевые факторы поддержания здоровья зубов. Как правило, стоматологи советуют чистить зубы два раза в день – утром и вечером. Однако, не все из нас уделяют этому достаточно времени. Врачи советуют уделять чистке зубов не менее 20 минут в день, и это не только поможет избежать развития кариеса и заболеваний десен, но и предотвратит появление зубного налета и других проблем. Однако, не только регулярная чистка зубов важна. Кроме того, необходимо обратить внимание на правильный уход за зубами. Например, необходимо чистить зубы дважды в день, использовать зубную нить и ополаскиватель для полости рта. Регулярное применение таких средств, как ирригатор, помогает удалять остатки пищи и бактерии из межзубных промежутков. Кроме того, регулярные посещения стоматолога являются неотъемлемой частью ухода за зубами. Врач может назначить регулярные осмотры, чтобы выявить проблемы на ранних стадиях и предотвратить их развитие. Регулярные осмотры также позволяют контролировать состояние зубов и десен, и предотвращать развитие кариеса, пародонтита и других заболеваний. Таким образом, здоровые зубы – это не только ослепительная улыбка, но и профилактика многих заболеваний. Регулярная чистка зубов, правильный уход за зубами, посещение стоматолога, регулярные осмотры и правильная гигиена полости рта – все это помогает сохранить здоровье зубов и десен, а также обеспечивает красивую улыбку, которая привлекает внимание окружающих.
Исправный автомобиль в ремонте не нуждается, но нужно следить за уровнем масла, состоянием тормозов, и прочих узлов и деталей – потому-что от этого зависит жизнь водителя и пассажиров. Раскаявшемуся грешнику страшна только смерть вторая, поэтому он и старается жить по заповедям Божьим и содержать духовное помещение в чистоте.
В принципе, как получилось? Пришел к людям Иисус – Великий Врачеватель, стал с любовью к людям проповедовать: «Не греши, люби ближнего, содержи душу в чистоте, люби Бога, избавься от греха»! А Его на крест! «И народ стоял и смотрел». Потому-что многих вполне устраивали сломанный орган, любимые болезни, смоковницы, не приносящие плода, и прочие неисправные вещи. Многим было до Его прихода тепло, покойно, и сыто.
Многих устраивало поклонение идолам, наружная показная святость, ложные успокаивающие учения, обрядовость, которая не заставляет напрягаться душу. Нашей грехолюбивой душе бывает очень тяжело, когда нам говорят правду в лицо. И правдивого человека не любят, осуждают, боятся, и всегда готовы очернить. Своими силами мы не в состоянии возлюбить ближнего, это Бог в наших сердцах безмерно любит их.
«Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Давайте будем помогать Иисусу во врачевании, а не обходить болезнь стороной, и свою и чужую.
Как тяжело мы переносим критику. Не правда ли? Критика нам не нравится. Отвечаем на критику грубостью. Не принимаем критику органически, даже если критика несет в себе здоровую и отрезвляющую дозу правды. Критикующий нас человек становится для нас врагом номер один.
Иисус Христос критиковал не только фарисеев:
«…вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: „приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“.» Матф. 15:6—9. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты»? Матф.23:27.
Иисус нелицеприятно общался и с апостолами, вот один сильный пример: Он же, обратившись, сказал апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Матф.16;23.
Критика Иисуса озлобляла фарисеев, они неоднократно желали в гневе побить Иисуса камнями, и, подбивая народ ко греху, добились своего – довели до креста!
А вот когда Иисус обращался с критикой к своим ближним, надо полагать, апостолы извлекали из этого урок.
Здоровая критика никогда не приносила вреда. Не гневайся, а радуйся, когда тебя критикуют – критика в семь раз полезней похвалы, которая может погубить душу. Еще лучше самокритика – внутренние мысли, навеянные Духом Святым. Но это уже высший духовный пилотаж
Древнегреческий философ Сократ утверждал, что не стоит обижаться на людей, когда тебя попрекают или оскорбляют. Если несправедливо, то это тебя не касается, а если справедливо – значит, есть за что. Размышляйте и исправляйтесь.
Каждый из нас одновременно является и судьёй и адвокатом: когда речь идёт о чужих грехах – ты судья, а когда речь идёт о собственных грехах – ты адвокат. Не судите, не осуждайте. Мы не в состоянии знать всю правду о человеке которого осуждаем. Часто осуждая, мы тем самым клевещем на человека – крадем его доброе имя.
Папа привел маленького сыночка к врачу – у него на пальце появился большой водянистый нарыв. Мальчика усадили в кресло, папа его крепко держал. А врач взял ножницы и под визг малыша просто вырезал этот нарыв. Было больно… Уходя, мальчик говорил отцу: «Плохой врач»!
Стремление
Притчи 23:4
Не губи своё здоровье ради достижения богатства. Если ты мудр, то не поддашься этому пагубному стремлению.
Вот что я вспомнил, когда прочитал этот стих из Книги притч Ветхого Завета.
В середине 1980-х годов мне рассказали об одной молодой семейной паре, приехавшей из центральной России в Якутск на заработки. Простая история меня сильно впечатлила. На «северах» в то время заработать можно было большие деньги. Молодые, амбициозные и отчаянные, они решили пойти на этот шаг, чтобы быстро заработать деньги и уехать домой. Они были уверены, что смогут быстро разбогатеть, если только начнут работать усердно и без устали. Но, как часто бывает в жизни, все не так просто. Начав работу на тяжелой и грязной работе, где зарплата была поболее, чем в других местах, молодые не ожидали получить так много. Они быстро осознали, что им нужно больше времени и усилий, чтобы добиться успеха. Они начали искать способы, как увеличить свой доход и сделать работу более выгодной. Они начали искать дополнительные источники дохода, чтобы увеличить свою зарплату. Они стали изучать новые способы заработка и экспериментировать с разными вариантами. Они начали строить планы, чтобы быстро заработать большие деньги.
Молодые были настолько увлечены своей целью, и так уставали, что не замечали, как время проходит. Одевались в выданную им на работе ватную спецодежду, носили валенки. Цель была поставлена одна: быстро заработать большие деньги и уехать домой. Поэтому экономили на всем: ели простую пищу, чаще недорогие рыбные консервы, хлеб, пили чай. Спартанский образ жизни.
Непривычным к лютым морозам людям в Якутии было тяжело. Ждать на остановке приходилось на морозе по полчаса, а иногда и более, пока дождёшься своего нужного автобуса. И вот, когда стоишь и ждёшь автобус на остановке, замерзаешь: попросту коченеют конечности, затем колени, руки, лицо покрывается тяжелым замерзшим дыханием, пробивающимся из-под шарфа закрывающим рот и нос. За время ожидания скапливалось очень много людей, и подошедший автобус пассажиры брали штурмом. Нередко приходилось ходить и пешком, так можно было быстрее добраться до необходимого адреса. И теплее от движения.
Молодые работали на стройке, на морозном воздухе. Грелись временами в теплушке с жаркой буржуйкой, иногда там же и ночевали. Зарабатывали и радовались. В мечтах уже вырисовывались свой дом, машина, светлое будущее… Но… Но прошло совсем немного времени и друг за другом они покинули этот мир. Не выдержали ни нагрузок, ни климата.
Про что эта история?.. Про идолопоклонство, ведущее в погибель.
Червоточина
Однажды, ближе к вечеру, моя старенькая автомашина отказалась ехать. Я остановился возле автобусной остановки. Перерыл двигатель, предохранители – глухо. Позвонил товарищу, благо мобильная связь это сейчас само-собой разумеющееся: «Выручай – нужно отбуксировать машину»! Он ответил: «Если не торопишься, подожди с часик, я пока занят». Хорошо, сидим с супругой в машине на обочине оживленной дороги перед автобусной остановкой, разговоры разговариваем. Мимо нас проносятся машины. Сотни машин. Я прицепил к передку буксировочный трос, конец бросил на землю. Сидим, ждем. Машины мимо снуют, временами создается пробка – из-за моего автомобиля. Все разговариваем. Время течет медленно.
Перед нами остановилась старенькая «пятерка» – «Жигули», – стал сдавать назад. Я понял, в чем дело – водитель увидел буксировочный трос, решил помочь. Я вышел, подошел к водителю, – он оказался моего возраста, поприветствовал: «Спасибо, я бы тоже в такой ситуации остановился, но сейчас мой товарищ приедет, поможет отбуксировать. Для вашего ВАЗа мой джип тяжеловат будет, а у товарища помощнее авто». Мы пожали друг-другу руки, и он уехал.
Надо же! Я уж и забыл старые времена. Дальше сидим, ждем. Теперь тема разговоров про червоточину. Вспомнилось, как давно это было…
Сейчас это наглухо забыто. В недалеком прошлом на Севере при поломке автомобиля на дороге было принято оказывать помощь. Хоть спросить – не нужна ли помощь. Помогали и советами, и делом, и буксировкой, и бензином. И все это делалось безвозмездно. И это при том, что машин на дорогах было мало, очень мало.
Был в постперестроечные времена вопиющий, по своей бессердечности, случай на зимнике – это зимняя дорога по реке Лена – семья полностью замерзла. У них сломалась автомашина, люди стали останавливать проезжающих мимо, но все требовали деньги за буксировку. Денег у людей не было, время было такое. Замерзнуть на Севере дело быстрое. Этот случай широко освещали в газетах, шуму было много.
Сейчас осталось мало таких людей, которые помнят неписанные правила дороги. Сел аккумулятор – помоги, кончился бензин – дай, отлей. Сломалось авто – отбуксируй. Нет запаски или домкрата – одолжи. В лучшем случае потребуют деньги. А сколько лично мне пытались дать денег за помощь на дороге – трудно сосчитать, но я решительно отказывался.
Приехал товарищ, отбуксировал. Надо признать – легко отделался. И только дома от детей я узнал – есть таксомоторные услуги и по буксировке автомашин, и по техпомощи. То есть вызвал, заплатил, поблагодарил. Наверно это больше хорошо, чем плохо. Но согласятся ли они, к примеру, ехать в глухую тайгу или на зимник за десятки и сотни километров от города – вопрос; ведь и их машины могут сломаться. Были случаи, когда мои товарищи звали меня по сотовому телефону вызволять их из таких ситуаций. И я ехал, и днем, и ночью, знал, что и они никогда меня не подведут. Мы все были так воспитаны в свое время – оказывать помощь без оглядки. Что-то изменилось сейчас, и не в лучшую сторону.
…Однажды маленький мальчик останавливал у обочины дороги автомашины. Никто не останавливался. Через пару часов он просто бросил камень в проезжающий джип! Водитель остановился, вышел: «Ты что, сорванец, творишь?! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?! Посмотри на вмятину! Кто заплатит – твои родители?!»
Мальчик ответил: «Простите меня, никто не останавливается, я так хотел привлечь внимание: мой старший брат выпал из инвалидной коляски, а я один не могу его поднять. Помогите мне, пожалуйста!». И действительно – в пяти метрах от них лежал человек возле инвалидной коляски. Никто этого не видел!
Водитель никогда не шпаклевал и закрашивал вмятину на борту своей дорогой машины. А на вопросы людей по этому поводу он отвечал: «Эта вмятина напоминает мне о черствости людских сердец».
В начале наступления коронавируса в 2020-м году мало кто верил в правдивость поступающей информации. Кто-то болел, и даже умирал, – но это было очень далеко от каждого из нас. И мы были уверены, что «уж меня то, и мою семью это не коснется». Но, как саженец на подоконнике – мы не видим ежечасный рост, тем не менее он растет, так и с каждым днем вирус неумолимо приближался к городу, к кварталу, к улице, на которой мы живем. Но даже когда поступали сведения об организациях, в которых заболевал сотрудник, который, в свою очередь, заражал коллег – многие из нас и этому не верили: считали либо ложными новостями, либо кто-то раздувает панику.
Но настал день, когда и в соседнем доме появились носители вируса. Появились больные и среди знакомых. Даже обозначились люди, которых мы знаем, заразившиеся по халатности медиков в медицинских учреждениях! Сколько горя пришлось испытать родным и близким! Небеса рыдали вмете с ними!
Давайте будем оберегать и себя, а значит и своих близких и родных от этой заразы, просто соблюдая элементарные Правила, которым нас уже и учить не нужно.
К сожалению, среди верующих есть люди, которые уверены, что с Богом им никакие вирусы не страшны, а тех, кто боится заражения, называют «маловерными». Но вирус косит и «многоверных».
Мудро поступают те, кто не впадает в искушения и крайности. Вспомним, как сатана искушал Иисуса Христа в пустыне предлагая сброситься с высоты на камни, ведь и в самом деле с Иисусом бы ничего не произошло, ведь Он Бог! Но Он не поддался искушению, чтобы нам, людям, показать достойный пример.
Сейчас стоит признать, что меры по самоизоляции приносят свои плоды: натиск вируса сдерживается. И если бы не эти меры, жертв было бы неисчислимо больше.
Читая книгу Екклесиаста, мы приходим к выводу, что смерть одинаково забирает и богатых и бедных, мудрых и глупых, верующих и неверующих, монахов и мирян. Но, самое главное не в этом, а в том, что Господь дарует вечную жизнь каждому уверовавшему в Него! Вот к этому нужно стремиться и показывать свою силу в вере, а не бахвалиться отсутствием боязни вируса.
В начале пандемии коронавируса мне с ужасом пришлось выслушивать обвинения в трусости: оказалось что есть церковные общины пренебрегающие Правилами поведения при карантине и самоизоляции, – они продолжали собираться даже не просто в общинах, но и в своих домах, квартирах! И никакие доводы о недопустимости и чреватости такого поведения их не брали. А в это время поступали сведения, что даже в монастырях монахи от вируса умирают. «Значит, они маловерные» – убеждали меня «смельчаки в вере». Я отвечал, что, да, христитане смерти не боятся. Но когда бахвал предстанет перед всевидящими очами Бога, и Он спросит: «Ты мог не распространять заразу, но ты пренебрег простыми человеческими Правилами, и из-за тебя и твоего бахвальства заразились твои братья и сестры по вере. Какое же наказание ты заслуживаешь»?
Да, время показало, что показная «смелость» оказалась недолговечной. Червоточина бахвальства была побеждена сермяжной правдой жизни.
Всуе
Сестра рассказывала, как она однажды вызвала сантехника. Что-то дома случилось с унитазом, вызвала она сантехника, – он оказался верующим. Так вот, он этот унитаз приводит в порядок, и, между делом, хозяйке снизу вверх без умолку вещает про Иисуса Христа: непрестанно поминает имя Господа всуе, смакует Его имя на все лады.
Представили картинку? Сантехник возле унитаза поминает имя Господа, женщина рядом стоит, слушает. Правильно это?
Вот, по случаю нашел христианскую притчу: «Богохульник».
Ювелир сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул мастера, чтобы тот вышел на улицу. А когда он вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Странник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чём. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:
– Зачем ты зовёшь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Паломник миролюбиво ответил:
– Истинно, у Господа Бога работы ещё больше, но ты его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты, или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Метаморфозы
Мне рассказали одну притчу, которая тут же напомнила два случая из моей жизни…
В 1982 году после служебной командировки я возвращался из Ростова в Якутск. Лететь предстояло транзитом через Москву. На борту в качестве пассажира находился генерал-майор, ему предоставили отдельное место в самом хвосте самолета. С виду он был довольно скромным, без претензий. И зашел в самолет, собственно, в рабочем порядке – вместе с другими пассажирами.
При посадке в Москве к самолету, после остановки двигателей, подъехала черная «Волга» с одним водителем, генерал суетливо в нее сел, его увезли. Через пару часов на борт были посажены московские пассажиры, эта же «Волга» подвезла на посадку отдохнувшего генерала. На этот раз он выглядел гораздо увереннее, важнее, и стройнее.
В Якутске к борту самолета под сопровождением ГАИ подъехала уже колонна машин – ну, конечно же, черные «Волги»! Как сейчас помню – двадцать автомобилей! Из машин высыпала куча озабоченных чиновников: партийные боссы, люди в военной и милицейской форме – в основном полковники. Не дожидаясь полной остановки двигателей, генерал величественной поступью сошел по срочно подогнанному трапу, его тут же суетливо обступили подобострастные обкомовские чиновники с людьми в мундирах, усадили в головную машину, и укатили.
Получается так: в Ростове этот генерал не занимал какую-нибудь значимую руководящую должность, конечно – там были служаки должностями и повыше его. В Москве про него знали, и, вероятно, именно там ему и поручили какое-то инспекторское задание. А уж для Якутска он был сияющим божеством – «особью приближенной к Его императорскому величеству»! Ведь фактически он был человеком Москвы!
Вероятно после выполнения своей миссии, с генералом все произошло в обратном порядке. Но про обратный процесс – уже вторая история.
Весной 1999 года мы, с сержантом сослуживцем, взяли на службе отгульные, и выехали в район на охоту. Служба моя в то время состояла в охране правительственных объектов и президента Якутии. Сержант посуточно стоял на постах, вёл, так сказать, незримый бой.
Сержант вроде простой парень, деревенский. Вот в его деревню нам и предстояло прибыть. Ехали на моем личном «Газике». Приехав в районный центр, километрах в ста от города, парень несколько преобразился: приобрел осанку, развел локти в стороны – это чтобы шире в плечах казаться. Нам надо было переправиться через реку Лену, но и в этом поселке он был уже как бы свой. Много родни и знакомых, – для них он был «целым сержантом милиции», приближенным, опять же образно говоря, к «Его императорскому величеству»!
Взяли в машину двух его родственников, поехали на берег реки. Подъехал паром, как оказалось, хозяин плавсредства этого парня знал – как же – человек «приближенный к Его императорскому величеству»! Сержант распорядился (!) чтобы паромщик с нас плату за переправу не брал: все-таки он человек государственный, а «персональный» «Газик» – служебный. Прибыли в деревню уже вечером.
После ужина с воспитием, с парнем произошла уже конкретная метаморфоза, которую описывать не хочу. С такой стороны я его не знал, это был другой человек. Хорошо, что наутро он перед своими родичами извинился. Правда, искренности в его словах не чувствовалось.
Прошли дни, поохотились. Поехали в город, и всё пошло в обратном порядке. Чем ближе к городу мы подъезжали, тем скромнее он становился, даже, можно сказать – ничтожнее. В городе он стал тем, кем я его знал – простым сержантом, никем. Мое отношение к нему после этой поездки изменилось кардинально.
А сейчас, собственно, притча, которая и подняла из глубин моей памяти эти воспоминания: