А. Кремер
Евроремонт и дизайн двухкомнатной квартиры
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в дизайне интерьеров произошла, если можно так сказать, небольшая «революция» – он стал ярким. До недавнего времени многим людям декор казался чем–то таким, что могут позволить себе только богатые. Появление журналов и телепередач позволило нам поменять свой взгляд на этот вопрос: канули в небытие серые, стандартные формы оформления, им на смену пришли яркие, экстравагантные и гламурные стили, не обязательно требующие больших финансовых вложений.
Теперь все хотят иметь дом, который выглядел бы потрясающе независимо от того, сколько в нем комнат – одна или пять. Все, что для этого необходимо, – немного уверенности, творческого подхода и несколько полезных советов, которые вы найдете в данной книге.
Зачастую в угоду моде или телевизионной рекламе на второй план отходят простота, минимализм, качество и практичность. Хорошо, конечно, когда вы видите на экране виртуальный проект пять – десять минут – и он вам нравится. Но что в реальной жизни? А все не так приятно, когда вы в течение какого–то времени живете в комнате с таким дизайном. Данная книга – о том, что если вы хотите вложить деньги в дизайн квартиры, следует инвестировать их в то, что будет не только красивым, но и уютным, и стильным. Эта книга поможет вам правильно сочетать краски, подобрать стильную текстуру для любой поверхности, предложит готовые варианты, но не только это.
Вторая часть целиком и полностью посвящена практическим советам, которые помогут с минимальными затратами сделать евроремонт в своей квартире. Результат будет великолепным, креативным, поднимающим настроение и индивидуальным. Итак, вперед! Пора окрасить вашу жизнь в яркие краски.
Часть 1
Цвет и текстура в дизайне интерьера
Глава 1. Цвет в дизайне интерьера
Когда мы имеем дело с выбором цвета, необходимо понимать термин «тон», или «оттенок». Он характеризует интенсивность цвета, насколько тот темный или светлый. Два разных цвета могут иметь одинаковый тон. Оттенок краски можно изменить, если добавить черный цвет. Это называется тенью, т. е. более темным вариантом первоначального цвета. Если добавить белый, мы получим свет – более светлую версию первоначального цвета. Когда в комнате сочетаются два и более цвета, подобрать правильно оттенки – задача очень ответственная, так как интенсивность цветов должна быть одинаковой, чтобы они гармонировали удачно.
Существуют разнообразные способы группировки цветов; некоторые из них основаны на теории цвета, другие – на эстетических представлениях. Полезно взглянуть на эти группы и определить те, к которым вы имеете склонность. Вы можете решить оформить все комнаты вашего дома цветами из одной группы, чтобы создать гармоничный облик, или выбрать несколько групп, согласно тому назначению, для которого будет использоваться данная комната. Например, вы можете выбрать холодные, спокойные пастельные тона для спальни или основные цвета для игровой комнаты детей.
Обратите внимание на свою реакцию на каждую из следующих групп. Какая из них вызывает у вас ощущение покоя, а какая – ощущение прилива энергии? Вы ассоциируете теплые цвета с уютом или подавлением? Холодные оттенки заставляют вас чувствовать себя расслабленной или вам становится холодно? Руководствуйтесь своим внутренним ощущением, интуицией, и цвета, которые вы выберите, будут хорошо служить вам.
Основные цвета. Красный, желтый и синий являются так называемыми тремя основными цветами, потому что их нельзя получить, смешивая другие цвета, и именно из этих цветов путем смешивания получаются все остальные. Оформление в этих цветах дает смелые, яркие результаты, и они лучше всего подходят для тех комнат, где вы хотели бы повысить свою работоспособность и активность.
Вторичные и третичные цвета. Смешивание двух основных цветов порождает вторичные (или вторые) цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Смешивание вторичных цветов дает третичные (или третьи) цвета (всего их шесть), и так далее – каждое удачное смешение, которое будет все менее и менее ярким и все более и более приглушенным.
Дополнительные цвета. Дополнительные цвета расположены на цветовом круге напротив друг друга: подходящие оттенки красного и зеленого, синего и оранжевого, желтого и фиолетового – и воспринимаются резко контрастно, когда вы видите их вместе. Дополнительные цвета должны использоваться в качестве акцентных цветов. Например, оранжевая подушка на синем диване, чтобы оживить комнату.
Пастельные цвета. Серо–голубой, бледно–розовый и лимонно–желтый являются теми цветами, к которым добавлено много белого цвета. Пастели светлые, яркие и неброские – идеальные цвета для создания покоя и безмятежного настроения во всем доме, но слишком большое их количество или слишком бледный оттенок могут создать впечатление безжизненности и пресности.
Теплые и холодные цвета. Цвета, которые близки по оттенкам к красному, оранжевому и желтому на цветовом круге, называются теплыми, в то время как те цвета, которые располагаются рядом с синим и фиолетовым, являются холодными. Однако умелое смешивание может модифицировать их. Например, зеленый становится теплым, если к нему добавить желтый, и становится холодным, если его смешивают с синим. Поэтому важно знать, какой вариант вы предпочитаете.
Цвета, которые увеличивают или уменьшают пространство. Теплые цвета создают ощущение приближения предмета, а холодные – удаления. Стена, выкрашенная в теплый цвет, кажется ближе к вам, чем та, которая выкрашена в холодный цвет. Используйте это знание, чтобы играть с пропорциями комнаты: окрасьте маленькую комнату синим, чтобы «раздвинуть» стены, а большую комнату – в красный, чтобы «согреть» ее и создать ощущение интимности.
Черный и белый. Хотя они не являются, строго говоря, цветами, тем не менее они очень полезны как смеси при создании нюансов и оттенков, то есть они могут изменить тон цвета, сделав его более светлым или более темным. Помимо кристально–белого сейчас известно множество разнообразных оттенков белого цвета, и их можно также по праву использовать, чтобы создавать удивительно чистые и простые решения.
Монохромные цветовые проекты базируются на разнообразных оттенках одного цвета. Выбор монохромного вида также сокращает то, что иногда кажется безграничным диапазоном возможностей.
Нейтральные цвета. Эта группа включает такие оттенки, как кремовый, цвет буйволовой кожи и серый. Этот термин используется для того, чтобы обозначить естественно приглушенные цвета, такие как цвет земли или камня. Они сразу не производят впечатления ни теплого, ни холодного цветов (хотя существует, конечно, такая вещь, как холодный серый и теплый серый), поэтому они играют важную роль в уравновешивании, приглушении и выделении ярких цветов. Более того, они на удивление легко сочетаются друг с другом.
Одна из самых больших трудностей при выборе цвета заключается в том, чтобы знать, как он будет себя вести при различном освещении, и, к сожалению, именно на эту сторону часто не обращают должного внимания. Любое изменение в степени или качестве освещения комнаты будет менять наше восприятие цветов, которые в ней использованы. Отдельный цвет, который великолепно выглядит в отделочном магазине при местном флуоресцентном освещении, окажется совершенно другим на солнечной кухне или в темном коридоре. Поэтому жизненно важно, чтобы вы не спешили и проверили все варианты, прежде чем приступать к делу.
Чтобы это осуществить, выбирайте маленькую пробную баночку краски желаемого цвета и используйте ее, чтобы покрасить большой кусок картона или бумаги, который можно передвигать и прикладывать к разным участкам стены. Посмотрите, как она выглядит в темном углу вашей комнаты, а также на солнечной стене, так как тени могут сделать некоторые цвета невероятно мрачными. Проверьте ее также при естественном освещении в разное время суток и сравните эффект от слабых лучей утреннего солнца и теплого вечернего солнца или от эффекта в пасмурные дни. Наконец, посмотрите, как меняются цвета при разных типах искусственного освещения. Обычные вольфрамовые лампочки бросают желтоватый оттенок на все предметы, делая синие цвета зелеными, а белые предметы – имеющими грязноватый оттенок, тогда как флуоресцентные лампы освещают все холодным, резким голубоватым светом. Хорошая новость здесь в том, что взаимосвязь между светом и цветом можно использовать для выгоды декоратора, компенсируя несовершенные условия.
Выбирайте цвета, которые обычно изменяют и улучшают существующую у вас систему освещения или естественный свет, если вы не можете это контролировать. Например, если вам предстоит задача оформить холодную, мрачную, выходящую окнами на север комнату, выбирайте теплые цвета, и вы сразу же улучшите качество цвета. Наоборот, оживленная кухня, наполненная ярким утренним солнцем, может быть выполнена в спокойных холодных синих или зеленых тонах.
Внешнее восприятие света, а следовательно и цвета, может меняться в зависимости от текстуры поверхности, которую он освещает. Поэтому, когда вы планируете свои цветовые проекты, помните, что блестящие поверхности отражают свет и делают цвета более интенсивными, тогда как матовые поверхности поглощают свет, делая их внешний вид бледнее.
Комната считается гармоничной, если она содержит разнообразие текстур в тканях и на полу, а также на стенах. Однако, подобно многим так называемым правилам декорирования, вы можете поставить этот принцип с ног на голову и сочетать похожие текстуры в комнате специально, создавая чудесное ощущение простоты и изысканности. Взгляните на свою палитру, чтобы увидеть, дадут ли декоративные элементы, выбранные вами, тот эффект, который вам нужен.
Вашим первым соображением, когда вы сочетаете цвет с текстурой, должно быть создание фактуры вашей окраски. Чтобы создать матовую фактуру, поищите водоэмульсионную, матовую масляную, казеиновую или матовую латексную краску. Для блестящих поверхностей подумайте об акриловой, глазурной, глянцевой, эмалевой красках. Компромиссный вариант между этими двумя – матово–блестящие фактуры, такие как полуматовый глянец или виниловый шелк. Может случиться, что поверхность, которую вы планируете покрасить, уже является текстурной. Если нет, вы можете добавить текстуру – или создать впечатление текстуры – применяя краску разнообразными способами.
Помимо предложенных в цветной вклейке текстур, вы можете использовать свои варианты, вводя новые элементы в декор вашей комнаты. Это может быть керамическая черепица, грубое полотно, ламинат, сверкающий шелк, грубо обработанный камень. Они добавят глубину и богатое разнообразие, оживляя весь проект.
• Кисть: создает мягкий, морщинистый эффект
• Губка: создает тонкую пятнистую поверхность
• Противовес: создает имитацию текстуры дерева
• Тряпка: создает неоднородную текстуру
• Стальная вата: полезна при создании антикварного вида
Решить, каким будет основной цвет для комнаты, – это, вероятно, самая простая часть задачи, потому что выполняется целиком интуитивно. И смешивать этот цвет с более темными или светлыми оттенками этого же цвета тоже легко – просто смотрите в таблицу цветов, и вы увидите, что лимонный цвет и цвет яичного желтка хорошо сочетаются вместе, так же как и голубой и синий. Но удачно сочетать один цвет с совершенно противоположным – несколько более трудная задача, если, конечно, вы не знаете золотого правила об оттенках.
Во–первых, постарайтесь забыть старые поговорки типа «Нельзя никогда сочетать синее с зеленым». Взгляд на содержимое дизайнерского портфеля показывает, что проекты, основанные на этих запрещенных цветах, могут работать идеально хорошо. Это происходит потому, что проект гармоничной комнаты является результатом соединения цветов, которые имеют похожий оттенок – похожую интенсивность светлого или темного.
Практически любая комбинация цветов будет работать до тех пор, пока они будут иметь одинаковую интенсивность.
Итак, как вы можете определить, что два цвета имеют одинаковый тон? Подумайте о черно–белой фотографии: тон – это то, что дает ей возможность передать форму, глубину и перспективу. Более интенсивными кажутся такие тона, как темно–серые и черные, тогда как менее интенсивные выражаются в бледно–серых и белых тонах.
Попробуйте взглянуть на серии цветов полузакрытыми глазами, и вы получите похожее впечатление о том, какие цвета имеют обычную тональную насыщенность. Если вы новичок в использовании многих цветов для оформления, будет очень полезно сделать палитру, которая позволит вам увидеть, как все элементы, которые вы планируете использовать, будут работать вместе. Вам понадобится квадратный кусок картона или что–нибудь похожее, куда вы можете приколоть булавкой или степлером образцы ткани, красок и текстур, сделав на них надписи: «стены», «мебель» или «шторы», как вы определите это. Затем решите, хотите ли вы получить гармонию, для чего добавьте пятна краски, которые будут оттенками или нюансами этого цвета; или вы хотели бы ввести контрастный цвет, для чего добавьте мазок другого цвета, который имеет такой же тон, что и основной цвет. Не бойтесь допустить ошибки. Если что–нибудь выглядит неправильно, просто накрасьте это сверху другой краской и попробуйте что–нибудь другое.
Далее прикрепите ткани и напольные покрытия, не забывая включить вещи, которые вы не планируете менять, может быть, имеющийся у вас ковер или мебельную обивку. Не забудьте понаблюдать за соотношениями тонов, когда вы ходите. Затем поиграйте аксессуарами. Если вся вещь нуждается в оптимизации, вернитесь к цветовому кругу, выберите подходящий дополнительный цвет и добавьте его в качестве акцента – возможно, окрашенный стул или цветное покрывало. Ваша палитра и ваше понимание теории цвета позволят вам стать такой искусной, как вы хотите, или такой смелой, как вы себе позволите. Это действительно ваше решение.
• Члены одной цветовой семьи сочетаются хорошо
• Сочетание синего и голубого может иногда показаться холодным
• Смежные цветовые группы создают гармоничную смесь
• Сочетайте цветовые семьи, подбирая одинаковые тона
• Тесно связанные между собой цвета создают приятные сочетания
• Составление палитры из образцов цветов позволит вам увидеть, как будут работать вместе выбранные вами цвета. Включите образцы тканей и обоев, плюс образцы красок и напольных покрытий. Если проект оформления вашей комнаты нуждается в оптимизации, попробуйте включить в аксессуар дополнительный оттенок
Глава 2. Яркие краски жизни
Жизнь в красном цвете
Можно создать удивительный интерьер благодаря гармоничным обволакивающим цветам, выбору произведений искусства на стенах и совершенно необычной лампе, которая создает фокусную точку. Оформление будет поражать взвешенным балансом между расслаблением и стимуляцией: диапазон текстур и расцветок на диване приглашает отдохнуть, тогда как разнообразие красного, желтого и коричневого помогает поддерживать энергетический уровень. Все вместе создает комнату, которая является идеальным местом для минут уединения или вдохновения. Вибрирующие оттенки красного цвета сразу создают драматизм, некоторую театральность, они добавляют приподнятое настроение к любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать и делать комнату теплой, уютной. Стимулирующий красный цвет добавляет драйв в любую обстановку.
Живые красные тона – хороший выбор для просторной гостиной, потому что они добавляют теплоту пространству, которое в другом случае легко покажется холодным и негостеприимным. Это настоящая проблема – сделать огромные комнаты с высокими потолками уютными и спокойными. Но эту проблему можно решить с помощью одного только цвета – ткань, использованная для дивана и штор, наряду с обилием дерева на полу и мебели, добавляет комнате много теплоты.
В зависимости от настроения, которое вы собираетесь создать, красный можно сочетать с цветами, которые либо усиливают, либо приглушают его теплоту и энергию.
Пока их тона равномерно подобраны, ничего не останавливает вас от соединения красных и розовых тонов с бирюзовым, оранжевым и легкими штрихами оттенка лайма для вспышки цвета, которая может показаться экзотической в больших комнатах и удивительно похожей на сияние драгоценных камней в небольшом пространстве. С другой стороны, карамельно–розовый найдет естественных партнеров среди других пастельных оттенков, таких как лимонный, нежно–голубой и лавандовый.
Красный создает основу некоторых крайне изощренных цветовых схем, когда используется темно–синий и темно–зеленый; более мягкие версии используют терракотовые или бледно–розовые тона, которые имеют естественное притяжение к темно–синему и оливково–зеленому. Золотой и красный являются традиционными компаньонами в роскошных цветовых решениях – это любимые цвета в столовых, где свет свечей делает их еще более прекрасными.
Яблочно–красный и серебристо–зеленый цвета создают имитацию индейского фольклорного искусства и также являются проверенной временем комбинацией в шведских интерьерах. Сочетание красного и белого создает чистый изысканный облик, полезный для получения тепла из основного красного цвета.
• Для теплоты и интенсивности сочетайте красный и желтый. Это смелая, но бодрящая смесь
• Бледно–розовый цвет хорошо подходит к светлым оттенкам лимонного, создавая мягкое и свежее цветовое решение
• Белый цвет забирает энергию из основного красного и делает его более сбалансированным
• Вместе с холодным эффектом темно–голубого цвета розовый будет казаться менее приторным
• Уравновешивание глубоких тонов терракоты с оливково–зеленым создает приятную палитру
• Ярко–розовые тона выглядят лучше всего в сочетании с такими яркими тонами – цвет зеленого лайма здесь отличный выбор
• Темно–синий и красный цвета – классическое сочетание для интерьеров с утонченным обликом
Водяные краски ярко–оранжевого и терракотового цветовПодходят для жилых помещений, коридоров и радующих глаз кухонь, этот эффект неоднородного цвета обязательно оживит ваш дом.
Что понадобится
Площадь покрытия 40 кв. м
• 130 г пигмента красной охры;
• примерно 1 л воды;
• стеклянная банка;
• 5 л белой латексной краски;
• чистое пластмассовое ведро;
• 4 ложки;
• валик или большая кисть;
• 40 г оранжевого пигмента;
• 20 г пигмента красного сурика;
• 1 л скипидара или растворитель цитрусового масла из кожуры;
• 3 чистых стеклянных банки;
• 3 чайные ложки;
• 2,5 л прозрачной масляной глазури;
• 3 больших стеклянных банки с крышками;
• кисть, тряпки.
Как сделать
Замочите 100 г пигмента красной охры примерно в 1 л воды на ночь и на следующий день смешайте с латексной краской. Покрасьте стены.
Разделите растворитель на три части и замочите оставшиеся пигменты, держа каждый цвет отдельно, на ночь. Затем в полученной смеси раздавите комочки, используя тыльную сторону чайной ложки. Налейте в каждую из больших банок порцию масляной глазури. Добавьте большую часть каждого приготовленного пигмента к глазури и размешайте.
В вентилируемом помещении потренируйтесь, сделав несколько мазков кистью на бумаге. Добавьте, если нужно, больше пигмента или больше растворителя, если глазурь слишком густая. По одному цвету наносите на стену, оставляя каждый слой тщательно высыхать, возможно, всю ночь. Начинайте с красной охры, затем нанесите оранжевый цвет и наконец – красную суриковую глазурь. Разгладьте глазурь кистью, чтобы она не капала. Используйте тряпки, чтобы удалить следы от щетки и нанести глазурь по краям.
Жизнь в желтом цвете
Желтый цвет может быть теплым, ярким и золотым. Он также может иметь более холодные, нежные оттенки, например, бледно–желтые, как у примул. Резкие лимонные тона добавляют энергию, особенно в комбинации с кислотно–зеленым или ярко–бирюзовым. Если степень естественной освещенности комнаты низкая, тон цвета яичного желтка придаст ей тепло и свежесть.
Веселые оттенки ярко–желтого – отличный выбор для кухни: они позитивно и бодряще действуют на людей, которые собираются там.
Прохладный кислотно–лимонный цвет сочетается с черным, чтобы создать явное ощущение ретростиля, идеального для солнечной комнаты. Естественно светлая среда позволяет такой резко контрастной комбинации цветов привлечь внимание и остаться приветливой и радостной.
Бледно–желтый – успокаивающий, расслабляющий цвет. Это означает, что в отличие от более яркого, более энергичного солнечного или кремового тонов желтого цвета – хороший выбор для человека, который хочет создать спокойную спальню. Бледно–желтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу даже в маленьком пространстве мансарды.
Обратите внимание, как очень светлый желтый может создать впечатление более широкого пространства, чем оно есть на самом деле, в то время как более темный тон мог бы легко вызвать ощущение клаустрофобии. Этот особый нюанс желтого содержит большее количество белого цвета, поэтому естественно, что чисто–белая краска и ткань (на потолке и на старинном кружевном покрывале кровати) отлично сочетаются с оттенком желтого.
Кроме того, теплые тона медного остова кровати подчеркивают элементы скрытого тепла в цветовом проекте, делая комнату в целом свежей и живой.
Черные акценты, увиденные на фоне желтых стен, производят чрезвычайно сильное впечатление в современной гостиной. Эти два цвета часто используются в окружающем нас мире, чтобы указывать на наличие опасности, поэтому такое сочетание в домашнем интерьере создает ощущение драматизма.
Это смелое и несколько брутальное цветовое решение, которое предназначено скорее для возбуждения и воодушевления, чем для расслабления. Подушки, обивка мебели, освещение и декоративные аксессуары – все продуманно скоординировано, чтобы поддерживать этот двухтональный эффект. Даже темная металлическая фактура дровяной печи будет идеально сочетаться с остальной комнатой.
Цвет яичного желтка – чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату, как прихожая, максимально гостеприимной и радушной. Это оттенок, особенно хорошо работающий в темных коридорах, которые получают мало естественного света. Солнечная яркость такого сверкающего желтого тона легко компенсирует потенциальную мрачность комнаты с маленькими окошками или вообще без окон, в то время как естественно теплые тона дерева еще больше усилят этот эффект. Окраска двери и плинтусов также сохраняет светлый колорит. Большой букет свежих цветов помогает создать живое и радостное первое впечатление.
Синий и желтый являются одними из самых удачно сочетаемых цветов, вызывая ощущение равновесия, когда вы смотрите на море и песок или на поле и подсолнух под летними небесами. Чем ближе синий по своему тону к фиолетовому – дополнительному цвету для желтого, – тем более поразительные результаты получаются. Поэтому используйте основной желтый и фиолетовый цвета вместе в умеренных пропорциях с единственной целью – создать оживляющий эффект, и вы сможете заставить даже это самое экстравагантное сочетание работать себе на пользу. Наоборот, смягчите оба цвета, используя водянисто–лимонный рядом с бледно–лавандовым – и вы обнаружите, что эти два цвета могут также создавать основу для нежнейших цветовых решений.
Яркий желтый цвет яичного желтка – это энергичный цвет, поэтому ему нужны такие же партнеры. Такие тона чудесно выглядят в сочетании с ультрамариновым синим и зеленым цветом свежих листьев и удивительным образом притягательны рядом с горячими живыми оттенками розового. Попробуйте соединить их, например, с пастельными тонами, и эти более нежные цвета будут казаться по сравнению с ними безжизненными и неинтересными. Бледно–желтый и кремовый оттенки найдут для себя гораздо лучших компаньонов среди матово–синих, мятно–зеленых и темно–серых тонов.
В природе черный и желтый – это предупредительные цвета, поэтому, если вы красите комнату в желтый цвет, с осторожностью добавляйте акценты темного цвета: контраст может оказаться резким и неприятным.
• Вибрирующие желтые тона отлично сочетаются с яркими насыщенными синими оттенками – комбинация, которая одновременно является гармоничной и энергичной
• Желтый вполне сочетается с голубым, создавая свежий вид, напоминающий о море и песке