– Смерти! – закричали его слушатели.
– И вы заслуживаете такого строгого наказания, – сказал он им. – Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.
12 февраля
Воскресенье
30 января по ст. ст.
Неделя о блудном сыне
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах.
Неделя о блудном сыне
О чем только ни говорит нам неделя блуднаго!
Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из-под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока?
В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт!
Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг – самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.
Свт. Феофан Затворник
13 февраля
Понедельник
31 января по ст. ст.
Седмица 2-я предуготовительная
Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского.
Душа человека.
Душа человека бессмертна. Выделяют три главные силы души – ум, чувства и волю. В идеале они должны находиться в строгой иерархии – ум должен быть послушен Богу и управлять чувствами и волей. Наряду с душой у человека выделяют и дух, как силу, влекущую к Богу, отличающую нас от животных.
Душа человека не существует до зачатия. «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после» (5-й Вселенский Собор).
Вопрос же о происхождении человеческой души (индивидуальное творение Богом или рождение от родителей) Богом нам не открыт и относится к области богословских мнений. Теория реинкарнации опровергается Божественным Откровением и является человеческим измышлением, ибо «…человекам положено однажды умереть, а потом – суд» (Евр.9:27).
14 февраля
Вторник
1 февраля по ст. ст.
Прп. Петра Галатийского. Новомч. иерея Петра (Скипетрова), мч. Трифона.
Притчи царя Соломона
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.
(Притч. 4: 23–29)
15 февраля
Среда
2 февраля по ст. ст.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Сретение Господне
В предписанный законом день Пресвятая Богородица и ее праведный муж Иосиф принесли в Иерусалимский храм Младенца Иисуса для того, чтобы совершить необходимые обряды. Там они встретили Симеона – благочестивого старца, которому Святой Дух предсказал, что не видать ему смерти до тех пор, пока не встретится с Христом.
Старец взял Младенца на руки, благословил Его, и ни слова не смог сказать, кроме фразы, впоследствии ставшей знаменитой: «Ныне отпущаеши».
В ней сосредоточилось все – и тягота жизни, и страх перед смертью.
В этом Младенце Симеон увидел спасение всех народов, истинную «славу Израиля» и предстоящее «просвещение язычников». Однако почувствовал он и грядущее сотрясение во всем мире, неожиданное восстание одних и падение других, и что впоследствии ребенок этот станет «предметом пререканий». В конце концов, он увидел страдания, которые тяжелым камнем лягут на сердце Матери Иисуса.
16 февраля
Четверг
3 февраля по ст. ст.
Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Блгв. кн. Романа Угличского.
Елеопомазание
Следует различать Миропомазание, Елеосвящение, елеопомазание. Первое и второе – Церковные Таинства. Третье – богослужебный обряд.
Елеопомазание традиционно совершается на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое. При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».
Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
17 февраля
Пятница
4 февраля по ст. ст.
Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца.
Православная трапеза
Запеканка капустная
1 кочан капусты средней величины, 1/2 стакана сухарей, 1 луковица, полстакана растительного масла, 1 ст. ложка крахмала, соль, молотый перец, 2 стакана соуса «бешамель».
Кочан капусты разрезать вдоль на части, отварить их в подсоленной воде, затем мелко порубить. К растительному маслу добавить крахмал, сухари, капусту, поджаренный на масле лук, по вкусу соль, перец, все перемешать и ввести соус.
Противень или миску смазать маслом, посыпать сухарями и выложить туда приготовленную капустную массу.
Сверху посыпать сухарями и запекать в духовке.
18 февраля
Суббота
5 февраля по ст. ст.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Именуемой «Взыскание погибших» иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Этот образ Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Умиление. Богомладенец изображен стоящим на колене Пресвятой Девы. Шагающее движение обнаженных до колен ног Христа символизирует Боговоплощение, умиротворение земного и небесного. Этим, помимо прочего, подчеркивается Божие попечение о грешниках, которое происходит по ходатайству Пресвятой Богородицы.
Одно из значений глагола «взыскати» – заботиться. «Взыскание погибших» – это забота о людях, находящихся на краю гибели. К молитвам перед иконой «Взыскание погибших» нередко и прибегают люди, которые находятся перед лицом смертельной опасности.
19 февраля
Воскресенье
6 февраля по ст. ст.
Неделя о Страшном Суде (мясопустная)
Заговенье на мясо
Прп. Вукола, еп. Смирнского. Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свт. Фотия, патриарха Константинопольского. Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.
Неделя о Страшном Суде
За Неделей блудного сына следует Неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, и с нее прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища – происходит заговенье на мясо. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25: 31–46).
Неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней – масленица.
20 февраля
Понедельник
7 февраля по ст. ст.
Седмица 3-я предуготовительная (сырная) Масленица, сплошная седмица, без мяса.
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003 Никомидийских.
Как получить благословение
Испрашивание благословения является основной формой приветствия в церковной среде. При этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно. Священник, к которому обращаются с такой просьбой, крестит просящего благословения правой рукой, пальцы которой сложены особым образом, так, что они символизируют буквы Ис. Хс. т. е. Иисус Христос (так называемое именословное перстосложение).
В свою очередь человек, получивший благословение, должен поцеловать благословившую его руку. При этом не надо забывать, что целуя руку конкретному священнику, вы в его лице воздаете честь Богу, служителем которого он является.
Если в обществе находятся несколько лиц в священном сане, то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени. Диаконы благословляются у пресвитеров и епископов, пресвитеры берут благословение только у архиереев.
21 февраля
Вторник
8 февраля по ст. ст.
Сплошная седмица.
Вмч. Феодора Стратилата и прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского.
Православная трапеза
Блины бисквитные
0,5 л кефира или простокваши, 3–4 яйца, 1 ч. ложка соды, 3 ст. ложки сахара, соль по вкусу, мука пшеничная.
В миску разбить яйца и взбить их венчиком с сахаром и солью. Добавить кефир и перемешать.
Всыпать муки столько, чтобы масса получилась консистенции густой сметаны, тесто не должно быстро растекаться по сковороде.
Сковороду смазать растительным маслом, хорошо нагреть и, выкладывая тесто ложкой, разровнять его по всей поверхности сковороды. Толщина блина должна быть около 5 мм.
Выпекать, обязательно накрыв крышкой, подрумянивая с обеих сторон.
Готовые блины сложить в глубокую миску, накрыв крышкой. Подавать со сметаной, медом.
22 февраля
Среда
9 февраля по ст. ст.
Сплошная седмица.
Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах.
Брачные обеты
Ап. Павел, в первом послании к Коринфянам, так пишет относительно брачных обетов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим; и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7: 10).
«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим.
Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 12–14).
23 февраля
Четверг
10 февраля по ст. ст.
Сплошная седмица.
Блгв. кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери «Огневидная».
Церковные записки
Церковные записки не отменяют и не заменяют участия в богослужениях и личной молитвы. Представьте, что кто-то просит вас помочь в ремонте его квартиры, но сам участия в труде принимать не желает.
В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной церкви. Начинают список обычно со священнослужителей, указывая сан. Старайтесь писать имена разборчиво, обязательно в родительном падеже. Отпавших живых лучше поминать при чтении Псалтири, а не на проскомидии.
Во время паломничества в Грецию имейте в виду: крестик там наносят только на записки об упокоении; также там нет отдельного места для установки свечей за усопших («у Бога все живы» (Лк.20:38)). В греческих храмах не увидеть свечей возле каждой иконы; здесь в притворе храма, а иногда и вовсе на улице располагаются подсвечники, наполненные песком, в который и ставятся свечи.
24 февраля
Пятница
11 февраля по ст. ст.
Сплошная седмица.
Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского. Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон.
Притча дня
Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!»
Постыдился человек и дал ему милостыню.
Святитель Николай Сербский. Из «Миссионерских писем»
25 февраля
Суббота
12 февраля по ст. ст.
Сплошная седмица.
Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Иверской иконы Божией Матери. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, патриарха Константинопольского.
Иверская икона Божией Матери
Когда-то христиане, почитавшие иконы, подвергались в Византии жесточайшим гонениям. Царский стражник, ворвавшись в дом одной благочестивой вдовы, ударил мечом по образу Богородицы. Из поврежденного места потекла живая кровь. Вдова стала истово молиться о спасении иконы, и ей было послано указание пустить образ по морским волнам. Вскоре после этого она приняла смерть за иконопочитание. Ее сын попал на Афон, где принял иночество.
Монахи стали молить Господа об обретении чудесной иконы, и скоро в море показался огромный огненный столб. Отшельник Гавриил смог пройти по воде, как по земле и принять икону. В честь чудотворного образа был построен храм, а икона получила название Иверской.
Чудотворная икона России находится в Москве, в церкви Воскресения в Сокольниках. Она является списком (копией) с Иверского образа, величайшей святыни Греции.
26 февраля
Воскресенье
13 февраля по ст. ст.
Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная)
Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
Прпп. Зои и Фотинии (Светланы). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого.
Прощеное воскресенье
Сегодня на Литургии читается Евангелие из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
27 февраля
Понедельник
14 февраля по ст. ст.
1-я седмица Великого поста
Чистый понедельник. Начало Великого поста.
(В понедельник, вторник, среду и четверток 1-ой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон свт. Андрея Критского.)
Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах.
Из Великого канона святого Андрея Критского
На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление…
Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком и приими мое теплое исповедание…
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – жемчужина церковной гимнографии. В православных храмах он читается за богослужением в первую седмицу Великого поста.
Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.
Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.
28 февраля
Вторник
15 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Виленской и Далматской икон Божией Матери.
Наказывает ли Бог людей?
Будучи Благим, Бог желает всем Своим творениям только добра. Присутствующее в мире зло имеет источником не Бога, а людей и падших духов. Будучи Премудрым, Бог и злые дела обращает к добрым последствиям, в соответствии со Своими предвечными замыслами. Промышляя о людях, Он использует и такую меру воздействия на них, как наказание.
Наказание Божье не следует осмысливать так, будто Бог мстит грешникам за их грехи или выплескивает на них излишки переполняющего Его гнева, снимая эмоциональное перевозбуждение. Он никогда не переходит из одного эмоционального состояния в другое – Он неизменен, всегда Себе тождественен.
История человечества знает примеры, когда Бог наказывал и целые царства, и народы (Быт.6:5–7:24).
Наказание Божье, в зависимости от обстоятельств, можно рассматривать с разных сторон, например, как средство взразумления грешника (собственно, слово «наказание» является однокоренным слову «наказ» – наставление, вразумление), побуждения его к покаянию (Дан.5:20–21) или как средство, приостанавливающее умножение зла (Быт.19:24–25). В любом случае наказание как действие Божье всегда совершается из высших побуждений к добру, в целях добра.
Март
1 марта
Среда
16 февраля по ст. ст.
Великий пост
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада
В чем различие души и духа?
Дух – это то, в чем запечатлен образ и подобие Божие, то, что есть только у человека. Это начало творческое, начало мыслящее, самосознающее, незримое и бессмертное. Душа – психика, она тесней связана с телом. Душа есть и у животного, по-своему – и у растения. Душа – это реакция организма на окружающую среду: страх, поиск пищи и так далее. Вы, наверное, видели в кино в ускоренной съемке – как цветы поворачиваются к солнцу, двигаются, раскрываются. У них тоже есть движение, они тоже ощущают что-то.
Итак, душа – это элементарная психика, усложняющаяся путем эволюции и являющаяся телом для духа. Дух – это творчество, совесть, сознание.
О. Александр Мень
2 марта
Четверг
17 февраля по ст. ст.
Великий пост
Свт. Льва, папы Римского. Флавиана исп., патриарха Цареградского. Прп. Космы Яхромского.
Православная трапеза
Проросшее пшеничное (ржаное) зерно Зерно вымыть и насыпать тонким слоем в какой-либо плоскую посуду, на дно которой перед этим положить хорошо смоченную теплой водой и свернутую вдвое ткань.
Поверх зерна также положить свернутую вдвое смоченную теплой водой ткань. Сосуд держать при температуре 22-23 °C, периодически увлажняя ткань водой той же температуры до тех пор, пока не покажутся ростки.
Проросшее зерно можно есть без добавления других продуктов.
3 марта
Пятница
18 февраля по ст. ст.
Великий пост
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305–311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских. Прп. Досифея, ученика прп. аввы Дорофея.
День начинается с вечера
В Новом Завете суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших в богослужебном уставе отводится субботний день. В течение года установлены также девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан – Родительские субботы.
В эти дни совершаются заупокойные богослужения – парастасы, панихиды, заупокойные литии.
Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т. е. в пятницу), т. к. богослужебный день начинается с вечера.
Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище – во вторую.
4 марта
Суббота
19 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Прп. Льва, еп. Катанского. Прп. Агафона, папы Римского.
Притчи царя Соломона
Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
(Притч. 10: 1–7)
5 марта
Воскресенье
20 февраля по ст. ст.
1-я неделя Великого поста. Торжество Православия Великий пост.
Прп. Тимофея в Символех. Свт. Георгия, еп. Амастридского. Свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского. Козельщанской иконы Божией Матери.
О Торжестве Православия
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «торжество православия», установленное при императрице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебен, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Произносится Символ веры и анафема, то есть объявление об отделении от Церкви всех, кто искажает истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» – живущим.
6 марта
Понедельник
21 февраля по ст. ст.
2-я седмица Великого поста Великий пост
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Мчч. Маврикия и 70-ти воинов. Прп. Афанасия исп… Новомч., пресв. Михаила Лисицына.
Какова роль отца и матери в том, чтобы ребенок сохранил веру
Вера имеет рациональную и эмоциональную составляющую. Как правило, рациональная аргументация в пользу религиозных истин исходит от отца, а чувственное наполнение веры, душевное тепло, питающее догмат, – от матери. Смысл религиозного воспитания в том и заключается, чтобы «материнская» вера детского и подросткового возраста сменилась «отцовской» верой юности и молодости.
Ребенку следует дать не только знание о Боге, но и знание Бога, опыт обращения к Нему, общения с Ним.
7 марта
Вторник
22 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Прп. Поликарпа Брянского (1620–1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских. Прп. Александра монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».
Притча дня
Закончив службу, священник объявил:
– В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди объявил:
– Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все присутствующие подняли руки.
– Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – У Марка нет семнадцатой главы.
8 марта
Среда
23 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
Притча дня
Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача: «Есть ли у вас лекарство от греха?»«Есть, – отвечал врач, – вот он:
1. Нарой корней послушания.
2. Собери цветов душевной чистоты.
3. Нарви листьев терпения.
4. Собери плоды нелицемерия.
5. Не упивайся вином прелюбодеяния.