Книга Нам надо поговорить. Сложные разговоры с трудными людьми - читать онлайн бесплатно, автор Дарья Попкова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Нам надо поговорить. Сложные разговоры с трудными людьми
Нам надо поговорить. Сложные разговоры с трудными людьми
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Нам надо поговорить. Сложные разговоры с трудными людьми

Нам надо поговорить

Сложные разговоры с трудными людьми


Дарья Попкова

© Дарья Попкова, 2023


ISBN 978-5-0059-5867-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Общение со сложными людьми изматывает. Они повсюду вокруг нас: будь то грубиян в транспорте, коллега по работе, член семьи или даже собственный ребёнок. Время от времени каждый из нас сам становится не самым приятным в общении человеком.

Каким бы ни был соблазн последовать своему защитному инстинкту и ускользнуть от подобных людей, не всегда это возможно. Это только усугубляет ощущение безысходности, чувство беспомощности и погружения в ядовитую трясину. Тебя будто выжимают по капле.

Следует помнить, что существуют разные типажи токсичных, деструктивных и просто сложных в коммуникации людей. Классификации разнятся. В данной книге мы будем рассматривать пять типов испытывающих наше терпение людей. Далее пошагово изучим стратегии поведения и выхода из нездорового контакта с каждым из них. Призываю читателей активно на практике использовать знания и приёмы, чтобы снизить уровень стресса, защитить свои границы, улучшить качество общения в своём кругу.

Задача заключается в том, чтобы слышать, понимать, уметь управлять своими эмоциями в непростых ситуациях и, в конечном итоге, договариваться друг с другом.

Для начала…

Каждый человек рождается со своим уникальным темпераментом и характером. Исходя из этих свойств и жизненного опыта, люди применяют разные тактики, чтобы справиться со сложными ситуациями и неоднозначным окружением.

Причём одна и та же ситуация разными людьми может восприниматься и трактоваться по-разному. Для одного это будет жесточайшим вторжением в его личные границы, в то время, как для другого станет проходным моментом. Общаясь в коллективе с сотрудником, одни коллеги будут считать его человеком с отвратительным, скандальным характером, а другие могут трактовать такое поведение как аутентичное проявление яркого темперамента, который ничем им не угрожает.

Мы каждый смотрим на реальность через собственную призму восприятия. Отсюда такое разнообразие мнений и оценок одного и того же явления.

Прежде чем разбираться в отношениях с другими людьми, следует хорошенько изучить собственный характер, способы реагирования, тактики построения отношений и устранения разногласий. Познай себя!

Принято различать четыре основных вида темперамента. Каждый со своим набором сильных и слабых сторон, уязвимостей, способов выстраивания коммуникаций, взаимодействия с миром, реакций на стресс.

Темперамент есть врождённое свойство, природная характеристика, которая зависит от способа действия нервной системы. Эта характеристика значительно глубже, чем, например, личность, которую человек предъявляет и демонстрирует социуму. В конце концов, при определённом навыке и желании можно воссоздать любую витрину и самопрезентацию. Вопрос в том, что на самом деле скрывается в глубине индивидуальности. Человек может казаться чрезмерно уверенным и владеющим собой, а между тем в глубине души быть наиболее уязвимым и испуганным из всех присутствующих в эту минуту. Поэтому для достижения результата бывает совершенно недостаточно сменить манеру поведения. Это не поможет в долгосрочной перспективе.

Существует множество продвинутых психологических тестов для диагностики темперамента человека. Мы не пойдём так далеко. Надеюсь, приведённых описаний и кратких характеристик будет достаточно, чтобы читатель узнал себя в том или ином типаже.

Значительная часть книги посвящена психологическим основам конфликтологии. Это поможет заглянуть вглубь межличностных отношений, в том числе быть прозорливее в части конфликтов и причин их вызывающих и усугубляющих. Таким образом, мы получаем объёмную картину происходящего, а значит, способны вести себя адекватно ситуации.

Отдельное внимание уделено мастерству переговорщика; навыкам глубинного вовлечённого слушания. Также я привожу пошаговые алгоритмы подготовки и ведения сложных разговоров. Например, когда предстоит сообщить о серьёзных изменениях, которые радикальным образом повлияют на собеседников.

Надеюсь, что в результате читатели обретут уверенность в себе и устойчивость в любых самых сложных коммуникациях.

Виды темперамента

Темперамент представляет собой совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия. Зависит от устройства нервной системы человека. Это своего рода константа, базовый функционал.

По ходу жизни человек может совершенствовать и оттачивать отдельные черты характера, работать над своими проявлениями, но темперамент – величина более или менее постоянная. Это следует учитывать.

Вряд ли можно говорить о представлении исключительно одного вида темперамента в человеке. Всё же в каждом из нас намешан интересный коктейль. Но те или иные свойства темперамента, безусловно, будут более ярко выражены, чем остальные.

Существуют разные типологии и классификации темпераментов. В психологии, как правило, говорят о четырёх основных.


Флегматик


Флегматики – отличные переговорщики. Прекрасно умеют сосредотачиваться на решении задач, последовательны в достижении цели, миролюбивы и ладят с людьми.

Непринуждённое, спокойное отношение к жизни позволяет им без проблем наводить мосты и устанавливать взаимоотношения.

Флегматики обычно не испытывают страх быть отвергнутыми или встретить холодный приём. Они крайне редко становятся инициаторами конфликта. Всячески стараются избежать конфронтации, смягчить обстановку. Их сложно вывести из себя.

Тяготеют к умиротворению, размеренности, спокойствию. Отсюда вытекают их две стратегии поведения со сложными, токсичными людьми: 1/ они либо пытаются мягко противостоять агрессии, сгладить углы, не доводя конфликт до апогея; 2/ либо притворяются страусом, прячут голову в песок, ожидают, что проблема рассосётся сама собой, а при первой оказии сливаются по-тихому.


Сангвиник


Ярко выраженный экстравертный темперамент, подпитывается извне общением с людьми. Любители поговорить. Зачастую импульсивны, перехватывают инициативу в разговоре, доминируют.

Обычно сангвиникам сложно с теми, кто пытается их немного урезонить, поставить в некие рамки и правила, притормозить их искромётный поток идей, слов, проявлений. Незлопамятны. Редко входят в конфликты. Настолько подвижны, оптимистичны и жизнерадостны, что зачастую забывают о конфликтных ситуациях или столкновениях с кем-либо.


Меланхолик


Меланхолики серьёзны, глубоки, интровертны по своей природе. Ценят уединение, своё пространство и время. Требовательны в части порядка, правды, надёжности. Они сердечны, лояльны к людям, но слишком активное или длительное общение истощает их. Что уж говорить о взаимодействии с трудными по характеру, ядовитыми людьми.

Меланхолик будет долго внутренне закипать, потом выплеснет эмоцию на обидчика, а позже будет сожалеть о своей несдержанности (чем снимает ответственность за произошедшее со второй стороны конфликта).


Холерик


Активный, динамичный, стремительно проявляющий себя темперамент. Созидатель: занимается делами, полон идей и планов.

Зачастую сами холерики воспринимаются в качестве сложных, непредсказуемых, неуправляемых людей. Однако холерикам до эмоций и впечатлений окружающих нет никакого дела, потому что они полностью сосредоточены на достижении своих целей и задач. Их захлёстывает темперамент.

Им сложно взаимодействовать с медлительными, занудными, немотивированными людьми.


Также следует рассмотреть особенности основных типов личности: интроверт, экстраверт, амбиверт. Это описание способов взаимодействия с миром и социумом.

Число Данбара – ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. Чаще всего принимается равным 150 контактам. Это максимум, с которым один человек физически и эмоционально в состоянии поддерживать социальный контакт.


Интроверт

«Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар»

Бернард Шоу

У интровертированного типа личности основной фокус внимания направлен на внутренний мир. Он сосредоточен на своих ощущениях, на том, чтобы осознать чувства, осмыслить идеи. Но это не значит, что он совсем не интересуется внешним миром.

Следует отличать интровертов от людей с избегающе-тревожным расстройством личности или от социофобов. Для последних нахождение во внешнем мире является дистрессом, то есть плохим стрессом, зоной огромного дискомфорта. Интроверт же, в отличие от них, не воспринимает внешний мир как враждебную или опасную среду. Просто его личная зона комфорта находится во внутреннем пространстве. Более того, у интроверта может быть сформирован узкий социальный круг общения, где он вполне уютно себя чувствует.


При прочих равных условиях с другими типами личности интроверты, как правило, более образованны. Получение знаний из кипы информации сам по себе процесс, направленный на интроверсию. Он требует внимания и фокусировки на одном предмете. Поэтому интроверт более склонен к такого рода занятиям. Экстраверту в аналогичной ситуации придётся преодолевать желание отвлечься на внешние раздражители и компенсировать это другими свойствами характера, например, высокой скоростью мышления.


Интроверты отличаются профессионализмом и мастерством в тех сферах, куда направлен их интерес. В силу образованности они целеустремленны, педантичны и последовательны в освоении предметной области.


Интроверты отличаются независимостью в поступках, мыслях, решениях. Они менее внушаемы и ими трудней манипулировать. В отличие от экстравертов, у них развита внутренняя референция. Их точка опоры и камертон находится внутри личности. Они не так сильно зависят от мнения, давления и одобрения внешней среды.


Как ни парадоксально, интроверты являются более эффективными менеджерами. Интроверт не испытывает жёсткого дискомфорта, общаясь с широкой социальной средой. Просто это не есть его зона комфорта. Учитывая его склонность к сосредоточению на предметной области, он в состоянии блестяще освоить, например, навыки коммуникации, самопрезентации, управленческие стратегии. Ему свойственна высокая концентрация на приоритетах и задачах. Кроме того, интроверт склонен к внимательному слушанию. Интроверт заточен на фокусировку на собственных мыслях и чувствах. Для него это базовый, встроенный навык. Поэтому точно также он умеет сосредотачиваться и считывать чувства и мысли других людей. Он способен прислушиваться к мнению подчинённых, коллег и делать из этой обратной связи правильные выводы.


С точки зрения социального функционирования интроверт зачастую оказывается хорошим, преданным другом. Он склонен идти в глубину, разбираться в сути вещей. Поэтому, если отношения с человеком являются для него приоритетом, то он будет в них вкладываться. С таким другом хорошо говорить по душам.

Экстраверт распыляется на множество контактов, зачастую поверхностных. У него разнообразные приятели, знакомые, коллеги, виртуальные друзья в социальных сетях. Он не всегда способен дать другому человеку адекватную порцию качественного внимания. Более того, другой человек может легко оказаться в тени яркого, харизматичного, общительного экстраверта, что не способствует отношениям на равных. В случае дружбы двух экстравертов они рискуют скатиться в соперничество за внимание и обожание толпы. У экстраверта гораздо больше знакомых, но гораздо меньше душевных друзей. В долгосрочной перспективе с интровертом бывает более комфортно дружить.


К слабым сторонам интроверта можно отнести уязвимость перед развитием различных психических расстройств и тяжёлых эмоциональных состояний – апатия, депрессия, тревожные расстройства.


Экстраверт


Человек, у которого есть постоянная потребность во внешнем позитивном раздражении. Его основанная психическая деятельность преимущественно направлена вовне. Примером экстраверта в литературе является Остап Бендер, Скарлетт О’Хара.

В силу своего темперамента и открытости социальному опыту, экстраверты с раннего детства быстрее осваивают навыки социального взаимодействия. На начальных этапах жизненного пути зачастую бывают успешнее интровертов. Этот этап важен для начала профессиональной карьеры, устройства личной жизни, выстраивания социальных связей и контактов.


В силу своей подвижной эмоциональной конструкции, стремления к общению и открытости новому опыту, экстраверт имеет широкий и разнообразный круг интересов. Иногда это оказывается поверхностным интересом, когда экстраверт быстро переключается с одной темы на другую или перескакивает с одного занятия на другое. Но если любознательность подкреплена другими важными личностными свойствами (образованность, скорость мышления), то экстраверт вполне способен на высоком уровне владеть несколькими предметными областями. Подобный широкий кругозор и обширный круг интересов позволяет быть более креативным, достигать эффекта синергии, добиваться небывалых и неординарных результатов в деятельности.


Экстраверт зачастую бывает добрее, бескорыстнее и щедрее в отношениях. Он с большой вероятностью отзовётся на призыв о помощи, даже если это не его близкий знакомый. Экстраверт не заточен на длинные дистанции, поэтому вряд ли от него можно ожидать системной и долгосрочной поддержки. Но ситуативно он способен откликнуться и помочь другому даже малознакомому человеку.


Экстраверт отлично справляется с ролью вдохновляющего лидера. Харизматик, трибун, способен заражать своими идеями большие массы людей. Передаёт заряд энергии и сам заряжается от людей.


Экстраверт реже болеет, в том числе эмоционально-психическими расстройствами, чем интроверт. Если заболевает, то с большей готовностью обращается за помощью к врачам и профессионалам. Но менее последователен в выполнении предписанных рекомендаций. Кроме того, ярко проявленная жизненная сила и особенности темперамента позволяют экстраверту быстрее преодолеть недуг.


Амбиверт


Всё чаще в современной литературе по психологии и бизнес-лидерству можно встретить упоминание об амбивертах. Характеристика степени открытости внешнему социальному опыту. На полюсах шкалы находятся интроверты и экстраверты. А посередине находится наиболее распространённая группа – амбиверты. Это одно из качеств темперамента.

Это люди со смешанными свойствами сразу нескольких основных темпераментов. Они всегда где-то посередине. Например, такого человека нельзя полностью охарактеризовать как интроверта или экстраверта. В зависимости от ситуации, он демонстрирует черты и того, и другого. Ему хорошо наедине с собой, он наполняется энергией, генерирует идеи. Но и на шумной вечеринке или в большом проекте он не затеряется, а будет активно проявлять себя. Демонстрирует эластичность, гибкость в реагировании на ситуации и людей. Способен активировать в себе необходимые свойства личности и характера.


В отличие от интровертов амбиверты значительно более открыты различному социальному опыту. Гибко регулируют своё поведение и легко приспосабливаются к незнакомой социальной среде. Для них социальная активность является зоной комфорта. Поэтому амбиверты достаточно много времени уделяют самым разнообразным видам внешней социальной активности. Интроверты же более избирательны и ограничены в своей деятельности.


В отличие от экстравертов амбиверты отдают предпочтение более или менее знакомой социальной среде. Например, при приглашении на две вечеринки, на одной из которых будет совершенно незнакомый круг людей, а на другой есть шанс встретить пару приятелей, амбиверты предпочтут вторую вечеринку. А экстраверт в этой ситуации скорее сделает выбор в пользу первой, где будет абсолютно новая и неосвоенная им среда общения. То есть в сравнении с экстравертами амбиверты всё же более избирательны.

Занятно, что зачастую люди со стороны принимают амбивертов за экстравертов. Это объясняется тем, что попав в свой привычный круг общения и знакомую среду, они действительно ведут себя по образцу экстравертов – душа компании, харизма, яркие и активные проявления, общительность. В незнакомой социальной среде амбиверты могут вести себя несколько приглушённо, не столь ярко.

Амбиверт без труда входит в общение с незнакомыми людьми, например, в формате небольшой непринуждённой беседы. Но он склонен утомляться от большого количества подобных контактов. Ему важно в конечном итоге перейти на более содержательный уровень. Он вдумчивый и внимательный слушатель. Экстраверт же, наоборот, будет легко перескакивать с одной темы на другую, переключаться с одного собеседника на другого и только подзаряжаться энергией от большого числа поверхностных социальных контактов.


Амбиверт отлично себя чувствует в уединении. Более того, у него есть потребность периодически оставаться в тишине и покое. Он знает, чем себя занять и как содержательно заполнить своё время. Сидит дома, наслаждается своим обществом: мечтает, читает, творит, делает, что ему нравится. Набирается энергии и выходит в социум: общается, веселится. Потом, умиротворённый и наполненный, возвращается в свой мир и отдыхает от людей. Экстраверт же не в состоянии долго выдерживать изоляцию и мучительно переживает одиночество. Экстраверт, предоставленный самому себе, попадает в зону дискомфорта.

Амбиверт огромное значение уделяет своей закрытой личной среде – личному внутреннему пространству, своему миру. Доступ в это пространство крайне ограничен. Это частная, конфиденциальная область жизни амбиверта. При всей его общительности, обаянии, открытости есть закрытая территория.

К условным недостаткам амбивертов можно отнести наименьшую амбициозность в сравнении с двумя другими типами. У него нет необходимости кому-либо что-то доказывать. К слову, наиболее амбициозен из всех интроверт. Так как ему приходится преодолевать себя и выходить из зоны комфорта там, где амбиверт и тем более экстраверт по умолчанию уже находятся. У экстраверта есть амбиция и стимул социально расти, чтобы расширять круг общения.

В контексте данной книги мы также рассмотрим ещё один психологический типаж.


Угождающий, отдающий, потакающий


Человек с таким психо-эмоциональным устройством ориентирован на то, чтобы всегда и во всём угождать другим, предугадывать и предвосхищать их желания, быть приятным и быть принятым.

Работает установка, если я буду хорошим, значит я в безопасности. Ведь хороших любят, они всем нужны.

Это мягкие, добросердечные, ранимые люди. Они отдающие в системе взаимоотношений. Однако их нельзя назвать абсолютными альтруистами. Они отнюдь не лишены эго. Наилучшей наградой для них является признание и благодарность.

Людям такого склада зачастую сложно отказывать другим. Они говорят «да» даже там, где им хотелось бы сказать «нет».

Им свойственна некоторая жертвенность и достаточно низкая самооценка. Для них характерны созависимые отношения. Они подвержены чувству неполноценности по сравнению с другими. В ситуациях столкновения со сложными, деструктивными людьми их легко дезориентировать. Они часто становятся объектом манипуляции, их банально используют в своих интересах или в качестве ресурса.


Не следует путать угодничество с добротой. Первое есть симптом того, что у человека искажена самооценка. Это часто является результатом сложного детства, где человек подвергался разного рода насилию или был выращен, как вспомогательный ресурс. То есть не чувствовал себя в безопасности, постоянно предугадывал желания и поступки других, чтобы избежать боли и конфликтов. Ощущал себя без вины виноватым и подстраивался.

Такой поведенческий паттерн приносит много страданий самому человеку.


Контрольный список симптомов человека угождающего:


Совершенно нормально выслушивать человека, имеющего точку зрения, отличную от вашей. Человек угождающий не просто выслушает, но и согласится с противоположным мнением, чтобы быть социально одобренным. Но потом приходит ощущение потери себя, предательства своих глубинных убеждений и своего мира. Это вызывает сожаление и моральные страдания.


Совершенно нормально понимать, что каждый из нас способен каким-либо образом влиять на другого человека. Человек угождающий подспудно считает, что это его работа – делать другого счастливым, радостным, довольным. Он входит в неподконтрольную ему зону и берёт ответственность за психологическое состояние другого человека.


Угождающий человек избыточно извиняется, несоразмерно ситуации. Это следствие его базовой установки, что он недостаточно хорош. Старается действовать на упреждение, чтобы заранее снять конфликтность. По умолчанию считает, что с ним что-то не так. Поэтому в силу тревожного типа привязанности, семенит, мельтешит, извиняется, чтобы быть хорошим и приятным для всех. Переусердствует с извинениями, чем ставит в неловкое положение своих собеседников.


Имеет перенасыщенный график и список дел, устаёт от этого. Но значительная часть дел из списка даже не относится к нему самому. Это его обещания и обязательства перед другими людьми.

Часто физически истощается и заболевает.


Саботирует свои цели. Отложит свои планы во имя других людей, понизит приоритет своих задач по отношению к задачам другого человека.


Нуждается в одобрении, комплиментах, благодарностях со стороны. Потребность в постоянном внешнем подтверждении, что с ним и его целями всё ОК. Сам себе такой человек не может дать разрешения, например, на запуск проекта или переезд. Своего согласия недостаточно, нужно, чтобы кто-то со стороны дал подтверждение.


Избегает конфликтов. Конфликт воспринимается как драма и крайняя опасность, которую следует избегать всеми способами. Отказывается отстаивать свои интересы, идеи, мысли. По сути, отказываясь от своей идентичности, которую порой надо отстоять в споре.


Скрывает свои искренние чувства и эмоции, особенно те, которые условно можно отнести к негативным – грусть, злость, недовольство и т. д. Будет скрывать, вытеснять чувства, если есть риск того, что другому человеку это может не понравиться, расстроить, вызвать неодобрение. Непрожитые, вытесненные эмоции разрушительно воздействуют на организм и здоровье. Кроме того, чтобы справиться с эмоциональной нагрузкой, угождающий человек может уходить в разного рода зависимости.


Корректирующие мысли для угождающего типа людей:


Вам нужно говорить «нет» некоторым людям для того, чтобы сохранить нервы, время, ресурсы и возможности, чтобы в своё время сказать «да» тем людям, кому вы действительно хотите сказать «да», а также самому себе.


Вы должны относиться к себе так, как относитесь к другим.


Говоря «да» там, где вы хотели сказать «нет», вы должны чувствовать себя виноватым. И не наоборот.


Ваша человеческая ценность не зависит от того, что вы делаете для других.

Типы привязанности у взрослых

В психологии существует теория привязанности. Под привязанностью подразумевается первично формируемая очень сильная эмоциональная связь ребёнка с наиболее значимым взрослым, который оказывает заботу. Как правило, таким значимым взрослым является мать.

Эта эмоциональная привязанность определяет поведение ребёнка и его предпочтение в отношении именно этого значимого взрослого. Ребёнок ищет контакта и общения с этим человеком, особенно когда расстроен, напуган или находится в стрессе. Это его зона комфорта и безопасная база, откуда ребёнок начинает постепенно исследовать внешний мир.

Выработанная в раннем детстве эмоциональная привязанность влияет на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие; особенности социального взаимодействия уже взрослого человека.

События, при которых эмоциональная привязанность не формируется или происходит отрыв ребёнка от значимого взрослого, ведут к долгосрочным негативным последствиям в когнитивной и эмоционально-психологической сфере.


Современная теория выделяет четыре типа привязанности у взрослых. Типы привязанности формируются у человека в младенчестве. Несмотря на то, что они формируются на столь ранних этапах жизни ребёнка, впоследствии они влияют и фактически определяют то, как человек создаёт межличностные отношения, в особенности межличностные отношения с близкими, эмоционально важными людьми – дружеские, партнёрские, романтические, супружеские, детско-родительские отношения.