Качества ученика, собирающегося следовать за учителем
В тексте «Четыре сотни строф о мадхьямаке» сказано:
Равностность, высокие интеллектуальные способности, интерес —
Ученики, обладающими подобными качествами, считаются подходящими сосудами.
Другими словами, они должны обладать живым умом, сохранять равностность – то есть не быть привязанными к своим близким и испытывать неприязнь по отношению к чужим[20 - Тиб. Rang phyogs and gzhan phyogs – дословно «своя сторона, другая сторона». Термины «свои» и «чужие» здесь указывают на друзей и недругов и могут подразумевать разные группы людей – родственников и близких друзей и даже людей определённой нации.]. Они должны обладать высокими интеллектуальными способностями, отличать слова истины, которым следует внимать, от слов лжи, которые следует игнорировать. Они искренне заинтересованы в святой Дхарме и испытывают глубокие уважение и доверие к тем, кто ей учит. Об этих качествах учеников сказано в тексте «Самовозникающее осознавание»:
Они обладают сильной верой, великим усердием и
Высокими интеллектуальными способностями.
Они свободны от привязанности и цепляния.
Они уважительны и всерьёз практикуют тайную мантраяну.
Их ум не загрязнён усложнённым мышлением, они не поддаются отвлечениям.
Они хранят обеты, проявляют усердие в практике.
Они действуют в согласии с наставлениями своего учителя.
Хорошие ученики обладают сильной верой. Их вера основана на восхищении – они испытывают интерес по отношению к учителю и его наставлениям и всегда рады их получить. Их вера основана на стремлении – они всегда устремлены к достижению плода практики. Их вера основана на убеждённости – у них не остаётся сомнений. Их вера совершенна – она не зависит от второстепенных обстоятельств. Такие ученики полностью готовы к тому, чтобы получить благословения. Они твёрдо укрепились в своей решимости достичь непревзойдённого просветления и упорно практикуют, никогда не откладывая практику на потом. Поскольку они обладают высокими интеллектуальными способностями, а их ум достаточно развит для того, чтобы постичь с помощью логического анализа глубокий смысл истинной реальности феноменов, у них легко возникают медитативные переживания, и они вполне способны достичь полной реализации. Они почти не подвержены привязанности и цеплянию к источникам мирского счастья – имуществу, еде и одежде. Поскольку они испытывают глубокое уважение к своему учителю и йидаму, этим они открывают врата для благословения. Они избавились от всех сомнений и неуверенности по поводу пути колесницы тайной мантры и поэтому способны выполнять продвинутые практики. Поскольку их ум не поддаётся влиянию обычных мыслей, связанных с ядами привязанности, неприязни и неведения, они не впадают в отвлечения. Они держат своё слово и соблюдают принятые обеты – как коренные, так и вторичные. Они никогда не устают выполнять практику глубокого пути и никогда не действуют вразрез с наставлениями своего учителя. Как сказал Великий Всеведущий:
Удачливые ученики обладают глубокой верой и мудростью,
Отличаются усердием, аккуратностью, внимательностью и бдительностью.
Они не действуют вразрез с учениями, хранят принятые обеты в чистоте.
Они контролируют свои тело, речь и ум;
Они сострадательны и готовы действовать на благо других;
Они обладают открытым умом,
Они жизнерадостные, щедрые;
Их восприятие очищено;
Они невозмутимы и способны хранить преданность.
Претендентов, обладающих подобными качествами, следует принять в качестве учеников. Их противоположностью являются плохие ученики, о которых пойдёт речь ниже.
Плохие ученики
В тексте «Самовозникающее осознавание» сказано:
Они не выказывают ни уважения, ни почтения;
Они искажают тайную мантру своим поведением;
Они не обладают ни качествами, согласующимися с линией передачи, ни надлежащим характером;
Их интеллектуальные способности невысоки;
Они с пренебрежением относятся к доброте;
Их деяния непродуктивны и бессмысленны;
Такие ученики, если принять их, не подвергнув проверке, становятся врагами учителя.
Как сказал Великий Всеведущий:
Ученики с плохой кармой становятся причиной всех бед.
У них нет ни веры, ни достоинства, ни стыда, а их сострадание слабое;
Плохая карма влияет на их личный характер, отсутствие связи с благородным семейством и поведение.
Их ум и действия обусловлены ядами пяти тревожащих эмоций.
Они нарушают обеты и не применяют противоядия.
Они глупы и не отличаются высокими интеллектуальными способностями;
Их непросто удовлетворить —
Они становятся лишь гневливее и грубее.
Для таких учеников характерны пять загрязнений —
Они воспринимают учителя как мускусного оленя, а учение как мускус, который нужно извлечь,
Себя как охотников, практику как стрельбу,
А результат практики Дхармы – как товар, который можно продать.
Поскольку они не хранят обеты, то будут страдать и в этой жизни, и в следующих.
Одни из них с готовностью следуют учителю,
Не подвергнув его никакой проверке, поскольку их прельщает новизна;
Сначала они везде трубят о его благих качествах, но позже начинают его порицать.
Другие – двуличные, лживые лицемеры: