banner banner banner
Шри Кундалини-шакти – змеиная сила
Шри Кундалини-шакти – змеиная сила
Оценить:
 Рейтинг: 0

Шри Кундалини-шакти – змеиная сила


Мнение некоторых современных людей, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, не выдерживает критики. В действительности Солнце также много движется, и проходя по 12 зодиакальным созвездиям, получает 12 разных имён, а именно:

Митра, Рави, Сурья, Бхану, Кхага, Пуша, Хираньягарбха, Маричи, Адитья, Савитар, Арка, Бхаскара.

Они называются Двенадцатью Адитьями77 и указывают на характерные особенности каждого из зодиакальных созвездий. Так же и Луна путешествует по 27 звёздам78 небесного свода, получая их имена. Остальные планеты также проходят по этим звёздам, хотя и не изменяя своих названий. Поскольку только Луна получает имена этих звёзд, её79 называют их царём (или мужем)80. Солнце, Луна и звёзды – не инертные мёртвые тела, а полные жизни существа. Всё сказанное подтверждается авторитетом Вед, так что нет никакого сомнения, что такая картина допустима.81 Перейдём теперь к рассмотрению собственно космических центров и центров человека.

Упанишада гласит:

Brahmandanchaiva Pindandam

Всё, что содержится в макрокосме, содержится и в человеческом теле (микрокосме).

Поэтому будем давать очерк как того, так и другого, отмечая кардинальные точки для сравнения. В макрокосме действуют шесть факторов, и седьмой формирует Высшее. То же самое в человеческом теле: имеются шесть основных центров (шат-чакра) 82 и седьмой (сахасрара) – высший 83.

Всё существенное о шести центрах макрокосма и микрокосма объясняется ниже; из их сравнения мы сможем получить более ценную информацию, чем из рассмотрения каждого в отдельности.

1. Семь Матерей

Высшая сила, Пара-шакти, разделяется на семь т. н. Материнских Сил или Сил-Матерей84, а именно: Брахми85, Махешвари86, Каумари84, Вайшнави88, Варахи89, Индрани90 и Чамунда91, пронизывая Вселенную и манифестируя себя во всех тех формах, которые здесь описываются. Следующий текст из Тайттирия-шрути92 подтверждает вселенский масштаб семи Материнских Сил:

Пара-шакти, Высшая Сущность, разделяется на семь СилМатерей и в форме семи сил пронизывает всю Вселенную.

Итак, мы назвали имена Семи Матерей. Теперь перейдём к их проявлениям во Вселенной.

2. Панча-бхута (пять элементов)

Первичный источник происхождения пяти элементов – Высшее (Пара-Брахма), создаваемый силой Брахми, вторичный – Ишвара и Ишвари, производимые Махешвари. Акаша93 (эфир, пространство) – проявление Каумари, вайю 94 (воздух, ветер) – Вайшнави, агни 95 (огонь), апа 96 (вода) и притхви 97 (земля) – Варахи, Индрани и Чамунды соответственно. Аналогично, в человеческом теле есть Высшее, Ишвара и пять элементов.

3. Шесть чакр или лотосов

Пяти элементам в человеческом теле соответствуют шесть чакр и сушумна-нади 98 в спинном мозгу. Лотос сахасрары – обитель Ишвары и Ишвари, пребывающих в блаженном состоянии кала 99 (состояние чистой энергии). Вишуддха-чакра является центром акаши (элемента пространства), анахата – вайю (элемента воздуха), манипура – агни (элемента огня), свадхиштхана – апа (элемента воды), муладхара – притхви (элемента земли). Сущность шестёрки чакр проявляется также во всей Вселенной. Не следует думать, что чакры и сушумнанади – часть грубого физического тела. Упанишада авторитетно заявляет:

Все чакры и сушумна-нади существуют в форме энергии в тонком теле.

4. Области действия Семи Материнских Сил

Брахми – высшая сила и пронизывает всё в бесконечном пространстве. В человеческом теле месту этой высшей силы соответствует сахасрара, расположенная в головном мозгу.

Отсюда Брахми распространяется повсюду до муладхарачакры включительно. Она всё пронизывает и управляет всеми чакрами.

Махешвари тоже является частью высшей силы. Она разворачивается из высшей силы, когда та распространяется до муладхары и возвращается в аджню и здесь задерживается.

Область действия Махешвари распространяется на все чакры, начиная с аджни, т. е. на все чакры, кроме сахасрары.

Каумари тоже представляет собой высшую силу. Это та часть высшей силы, которая распространилась из сахасрары на все чакры, включая муладхару, повернула обратно и дошла до вишуддха-чакры. Её юрисдикция простирается от вишуддхи, где она имеет свой центр, на все нижележащие чакры, но не захватывает находящихся выше – сахасрары и аджни.

Вайшнави – всё та же высшая сила – та её часть, которая развернулась из сахасрары до муладхары и отхлынула в обратном направлении до анахата-чакры. Её область – от анахаты до муладхары включительно, чакры же выше анахаты ей не подчиняется.

Высшей силой является и Варахи. Это часть высшей силы, распространившейся на все чакры из сахасрары, и затем поднявшейся обратно до манипуры. Аналогично остальным Материнским Силам, Варахи-шакти управляет манипурой и всем, что находится ниже, но не имеет власти над областью выше своего обиталища.

Индрани тоже представляет собой не что иное, как высшую силу. Выйдя из тысячелепесткового лотоса, она распространилась на все ниже расположенные чакры, а обратно дошла лишь до свадхиштхана-чакры. Соответственно, она действует в области двух нижних чакр – свадхиштханы и муладхары.

Наконец, Чамунда есть также часть исходной высшей силы.

Это та высшая сила, которая, распространившись из сахасрары до муладхара-чакры, там и остановилась, не поднимаясь обратно. В её юрисдикции находится одна лишь эта чакра.

Действие каждой из Сил-Матерей, кроме Брахми, ограничено определённой областью для возможности существования Вселенной и живых существ. Только при последнем растворении все семь сил движутся вверх, возвращаясь к Высшему.

Поскольку все семь Материнских Сил действуют только в самой нижней чакре – муладхаре, Шри Чамундешвари100 – это вират-сварупа 101.

5. Семь миров

Бхуху, бхуваха, суваха, махаха, джанаха, тапаха, сатьям102 – семь вьяхрити в Ведах 103. Бхуху соответствует элементу земли, бхуваха – элементу воды, суваха – элементу огня, махаха – элементу воздуха, джанаха – элементу эфира (акаша), тапаха – кала104 (энергии), сатьям – Высшему.

Бху-лока – это мир земли, Бхувар-лока – мир воды, Сварлока – мир тепла, Махар-лока – мир воздуха, Джана-лока – мир эфира, обитель дэвов (богов), Тапо-лока – мир кала (энергии), обитель Ишвары и Ишвари. Сатья-лока представляет собой бесконечное пространство Высшего.

У Бхуху пять лиц, что символизирует наличие у Материнской Силы в форме земли пяти аспектов. Земля включает в себя все пять первоэлементов: собственно землю, воду, тепло (огонь), ветер (воздух) и пространство (эфир). Бхуваха – вода – имеет четыре лица, что означает наличие в ней четырех первоэлементов: собственно воды, огня, воздуха и эфира.

Суваха, соответствующая огню, трёхлика: собственно огонь, воздух и эфир. Махаха – элемент воздуха – имеет ещё на одно лицо меньше: собственно воздух и эфир. Наконец, Джанаха обладает всего одним лицом-аспектом: эфир является простейшим первоэлементом, составляющим остальные четыре, но состоящим лишь из себя самого. Тапаха, представляющая кала, т. е. энергию, имеет шесть лиц: аспект собственно энергии плюс аспекты пяти первоэлементов.

Сатьям, означающий Высшее, проявляет все лица всех остальных вьяхрити, включая в себя все возможные аспекты.

6. Санскритские буквы, соответствующие лепесткам семи лотосов-чакр 105 и соответствие чакр музыкальным нотам 106

Сахасрара (высший центр) имеет бесконечное число лепестков. Этому лотосу соответствует нота шаджа (Sa)107, которая представляет Высшее в традиционной индийской музыкальной гамме.

Аджна-чакра имеет два лепестка, соответствующих санскритским буквам ха и кша108. Из семи нот октавы с ней соотносится нота ришабха (Ri)109.

У вишуддха-чакры шестнадцать лепестков, находящихся в соответствии с шестнадцатью буквами: короткая a, долгая а, короткая и, долгая и, короткая у, долгая у, короткая гласная ри, долгая гласная ри, короткая гласная лри, долгая гласная лри, е, аи, о, ау, ам и ах110. Нота, соответствующая вишуддхе – гандхара (Ga)111.

Лотос анахаты имеет двенадцать лепестков, связанных с санскритскими буквами ка, кха, га, гха, нга, ча, чха, джа, джха, нья, церебральная та и церебральная тха112; ему отвечает нота мадхьяма (Ma)113.

В лотосе манипура-чакры – десять лепестков, представляющих десять букв санскритского алфавита: церебральная да, церебральная дха, церебральная на, та, тха, да, дха, на, па и пха114. Чакре соответствует нота панчама (Pa)115.

Шесть лепестков свадхиштхана-чакры соответствуют буквам ба, бха, ма, йа, ра и ла116, нота свадхиштханы – дхайвата (Dh)117.

Муладхара-чакра – с четырьмя лепестками, буквы которых – ва, ща, ша и са118. Соответствующая нота – нишада (Ni)119.

Пятьдесят букв санскритского алфавита, распределённые между шестью чакрами, отражают силу каждой из них. Человек много говорит, и говорит на разных языках. Прежде чем какой бы то ни было звук будет произнесён, присущая ему энергия генерируется в сушумна-нади. Без этой энергии никогда не смогла бы прозвучать никакая речь и никакая музыка.

Энергии, выраженные в музыкальных звуках и буквах алфавита, которые мы описали выше, присущи человеческому телу. Те же энергии существуют в макрокосме (Вселенной), где они так же распределены по шести центрам (см. диаграмму 1), как и в микрокосме (человеке). У Вселенной нет органов чувств и действия, как нет и человеческой речи, но энергии музыкальных нот и букв алфавита в шести центрах Вселенной имеются. Эти энергии суть проявления Пара-шакти или семи Сил-Матерей, аналогично соответствующим энергиям в шести чакрах человека. Все эти энергии содержатся в слоге ом, происходят из него при творении и возвращаются в него при растворении. Вселенная создаётся и разрушается музыкой и танцем божественного ом. Немой не может говорить, но алфавит энергий, выражаемых в речи, сохраняется в шести чакрах его тела и обеспечивает возможность существования этого тела. Аналогично, хотя Вселенная не говорит на человеческом языке, энергии букв в ней существуют и обеспечивают её жизнь.

7. Разложение ом-кары120, стадий творения и стадий цикла существования по четырём центрам тела

1) Ом-кара (Высшее) – центр сахасрара,

ма-кара121 – аджна-чакра,

у-кара122 – анахата-чакра,