Хотя этот толчок к поиску есть результат созидательной работы Бога внутри ученика, совершенно необходимо иметь наставника, который является внешним проявлением Божественной Воли.
Ученик
Возникновение отношений между учеником и наставником относится к среднему этапу духовного пути. Цель духовного пути состоит в том, чтобы подвергнуть личность путника преображению, трансформировать «приказывающее «я»
(ан-нафс ал-аммара) в «осуждающее «я» (аи-иафс ал-лаввама) и в конце концов в «умиротворенное «я» (аи-иафс ал-мутма'иина). Главное побуждение «приказывающего «я» состоит в том, чтобы удовлетворить животные инстинкты и желания. «Осуждающее «я» обвиняет в этом «приказывающее «я» и стремится к совершенству. «Умиротворенное «я» находит покой и обретает совершенство. На этом этапе ученик становится достойным того, чтобы присутствовать на празднестве Единения. Он находится в Божественном Присутствии, как об этом сказано в Коране: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (89:27–28).
Продвигаясь по Пути и соблюдая его правила и обычаи (адаб[4]), ученики избавляются от внутренних психологических конфликтов. Они очищаются от эгоистических качеств, и та энергия, которая ранее растрачивалась в мирских заботах, теперь используется для «полировки» сердца и ума. В конце Пути у учеников не остается личностных атрибутов, они украшены Божественными Атрибутами. Такие люди на практике осуществили изречение Пророка: «Приведи себя в гармонию с Божественной Природой».
На начальном этапе Пути ученики утверждаются в своей вере в учителя и обретают уверенность в том, что наставник способен помочь им добраться до конечной цели – достичь человеческого совершенства. На этом этапе пути учитель может решить, что искатель действовал с искренностью и преданностью и заслуживает его наставничества.
После того как учитель и ученик согласились взять на себя соответствующие роли, учитель заверяет ученика, что все его предыдущие проступки будут прощены, при условии, что с этого момента ученик не будет заниматься тем, что запрещено. С суфийской точки зрения посвящение в тарикат – это второе рождение ученика. Как сказал Иисус (Пса): «Тот, кто не рожден свыше, не войдет в Царство Небесное». Суфии полагают, что посвященный рождается дважды: сначала матерью, а затем он рождается в мире любви, преданности и единства.
Начальный этап Пути обычно занимает от семи до двенадцати лет. По словам Хафиза:
Пастух Муса достиг своей цели,Земли Обетованной,Прослужив годы под руководствомНаставника Шу 'айба.Учитель
Учитель – это совершенный человек, прошедший все этапы Пути. Недостаточно просто претендовать на звание учителя; учителем можно стать только в процессе обучения под руководством наставника, который сам достиг совершенства. Подлинный учитель принадлежит к духовной цепи наставников, восходящей к Пророку.
Существуют два способа продвижения по Пути:
1. Посредством Божественной Благодати, когда Бог завладел тем, кто предан Ему, и отобрал человека у себя самого, даруя ему Свое Присутствие. Тот, с кем это произошло, называется маджзуб, или «охваченный исступлением». Но такое случается редко.
2. Посредством ученичества, будучи странником (салик) на Пути. Эта дорога требует усилий. В Коране об этом говорится так: «А тех, которые усердствовали за Нас, – Мы поведем их по Нашим путям» (29:69).
Тот, кто достиг конца Пути лишь одним из этих двух способов, не испытав другого, только как маджзуб или только как салик, не может быть наставником. Наставник должен перейти из состояния «исступленной восторженности» (джазба) к «следованию [по Пути]» (сулук) или наоборот. Ни то, ни другое состояние, взятое само по себе, не является совершенством, а наставник должен быть совершенен.
Короче говоря, учитель должен пройти Путь и знать его, прежде чем вести по нему других.
Правила и обычаи при обучении
Настоящий ученик видит сердцем духовную красоту учителя и сразу же влюбляется в эту красоту. Влюбленность такого рода является источником благодати. Пока ученик не влюбится в божественную красоту учителя, он не сможет подчиниться его воле. Поистине, ученик – это тот, кто подчинил себя воле учителя, а вовсе не тот, кто остался учеником своей собственной воли.
О сердце, если ты желаешь,Чтобы Возлюбленный возрадовался,Делай и говори то, что желает Он.Если Он тебе велит:«Плачь кровавыми слезами»,То не спрашивай «почему?»И если он приказывает:«Отдай душу свою»,Не вопрошай о причине.Таким образом, первый шаг после того, как ученик избрал учителя и поверил в него, – это следовать указаниям учителя, не спрашивая «как?» и «почему?»
На пути к жилищу Возлюбленной ЛейлыТаится много опасностей и препятствий.Если ты не безумный влюбленный, как Маджнун,Лучше не ступай и шага.Любое распоряжение наставника, даже если оно не сразу понятно ученику, должно быть выполнено. Как сказал Хафиз:
Облей молитвенный коврик вином,Если этого требует Наставник Священного Огня.Иллюстрацией этого же положения может служить кораническая история о Моисее и Хызре. В этой истории Моисей (Муса) спрашивает у Хызра (наставника Пути) позволения стать его учеником, на что следует ответ: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай ни о чем, пока я не возобновлю об этом напоминания» (18:69(70).
Ученику никогда не следует оспаривать действия учителя. Именно об этом было сказано: «Любовь – не что иное, как нравственность», к чему можно добавить:«…и Путь – это соблюдение этических принципов».
Обучение на пути
Процесс развития ученика разделяется на два этапа. Первоначально ученик избавляется от своих внутренних психологических конфликтов и уменьшает контроль со стороны своего нафса (мирское «я») – до тех пор, пока не обретет психологическую гармонию, состояние равновесия и душевного покоя. На втором этапе ученик проходит через процесс духовного озарения посредством Божественных Атрибутов и Божественной Природы.
С точки зрения современной психотерапии можно сказать, что на первом этапе учитель наблюдает и изучает поведение ученика. На этой стадии, как и в психотерапии, толкование снов и видений играет важную роль. Ученик сообщает о своих снах и видениях учителю, а тот, понимая их значение и важность, получает представление о внутренних конфликтах и навязчивых состояниях в психике ученика и пытается его исцелить. При этом важно, чтобы ученик воздерживался от обсуждения своих снов или видений с кем-либо, кроме учителя.
Таким образом, первый этап Пути является по существу психотерапевтическим, и его продолжительность зависит от индивидуального психологического состояния человека. Современная психотерапия фактически является лишь несовершенной имитацией суфийского метода, поскольку она лишена духовного содержания. Более того, процесс исцеления в суфизме ведет к очищению не только ума, но и сердца. Посредством эликсира любви учитель освобождает ученика от эгоцентризма и открывает ему проявленность Божественных Атрибутов.
В начале Пути ученики должны руководствоваться следующими принципами:
1. Следование исламу.
2. Воспитание доброты по отношению к Божьим созданиям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нафс – инстинктивно-животная душа. Здесь и далее понятия «эго», «самость», «мирское «я» используются в качестве синонимов слова «нафс». – Прим. перев.
2
См. коранические айаты, в которых обладатель Божественного Знания, отождествляемый с Хызром (Хидр), говорит Мусе (Моисей): «Ты не сможешь сохранить терпение со мной, и как тебе быть терпеливым в тех (вещах), смысл которых для тебя не ясен?» (18:65–66). – Прим. перев.
3
Букв. означает «притворяющийся суфием». – Прим. перев.
4
Адаб – слово, имеющее множество значений. В зависимости от контекста оно может быть переведено как «правила поведения», «этикет», «правила и обычаи, принятые в обществе» или как «правила поведения для суфиев». В этой книге адаб переводится как «правила и обычаи». – Прим. перев.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги