Вопрошающий: Я все время пытаюсь сказать ей, что она должна быть уверена в себе.
Лестер: Убеждение сильнее веры, абсолютная убежденность в Боге сделает это! Отпусти все и позволь действовать Богу. И тогда все исправляется. Но когда мы пытаемся действовать сами, возникают проблемы.
Вопрошающий: Когда мы говорим: «Отпусти все и позволь действовать Богу», – значит ли это, что нужно действовать так, как находишь нужным, или просто усесться и позволить всему происходить?
Лестер: Пусть у тебя будет чувство «позволения всему случаться». Чтобы достичь этого, мы должны отпустить привязанность к эго. Эго таково: «Я человек, Лестер, у меня есть тело, и я что-то делаю». Это неправильно. Если я являюсь истинным Я, то нет никакого Лестера, я должен убрать Лестера с пути и позволить действовать истинному Я, или Богу. Когда это будет достигнуто, ты будешь идти по жизни, ты будешь как бы проплывать сквозь мир, но в этом не будет усилия. Если есть усилие, то есть эго. Конечно, тебе придется приложить кое-какие усилия, потому что ты не начинаешь, как реализованное истинное Я. Сам видишь, когда эта девушка доходит до крайности, она отпускает – и все происходит без усилий. Это и есть отпустить все и позволить действовать Богу!
Религиозное обучение и вообще обучение подобным вещам не делает этого. Но обладание ими приводит к результату. Тот факт, что у нее есть проблемы, доказывает, что у нее нет твердой убежденности в Боге. Ибо Бог есть Все, Бог совершенен, и если Бог есть Все и Бог совершенен, все должно быть совершенно. Это не оставляет никакого места для несовершенства или неприятностей. Если ты принимаешь такое отношение, то так и будет! Итак, мы говорим о чувстве, что я не деятель, что я все отпускаю и пусть происходит то, что происходит.
Вопрошающий: Я не могу сказать, когда я являюсь эго.
Лестер: Когда нет усилий, тогда нет эго. Чем больше усилий, тем больше эго.
Вопрошающий: Когда усилия чрезмерны, все равно приходится в той или иной степени изменять путь.
Лестер: Да. Я пытаюсь дать тебе метод, чтобы понимать, эго это или нет. Чем больше усилий, тем больше эго. Однако до тех пор, пока ты не будешь полностью реализован, тебе придется прилагать усилия. Но настанут времена, когда ты вообще не будешь прилагать усилий и все будет выстраиваться для тебя идеально. Это будет означать, что ты пребываешь твоим истинным Я.
Вопрошающий: Разве подобный подход не делает человека настолько ленивым, что он не совершает никаких действий? Означает ли это, что не нужно стараться что-то делать? Вот чего я не понимаю.
Лестер: Леность – это действие, негативное действие, это акт удержания себя от движения. Сейчас ты не можешь пребывать в бездействии. Чтобы достичь бездействия, ты должен пытаться все больше и больше отпускать свое эго, ибо сейчас ты не способен сделать это полностью. Если бы ты мог, то был бы полностью реализованным. Но если ты продолжишь отпускать эго, то в конечном счете отбросишь его и будешь свидетелем, станешь не-деятелем. Имеет ли это смысл или какое-то значение для тебя? Будь не-деятелем. Позволь этому произойти. Пусть у тебя будет чувство: что бы ни происходило, это мир Божий. Так что позволь действовать Ему!
Вопрошающий: Как нам избавиться от проблем?
Лестер: В тот самый момент, когда ты говоришь: «У меня есть проблема», ты увяз и делаешь ее реальной! Ты не можешь избавиться от проблемы, потому что делаешь ее реальной. Тем самым ты ее уже получил.
Вопрошающий: Выходит, что если у нас возникает проблема и мы скажем: «Вообще нет никакой проблемы», тогда проблема исчезнет?
Лестер: Нет. Если ты скажешь: «Нет никакой проблемы», она не исчезнет, потому что ты говоришь: «Нет проблемы». Ты мысленно держишь эту проблему в уме и тем самым подпитываешь ее. Удали эту проблему из своего ума. Знай, что все идеально, и тогда проблемы точно не существует.
Вопрошающий: Ну, я именно так и думаю. Я считаю, что все действительно идеально.
Лестер: Если ты это делаешь по-настоящему, тогда все так и должно быть.
Вопрошающий: Как легко было бы, если бы мы понимали это с самого начала.
Лестер: Да. Видишь ли, жизнь – в ее естественном виде – совершенно безусильна. Если бы мы просто были нашим естественным истинным Я, то в жизни не было бы никаких усилий. Но мы пытаемся быть ограниченным эго. А это требует усилий. Когда твое естественное состояние безгранично, то для того чтобы быть ограниченным, требуется усилие. И чем больше ты стараешься быть ограниченным, тем больше усилий требуется. Но пребывание твоим неограниченным истинным Я не требует усилий. Так же как твоя подруга: когда она доходит до крайности, она все отпускает. И тогда все правильно выстраивается, причем без всяких усилий. Она старалась и старалась изо всех сил, но все становилось только хуже и хуже. Но когда она сдалась и отпустила, все решилось.
Вопрошающий: Да, но она должна была выходить из дома, чтобы искать работу, она должна была ходить к агенту, она просто не могла сесть и ждать.
Лестер: Я говорю, что все, что ей нужно было сделать, – это все отпустить и быть собой. Тогда – даже если бы она заперлась в камере – все нужное пришло бы к ней. Ты не сидишь и не ждешь, ты не перестаешь что-то делать. Просто отпусти чувство деятеля. Просто безоговорочно знай, что все совершенно, и тогда малейшая твоя мысль быстро воплотится. У Бога, истинного Я, нет ограничений. Если ты все отпустишь, то воплотится любая твоя мысль. Так происходит потому, что ты призываешь твою бесконечную силу, твое истинное Я. Ничто не может остановить это!
Вопрошающий: Но в то же время, чтобы добиться чего-то, нужно бороться.
Лестер: Нет, я говорю прямо противоположное: запри себя в камеру и навесь снаружи амбарный замок. И если ты сделаешь, как я говорю, то увидишь, что это произойдет. Это должно произойти. Ничто не может помешать, ведь призвано Всемогущество!
Вопрошающий: Для чего нужна молитва, что означает молитва?
Лестер: Молитва необходима для тех, кто в ней нуждается. Если ты знаешь то, что знаешь, то кому ты молишься? Если ты есть То, почему ты должен молиться Ему? Видишь ли, молитва допускает двойственность: «Я молюсь Богу». Поддерживай свое Единство. Однако если ты молишься, то лучше всего молить лишь об одном: о большей мудрости, чтобы избавиться от необходимости молить и просить о чем-то. Все зависит от состояния понимания. Большинству людей в мире сегодня надо молиться. Но молитва допускает двойственность – Бог там, вовне. Мы же должны знать, что Бог внутри. Несмотря на то что Иисус сказал: «Царство Божие внутри нас», мы все еще ищем Бога снаружи. Но Его там нет, Он только внутри. Он оказывается нашим собственным Бытием. Слово «Я», к которому ничего не добавлено, – это разыскиваемый нами Бог. Когда ты говоришь: «Я есть что-то», – это не Бог. Или: «Есть я и что-то» – это тоже не Бог. Но только чистое Я, единственное Я – это Бог. Вот почему говорят, что Бог ближе нашей собственной плоти, и это наше Я. Как близко Бог к Я? Он ближе, чем собственная плоть, это и есть Бог, твое неотъемлемое истинное Я!
Вопрошающий: Это очень хорошее чувство.
Лестер: Да, потому что оно напоминает тебе о том, что ты знаешь на уровне подсознания: что ты есть истинное Я. Просто держись за слово «я», только «я, я, я, я» – и тебе станет веселее. Просто попробуй это, когда ты один. Просто «я, я, я», а не «я есть тело, я есть ум», а «я, я, я». Это и есть чувство бытия. Я думаю, что слово, которое описывает Бога больше, чем любое другое, – это слово «Бытие». Бог – это Всебытийность. Мы, когда смотрим в себя, – это Всебытийность, притворяющаяся, что мы Его крошечная часть, ограниченный телесный ум. Но посмотрев внутрь себя, ты увидишь, что ты – Всебытийность. Бытие – это Бог! Бытие – это также Осознавание, Сознание. Это одно и то же. Позднее ты увидишь идентичность Бытия, Осознавания и Сознания.
Так что будь самим собой – и никогда не будет проблем. Видеть проблему в мире – это попытка быть ограниченным эго-телом-умом. Если ты думаешь, что у тебя есть проблемы, то так оно и есть. Если ты просто примешь, что Бог – это вселенская величина, что Бог совершенен, что Он – это все, что есть, и посмотришь на Совершенство, то это есть все, с чем ты когда-либо встречался!
Вопрошающий: Тогда мы должны стереть слово «проблема».
Лестер: Да. Нужно стереть слова «проблема», «не могу», «не надо», «не буду», в общем, все отрицательные слова. В будущем, когда человек будет находиться в состоянии гармонии, все эти слова исчезнут.
Вопрошающий: По мере продвижения по пути очень многое начинает казаться гораздо более поверхностным. Я не знаю, что это: прогресс или я становлюсь безразличным к миру вокруг меня.
Лестер: Быть безразличным, в смысле непривязанным, – это тоже прогресс.
Вопрошающий: Мне действительно наплевать на политику и на все эти вещи, которые когда-то казались такими важными. Это плохо?
Лестер: Как это ощущается?
Вопрошающий: Я анализировал это чувство. И я увидел, что все эти люди думают, будто то, что они делают, очень важно. Возможно, я не прав в том, что я не чувствую себя таким же образом.
Лестер: Нет, ты прав. Чем дальше ты идешь, тем больше видишь Совершенство и, следовательно, тем меньше ты видишь проблем. Чем больше человек видит проблем, тем ниже его уровень. То, о чем ты говоришь, – это проблемы. Люди, которые их видят, хотят, чтобы ты был таким же, как они. И они скажут, что ты не прав. Это такая штука, относительно которой ты должен быть начеку. По мере того как ты растешь, те, кто находятся на другом уровне, будут пытаться затащить тебя туда, где находятся они сами. Пусть они думают, что ты не прав. Ты-то знаешь, что прав! Не спорь с ними. Это бесполезно.
Вопрошающий: Я считаю, что из-за того, что я так чувствую, люди пытаются заставить меня считать себя эгоистом. Я не знаю, правда ли это. Вот почему я хотел бы это обсудить.
Лестер: Это так. Если ты думаешь не так, как они, они называют тебя эгоистом. Просто проверь это. Именно так и происходит, именно так они и думают. Когда ты не думаешь так, как думают они, они считают тебя эгоистом. Нет, тут дело не в том, насколько ты распознаешь проблему, показывающую бескорыстие. Дело в том, насколько ты видишь, что проблемы нет и помогаешь другим увидеть это. Вот что раскрывает бескорыстие. Таким образом, ты предлагаешь помощь, и ты очень конструктивен и бескорыстен.
Вопрошающий: Просто делать все с желанием помочь. Это и есть любовь.
Лестер: Да, просто чувствуй любовь, тебе не обязательно что-то делать. Люби – и твои мысли будут позитивны. Мысль намного сильнее действия. Это и основа действия, и его результаты. Мысль – это инициатор действия, предшествующий действию и определяющий его. Реализованное Бытие, сидящее в одиночестве где-то в пещере, приносит миру больше пользы, чем организация действий. Оно помогает всем, его помощь подсознательно принимается всеми.
Теперь мы вернулись к тому, о чем говорили раньше: низшее состояние – это бездействие; срединное состояние – это действие; высшее состояние – это бездействие. Низшее состояние исходит из апатии и инертности. Оно разрушительно. Оно хочет все просто остановить, на самом деле – даже уничтожить. Высшее состояние позволяет всему быть таким, как есть, потому что все совершенно. Человек в таком состоянии умственно и с большой силой проецирует это всем и каждому. Среднее состояние – это состояние действия, которое перемещает тебя снизу вверх к высшему состоянию равновесия. Итак, когда ты поднимаешься, те, кто не продвинулся так далеко, как ты, будут пытаться стащить тебя вниз, туда, где находятся они сами.
Вопрошающий: Получается, что это своего рода испытательный полигон, тест, чтобы увидеть, насколько все это беспокоит человека.
Лестер: Да. Это проверяет твою убежденность. Если ты пойдешь за такими людьми, то чего стоит твоя убежденность? Если ты идешь за ними, то больше склонен доверять их образу жизни.
Вопрошающий: И это проще, я знаю.
Лестер: Нет, не проще. Попробуй сам. Если ты думаешь, что это проще, попробуй идти по их пути – и ты будешь страдать больше, будешь страдать так же, как они.
Вопрошающий: Иногда я думаю, что быть одним из толпы легче.
Лестер: Потребность эго в одобрении делает так, что это кажется более легким. Но ты обнаруживаешь, что дела обстоят иначе. Ты же был одним из толпы, не так ли? Ты был таким же, как они. Это непросто. Нет, правильный путь проще. Разве ты этого не видишь? Правильный путь состоит в том, чтобы отпустить все и позволить действовать Богу. А затем все выстраивается идеальным образом и без усилий. Но когда я должен что-то делать, то это не Бог, это я, эго, желающее действовать, что-то изменять, исправлять этот мир и так далее.
Вопрошающий: Будет ли мантра (или что-то подобное) полезна как напоминание, когда возникают такие ситуации?
Лестер: Аффирмации всегда хороши. Мантра – это аффирмация, повторяющаяся снова и снова. Делай все, что поможет тебе делать то, что ты считаешь нужным, и быть тем, кем, как ты считаешь, ты должен быть.
Вопрошающий: Это то, чего я не знаю.
Лестер: Искать, кто ты и что ты, знать свое истинное Я – это самое лучшее, что можно делать и чем можно быть. Бывают такие моменты, когда ты все отпускаешь и чувствуешь себя своим истинным Я. Как это ощущается?
Вопрошающий: Чудесно! Мог ли бы я иметь это ощущение постоянно?
Лестер: Да, конечно, оставайся таким же, вот и все. Будь тем, что ты есть! Ты – бесконечный, всезнающий и всемогущий, прямо здесь и сейчас. Будь Тем! Перестань быть ограниченным, несчастным, маленьким эго.
Вопрошающий: Пожалуй, у меня та же проблема, что и у него: я думал, что становлюсь равнодушным.
Лестер: Да, ты становишься равнодушным к негативному. И что в этом плохого? Что такое политика? Это механизм насилия и контроля. Нужна ли политика в обществе, где все любят всех? Если ты хочешь помочь миру, то помоги себе расти, и этим ты сделаешь гораздо больше, чем мог бы сделать, занимаясь политикой. Чем больше ты способен любить, тем большую помощь ты оказываешь миру. Парламенты не могут исправить мир, а достаточное количество способных к любви людей – может. Президент Соединенных Штатов обязательно должен представлять общую сумму сознания, общую сумму мышления всех граждан Соединенных Штатов. Принцип Божественного закона заменяется законом, созданным человеком. Сознание и мышление определяют все. Внешний мир – это лишь наше коллективное сознание. Если нам не нравится то, что происходит с нами в этом мире, то все, что нам нужно сделать, – это изменить свое сознание, и внешний мир изменится для нас!
Вопрошающий: Но разве такого рода вещи не требуют каждый раз большого мужества? Иногда у меня не хватает духа делать то, что я хочу.
Лестер: Хорошо, почему у тебя не хватает духа?
Вопрошающий: Я не знаю.
Лестер: Эго. Ты хочешь одобрения с их стороны. Ты хочешь их одобрения. Ты хочешь идти по тому пути, которого они от тебя требуют.
Вопрошающий: Дело не в том, что я хочу их одобрения; я не хочу их не-одобрения.
Лестер: А разве это не одно и то же?
Вопрошающий: Я помню, что вы сказали в прошлый раз: когда проблема решена, она больше не возникает. И это правда. Но тогда появляются новые. Когда ты решил что-то в своем уме и знаешь, что сделал очередной шаг вверх по лестнице, эта проблема не появляется вновь. И это очень помогает. Но и после этого всегда есть новые проблемы.
Лестер: В этом мире проблемам нет конца. Ты идешь вперед и по мере того, как ты решаешь проблемы, у тебя появляется все больше и больше новых. До тех пор, пока ты осознаешь проблемы, они существуют. Только когда ты находишь реального Себя, проблемы исчезают!
Вот что мы делаем. Мы суем руку в огонь и говорим: «Ой, горячо, моя рука горит. Боже, у меня проблема». Вот и все. Когда ты видишь, что делаешь это, то останавливаешься. Если у тебя есть проблема, ты суешь в нее руку и кричишь: «Больно!» При этом ты ведешь себя так, будто не засовывал руку в проблему. Ты ведешь себя так, будто ты этого не делаешь. Но ты делаешь это. Проблема в твоем сознании. Она в твоих мыслях. Измени свой ум, измени свое сознание – и тут же окажется, что проблемы больше нет. Попробуй – и ты увидишь, что это так.
Вопрошающий: В прошлом году, когда мы были все вместе, мы были на более высоком уровне и у нас было меньше проблем.
Лестер: Это и есть главная причина, по которой нужно заниматься в группе. Тебе напоминают о направлении движения. Ты находишься с людьми, стремящимися двигаться в том же направлении, что и ты. И вы вместе идете в направлении, противоположном тому, в котором движется мир. Так что находись в правильном обществе как можно больше. А когда ты один, перестань быть тем, кем не являешься. Перестань быть ограниченными телом и умом, просто будь тем, кто ты есть: бесконечным, абсолютно свободным, великим и восхитительным Бытием, целостным и завершенным.
Как увидеть эго? Каждый раз, когда происходит реагирование на кого-то или на что-то, – эта реакция мотивирована эго. Чтобы увидеть мотивацию эго, посмотри внутрь. И когда ты ее увидишь, отпусти. Всякий раз, когда мотивация эго бывает замечена, эго ослабляется. Видеть мотивацию эго означает чувствовать ее, а не только понимать интеллектуально. Чем большую боль причиняет реагирование, тем больше мы вовлекаемся в хитрое эго.
Эта беседа была записана в Нью-Йорке 14 сентября 1964 г.
Беседа 3
Духовный рост
Рекомендовано приведенные ниже афоризмы прорабатывать по одному за раз. Прежде чем переходить к следующему, старайся понять прочитанный афоризм.
* * *Твоя цель на пути – это отпустить эго. То, что остается, – это твое истинное Я.
* * *Рост возможен только вследствие устранения эго.
* * *Эго базируется на чувстве: «Я – индивидуум, отдельный от Всего». В высшей степени – это нарциссизм.
* * *Рост означает превосхождение самого себя, своего привычного «я», которое есть не что иное, как эго.
* * *Рост – это эго, выбирающееся из своих страданий.
* * *Пойми, что всякая радость – это в той или иной степени не что иное, как твое истинное Я.
* * *Нет никакого счастья, кроме счастья переживания своего истинного Я. Когда ты видишь это, твой путь становится очень прямым. Ты перестаешь гоняться за радугой и идешь за счастьем туда, где, как ты знаешь, оно есть: прямо внутри тебя.
* * *Ты есть все, что ты ищешь. Очень глупо говорить, что ты этим не являешься. Такова часть загадки: все, что каждый с таким напряжением ищет, он имеет, причем намного больше.
* * *«То» – это ты, когда произносишь: «Я», оно бесконечно. Это нечто величайшее! Вот бесконечный Ты, ищущий свое истинное Я, которым являешься!
* * *Когда кто-то говорит, что он не мастер, он лжет.
* * *Усилие должно быть направлено на правильное отождествление. Отождестви себя со своим истинным Я!
* * *Духовное продвижение определяется тем, насколько ты отождествляешь себя со своим подлинным Я.
* * *Эго очень хитрое. Оно часто уводит нас с этого пути. Иногда на короткое время, иногда надолго. Но если мы уже стали на этот путь, то обычно всегда к нему возвращаемся. Так что нужно быть осторожным с нашей хитрой эго-частью. Она на самом деле может увести нас в сторону. Независимо от того, как далеко мы продвинулись на этом пути, эго всегда остается коварным спутником, который может сбить нас с пути. Порою даже на всю жизнь.
* * *Это то, чего мы должны остерегаться. Эго-чувство цепляется за жизнь изо всех сил и заявляет: «Я – Бог». Оно останавливает наше развитие, при этом прекрасно себя чувствует, говоря: «Я есть То». Таким образом оно саботирует дальнейший рост.
* * *Когда ты узнаешь противоположность эго, то сможешь его отпустить. Попрактиковавшись некоторое время, это несложно делать, и после того как ты отпустишь достаточно эго, ты легко и естественно чувствуешь покой и радость твоего истинного Я.
* * *На самом деле это путь все большего и большего принятия твоего естественного состояния бесконечности.
Ты отпускаешь все ограничения. Ты отпускаешь страдания. Но ты никогда не отказываешься от чего-то стоящего. Ты никогда не отказываешься ни от чего хорошего.
* * *На этом пути ты постоянно отпускаешь неприятности. Страдание – это главный учитель. Обычно это первое, что заставляет нас искать выход.
* * *Сначала мы становимся на этот путь, чтобы избежать страданий. Потом мы пробуем вкус истинного Я и начинаем желать Его, ибо вкус Его так сладок.
* * *На этом пути ты никогда ничего не бросаешь, ты просто набираешь все больше и больше того, что ты действительно хочешь. И так до тех пор, пока ты не будешь владеть Всем.
* * *Обрети это из-за сладости, которая есть в Нем, а не для того, чтобы избавиться от горечи, которая есть вне Его.
* * *Мы обнаруживаем, что на духовном пути никогда ничего не отбрасываем, кроме наших добровольных оков и страданий.
* * *Если ты слабо держишься за путь, значит ты сильно держишься за мир чувств.
* * *Ты не можешь, потому что думаешь, что не можешь.
* * *Только мысль «я не могу этого сделать» не дает тебе делать это.
* * *Те, кто не могут, на самом деле не хотят.
* * *Твой рост зависит только от тебя.
* * *Это произойдет настолько быстро, насколько быстро ты сам сможешь это сделать.
* * *Единственный, кто может изменить тебя, – это ты сам!
* * *Попытки и одно лишь желание не сделают этого. Тебе придется сделать это самому!
* * *Благие намерения не могут заменить правильных действий.
* * *Чтобы измениться быстрее, ожидай этого!
* * *У тебя должно быть огромное желание измениться, потому что из-за силы привычки ты жаждешь мира так же, как тонущий человек воздуха. Чтобы компенсировать это, тебе нужно стремиться познать свое истинное Я так же сильно, как тонущий человек хочет воздуха.
* * *Твой успех определяется твоим желанием. Если ты разочаровался, значит, ты был не слишком заинтересован.
* * *Твой единственный настоящий друг – это ты. Твой единственный настоящий враг – это ты. Ты враг себе в той степени, в которой ограничиваешь свое истинное Я. Ты друг себе в той степени, в которой снимаешь с себя ограничения.
* * *То, что ты с собой делаешь, – это только твои собственные действия, только ты можешь отменить их. Ты это сделал, и ты же должен это отменить.
* * *Весь путь – это путь «сделай-это-сам».
* * *Делай то, что тебе доступно. Делай все, что можешь.
* * *Каждое переживание должно благословлять тебя, а не причинять боль. Если ты придерживаешься этого принципа, то пойдешь выше!
* * *Каждое место и каждая жизненная ситуация предоставляют возможность для роста.
* * *Лучшее место для роста – именно там, где ты находишься. Лучшее время – прямо сейчас.
* * *Будь благодарен за возможность расти.
* * *Самые большие испытания происходят дома, с твоими ближайшими родственниками. Поэтому дом – это отличное место для роста.
* * *Большого духовного роста можно достичь, практикуя настоящую бескорыстную любовь к твоему супругу и семье.
* * *Когда люди говорят что-то, направленное против тебя, это хорошая возможность расти. Это дает возможность практиковать настоящую любовь. Это дает возможность практиковать настоящий покой. То, что из их ртов доносятся звуки, вовсе не причина для того, чтобы это причиняло тебе беспокойство. Противостояние – это совсем неплохо. Оно вызывает рост и укрепляет его.
* * *Надо помнить, что нашим учителем может быть каждый. Если мы реагируем на похвалы или комплименты, то это развивает эго. Если нас приводит в уныние критика, то это тоже эго. Когда мы являемся нашим истинным Я, мы не реагируем.