Фантазия мальчишек не давала им скучать в дни каникул. Они делали плотины из снега, и, когда воды набиралось много, она переливалась через край, размывала сооружение и большой волной неслась дальше под всеобщий восторг детворы.
Любили они и подшучивать друг над другом, устраивая водяную ловушку. В снегу выкапывали ямку с полметра глубиной, заливали её водой, присыпали снегом и ждали, кто первым попадётся. Однажды так поступил и Дима. Сделал ловушку недалеко от дома, на тропинке, ждал-ждал, кто в неё попадётся, да ушёл, так и не дождавшись.
На следующий день он побежал к друзьям пускать кораблики по ручьям, забыв про свою ловушку, и угодил ногой в эту ямку – в сапог налилась холодная вода, аж дух перехватило! Дима побежал домой сушить обувь. Когда мама узнала, что с ним случилось, она долго смеялась, а потом сказала: «Есть такая поговорка: не рой яму другому, сам в неё попадёшь!».
Мамины слова навсегда врезались в память, и с тех пор Дима никогда так не делал и другим не советовал.
Старьевщик
Мишка после обеда, набегавшись с друзьями на улице, захотел перекусить, но не борща, а чего-нибудь сладкого. Забежал в дом, отрезал от буханки ломоть хлеба, посыпал сахаром, а чтобы не рассыпался, смочил его водой. Он всегда так делал, это было самое любимое и доступное ему лакомство, как и для многих других его друзей. С удовольствием уплетая хлеб за обе щеки, Мишка вышел из дома. Завернув за угол террасы, он столкнулся с куда-то бежавшим Юркой. С трудом оба устояли на ногах, а Миша от неожиданности чуть не прикусил язык и не выронил кусок сладкой краюхи хлеба.
– Ты куда так торопишься? – спросил он друга.
– Там, это, старьёвщик приехал, бегу старые тряпки собирать! – едва переводя дух, ответил Юрка.
Когда Мишка был маленьким, он очень боялся старьёвщика, потому что он был похож на «Посёлома», которым его пугала бабушка, когда он баловался или не хотел спать. Она рассказывала, что он небритый, с длинными волосами, в старой фуфайке и ездит на телеге по сёлам и деревням. С собой он всегда возит большие мешки и в них сажает непослушных детишек. Старьёвщик уж очень подходил под это описание и потому внушал Мишке страх и ужас. Даже мешки в его телеге казались зловещими. Когда старьёвщик приезжал в деревню, Мишка всегда прятался под кроватью или под столом. Когда подрос, то перестал его бояться и даже с нетерпением, как все дети их села, ждал очередного его приезда.
Старьёвщик складывал в мешки различные небольшие вещи, которые ему отдавали сельчане, а крупные вещи клал прямо в телегу.
По всему было видно, что и ему, и его лошадке эта работа казалась скучной. Он монотонным голосом кричал: «Старьё берём! Хлам берём!» Лошадка неторопливо шла, кивая головой и ни на что не обращая внимания.
А в деревне его приезд производил настоящий переполох! Все торопились успеть, пока он не проедет мимо, вынести припасённый хлам и обменять его на что-то редкостное, что не купишь в магазине.
Старьёвщик возил с собой заветный деревянный сундук, обитый железом, на котором висел большой замок. В этом сундуке было много всяких игрушек и других интересных вещей!
Быстро дожевав остатки хлеба, Мишка бросился собирать старые ненужные вещи. Тут самое главное было не взять что-то нужное, иначе родители так накажут, что мало не покажется. Собрав немного старых тряпок, Миша побежал к соседнему дому, где остановился старьёвщик. К нему уже выстроилась небольшая очередь из девчонок и мальчишек. Мишка встал в конец очереди и стал с нетерпением ждать с мыслью – только бы всё самое интересное не разобрали бы до него! Он уже знал, что в заветном сундуке были воздушные шарики с пищалкой, которые, когда надуешь и отпустишь, с писком улетали вверх. К сожалению, они цеплялись за деревья, застревали в них и лопались, накалываясь на острые ветки. Их он брать не хотел, как и свистульку, сделанную из глины. Она у него развалилась в руках через непродолжительное время. Были ещё шарики на резинке. Если один конец резинки одеть на ладонь и бросить шарик вниз, то резинка натянется и вернёт шарик назад в ладошку. Ему нравилась эта игрушка, но она тоже быстро портилась – обрывалась резинка или разбивался шарик, упав на землю. Это Михаилу тоже не подходило. Его больше всего интересовали леска, крючки, поплавок и грузик для рыбалки. Он давно хотел сделать удочку и ловить рыбу. Ещё очень хотелось взять сладкий «петушок» на палочке. Этот «петушок» был пределом мечтаний всей детворы. Когда подошла Мишкина очередь, он уже знал, что будет брать. Тряпьё, которое он выложил на край телеги, старьёвщик перетянул шпагатом и взвесил безменом. Записал что-то в тетрадь и озвучил, что можно взять. Мише вполне хватало на леску, крючки, поплавок и грузик, но на «петушок» на палочке не хватало и было очень обидно!
Он решил взять леску, набор из пяти крючков в маленьком пакетике и заветный сладкий «петушок» на палочке. «Поплавок сделаю сам из деревяшки, а за грузик сойдёт и небольшой болтик или гаечка», – решил парнишка.
Сделав выгодный обмен, Мишка отошёл от старьёвщика. Он положил моток лески и пакетик с крючками в карман, снял с конфеты плёнку, стал её осторожно облизывать, преодолевая сильное желание съесть её всю сразу. Ребята и девчонки, которые ещё не заполучили «петушка», смотрели на Мишку с завистью, сглатывая слюну. Леденец таял очень быстро, мальчик ещё не дошёл до дома, а от него осталась только палочка. Мишка несколько раз облизал палочку и с большим сожалением её выбросил.
Придя домой, он принялся мастерить удочку. Удилище он изготовил заранее из прута орешника, срезав ветку длиной полтора метра, которую очистил от коры и немного подсушил. К удилищу Мишка привязал леску, к концу которой прикрепил крючок «морским узлом» – так он называл его. Поплавок он сделал из лозинки, которая росла за домом, а за грузик сошла маленькая гаечка. Её он привязал сантиметра на три выше крючка. Осмотрел Мишка ещё раз свою удочку и смотал леску на удилище.
Вечером он планировал идти на рыбалку и потому тщательно готовился. Накопал червей в жирном перегное на огороде и сложил их в стеклянную баночку. Мишка считал себя опытным рыболовом и знал, чтобы наживка – червяки были живыми и свежими, а банку надо накрыть крышкой, предварительно проковыряв в ней дырки гвоздём.
Наступил вечер, солнышко медленно, устало опускалось к горизонту, и Мишка, прихватив ведёрко для своего улова, пошёл на речку. На берегу уже сидели и ловили рыбу ребята. Он расположился рядом с Олегом, жившим через два дома от него. Зачерпнул из речки воды ведром и поставил рядом с ведром Олега. В ведре Олега уже плескались полтора десятка пескарей. Миша размотал удочку, достал из банки червяка, насадил на крючок и забросил снасть в речку. Но вместо удачной рыбалки к нему пришло огорчение – поплавок не плавал на воде, а просто утонул. «Наверное, грузик привязал тяжёлый!» – огорчённо произнёс Мишка.
Сидевший рядом Олег был рыболовом уже с опытом, да и постарше Михаила. Присмотревшись, он сразу понял, почему тонет поплавок.
– Просто ты его сделал из сырого дерева, потому он и тонет, – с улыбкой сказал Олег. Он взял лежащую рядом сухую ветку, перочинным ножичком выстругал новый поплавок и привязал вместо старого.
Поблагодарив своего друга за помощь, Михаил забросил удочку в речку, с тревогой ожидая, что поплавок снова утонет. Но всё было в порядке!
Через несколько минут он поймал первого пескаря. Мишка наловил десятка три рыбёшек и счастливый, с чувством полного удовлетворения, с благодарностью вспоминая старьёвщика, у которого приобрёл всё необходимое для рыбалки, понёс улов домой. Дома мама похвалила сына, почистила и пожарила рыбу. Миша с большим удовольствием ужинал пойманными своими руками пескарями. Они ему казались такими вкусными и необыкновенными, что он этот вкус запомнил на всю жизнь, как и вкус сладкого «петушка» на палочке! Эти маленькие радости детства порой помнятся всю жизнь, как самые счастливые моменты жизни!
Ягодная лощина
Мама управилась с утра со своими домашними делами по дому и хозяйству и стала будить сладко спавшего своего сынишку. Гена никак не хотел вставать. Хотелось ещё немного подремать, понежиться в кровати, но, когда мама сказала, что собирается сегодня идти по ягоды в Ягодную лощину, парнишка мгновенно вскочил с кровати, оделся, умылся и сел за стол. Заботливая мама уже напекла вкусных блинов, смазала их маслом и посыпала сахаром – всё, как любит её сынишка! Запил вкусным парным молоком и стал собираться за ягодами. Он взял свой любимый бидончик с крышкой, а мама прихватила подойник, и они отправились за луговой ягодой.
Ягоды росли на заливных лугах, по склонам оврагов, где-то пологих, а где-то очень крутых. Овраг тянулся далеко вдоль села, и чтобы дойти до Ягодной лощины, надо было спуститься и подняться по крутым склонам, затем по гребню оврага пройти три километра – и долгий путь вознаграждался! В этом местечке, которое называлось Ягодная лощина, два пологих склона образовывали небольшую впадину. Вокруг лощины росли молодые дубки и колючие кустарники, как бы защищая место от непрошеных гостей. Но сельчане давно разведали это место, и когда наступала ягодная пора, они шли сюда, чтобы запастись на зиму сладким и вкусным вареньем из луговых ягод. В те годы никто в огороде не сажал крупную садовую клубнику, о ней даже не знали, и потому собирать полевые и лесные ягоды ходили целыми семьями.
Когда добрались до места, Геннадий выбрал, как ему казалось, самое ягодное место. Он сел в траву, поставил рядом с собой бидон и хотел уже собирать ягоды, но, посмотрев вокруг, уже не мог отвести взгляда от открывшейся ему красоты лощины! Вокруг благоухали цветы и травы, с цветка на цветок летали пчёлки, собирая чудный нектар, вокруг порхали разноцветные бабочки. Внимание любознательного мальчика привлекли стрекозы. Они замирали в воздухе, работая своими крылышками так, что их практически было не видно, но на солнышке их зеркально-прозрачные крылья отражали лучи и переливались разноцветной радугой! Стрекозы зависали в воздухе на одном месте, затем почему-то резко, как будто испугавшись чего-то, срывались с места и исчезали. В разных концах лощины стрекотали кузнечики. Когда Гена раздвинул ягодные листики, то оттуда выпрыгнул зелёный кузнечик и сел на большой листок прямо перед мальчиком. Гена внимательно стал рассматривать кузнечика. Его передние ножки были короткие, на голове длинные усики, а задние ноги были большими и сильными. Он ими отталкивался от земли и далеко прыгал. Поймать его было не просто. Вдруг над головой Гены послышалось успокаивающее, убаюкивающее пение небольшой птички, это был жаворонок. Он летал высоко в небе, в ослепляющих лучах солнца и самозабвенно пел песню любви к природе!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги