Книга Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров - читать онлайн бесплатно, автор Кирилл Лищер. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров
Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров

Дни в Походе шли за днями.

Можно много чего рассказать сейчас о том, что произошло в этом Походе с нашим Чайником. Но лучше мы это сделаем потом постепенно и в разных местах дальнейшего повествования.

Самое важное сказать о том, что же с Чайником произошло в целом!

Наш Чайник возмужал и всё реже и реже его косяки вызывали усмешки друзей.

Просто потому, что этих самых косяков становилось всё меньше и меньше.

Так наш Чайник постепенно начал превращаться из несколько испуганного и смущённого Чайника в уверенного в себе и умудрённого опытом Туриста.

И, кстати говоря, этот процесс (в смысле превращение из Чайника в Туриста) занимает у разных Людей разное время. У кого-то один Поход, у кого-то целый сезон, у кого-то не один год. Ну, а кто-то так и остаётся Чайником навсегда…

И это совсем не плохо!

Ведь мы же уже говорили о том, что все Люди разные!

Сказка про Туриста

Хорошие туристы

дома не валяются

Автор неизвестен

А что же становится с Чайником, когда он становится Туристом. Не только же название меняется…

Ну стал он более знающим, наработал кое-какой опыт, оброс каким-то снаряжением…

А какие в нём-то самом произошли изменения.

Дело в том, что Туристы – они бывают разные. Даже очень-очень разные…

***

Мы уже говорили, что Приключения и Путешествия нужны Людям с разными целями…

Давайте попробуем разобраться.

Первый вид Туристов – это Любители спокойного отдыха. Им бы просто отдохнуть от повседневной суеты, поменьше народу вокруг, побольше солнышка, песочка… Пляжа одним словом…

Этот вид туризма ещё называют курортным.

Второй вид – Любители удовольствий. Эти товарищи очень любят разнообразные удовольствия. Любые, какие только можно представить.

Следом идут Любители активного отдыха, они представляют собой как раз классического Туриста, для которого самое главное – природа и активный способ перемещения.

Похожие на предыдущих Любители спортивного отдыха, тоже классическая иллюстрация представления о Туристе. Но тут самое главное – спорт. То есть достижение чего-то. Мест, статусов, медалей, грамот.

Очередные представители семейства Туристов – это Отдыхающие с целью познания и изучения. Представители городского и экскурсионного Туризма. Обожают копить знания и эмоции, путешествуя по самым разным уголкам нашей планеты.

Ну и наконец Любители приключений. Любители рисковать и лезть туда, куда вряд ли кто-то в здравом уме и твёрдой памяти полезет. Неисследованные пещеры, непокорённые горы, непройденные реки – их ареал обитания.

Конечно все эти группы довольно условны и, скорее, так можно разделить их только во время очередного Похода, Экспедиции или экскурсионной поездки.

***

Но есть и ещё одна классификация туристов…

Она, вроде как, юмористическая, но несёт в себе очень много того, что полностью соответствует реальному положению вещей.

Итак:

Вояка. Камуфлирован от макушки до пят. Имеет кучу армейских (или околоармейских) гаджетов и прибамбасов. Часто склонен к поеданию странной еды, которую поймал или собрал в процессе Похода… Часто является Выживальцем (об этом позже).

Физкультурник. Вне зависимости от своего возраста постоянно пытается проверить на что способен. Присутствует маниакальное желание записывать подробности маршрута. Ходит только в категорийные Походы (это которые имеют проверенную и утверждённую сложность от первой (самой простой) до шестой (самой, соответственно, сложной)) ибо это круто. Да и Походы, по сути, нужны ему только для самоутверждения. Обычно обвешан самым модным и дорогостоящим снаряжением.

Фотограф-маньяк. Понятно, что фотографирует всё, везде и непрерывно. Постоянно отстаёт и задерживает группу из-за поисков ракурсов. Зато, если такой есть в группе, то всегда будут (возможно, даже приличные) фотографии из Похода.

Пляжник (он же Матрасник). Поход для него—это возможность поваляться на матрасе (на край – на пенке) у костра или мангали и порассказывать занимательные истории о своих прошлых (причём сложнейших) Походах. Как ни странно, обычно обладает очень продвинутой снарягой, которой не пользуется, причём часто потому, что не очень-то и умеет…

Блондинка. Обычно сама не очень понимает, как оказалась в Походе. Ну, например, потому, что её никто не предупредил до конца, что это будет. Рюкзак обычно не носит, потому что разложила его содержимое по чужим рюкзакам. Ну, если только помаду себе оставляет.

Первопроходец. Обычно взрослый мужик, которые постоянно лезет куда-то. Но не куда покруче, а туда, где интереснее. Причём изучает досконально, описывает и запечатлевает подробнейшим образом. Чаще всего по профессии геолог, биолог или картограф. Кстати очень полезен тем, кто потом окажется в этом районе.

Чайник. О нём мы уже говорили, но если кратко, то:

Ходит в Походы за приключениями, встречами с природой или потому, что туда ходят значимые для него Люди. Часто упорно и досконально готовит снаряжение (поэтому туда может попасть пробковый шлем или топор/пила/нож/ложка в одном флаконе). К сожалению, часто теряет интерес уже в начале или в первой половине маршрута. Там же, кстати, раскидывает по кустам и товарищам наиболее странные предметы из своего снаряжения. После первого Похода клятвенно божится туда больше не ходить, но потом, обычно, становится, со временем конечно, настоящим Туристом.

Опытный (он же Корифей). Чаще всего руководитель или зам руководителя группы. Безусловно, далеко не мальчик. Может ходить ещё со снаряжением, которое старше большинства членов группу. Причём часть этого снаряжения обычно самодельная. Порвёт на маршруте любого Физкультурника, а про Чайника, да и любого новичка. вообще, и говорить нечего. Часто незаменимые атрибуты борода и свитер. Причём не зависимо от времени года, климата и температуры.

Альпинист. Это просто самый-самый крутой Физкультурник из тех, которых вы знаете. Фирменная снаряга, аргументировано крутейшие маршруты и, к сожалению, часто неоправданно задранный нос. Но про нос – это, теперь уже к счастью, не про всех.

***

Есть, кстати, ещё одна характеристика, которая поможет отличить профессионального туриста от любителя…

Это вес его снаряжения.

Причём не только рюкзака, но и всего того, что на нём навешано/накручено.

Для пешего туризма эти характеристики составят для профессионала меньше 10 килограмм, для опытного Туриста – примерно 15 килограмм, для достаточно опытного новичка где-то до 15 кило, а вот у Чайника вес может быть неограничен…

Я сталкивался с 14 летним товарищем, который в 4-дневный поход пытался упереть 53 кило… Вы же помните про пробковый шлем?

И, кстати… Не допёр… И сам и не дали мудрые Люди!

***

Вот такие они, Туристы, разные.

И вот такие они бродят по свету, собирают впечатления и потом, не все, правда, делятся ими с другими Людьми.

Сказка про Ориентиры и Ориентирование

Почему журавли всегда летят клином и один всегда впереди остальных?

—У него карта

Народное творчество

На компасе север один, да вот дороги к нему разные.

Людмила Щерблюк

Какие же разные бывают Ориентиры!

Мы сейчас не про те, которые называются Жизненными, а про те, которые помогают определиться в пространстве – где ты, куда тебе деваться, да и стоит ли куда-то деваться.

На самом деле разбираться в этих самых ориентирах очень важно. Просто потому, что нужно представлять, на что и как можно опираться при попытках найти дорогу в пространстве, а на что не стоит.

***

Что такое, вообще, Ориентирование?

Это такое умение, которое помогает понять, где ты находишься и куда тебе нужно двигаться дальше. Чаще всего это делают с помощью Карты и Компаса. Но иногда и с помощью каких-то Ориентиров, которые мы встречаем в своём Путешествии.

Само собой, чаще всего, мы используем все эти способы одновременно в различных комбинациях.

Кто бы чего не говорил, но умение Ориентироваться в пространстве – одно из самых важных!

И не столь важно, умеете вы ориентироваться по Карте, по Компасу, по небесным светилам, просто по тому, что видите вокруг себя (конечно, в идеале, освоить все эти способы)…

Безусловно, любой из этих навыков поможет вам в выборе дальнейшего пути движения.

Кроме того этот навык и, тем более, сам процесс Ориентирования, очень занимательный, интересный и познавательный процесс.

Найти то место, где вы находитесь на Карте, определить направление на стороны горизонта с помощью солнца, луны, звёзд или просто деревьев, камней и ручьёв – это действительно очень интересно. А ведь и Карту нужно как-то сориентировать…

***

Но, чтобы Ориентироваться, нужно обязательно понимать, как, с помощью чего это делать… Вообще понимать—что же такое эти самые Ориентиры.

А Ориентиры, о какой бы области нашей жизнедеятельности мы не говорили, бывают очень и очень разные.

В принципе любой высокий или просто хорошо заметный издалека объект может быть замечательным Ориентиром. Будь то вершина горы, отдельный высокий столб или башня, колокольня или ветряная мельница.

Одна из причин сооружения указателей на высоких столбах именно в том, чтобы их было видно издалека.

Бывают ориентиры точечные, линейные и площадные.

И самая главная путаница заключается в том, что нужно разбираться в них всех и уметь видеть и определять их в пространстве.

Короче говоря, чёрт ногу сломит, если не сможет разобраться во всех премудростях определения своего местоположения.

И потеряется…

***

И вот сами Ориентиры всегда были не согласны с тем, что они все равнозначны по важности. Каждый из них доказывал, что именно он больше всех помогает найти себя в пространстве Человеку.

Точечные (это те, которые на картах выглядят как точки) доказывали, что именно они помогают найти себя в пространстве.

То есть, оказавшись у такого ориентира (будь то высокое дерево, одинокий дом, колодец), если, конечно, он указан на карте или существует в памяти Человека, сразу понятно, где точно ты находишься.

На это очень аргументировано им возражали Площадные (на Карте они выглядят как пятна или области одного цвета или вида) доказывали, что, учитывая их глобальность, определив себя, согласно такого Ориентира, сразу ясно, где ты находишься.

И нечего Точечным выпячивать свою индивидуальность. Их ещё попробуй найти посреди леса где-нибудь!

Действительно, трудно оказавшись на поле, возле озера или посреди площади в городе, не понять, что ты на большом объекте и сразу попытаться найти его на Карте.

Правда часто возникали затруднения, если ты оказался последи леса или заросшего парка… Тут без других ориентиров было не обойтись.

А вот Линейные Ориентиры (это которые выглядят как линия на Карте – дороги/тропочки, реки/ручьи, берега озёр, прудов и морей, опушки лесов, садов, парков) спорили очень вдумчиво. Вроде как они и не возражали по поводу важности Точечных и Площадных. Но аргументированно утверждали, что граница каждого Площадного Ориентира – это линия, а значит Линейный Ориентир. И значит, что Площадных без Линейных просто не бывает. А Точечным указывали на то, что знать, где находишься – это не то же самое, что знать куда идти.

На всю эту сумятицу с усмешкой смотрели сверху Небесные Светила, которые, вроде как были Точечными Ориентирами, но служили Путешественникам, в первую очередь, как раз для определения направлений.

***

А чего было спорить?

Путник, который хотел куда-то попасть, старался использовать все знакомые ему Ориентиры.

Светила Небесные для определения времени и направлений.

Опушки леса, берега рек и озёр, дороги – для того, чтобы понять куда идти.

Поля, леса, озёра – чтобы знать где, в каких местах находишься и где искать направление пути дальнейшего.

Колодцы, вершины горные, замки-крепости одинокие – чтобы понять где же ты сейчас, точно, находишься.

Да и сами Люди скоро сообразили, что можно самим Ориентиры приспосабливать, чтобы сразу несколько функций они выполняли.

Так и появились камни с надписями, да стрелки-указатели. Тут тебе и Точечный Ориентир и указатель направления сразу.

Сказка про Компас

Место для корабля без компаса –

дно моря.

Фетхуллах Гюлен

Как часто мы слышим: Зачем, вообще, нужна эта коробочка? К чему её таскают с собой?

Согласитесь, что довольно редко. Всем же известно, что Компас—это то, что поможет не потеряться в незнакомом месте.

И как же ошибаются большинство из тех, кто так думает и упорно кладёт себе в карман этот прибор, толком не представляя, как его использовать…

Большинство из нас, кроме непробиваемых оптимистов и самоуверенных товарищей, прекрасно понимает, что для пользования незнакомым прибором нужно хотя бы приблизительно представлять, как он работает и какой алгоритм его использования.

Но с Компасом, почему-то, совсем другая история получается.

Большинство Людей знают, что стрелка Компаса указывает на направление Север-Юг и считают, что этого вполне достаточно.

Но, как выясняется, совсем не достаточно…

Каждый второй школьник скажет вам, что, чтобы не заблудится, когда собираешь грибы или идёшь в лес просто на прогулку, необходимо взять с собой компас.

Но что же происходит дальше?

***

Представьте себе, что вы оказались в незнакомом лесу, где-то в его середине. Ну не знаете вы, куда дальше идти. Вот гуляли, гуляли и догулялись. Так, понимаете, получилось…

Но вдруг, о счастье, вы вспоминаете, что в кармане (или в рюкзаке) у вас лежит пресловутый компас.

Или даже не лежит, но вы были любознательным ребёнком и знаете, как можно сделать компас самостоятельно. И у вас даже есть для этого с собой скрепка или булавка и на шее шерстяной шарф…

И вот у вас на ладони уже лежит этот самый вожделенный предмет.

И вы, о радость, даже умеете с ним обращаться. То есть поместить в правильном месте (а не возле массивной металлической пряжки ремня), и можете сориентировать его…

***

Кстати, на моей памяти была ситуация, когда во время краеведческих соревнований одна из команд нашла идеально ровную площадку для компаса при съёмке азимутов. Площадка была размером чуть больше компаса, на уровне груди – просто мечта… Если бы не одно, но…

Это была стальная вершинка одного из металлических столбиков ограждения пешеходного мостика.

Съёмка, как бы, не удалась…

***

Итак, вы определились с использованием компаса, вы определили стороны горизонта и…

А что же дальше?

Дело в том, что, если вы не знаете, в каком направлении вам нужно идти, то и знания направлений на стороны горизонта вам не поможет. То есть, так или иначе, вы должны представлять, как выглядит местность на карте или в реальности.

Зная направления на Север, вы же не попрётесь сразу туда, просто потому, что вы теперь знаете это направление.

Компас окажет вам помощь только в том, чтобы не отклониться от намеченного маршрута. То есть не уклониться от Азимута движения.

Но для этого тоже необходимо знать, как этот самый Азимут измеряется…

Вот такая штука.

***

Кстати, те, кто более ленив, часто используют Электронный Компас.

Само собой, считать его показания несколько проще, углы Азимутов он показывает тебе сам – ничего вычислять и искать не надо.

Создан он был, безусловно, не для лентяев, а для тех, кому, по роду деятельности, необходимо вычислять эти данные часто и много. Просто, чтобы сэкономить время.

Но, как и обычным Магнитным Компасом, им, всё равно, нужно уметь пользоваться.

Как сказано выше, просто знать направления на стороны горизонта, ещё недостаточно.

Да и, как у любого электронного прибора, со временем у него, так сказать, садятся батарейки.

Вот такая вот загогулина…

***

А ещё есть, пожалуй, самый частый и популярный вопрос про этот прибор: как, всё же, правильно Ко̀мпас и Компа̀с.

По мне это достаточно просто: это разные приборы.

У одного подвижная стрелка, а у другого весь лимб (та часть, которая с делениями), а стрелки, вообще, нет. Только лимб у Компа̀са называется картушка и двигается она не в одной плоскости, а во всех.

Именно поэтому Компа̀сы используются, в первую очередь, на флоте и в авиации (до того, конечно, как появились Электронные Ко̀мпасы).

Собственно, вот и вся разница. Принцип один, но приборы, всё же, разные.

Сказка про Карту

До чего люди любят карты и планы! А почему?

Да потому, что там, на картах и планах,

можно потрогать север, юг, восток и запад рукой.

Рэй Брэдбери, из книги «Машина до Килиманджаро»

Как не потеряться в пространстве?

Как понять где, вообще, находишься?

Но самый важный из вопросов про Ориентирование в пространстве с помощью Карты и Компаса, на самом деле. – как этой бумагой и этой коробочкой пользоваться. Да-да, именно на этом и погорают обычно новички.

По сути, Карта – это одно из самых основных средств Ориентирования.

Да, она в умелых руках является надёжным помощником не только в поисках своего пути, но и в его предварительном изучении и планировании. Именно с её помощью можно и узнать где вы находитесь, и спланировать свой маршрут, а потом и следовать ему.

Размеры Карт, конечно, могут быть самыми разными, но вряд ли кому-то захочется создавать Карту в формате один к одному… Хотя… Позже мы поговорим о Чертежах…

И опять мы с вами начнём с классификации… Куда же без неё.

Карты можно разделить на несколько разных видов.

***

Самой-самой основной среди всех Карт является, пожалуй, Физическая Карта. Просто потому, что она передаёт то, как выглядит поверхность земли, но на более маленьком пространстве. Да-да, мы про тот самый его величество Масштаб!

Масштаб – это то, сколько реального пространства влезает на пространство Карты. Чем больше влезло, тем мельче Масштаб. Чем меньше – тем Масштаб крупнее.

Ну, а те Карты, которые ни туда, ни сюда, ни мелкомасштабные, ни крупномасштабные – называются среднемасштабными.

Кроме рельефа на Физической Карте изображают водные источники, населённые пункты, дороги…

***

Именно на основе Физической Карты создаются Карты Общегеографические – имеющие разный Масштаб, более мелкий, средний или более крупный, и Тематические – Политические, Геологические, Гидрологические, Почвенные, Карты Автомобилистов и многие другие.

***

И начинается наше путешествие по обилию Карт с Топографической Карты.

Это та же Физическая Карта, но с более крупным Масштабом и, соответственно, более подробным изображением рельефа местности.

Умея читать Топографическую Карту можно очень точно спланировать свой путь, предусмотреть множество препятствий, которые придётся преодолевать в намеченном пути…

Само-собой чем крупнее был Масштаб, тем подробнее, как мы уже говорили, была Карта.

***

А эта Карта была, можно сказать, лицом пространства. Ну, то есть на её поверхности были нанесены все объекты, которые существовали на местности, изображённой на ней.

Это потому, что Карта, о которой идёт речь, была крупномасштабной. На каждом её кусочке помещалось, вроде, совсем немного реального пространства.

Но зато там можно было найти самые маленькие ямки и пенёчки, которые были на местности.

Карта была очень горда. Ведь она была не только подробной, но и очень востребованной.

Ведь только она могла привести Туриста, который держал её в руках, к цели его путешествия.

Он мог находить самые малюсенькие ориентиры на местности и, соответственно, от них мог ориентироваться в пространстве и не терять свой путь, куда бы он там не направлялся…

А Турист был не простой. Он был в беговом трико, с малюсеньким рюкзаком, но зато на его поясе висела бухта верёвки, какие-то железяки, а на голове была каска…

Он был не совсем Турист. Он был Спортсмен-ориентировщик. И карта, соответственно, называлась Картой Ориентировщика.

Не всякий сможет пользоваться такой картой.

Вроде и передаёт она то же пространство, которое Топографическая Карта, просто ещё подробнее. Но нет! Тут были другие способы отображения информации, поэтому с непривычки и возникают проблемы…

Если на Топографической Карте, например, растительность, обозначалась зелёным цветом разной интенсивности в зависимости от густоты и высоты этой самой растительности, то на Карте Ориентировщика поляна была жёлтой, а растительность была зелёной, но одного оттенка. А проходимость зарослей определялась густотой штриховки.

Но зато на каждом сантиметре этой Карты можно было найти то, что в реальности занимало всего на всего от 50 до 200 метров.

Топографическая-то Карта могла предложить, в самом лучшем случае, 500 метров. А чаще гораздо больше.

И обычные Туристы пользуются Картами-Километровками, а чаще вообще Двухкилометровками.

Так что точнее Карты Ориентировщика вы не найдёте.

Но и в большой поход её не взять – изображено-то подробно, но уж больно маленький участок реальности влезает на каждый лист.

Придётся тащить с собой целый том Картографических Листов.

***

Отдельно располагается Карта Автолюбителя.

Просто потому, что подробно тут изображено только то, до чего можно добраться на автомобиле.

Скажем так – Карта узкоспециальной направленности.

Но зато всё, что есть вдоль дорог здесь отмечено максимально подробно.

Тут тебе и где поесть, и где чего-нибудь купить.

Ну и где чего отремонтировать при необходимости, конечно.

***

В целом все Карты, так или иначе, просто необходимы в различных профессиях и занятиях Людей. И, вроде как, этого было бы достаточно…

Но Путешественникам и Картографам было мало Карт и Компаса.

Они ещё придумали всякие Планы, Кроки, Схемы, Легенды.

И вот тут путаница началась ещё большая.

Учиться же надо пользоваться всем этим…

***

Давайте поподробнее.

Что такое План Местности?

Что-то у него есть от Карты Ориентировщика. Это крупномасштабное изображение какого-то пространства, но он не показывает рельефа.

Зато на нём есть условные знаки, которые определяют направления.

Всё, что есть на Плане, изображается в виде сверху. Обязательно есть все названия того, что изображено.

Но при этом отмечаются только крупные, и их форма и очертания точно передаются в Масштабе.

Естественно, что и территория на Плане помещается довольно небольшая.

А ещё на Плане указывают высоту отмеченных объектов.

Для Походов делают Топографические Планы, которые привязывают к Карте. Для этого даже проводится Топографическая Съёмка.

А для того, чтобы ориентироваться в каких-то помещениях или на пространствах делают Контурные Планы, которые нет надобности привязывать к географическим координатам.

А зачем же эти самые Планы придумали-то?

Понятно, что в первую очередь они нужны, чтобы Ориентироваться в пространстве.

Но, кроме того, Планы создают для того, чтобы сделать в помещениях какие-то коммуникации, определить правильную конфигурацию какого-то участка земли (ну и строений на нём), спланировать строительство на этом (или каком-то другом) участке… И много где ещё.

***

Но есть ещё Кроки – это когда зарисовывают какую-то территорию на глаз, с помощью Глазомерной Съёмки. И отображают на этой зарисовке только самые-самые необходимые объекты.

Очень часто Кроки делают, имея пред глазами Карту.

Собственно, на Кроках размещаются только Ориентиры, которые необходимы при движении по Маршруту, для которого Кроки, собственно, и составляются.

То, что не помещается на изображение или не может быть изображено рисунком, но нуждается в пояснениях, пишется текстом на полях или на обратной стороне Кроков. Этот текст называется Легенда Маршрута (но об этом позже).

Обычно при составлении Кроки на лист переносят основную нитку будущего Маршрута, а потом «наращивают» на неё необходимые Ориентиры и информацию.

Что стараются обязательно поместить на Кроки? Естественно то, что крайне необходимо при движении по Маршруту.

Это всяческие переправы, будь то броды, мосты или какие-нибудь паромы, те места, куда лучше не соваться, Ориентиры, которые помогут не сбиться с пути.

Иногда Кроки дополняют прямо во время движения по Маршруту.

Чаще всего это делают тогда, когда изначальные Кроки чем-то не совпадают с реалиями Маршрута.

Само собой, Кроки – это чисто практическая штука, которая необходима на конкретном Маршруте.

И, кстати, не все Туристы смогут пользоваться чужими Кроки. И не только из-за почерка, но из-за того, что каждый из нас видит Мир по-разному…