? Заинтересовать ребенка процессом самовоспитания при помощи игры.
? Научить ребенка спокойно, свободно и корректно высказывать свое мнение и пожелания в адрес партнера (родителя, друга, подруги, учителя и т.д.).
? Сформировать позитивное мышление и мотивацию к учебе, полезному труду, занятиям спортом и к другим полезным видам деятельности.
? Сформировать, основанную на знаниях и личном примере родителей, психологическую устойчивость к вредному влиянию социального окружения, предупредить формирование вредных привычек к алкоголю, табаку и другим наркотикам.
? Сформировать опыт самостоятельного принятия решений, уверенности в себе и чувства ответственности за принимаемые решения. Развитие способности к адаптации в любой ситуации, умения подчиняться обшей (или главной) цели, работать в команде и в одиночку, способности руководить и подчиняться, когда этого требует ситуация.
Алгоритм развития игры.
1 этап: постановка проблемы. Например: «Наш ребёнок несамостоятельный».
2 этап: формирование у ребенка мотивации к самовоспитанию при помощи игры.
3 этап: поиск жителей внутреннего мира (своей «империи»), список.
4 этап: определение места жительства «граждан империи». Символика и название государства.
5 этап: оформление документов (у каждого «человечка» должен быть документ!), распределение обязанностей.
6 этап: поиск путей взаимодействия с «гражданами» и механизмы контроля над их деятельностью.
7 этап: поиск и осуществление принципов взаимодействия и установления деловых и личных контактов с «жителями» соседний «империй» (отца, мамы, брата, сестры, друга, учителя, тренера и т.д.), хозяйские (семейные) советы, сотрудничество и т.д.
8 этап: выход на самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание через формирование привычки к осознанному поведению.
А теперь слово автору игры, Александру.
Глава 2
Здравствуйте! Это снова я!
Сейчас мы вместе с тобой, уважаемый читатель, пройдемся по каждому этапу игры, где я подробно и популярно, безо всяких психологических, профессиональных терминов расскажу тебе, как надо действовать.
1 этап.
Прежде чем начать работать с детьми (с ребенком), возьмите ручку и тетрадь и определите для себя
1. С какой целью вы взялись за эту книгу, для чего изучаете эту игру?
Пример. Моя цель: Я хочу добиться взаимопонимания со своими детьми.
А для чего вам это надо? Найдёте ответ на этот вопрос, это и есть ваша основная цель.
2. Что является для вас, на данном этапе, проблемой, и если проблема не одна, расставьте их по степени важности и срочности решения, а ниже напишите, что даст вам и вашему ребенку решение данной проблемы при помощи игры.
? Мой ребенок (сын, дочь, имя) агрессивен, не отличается сдержанностью и доброжелательностью.
? Мы сами (родители) не всегда в общении с детьми и между собой бываем спокойными и доброжелательными, часто требуем беспрекословного подчинения (чего ребёнок, по-своему, требует от нас).
Значит, участвуя в этой игре, мы сами должны избавиться от вредных привычек к злости, раздражительности, несдержанности и научить этому своего ребенка (сына, дочь, имя). И если мы этого добьемся, он (она) станет спокойнее и доброжелательнее, а это поможет ему (ей) избавиться от трудностей в общении с людьми и сделает нашу совместную жизнь более спокойной и счастливой.
То есть посмотрите шире: не только на поведение ребенка, но и на свое собственное, найдите причину проблемы и работайте над причиной, заведомо зная, чего вы ждете, в конце концов.
Для чего это нужно? А для того, чтобы знать, добились ли вы того, чего хотели, у вас должна быть, как мы уже знаем, четко прописанная цель.
Только после того, как вы написали свою цель «чёрным по белому», она стала «ясно видимой» для вашего сознания.
2 этап.
Выбрав подходящий момент, задайте ребенку вопрос, хочет ли он, чтобы мама с папой некогда не ругались, и чтобы в семье установились мир и любовь? Только разговор начинайте не сразу с подобного вопроса, чуть издалека.
Пример: сидя в спокойной и доброжелательной обстановке (позаботьтесь, создайте ее) скажите: «Как мне сейчас хорошо! А вам? (выслушайте ответы). Вот бы всегда так! А что нам мешает жить спокойно без криков и ссор?».
Ну, а так как вы заранее договорились со своим супругом (супругой) поддержать этот разговор, он может ответить:
? Было бы здорово, конечно, если бы мы перестали ссориться, я этого тоже очень хочу. Ребята, а кто из вас не хочет жить дружно?
Таких, как привило, не находится – все хотят жить дружно.
? А что заставляет нас ссориться?
Дети, если их двое или больше, обычно начинают спор: «Это все из-за Вовки, это он…». «А сама-то ты лучше что ли, все время…».
? Тихо, тихо… А мы с мамой разве не так же себя ведем, когда нам что-то не нравится?
? Значит, вы с папой тоже иногда плохо себя ведете? – вопрос к маме. -
? Да, случается. А значит ли это, что мы – плохие? Вы за это перестаете нас любить?
? Нет, вы хорошие, и мы вас любим.
? Ну, а вы разве плохие? Кто из вас считает себя плохим? – задает вопрос отец.
? Я, – может ответить кто-то из детей.
? А почему ты считаешь, что ты плохой? – спросит мама.
? Потому что я все делаю не так.
? Но ведь хочешь-то ты сделать, как лучше?
? Да, но у меня не получается, и меня за это ругают.
? Но ведь это не значит, что мы тебя не любим, и что ты плохой! Просто тебе еще надо учиться поступать правильно, и делать все так, как надо, – может объяснить кто-то из родственников. В беседе все должны принимать участие.
? А вы знаете, – может таинственным голосом сказать папа, – что у нас внутри живет множество разных человечков?