Книга Руническое искусство. Путеводитель по использованию рун в заклинаниях, ритуалах и гадании - читать онлайн бесплатно, автор Диана Л. Паксон. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Руническое искусство. Путеводитель по использованию рун в заклинаниях, ритуалах и гадании
Руническое искусство. Путеводитель по использованию рун в заклинаниях, ритуалах и гадании
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Руническое искусство. Путеводитель по использованию рун в заклинаниях, ритуалах и гадании

Как и многие, я начала знакомство с рунами с чтения специальной литературы. Вначале я очень увлеклась новыми знаниями, а позже поняла, что существует много уровней, на которых они могут быть использованы. Каждая руна помогала по-новому взглянуть на человеческую психику в целом и на германскую культуру в частности. Однажды я провела целое лето, медитируя на руны одну за другой, но они всё равно ускользали от меня… Осенью 1987 года во время медитации мне явился Один. И тотчас пришло понимание: я должна приступить к изучению германской религии, и начаться оно должно именно с рун.

Исходя из принципа «лучший способ научиться чему-то – начать учить этому других», я спросила своих друзей, не хотят ли они ко мне присоединиться. И мне невероятно повезло: на мой зов откликнулись талантливые, увлеченные люди, в том числе несколько поэтов и студент-аспирант, занимавшийся скандинавистикой. Их вдохновляющий пример поддерживал меня в минуты, когда моя собственная энергия начинала иссякать, а мои практические знания невероятно обогатились благодаря их участию. Как я и надеялась, руны открыли нам доступ к богатейшему миру скандинавской культуры. Каждое занятие, которое я провела с тех пор, лишь углубляло эти познания.

Несмотря на то что групповые занятия приносят огромную пользу, практика показала, что индивидуальная работа не менее важна. Поэтому я напоминаю: хотя материалы в этой книге включают инструкции по созданию учебной группы, большинство упражнений вы можете проделывать самостоятельно.

Как использовать эту книгу

Данная книга не претендует на то, чтобы стать единственно верным, истинным и неповторимым сборником знаний о рунах. Это учебное пособие, объединяющее материалы из многих источников. В каждой главе первой части вы найдёте описание названия, начертания, произношения и значения двух рун (общее руководство по произношению приведено на странице 613). Наше понимание значений рун в первую очередь основывается на их названиях, на англосаксонской рунической поэме (которая включает в себя все руны Старшего футарка и несколько дополнительных рун), а также на исландских и норвежских рунических поэмах, в которых используются только руны Младшего футарка.

Таким образом, некоторые руны имеют три разные версии, в то время как другие – только одну. Но даже если руна встречается только в англосаксонской поэме, понятия, которые она в себе несёт, могут отыскаться и в Эддах, и в сагах, и в любых исторических текстах. Если мне удавалось найти соответствующие фрагменты, я включала их в описания. Поскольку рунология – дисциплина развивающаяся, я обобщила способы, с помощью которых некоторые из современных ключевых авторов интерпретируют и используют руны, а также предложила свои собственные.

Понимание рун требует знания культурного и духовного контекста, в котором они развивались и использовались. Поэтому в каждой главе имеется раздел «Изучение и опыт», в котором я рассматриваю связанные с каждой парой рун мифы, истории и обычаи. В этом разделе вы также найдёте советы по проведению упражнений и ритуалов, которые помогут вам усвоить значения рун.

Во второй части книги собраны методики проведения групповых ритуалов. Конечно, существуют и другие способы организовать учебный процесс. Например, можно изучать по одной руне за раз или по-другому их комбинировать (такой метод, кстати, может быть полезен для тех, кто прорабатывает руны во второй или третий раз). Вы увидите, что в каж-дой новой паре руны будут раскрывать значения друг друга по-новому – совсем как в гадании, когда общий смысл меняется в зависимости от расположения каждой руны.

Эту книгу можно использовать по-разному. Если вы занимаетесь самостоятельно, то можете изучать каждую руну в удобном для вас темпе, читая, медитируя и практикуя столько, сколько сочтете нужным. Тем не менее будет замечательно, если вы отыщете единомышленников, с которыми сможете встречаться хотя бы раз в месяц для обсуждения результатов своего обучения и проведения групповых ритуалов, описанных во второй части книги. По собственному опыту знаю, что совместные занятия очень мотивируют.

Вы можете приступить к практическим занятиям сразу или подождать, пока не ознакомитесь со всем футарком. Я настоятельно рекомендую делать как можно больше упражнений и проводить как можно больше ритуалов, поскольку простое чтение даёт лишь теоретические знания. Чтобы ваша руническая практика возымела максимальный эффект, она должна исходить из самого сердца.

Источники

В нашей книге фрагменты из «Старшей Эдды» приведены в переводе А. И. Корсуна. Также вы можете ознакомиться с переводом С. А. Свиридовой, публиковавшейся под псевдонимом С. Свириденко. «Младшая Эдда» приводится в переводе О. А. Смирницкой.

Самой популярной англоязычной версией «Старшей Эдды» является перевод Ли Холландера, а «Младшей Эдды» – Энтони Фолкеса. Переводы на английский язык норвежских и исландских рунических поэм были взяты из книги 1887 года «Древнеанглийские рунические поэмы» Маурин Хэлсол. Однако стоит сказать, что я адаптировала их на современный английский. За исключением перечисленного выше, все песни, стихи и заклинания в этой книге написаны мной.

Часть первая

Руны

Глава 1

Руническое искусство: самостоятельное и групповое изучение

Первое собрание учебной группы или ваш первый самостоятельный урок должны быть посвящены организационным моментам.

Один из возможных сценариев первой встречи может быть таким:

• Представление. Каждый участник кратко рассказывает о себе и о причинах, побудивших его изучать руны.

• Определите, какие ресурсы для изучения вам доступны сейчас и какие дополнительные материалы нужно приобрести.

• Организационные моменты: время и место проведения занятия и т. д.

• Краткое изложение истории рун.

• Обсудите, как будет выглядеть ваша самостоятельная работа между встречами.

• Групповой ритуал: медитация «Руническое искусство».

• Празднование и заземление.

Представление

Если вы решили работать индивидуально, просто напишите на листке бумаги о том, как вы понимаете руны сейчас и какие ставите перед собой цели. Советую сравнить это описание с вашими ощущениями в конце курса – это очень интересно. На групповом занятии каждому участнику должна быть предоставлена возможность в нескольких словах изложить, что он надеется получить от занятий.

Ресурсы

Прежде всего нужно выяснить, какие ресурсы для изучения доступны на данный момент и какие книги (или любые другие дополнительные материалы) вам нужно приобрести. У каждого в группе непременно должен быть свой экземпляр этой книги. В конце книги вы найдёте библиографию, включающую дополнительные материалы, которые могут быть интересны и полезны. Возможно, у кого-то есть не упомянутые мной книги по рунологии – не стесняйтесь ими поделиться. Групповые занятия хороши тем, что каждый участник может приобрести ту или иную книгу и поделиться почерпнутой из неё информацией. Тем, кто решил серьёзно изучать германскую культуру, я рекомендую приобрести книгу Хильды Эллис-Дэвидсон «Боги и мифы Северной Европы» (переиздана под названием «Боги и мифы эпохи викингов», на русский язык не переводилась) и, конечно, «Старшую и Младшую Эдды». У каждого также должен быть блокнот, в котором можно делать заметки, хранить раздаточный материал, записывать результаты индивидуальной работы и т. д.

Организация работы

Ответьте на следующие вопросы:

• В каком порядке вы будете изучать руны?

• Когда будут проходить собрания учебной группы, как долго они будут длиться?

• Что вы будете делать во время занятий? (Обсуждать пройденный материал, проводить ритуалы и т. д.)

• Кто будет вести занятия? Будет ли это один и тот же человек, или каждый раз будет новый докладчик?

• Хотите ли вы как-то по-особенному одеваться на занятия?

Расписание

Мои группы сочли наиболее удобным начинать изучение рун с начала футарка и брать по две руны за раз. Наши встречи проходят раз в месяц, и, таким образом, мы охватываем весь материал курса, включая вводное и заключительное занятие, за 14 месяцев. Весь последующий материал скомпонован под такой же формат, включая темы для обсуждений и тексты для групповых ритуалов. Для тех, кто работает самостоятельно, я также привожу упражнения и обряды, рассчитанные на одного человека.

При самостоятельном изучении вы можете работать в удобном для вас темпе, однако работа с группой, даже очень маленькой, способствует сохранению концентрации и мотивации. Прорабатывая материал самостоятельно, вы можете уделить заинтересовавшему вас моменту столько времени, сколько захотите. С другой стороны, необходимость учитывать интересы каждого ведет к более детальному разбору тем, а мнения и мысли других членов группы могут оказаться весьма полезными.

Конечно, это не единственно верный путь. Собранная в этой книге информация может использоваться в качестве руководства для медитаций и рефлексии, поэтому даже групповые ритуалы, с некоторыми поправками, можно проводить в одиночку. Также отмечу, что человек, который будет вести групповые занятия, должен проработать темы заранее. Если вы учитесь самостоятельно, то, возможно, сможете пройти курс быстрее – например, брать по одной руне в неделю. Даже простое прочтение этой книги принесёт определённую пользу.

Возможно, вы предпочтёте обсуждать на встречах по одной руне и, соответственно, проводить ритуалы, связанные только с ней. Может быть, вы возьмете в качестве руководства концентрическую диаграмму Торссона (из книги «Футарк») и будете работать по ней: от внутренней части наружу или, наоборот, от внешнего круга внутрь. Даже если вы будете выбирать пару рун наугад, в сочетании они будут прояснять значение друг друга. Так, например, вы можете начать с рун ФЕХУ и ОДАЛ и продолжить работу с другими сочетаниями, отличными от предложенных в этой книге.

Конечно, самым подходящим днём для занятий считается среда («день Одина»), но на выходных вы, несомненно, сможете уделить рунам больше времени.

Одежда

Независимо от того, занимаетесь ли вы индивидуально или в группе, одежда – важный элемент обучения, потому что она поможет вам настроиться на соответствующий северный лад. Хорошо известно, что одежда может влиять на мышление; так мы подбираем подходящий наряд для деловой встречи или надеваем удобную обувь, собираясь на пробежку. Ассоциация определённого действия с определённой формой одежды (или даже украшением) помогает скорее настроиться на нужное настроение. Если во время работы с рунами вы будете, например, надевать медную подвеску-диск с выгравированным на ней футарком, то очень скоро вы почувствуете, что сам процесс её надевания помогает вам сконцентрироваться. Члены некоторых групп идут дальше и шьют себе для занятий туники в скандинавском стиле, в то время как другие ограничиваются подвесками или ожерельями и подходящими футболками.

Те, кто умеет шить, могут заглянуть в мою книгу «Одежда германцев», где собраны описания, иллюстрации и выкройки.

История

Во время первой встречи ведущий занятия лидер группы должен кратко рассказать об истории и развитии рунической письменности. За основу можно взять раздел «Происхождение рун» из введения, добавив к нему материал из любых других источников, например из «Рун» Пейджа и «Рунического учения» Торссона. Если вы занимаетесь индивидуально, прочитайте их самостоятельно.

В конце встречи напомните всем участникам, что в следующем месяце вы будете изучать руны ФЕХУ и УРУЗ. Каждому нужно будет принести выписку со своего банковского счёта, необходимую для группового ритуала. Также всем участникам следует заранее прочитать описания этих рун и проделать как можно больше сопутствующих упражнений. Постигающие руны в одиночку при желании могут приступить к изучению следующей главы сразу после завершения ритуала, приведенного ниже.

Между собраниями

Время между групповыми встречами вы можете заполнить связанной с рунами деятельностью: чтением, устройством алтаря, изготовлением и освящением рун и многим другим. Записывайте в блокнот свои впечатления от взаимодействия с рунами.

Алтари

В качестве алтаря можно использовать обычную подвесную полку или полку в шкафу. Накройте её однотонной тканью, поставьте свечу, разложите карточки или деревянные плашки с изображёнными на них рунами. На алтарь можно поставить любой подходящий предмет: небольшой сноп колосьев, фигурку коровы для руны ФЕХУ, изображение тура для руны УРУЗ и т. д. Кроме того, будут уместны изображения богов германского пантеона, которые легко можно найти в Интернете, в книгах по мифологии, а также в либретто к опере Вагнера «Кольцо Нибелунга», которое проиллюстрировал Артур Рэкхем. Его работы можно загрузить с веб-сайта общества «Трот», www.thetroth.org.

Медитации

Руны нужно не только изучать, но и усваивать. Прежде чем приступить к медитации с рунами, вы должны научиться расслабляться и фокусировать своё внимание. Чтобы расслабиться, примите удобную позу, не требующую мышечного напряжения. Например, сядьте на удобный стул и положите руки на колени. Если вы практиковали йогу или восточные медитации, можете сесть в позу лотоса. Прежде чем принять выбранную позу, хорошенько потянитесь, чтобы расслабить мышцы.

Улучшить концентрацию помогут дыхательные упражнения. Начать можно с простого счёта вдохов-выдохов, а со временем вы сможете входить в состояние сосредоточенности с помощью определённых дыхательных техник. Для меня подходит такая схема: медленный вдох на счёт 1-2-3-4, задержать дыхание на 1–2, выдох на 1-2-3-4, пауза на 1–2.

Также вы можете попробовать систему рунической йоги, которая называется стадагальдр (stadhagaldr). Эта система, разработанная Эдредом Торссоном, базируется на теориях Куммера и Марби. Её суть состоит в том, чтобы повторить своим телом форму рун. Полное описание стадагальдра можно найти в первой книге «Футарк».

Начертание рун

Действенный способ усвоения рун – физическое начерта-ние их на собственном теле. Это хороший способ начать руническую медитацию. Вы можете просто провести по коже ногтем либо использовать для нанесения руны воду, слюну или освящённое масло (например, корицы или грушанки). Руну можно начертать на лбу, поверх «третьего глаза», на горле, на солнечном сплетении, на тыльной стороне ладоней. Ощутите форму руны на вашей коже, впитайте её в себя, сделайте её частью своей сущности.

Визуализация

Перед тем как начать изучать новую руну, нарисуйте её красными чернилами на белой карточке и повесьте в таком месте, откуда её будет видно из любой точки комнаты. Такие карточки пригодятся для некоторых упражнений по визуализации.

• Пристально посмотрите на руну, затем накройте карточку листом бумаги и подождите, пока абстрактное изображение руны не проявится на бумаге.

• Посмотрите на руну нескольких секунд, потом закройте глаза и попробуйте представить её на пустом фоне.

• Научившись удерживать образ руны достаточно долго, двигайтесь дальше. Представьте, как она пульсирует светом и меняет цвет. Практикуйте это упражнение до тех пор, пока цвет руны не будет меняться по вашему желанию.

• Удерживайте образ руны в своем сознании. Представьте, как она вначале пульсирует, а затем начинает расти, достигая размеров дверного проёма. Поначалу просто смотрите и фиксируйте, что вы видите за этой дверью. Успокойте свой разум, позвольте видениям возникать самим по себе. Не пытайтесь повлиять на их появление и не беспокойтесь о том, что вы можете увидеть «неправильные» вещи. Затем заново сожмите руну, «закрывая» дверь.

Со временем вы сможете пройти через эту дверь и исследовать лежащий за ней мир. Внимательно смотрите, куда идёте, запоминайте маршрут и отмечайте особенности местности. Вам будет спокойнее, если вы сможете шаг за шагом повторить обратный путь. Если вас что-то встревожит или напугает, снова визуализируйте руну и вернитесь через неё в своё тело. Дополнительно вы можете вообразить или начертать руну АЛЬГИЗ ᛉ между вами и тем, что вызывает беспокойство.

Интонирование

Руны – это сочетание символа и звука. Правильное произношение (интонирование) рун – первый шаг в познании словесной магии, или магии заклинаний, которая называется гальдр (galdr). Чтобы усвоить звучание руны, пропойте её. В начале ХХ в. в арманической традиции развилась техника, известная как «рунический йодлинг». Вы, скорее всего, представили сейчас картинку: некие странные люди, одетые в баварские ледерхозен, заливаются громкими трелями в горах. Несмотря на название, идея не так уж плоха, хотя я предпочитаю не крик, а звучное интонирование в стиле пения индуистских мантр. Ваше пение не обязательно должно быть громким, если только вы не занимаетесь на улице или в одиночестве. Помните: главное здесь не громкость, а глубина и сила. В индуистской традиции различают несколько уровней пения, начиная от пения вслух и заканчивая молитвой сердца, когда ментальная вибрация мантры устанавливает контакт молящегося с богом. Таким же способом можно петь руны. Я рекомендую вам послушать CD-диски Фрейи Асвинн, где она демонстрирует весь потенциал гальдра – рунической магии слов.

Чтобы спеть руну, сначала визуализируйте её, затем глубоко вдохните и выпустите из легких воздух вместе со звуком. Пойте с той громкостью и высотой, какую позволяет диапазон вашего голоса. Обычно дольше всего длятся гласные звуки, но старайтесь сохранить достаточно дыхания, чтобы закончить финальные согласные.

Вы можете обнаружить, что разные руны соответствуют разным нотам, более высоким или более низким. Вы непременно ощутите, что разные звуки будут отдаваться вибрацией в разных частях вашего тела. Вы даже сможете научиться направлять эту вибрацию, концентрируя её в тех или иных участках. Некоторые руны естественным образом соотносятся с определёнными частями тела: так, например, руна АНСУЗ связана с горлом и ртом. Этот принцип также применяется в целительстве.

Интонирование рун можно сделать частью медитации. Представьте руну, пульсирующую в такт вибрациям вашего голоса, и произносите её до тех пор, пока она не станет единственным, что вы видите и слышите. Доведите песнопение до кульминации, а затем дайте ему затихнуть.

Поглощение

Для завершения медитаций, упражнений и групповых ритуалов хорошо подходит метод, заключающийся в начертании рун на чём-либо, что можно съесть или выпить. В сагах, например, упоминается такой способ: руны выцарапывали на кусочках кости или дерева, потом перемалывали их в пыль и размешивали в жидкости. Можно нарисовать руну на листочке бумаги каким-нибудь водорастворимым и нетоксичным веществом, например соком или сиропом, и окунуть этот листочек в стакан с водой. Можно нацарапать руну на кусочке сахара или шоколада и растворить его в горячем напитке. Руну можно начертать в воздухе и спроецировать её в питье, используя энергию ладони.

Руны можно не только пить, но и есть. Фрейя Асвинн, например, рассказывала о том, как во время обучения ела кусочки печенья с начертанными на них рунами, и это дало неплохой результат. Руны можно изображать на печенье и крекерах, выкладывать их изюмом или рисовать глазурью и медом, а можно просто вылепить из теста.

Неважно, каким способом вы поглощаете руны, важно делать это с пониманием намерения и вниманием. Визуализируйте принимаемую руну и почувствуйте, как её энергия распространяется по вашему телу.

Руны своими руками

Сегодня желающие могут найти в продаже наборы рун на любой вкус: вырезанных на камешках или деревянных плашках, нарисованных на карточках и т. д. Однако я рекомендую сделать и освятить личный набор рун. Преимущество рун перед прочими гадательными инструментами заключается в том, что их очень легко изготовить: даже оказавшись где-то без своего набора, вы запросто можете обойтись кусочками картона или бумаги. Делая руны своими руками, вы вкладываете в них частицу своей энергии, и они всегда будут откликаться в случае необходимости.

Римский историк и писатель Тацит описывает ритуал, во время которого древние германцы гадали, бросая плашки из веток фруктового дерева («О происхождении германцев и местоположении Германии», 1993). Джейн Сибли (1989) утверждает, что норвежцы использовали для предсказаний деревянные палочки длиной примерно четыре дюйма с вырезанными на них рунами. Современные руны чаще всего небольшие и плоские – их удобно хранить в мешочке, легко перемешивать и раскладывать.

Самые распространённые материалы для изготовления рун – дерево и камень. Иногда встречаются металлические и глиняные руны, есть даже руны из костей или спилов рогов. Свой первый набор рун я сделала из полимерной глины, которую запекла в духовке, из-за чего на поверхности каждой руны остались мои отпечатки пальцев. Если у вас есть пила, можно распилить ветку дерева – круглые спилы послужат отличной основой для рун. Дуб, ясень, рябина, тис, бук, берёза – всё это священные деревья. Сгодятся для рун и фруктовые деревья. Когда будете отпиливать живую ветвь, не забудьте объяснить дереву, зачем она вам нужна. Попросите у него разрешения, затем обязательно поблагодарите дерево и оставьте на месте спила капельку своей слюны или крови в качестве подношения. Идеально подходит для магических целей древесина, спиленная в период растущей Луны.

Оптимальный размер деревянной заготовки – примерно 3 сантиметра в диаметре и 0,5 сантиметра толщиной. Кору можно убрать или оставить. Такие заготовки можно найти в столярных мастерских или в магазинах пиломатериалов. Обычно там продаются круглые деревянные заглушки, которыми закрывают вкрученные шурупы. Их производят из натуральной древесины твёрдых пород: бука, дуба, берёзы и т. д. Руны из камня тяжелее, но очень приятные на ощупь. Некоторые люди делают руны из камешков, которые используются в игре Го. Во время прогулки по берегу моря или реки можно набрать для рун сглаженных водой небольших плоских камней.

В Эддах упоминается о том, что руны вырезали или выжигали. Для резьбы можно использовать столярные инструменты, гравировальный инструмент, а также обычный перочинный нож. Руны можно выжечь на дереве или кости с помощью прибора для выжигания по дереву. В хозяйственном магазине можно приобрести недорогие электрические гравёры, предназначенные для нанесения серийных номеров – ими можно работать по металлу, кости или камню. Найденные в Скандинавии рунические надписи на камнях часто окрашены в красный цвет, из чего можно сделать вывод, что практика раскрашивания рун уходит корнями в седую древность. Вы тоже можете окрасить свои руны – это сделает их более заметными.

Кроме набора освящённых рун вы можете сделать жезл или посох, на который тоже можно нанести руны.

Освящение рун

Освятить руны можно несколькими способами. Красный цвет, в который окрашены руны, найденные на древних камнях, символизирует кровь – основной источник магической энергии. Народная магия наделяет магической силой любые телесные жидкости. Использование для ритуалов крови животных нецелесообразно из-за этических соображений, поэтому единственный источник, который можно свободно использовать, – наша собственная кровь. Женщины здесь имеют преимущество, поскольку лунная кровь особенно сильна. Кроме того, если уколоть палец стерильной иглой, крови хватит, чтобы окрасить одну-две руны. Можно смешать собственную слюну с красной краской – таким образом вы тоже можете установить физическую связь с рунами. Лучше всего подойдет для этой цели акриловая краска на водной основе. Можно также использовать гуашь, сухую акварель в кюветах или самодельный красящий порошок из мелко размолотых камней.

Вот один из способов освятить ваши самодельные руны. Найдите укромное место, где вас не побеспокоят, и соберите всё необходимое. Расстелите чистую белую ткань, поставьте на неё мисочку с водой и блюдце с солью, рядом положите свечу и спички. Также вам понадобятся собственно заготовки для рун, перочинный нож, краска и кисточка (или иголка) и, если руны деревянные, мебельный воск или любой другой герметик. Церемонию освящения проводят на растущую Луну, в любую среду или (для женщин) во время менструаций.

1. Очищая и благословляя помещение, обойдите его по часовой стрелке, держа в руках зажжённую свечу и приговаривая:

Легкая жизнь, яркое солнце,Священным огнём я благословляю это место!

2. Призовите Одина, давшего нам руны, и Мать-Землю (Эрду), ибо она есть источник всего, что вы сегодня будете использовать. Цель обряда состоит в том, чтобы духовная суть руны воплотилась в физическом объекте – кусочке дерева или камня.