– Снова! Три-четыре, – командует Роммель.
В каком-то ступоре выдавливаем из себя совсем протухшую «Лазанью».
– Ребята, еще две песни – и все! – раздается в колонках голос звукорежиссера.
Ага, когда он нужен, тогда его нет, а когда не нужен…
Не выходя из ступора и избегая смотреть в зал, механически штампуем «Удушье» и «Прямой эфир». Роммель вяло произносит какие-то дежурные слова в микрофон, и мы, подхватив инструменты, поднимаемся в гримерку. Там я натыкаюсь на мужика-«евангелиста» и молча возвращаю ему шнур. Их группа (все примерно такого же возраста, как и он) неторопливо спускается на сцену, и мы остаемся вчетвером, злобно переглядываясь.
– Ну и на фига ты играть бросил? – с места в карьер накидывается на Троцкого Стэн. Рискованная затея, между прочим.
– Ты больной, что ли? Кто перестал на басу втыкать?
– Ну, ясен пень, я паузу сделал! Не поймешь, в каком темпе ты гонишь!
– Какой еще темп? Я вообще никого из вас не слышал!
– Вообще-то барабанщик никого не должен слушать, – ввязывается Роммель, – а играть, ориентируясь на свое чувство ритма. Или на клик, если у него с ритмом проблемы. Но то, что вас ни фига не слышно было, – это факт.
– Еще бы, – мстительно подхватывает Стэн, – чтобы было слышно, надо настраиваться по-человечески. Но кое-кому сто раз говорили поменять единственный убитый шнур, а толку?
– Чья бы корова мычала, – ярюсь на Стэна и Роммеля. – Кто с расстроенными гитарами на сцену полез?
– Стоп-стоп, брейк, мальчишки! – это Светик снова появляется в гримерке. – Вы что, отношения выясняете?
Мы молчим.
– Да ладно вам! Я фотки отличные сделала, вы там все в таких звездных позах… Пошли вниз, там все наши вас ждут.
– В жизни на такое позорище не выйду, – еще больше мрачнеет Роммель. Хотя, казалось бы, и так был пасмурнее некуда.
Поупиравшись и пошипев друг на друга еще пару минут, мы все-таки спускаемся. Выслушав от друзей массу успокаивающих реплик типа «да не парьтесь, были у вас концерты и дерьмовее», мы оседаем неподалеку от бара, в самом дальнем уголке. Полный провал, яснее ясного.
Тут я замечаю, что сквозь толпу протискивается незнакомый джентльмен в красной бейсболке козырьком назад. Пока я размышляю, зачем она сдалась ему в клубе, он принимается бешеной мимикой демонстрировать, что продирается именно к нам.
– Это что еще за… лоховской клоун? – осведомляется Троцкий.
Теперь его, стало быть, заметили уже все.
Чудо добирается-таки до нас и начинает жать руки и орать в уши – каждому по очереди:
– Парни, отлично выступили! Просто красавчики! Взорвали тут всех! Только хардкор!
Половину слов мы не слышим из-за того, что началась настройка следующей группы (наших спонсоров по шнурам), и джентльмен делает нам знаки, чтобы мы вышли с ним в коридор.
Не знаю зачем, но мы дисциплинированно следуем за ним.
Как четыре медведя Балу за спятившим бандерлогом.
– Я – Самвел! – представляется он. По-моему, это армянское имя: недавно по работе прослушивал разговор с клиентом-армянином, и у него как раз было отчество Самвелович. Да и на вид этот тип в красной бейсболке явно не скандинав.
– Крыс, – жму ему руку я.
– Рома!
– Стэн.
– Вадя…
– Ну, господа, концерт на пять баллов! Сразу видно, пацаны знают дело! Гитарки качают, просто жара!
Мы переглядываемся – минуту назад мы друг друга люто ненавидели за «выступление века». Может, он не наше выступление слушал, а чье-то еще? И чего ему надо – вот это вопрос на миллион.
– Ну, спасибо, спасибо, – говорит Роммель. – Может, пойдем накатим?
– Отлично! Я вам ставлю выпивку! – бурно жестикулирует Самвел и тащит нас в направлении барной стойки. Точнее, вцепляется мертвой хваткой в Роммеля и Троцкого, а мы со Стэном, оказавшись у них за спинами, переглядываемся. – Это что еще за меценат на нашу голову?
– Не знаю… Ну пусть проставится, раз так рвется.
– Да уж, кроме него нам сегодня точно никто наливать не будет…Как там Троцкий сказал? Лоховской клоун?
– Ага!
Троцкий и Роммель уже подхватывают со стойки кружки с пивасом. Самвел тем временем воздевает руки к небу (точнее, к потолку клуба) и призывает нас со Стэном не тормозить.
– Рассказывайте! Что чувствует группа, только что отыгравшая выдающийся концерт?!
– Да не такой уж выдающийся… – начинаю я, но Троцкий меня отодвигает в сторону. Отодвигает в самом буквальном смысле.
– Концерт, конечно, неплохой был, – миролюбиво басит он, подняв кружку на уровень головы. – Хотя, конечно, нет предела совершенству… Вот тебе – что понравилось?
– Мне понравился драйв!
– Ну, мы – да… Умеем, когда захотим. А ты здесь какими судьбами? Тоже музыкант?
– Я просто креативный человек! Хочу собрать свою группу и сегодня вижу: вот эти парни, которых я ищу! – Он набирает в грудь воздуху и принимает решительный вид. – Давайте мы с вами объединимся и сделаем офигенный проект!
– В смысле? – теряется Стэн. – Совместку запишем?
– Да! И запишем, и много чего еще! У меня готовая концепция арт-проекта, нужна реализация!
У Роммеля есть вредная привычка – сразу лезть в детали.
– А чего за концепция у тебя, Самвел?
– Антикоммерческий проект! Представьте себе: группа, которая исполняет песни исключительно – подчеркиваю, исключительно! – на тему ловли и приготовления в пищу бродячих животных.
Роммель и Стэн каменеют с такими странными личиками, которых я у них в жизни не видел. Троцкий, по-моему, просто не расслышал, потому что он выглядит относительно нормально.
У меня в голове одна мысль: интересно, где же мы в жизни так накосячили, что на наши головы свалилось это создание?
С его арт-проектами… Или он нас разыгрывает?
Самвел тем временем самозабвенно излагает «концепцию».
– В музыке должен быть заложен элемент провокации! Сколько можно терпеть гламурные хиты про розовые сопли?! Но при этом она, провокация, не должна быть грязным панком середины семидесятых! Изящный интеллектуальный ребус…
Тут, видимо, до Троцкого с опозданием доходит месседж про «ловлю и приготовление в пищу».
– А почему именно бродячих?! – выдает он, выкатив ошарашенные глаза.
Похоже, изящный интеллектуальный ребус ему не по зубам.
– Не обязательно бродячих! Например, ударный номер, открывающий альбом, будет называться «Морская свинка». Про чувака, который знает, что у его соседей есть эта свинка, он мечтает похитить ее и проникает в соседскую квартиру!
Роммель, видимо, первым справляется с шоком.
– Чего там хавать-то, у морской свинки? Она же мелкая совсем, – лыбится он.
– Ты не понимаешь! Здесь главное – идея! Лучше дай сюда гитару, я изображу!
Надо знать Роммеля: не припомню, чтобы он свою красавицу давал кому-нибудь в руки. Вот и сейчас он делает решительный жест и красноречиво ставит чехол с «Ибанезом» себе за спину.
– Ладно, не надо гитару! – Самвел, похоже, расходится не на шутку. – Я сейчас так, без инструмента выдам, чтобы ты проникся!
– Ничего, что народ вокруг? – интересуется Стэн.
– Очень хорошо, что народ! Искусство должно выходить за пределы тесной сцены! Настоящий художник творит каждым шагом, каждым вздохом, и самовыражение несет свой разрушающий заряд в те места, которые еще вчера казались непригодными для творчества. Только хардкор! Кто-нибудь слышал про последний Шанхайский биеннале?..
Тут я выпадаю из разговора, потому что меня накрывает нехорошая мысль: на что же похож весь этот бред? Ну, конечно, очень просто – я почти теми же словами расписывал нашу будущую пластинку, которая перевернет мир. Элемент провокации… Ненавязчивый мастеринг… Ударный номер, открывающий альбом… Разве что убрать «бродячих животных» – и получится точь-в-точь мой искрометный монолог в «Хитер бобре» три недели назад, в компании Молодых-Звезд-Замышляющих-Дебютный-Гениальный-Альбом…
Очень приятно! Неужели это я так выгляжу в кривом зеркале?
Поднимаю голову и обнаруживаю Самвела уже сидящим на барной стойке. Более того – большинство людей в клубе смотрят на него. К тому же сейчас, похоже, перерыв между выступлениями двух групп, и он пользуется этим вовсю – фальшиво распевает, помогая себе жестами.
Я успеваю разобрать последние две строчки:
– Шли лихие люди за котом! Шли они испробовать мясца-а-а его!!!
Мордашки у присутствующих сейчас просто замечательные. Вы себе представляете День открытых дверей в дурдоме?
Давать публике передышку – это против всех законов большого шоу-бизнеса, поэтому опомниться им Самвел не дает.
– А потом – контрастная смена настроения! Из мрачной псевдогероической саги слушатель катапультируется в развязный фанковый поток неструктурированного сознания! Следующий номер будет называться «Пузико песика»! Только хардкор! Пока готов только припев, слова там такие:
У песика пузико!
У песика брюшко!
Животик у Тузика
Набит вкуснющим мяском!
Вижу, как Роммель делает отчаянные попытки не заржать, а Стэн, похоже, наоборот, на грани рвотного рефлекса. Я незаметно выхожу в коридор, набиваю Стэну эсэмэску: «Давай сваливать, выходи к сортирам».
Стэн появляется буквально через секунду после отчета о ее доставке.
– Ну как тебе концептуальное искусство? – принимаю я ернический вид.
– Напалмом жечь такое искусство… Пузико песика…
– Али не любо? – продолжаю глумиться над ним.
– Заткнись, а? Где только таких делают? Слушай, причем он всем этим, которые вокруг, уже говорит, что мы – музыканты его проекта! Нормально, а? Я что, похож на таких, которые морских свинок точат?
В коридоре на секунду становится темно – это вслед за Стэном из зала вываливается Троцкий, умудрившись заслонить свет своей тушкой.
– Слушайте, это что такое было вообще?
– Это нам наказание, – мрачно хохмит Стэн. – Такие типы посылаются группам, которые собачатся между собой на ответственных концертах… Кстати, если кого обидел – не со зла, без обид…
– Да я тоже хорош был, – каюсь я. – Надо просто на будущее выводы сделать. И держаться заодно, а не искать крайних…
Из зала раздаются звуки перегруженных гитар – значит, следующая группа уже настраивается. Стало быть, шоу имени Самвела конец.
– Так, давайте Роммеля вызволять, а то эта мечта скинхеда сейчас сообразит, куда мы смылись. Мы же его музыканты, не хухры-мухры…
– Роммелю щас наберу, – говорит Троцкий, – а то эсэмэску он может через неделю прочитать. А вы пока валите на улицу, если хотите.
Мы киваем, поднимаемся с инструментами по лестнице и выходим на свежий вечерний воздух. После душного зала (где, видимо, вентиляция все-таки не вывозит) кажется, что попал в сказку. Дышим полной грудью и думаем каждый о своем.
Лично я о том, что живу какими-то параллельными жизнями. Вот поеду в субботу на кружок – и попаду в другую реальность. Ту, обитатели которой даже не подозревают, что бывают такие клубные концерты. И что существуют «концептуальные артисты», ищущие состав, чтобы играть песни про ловлю и приготовление в пищу бродячих животных… Точнее, не обязательно бродячих…
Стэн, видимо, в этот момент попадает в унисон моим мыслям.
– Животик у Тузика… Набит вкуснейшим мяском… – напевает он себе под нос.
– Не вкуснейшим, а вкуснющим… – машинально поправляю я.
– Елы-палы! До чего же привязывается, зараза! – плюется Стэн.
– Значит, стопроцентный хит, – мрачно поясняю я.
Из дверей появляются Троцкий и Роммель.
– Куда вы смылись? Мы же только что звездами стали! – хохочет Роммель. – Чувак такую бурную деятельность развел, а вы в самый ключевой момент вдруг заднего врубаете!
– Не придуривайся, – говорю, – давайте двигать куда-нибудь отсюда.
– По пивасику? – оживляется Троцкий.
– Это у нас можно, только поздно очень… Если только у метро что-то зацепим. – Я взваливаю на себя синт. – Главное, чтобы этот стремный товарищ нас не догнал.
– Ну да, товарищ хоть и забавный, но реально стремный, – признает Роммель. – Зря, наверное, я ему свой телефон дал.
– Ты? Ему? – вылупляется на него Стэн. – На фига?
– Правда, ты чем думаешь? Он же от нас не отстанет теперь! – ужасаюсь я.
– Да ладно, не очкуйте… Он попросил, какие проблемы?..
Минуту мы шагаем молча, только прибавляем шагу.
– Чему быть, того не миновать, – решаю я. – А сейчас давайте радоваться вольной жизни, пока он еще не позвонил.
Давайте потрещим хотя бы…
– А о чем трещать будем? О нашем альбоме? – спрашивает Стэн. – Ты же удочку забросил, а с тех пор молчок.
Я вспоминаю «кривое зеркало», о котором думал в клубе, и вздрагиваю.
– Нет, – говорю, – эта тема… пусть отлежится пока. Целее будет.
Глава восьмая,
в которой фигурируют вербовка и шотландский джин
Вникай в себя и в учение.
1Тим. 4:16Прошел месяц.
Что за это время случилось, в деталях рассказывать незачем. А вот в двух словах – запросто.
На кружок я стал ходить, как на работу. Точнее, даже аккуратнее – на работе-то у меня прогулы «по уважительной причине» случаются. Время от времени.
А здесь – ни разу.
И каждую субботу я зависал перед зеркалом и думал: так на фига я туда езжу? Как только причесывался, обязательно вылезала эта мысль. Видимо, в обычное время она отсыпалась где-нибудь между извилинами мозга, а когда стимулировал череп расческой – ее и будил. И сам уже не рад был, конечно.
Вроде бы никаких закадычных друзей я там себе не завел. Народ приятный, ко мне все относились ровно и приветливо, но не более того.
«Духовными знаниями» я, конечно, оброс. Но вот чтобы ими блеснуть перед кем-то за пределами кружка – не было случая.
Был правда, еще один… фактор, что ли? Но о нем я вообще старался не вспоминать. Фактор назывался «девушка с эскалатора». Если вы по-нормальному читали то, что я рассказывал до этого, а не по диагонали, то про Таню сами все помните. А я, повторюсь, лишний раз эту тему не теребил.
Хотя, если вам так уж не терпится узнать… «Фактор» все равно больше на кружке не появлялся. В смысле, не появлялась. За весь месяц.
Нет, уж лучше про «духовные знания»…
Евангелие я одолел довольно быстро. Уж больно хотелось говорить со всеми на равных, а не «плавать» на каждом кружке.
Сначала – от Матфея. Оно мне в итоге больше всех и понравилось.
Когда стал читать от Марка, ближе к середине забуксовал. Было полное ощущение, что Марк от Матфея ничем не отличается, и весь вопрос в том, кто из них у кого списывал – внаглую, как на контрольной по алгебре классе в седьмом. Хорошо, что пробуксовка случилась в пятницу, а в субботу был кружок, и я спросил об этом Игоря.
– Слушай, – подстерег я его после занятия, когда девчонки мыли чашки, – у меня вопрос такой к тебе! Вот Евангелие от Марка… Там же почти ничего нового по сравнению с Матфеем. Просто короче. Зачем тогда оно писалось? Лайт-версия?
Потом спохватился и добавил:
– Это у меня давным-давно такой вопрос был, просто не у кого спросить было.
А то вдруг и в самом деле решит, что я только на этой неделе книгу открыл?! Я же на кружке себя так позиционирую, что с детства в обнимку с Библией засыпаю.
– Если уж на то пошло, это скорее у Матфея то же самое, что у Марка, – ответил Игорь. – Есть исследования, что Марк писал хронологически первым из всех евангелистов.
– Ах вот, значит, как? – выскочила из меня фирменная фразочка Троцкого.
– Если я ничего не путаю, конечно… Да и не так уж много пересечений между ними. В некоторых изданиях есть приложение, где четыре столбика – это Евангелия, и там очень удобно сравнивать: какие эпизоды где есть, где чего нет… А еще, если учитывать, что апостол Марк писал в основном со слов апостола Петра…
В общем, выгрузил на меня столько инфы, что если бы я и вправду решил утрамбовать ей Стэна, то он точно из-под завалов не вылез бы никогда в жизни.
Кстати, в тот же вечер, когда мы вместе шли до автобусной остановки, Игорь разговорился и рассказал, что приехал учиться с Украины, откуда-то из-под Херсона, и обязательно собирается туда вернуться. Он мне даже свой городок назвал, но у меня, конечно же, из головы сразу вылетело.
Когда я осилил Марка, уже совсем свыкся со стилем, и с Лукой все прошло как по маслу. Если кому-то лень читать все четыре Евангелия – выбирайте от Луки, однозначно. Конечно, оно чуть подлиннее, зато там вся история с самого начала.
А вот к тому моменту, когда добрался до Иоанна, я уже тысячу раз успел услышать на кружке, что это Евангелие сильно отличается от остальных и вообще непростое.
Но чтобы настолько! Особенно там, где подряд четыре или пять глав сплошного монолога… Когда удалось доползти до последней страницы, я, наверное, выглядел, как летчик Маресьев, добравшийся до партизан после восемнадцати дней петляний по болотам.
– Последние две главы, конечно, шедевральные, – зачем-то вслух пробормотал я, закрывая книгу. – Но чтоб я еще раз… Чтоб еще раз…
Просоленные ирландцы из U2, плакат с которыми давным-давно прописался на обоях моей съемной хаты, смотрели на меня с полным сочувствием. Боно щурился из-под черных очков, так и желая промурлыкать: «Sometimes You Can’t Make It On Your Own… Если бы ты знал, парень, как я тебя понимаю…»
Но если я вам скажу, что через два дня я начал Иоанна по новому кругу, вы, наверное, мало удивитесь. Все-таки вы меня уже немного изучили.
В общем, читать (а потом умничать на кружке) мне понравилось. Но если вы думаете, что я еще и в церкви стал частым гостем – три ха-ха! Хорошего понемножку!
Зато появилась привычка размышлять насчет всего этого православия. И размышлизмы очень скоро привели к интересным выводам.
Получается, половина наших главных рок-н-ролльщиков – православные. То есть, конечно, может, они только так себя позиционируют.
Но почему, скажите на милость, это именно те, от кого я фанатею с детства?
Никогда об этом не задумывался.
Кинчев – тот самый ярый и идейный, наверное. В посты даже концерты не играет. Я перечитал кучу его интервью и решил для себя, что насчет своей православности он точно не врет. Потому что, если врать одно и то же в каждом интервью, на двухтысячный или трехтысячный раз тебя просто стошнит на диктофон.
Батька Шевчук – тот, по-моему, врать вообще не умеет. А если соврет, то получится, наверное, так криво и неквалифицированно, что все будут ржать и пальцем показывать. Так что, будь я Станиславский, дяде Юре сказал бы «верю». Правда, сдается мне, он во всей этой церковной теории шарит слабо, а больше что-то свое исповедует. Или большинство людей так же?
Про Бутусова я сильно сомневался, а потом на Ютьюбе посмотрел передачу о его семье: он там перед едой крестится и что-то читает вслух – молится, наверное. Причем передачка была самая что ни на есть сопливая, женская – так что вряд ли на камеру работал. Он, кстати, мне всегда нравился – земной такой мужик, без всяких заскоков типа «замутим рок-революцию и построим дивный новый мир».
А когда дошел до Гребенщикова и стал почитывать статьи о нем на всяких православных сайтах, то сделал открытие: если хотите на этих самых сайтах устроить лютый холивар – напишите в любых комментах что-нибудь про БГ. Гарантирую: кипеш поднимется первоклассный! Народ прямо на стенку лезет, особенно если что-нибудь хорошее про него черкнешь. Типа, он и буддист, и оккультист, и с шаманами-растаманами водится, гнать его ссаными тряпками, стерилизовать и жечь напалмом! Я, конечно, не читал, что в совковых газетах писали про рок-н-ролл, но, думаю, было очень похоже. Про БГ я понял так: он, конечно, сам себе на уме, но точно будет поправославнее тех, кто его хает. А если кто-то против, пусть застрелится.
Короче, все зубры русского рока (из тех, кто дожил). А еще есть U2– те, конечно, не наши, но все равно христиане, сто процентов. И Боб Дилан, хотя это вообще седая древность, я у него только одну песню знаю – Like a rolling stone. А в русском рэпе есть «25/17» – их главный хоть и протестант, но постоянно про веру в текстах выдает… Даже Баста – и тот порой поминает Бога в своих треках.
Вот оно, кстати, доказательство! Если ты верующий и при этом песни пишешь – тогда тексты о чем должны быть? Правильно, про то же самое.
Вот я и стал переслушивать песни, которые знаю наизусть, по сто первому разу, но на грамм внимательнее, – и понял, что самое главное раньше просто пролетало мимо ушей.
Для меня откровением стало, что у тех же U2 в текстах куча цитат из Библии. Просто мне раньше это ни к чему было, да и английский у меня чуть послабее, чем у Шекспира.
Например: Jacob wrestled an angel and the angel overcome. Мне вообще фиолетово было, что там за Джейкоб (хоть я и удивлялся, с чего это он с ангелом боролся – нормальные люди вроде так не делают). А получается, что это Иаков, а вовсе никакой не Джейкоб, и это из книги «Бытие». Я до нее, правда, не добрался пока, но это, по ходу, тот самый, про которого в Евангелии говорится: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова».
А Until the end of the world? Да-да, та самая, где Эдж запиливает улетное соло. Оказывается, текст там такой хитрый, что все уверены: речь про отношения «мальчик – девочка». Дескать, все вокруг ели и пили вино. А потом, в саду, я целовал тебя в губы и разбил твое сердце…
А на самом деле – речь про Христа и Иуду. И если весь текст внимательно прочитать, так и есть, не прикопаешься. Вот такой ребус!
Понятное дело, это я не сам додумался, а на фанатских форумах почерпнул.
А у БГ? Там вообще цитата на цитате сидит и цитатой погоняет:
«Они съедят твою плоть, как хлеб, и выпьют кровь, как вино».
«И тот, кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят».
«И если ты хочешь, камни воспоют тебе славу».
«Отче мой Сергие, отче Серафиме» – кстати, я раньше не знал, о ком это. А это – про святых: Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
А «Господу видней» – это уж совсем проповедь-проповедь.
Правда, кое-что я все-таки не понял. Вот, например, песня «Сокол» – про нее там и сям пишут, что она вся насквозь христианская. А что там такого?
Если долго плакать возле мутных стекол,
Высоко в небе появится сокол,
Появится сокол высоко над тучей,
В это время важно не упустить случай,
Увидеть его крылья, увидеть его перья
И вдруг удивиться – а кто это теперь я?
Почему внизу туча, а надо мной ясно?
Видимо, я плакал совсем не напрасно,
Видимо, вот оно – пришло мое время,
А внизу медленно бредет мое племя.
А мне лететь выше! А мне лететь в солнце!..
И все-таки вспомнить, что внизу оконце
С мутными стеклами, в которые бьются
Милые мои… Сгореть – и вернуться!
В общем, пицца для размышлений. Надо бы у Игоря спросить.
Короче, христианские темы повсюду. «Библейский кружок» даром не проходит.
Это все было про первую «параллельную жизнь».
А что касается второй – больше концертов у нас не было. Стэн поехал в отпуск, да и вообще, кто летом ходит на концерты?
Тема с записью альбома упиралась в бабосы.
Знаете, сколько их было нужно?
Когда-то, слоняясь по Инету, я вычитал, что группа Zorge свой альбом записала на деньги, которые собрали ее фанаты и просто разные люди. Им нужно было на запись десять штук долларов – они и собрали их через интернет-пожертвования, это называется «краудфандинг». Модная тема, но явно не для нас – кто на какой-то «Хальмер-Ю» скидываться будет? Но я слуханул Zorge и запомнил, что за десять тысяч можно записать просто шикарный альбом.
Итак, как говорил один мой препод в универе, задачка для первого «Г» класса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги