banner banner banner
Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии
Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии


Благодарным Аллаху прощаю долги,

Мне невеждой злопамятным быть не с руки.

Лишь Аллахом судьба может быть решена,

Воздаяние каждый получит сполна.

Разве можно препятствия умме[57 - Умма – исламская община, совокупность и общность всех мусульман ? мира.] создать,

Чтоб кому-то дорогу в Фирдаус[58 - Джаннат аль-Фирдаус – высшая степень в Раю] прервать?!

Обзор текста:

Аш-Шафи‘и объяснил своё отношение к тем, кто в долгу перед ним из-за чего-либо, несмотря на то, что отнеслись они к нему недостойно. Он объявил о своём прощении тех, кто перед ним в долгу, будучи довольным своей душой. При этом он восхваляет Всевышнего Аллаха, который позволил ему это сделать.

Он объясняет нам стимулы, побудившие его к прощению долгов тем, кто входит в умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), аргументируя это тем, что его упорство помешало бы другому войти в Рай. И это не понравится посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который желает всей своей умме, чтобы она оказалась в Раю.

Аш-Шафи‘и вопрошает и сам же отвечает на свои вопросы: «Неужели я буду задерживать верующего в день суда [тем, что не простил его]?! Нет в этом ничего хорошего и этим я не смогу быть доволен!

Неужели я буду огорчать посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тем, что буду предвзято относиться к его умме, этим я не заслужу довольство Господа, ни мне, ни кому-либо другому от этого не будет никакого толка! Поэтому я объявляю людям о своё отношении, оглашаю свою позицию и точку зрения!»

О как великодушно сердце, в котором умещается так много достоинств!

Молчание из золота

Люди делятся на два типа: умных и не очень. Находиться с умными людьми приятно, среди них властвует логика, и счастье приятных бесед витает над ними.

А что касается глупых, то легкомыслие овладевает ими, невежество охватывает их и каждый из них желает обмануть вас ради своей неуемной корысти. Таким нельзя давать шанс, с ними нужно закрывать двери взаимопонимания. Общаясь с такими, вы лишний раз даёте им шанс обмануть себя, а они не преминут воспользоваться этим. Держитесь от них подальше. Не послушавшись этого совета, вините только себя.

Оставьте глупца гореть в своей ненависти, которая сжигает его сердце, ведь огонь не находя топлива пожирает сам себя.

Пусть твоим лозунгом при общении с глупым будут слова: «Погибни от своей злобы!»

А вот опыт имама, который он описывает в двух бейтах:

Ты ответить глупцу никогда не спеши,

Сберегиже молчанием недра души.

Ты ответом порадовать можешь его,

А молчаньем подаришь себе торжество.

Судьи нашего времени

Со слов Бурайды[59 - Бурайда ибн аль-Хусайб аль-Аслями (умер в 682) – один из сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)] передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Судьи бывают трех типов: только один из них попадет в рай, а двое – в Огонь. В рай попадет тот, кто знал истину и вынес решение в соответствии с ней. Тот же, кто знал истину и вынес несправедливое решение, попадет в Огонь, и тот, кто вынес решение, не зная истины, тоже попадет в Огонь».[60 - Хадис передал аль-Байхаки.]

Исполнять обязанности судьи[61 - Речь идет о судействе на основе законов Шариата] – сложная задача. О горе тому, кто заблудится, ведь он продаст свою религию за мирское, его сделка окажется убыточной. Аш-Шафи‘и поведал нам о тех заблудших судьях, сказав:

Судьи наши заблудшие горе несут,

Ни себя, ни других они тем не спасут.

За мирское духовность свою продают,

И убыток преследует их там и тут.

Выход из бедствий!

Как много бедствий выпадает на нашу долю, сколько горя посылается нам порой, сколько сложностей и препятствий нередко возникает у нас на пути, сколько каверзных задач и трудностей нас поджидает, а мы теряемся, распутывая нити этих загадок, проходя через лабиринты судьбы.

Порой слепнут глаза, весь мир сужается на наших глазах, мы таем от горечи сожаления и грусти, разочарование охватывает нас. Мы же в этой ситуации теряемся и порой даже не обращаемся к Аллаху, но ведь Он один может облегчить наши тяготы, и нет такого кризиса, из которого бы Он не смог ниспослать выход.

Имам аш-Шафи‘и упоминает и о своем опыте на этом пути:

Сколько тягот и бед эта жизнь нам несёт!

Верный выход Аллах лишь один ниспошлёт.

Цепь сжимается бедствий удавкой на горле,

Но ещё не конец – её Бог разорвёт!

Вражда поэтов!

Это восемь бейтов, которые приводит Ибн Халликан в биографии аш-Шафи‘и в своей книге «Вафаят аль-А’ян» со словами: «Из приписанных ему…». Однако Мухаммад Фарид Ваджди[62 - Мухаммад Фарид Ваджди (родился в 1875/78 – умер в 1954) – египетский журналист и комментатор Корана.] в «Энциклопедии XX века» привел их, говоря о том, что это строки «из его стихов…».

К тому же ас-Сам’ани[63 - Абу Са‘д ‘Абд аль-Карим ибн Мухаммад ас-Сам‘ани ат-Тамими аль-Марвази (1113-1166) – среднеазиатский историк, филолог, факих и хадисовед.] приводит эти стихи в «Музаййяле» как ответ одного поэта, прибывшего к ас-Сахибу ибн Аббаду[64 - Ас-Сахиб Абу аль-Касим Исмаиль ибн Аббад (родился в 938 – умер в 995) – арабский литератор, поэт, ученый, общественно-политический деятель.], к которому тот не проявил щедрости, на что поэт написал ему эти стихи. После чего ас-Сахиб сам направился к нему, извинился перед ним и щедро вознаградил его за поэзию. Эта история, упомянутая ас-Сам’ани, соответствует содержанию стихов, возможно, что аш-Шафи‘и повторял их с его слов, ведь аш-Шафи‘и уже говорил нам выше:

Когда бы написание стихов,

Не очерняло праведных голов[65 - Надо пояснить контекст данного высказывания, чтобы оно было истолковано правильно. Стихи в арабском мире в то время выполняли роль, схожую с той, которую занимают в современном обществе средства массовой информации. Нередко в стихотворной форме сообщалось о разных событиях, в стихах воспевали героев и правителей, немало в поэзии было и излишней похвалы в адрес людей недостойных, богатых, покупающих любовь людей и стремящихся занять более высокое положение в обществе, поэтому считалось, что тот, кто часто и много пишет стихи, – портит себе репутацию.],

То самого Лабида превзойти

Я смог бы на поэзии пути.

А вот и стихи, которых привел ибн Халликан, относя их авторство к аш-Шафи‘и:

Что скажет твой гость, возвратившись домой,

Коль спросят: «Где был ты в дороге большой?».

Ответит: «К реке подошел я попить,

Но жажду свою не сумел утолить.

Карабкался ввысь я к вершине в горах,