banner banner banner
Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии
Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии


Будто бедствие это бы я принимал.

Этика обучения

Аш-Шафи‘и обучался у имама Малика пока учитель не ушёл из жизни.

До этого он покинул Мекку, переехав в пустыню к племени хузейль, чтобы обучаться у них исконному арабскому языку, перенять их образ жизни и понять их природу. Они были наиболее красноречивыми из арабов, и он оставался среди них в течение семнадцати лет, кочуя с ними.

Однажды один из Зубейритов, родственного аш-Шафи‘и семейства, проходил мимо племени хузейль и, увидев аш-Шафи‘и, сказал ему: «О Абу Абдуллах! Жаль, что вместе с таким богатым языком и подобным ему красноречием и умом рядом нет фикха (толкования законов исламского права). Овладев им, ты был бы господином людей своего времени!».

И аш-Шафи‘и спросил его: «А кто остался в живых из тех, к кому можно пойти на обучение?» Он сказал: «Малик ибн Анас! Он господин мусульман по сей день».

Поэтому он пошел к Малику, чтобы перенимать у него знания и опыт…

В следующих стихах он говорит об этикете обучения и саморазвития «и только Знающий суть всего может рассказать тебе».[54 - Коран, 35:14.]

Коль учитель жесток – ты смиренно терпи,

Его знанья прими, не дерзи, не глупи.

Обучение горечь терпеть нам дано,

Чтоб невежества камнем не рухнуть на дно.

За того кому знания лень получать,

Погребальный намаз[55 - Джаназа-? намаз (похоронная молитва) – молитва, совершаемая пе?ред погребением тела мусульманина.] можно нам совершать.

Твоё тело не стоит, поверь, ничего

Если знания свет не вложили в него.

Примерный друг

Из друзей, что встречаю сто раз я на дню,

Тех, что знают изъяны мои, я ценю.

Как найти мне того, кто пребудет со мной

Как союзник и друг в жизни этой и той?!

Если б я идеального друга нашел,

Разделил бы с ним всё и блаженство обрёл!

Я считаю друзей год от года своих

Настоящих всё меньше, увы, среди них.

Думаю, вы скажете: «Да, друг – это тот, кто схож со мной во многом, чей нрав похож на мой, это тот, кто закрывает глаза на мои недостатки, охраняет мою честь, и будет верен мне – жив я или мертв. Я жду его понимания, но в то же время я не должен просить его соглашаться со мной во всем. Я могу быть неправ, и он должен меня образумить, если он настоящий друг».

Скупые на доброту

Есть такой класс людей, которые до поры до време ни молчат, ни одного звука от них не слышно, пока у них не появятся деньги. А после этого они становятся очень словоохотливы. О таких людях справедливо говорят: «Деньги становятся языком для тех, кто захочет красноречия (разбогатев)».

Видели ли вы, чтобы такие люди играли важную роль в обществе и оказывались достойны должного уважения, принимая участие в благих делах?

Передает Абу Нуайм аль-Асбахани от Абу Насра, что тот сказал: «Я слышал, что Абу Абдуллах, племянник Вахба рассказывал, что слышал, как аш-Шафи‘и говорил:

Пока не было денег – неслышно брели,

Заработав дирхемы[56 - Дирхем или дирха? м – арабская серебряная монета, введённая в об?ращение еще в конце VII века.] – язык обрели.

Мало толку в их речи, не делая блага,

По земле они просто впустую прошли.

Я вижу, вы приговариваете: «В хадисе передается: «Я был послан усовершенствовать нравы». Да, но нрав проявляется именно в совершении благого поступка! Возникает вопрос: заслужили ли обладающие то, что в их руках? Какова ценность денег, если они приносят пользу только своему владельцу и не приносят пользы людям? Эти скупцы действительно мусульмане?»

Предметы надежд

Кто является предметом наших надежд?

Несомненно, это щедрые люди, к ним-то и направляются желающие добра, у них надеются найти помощь, хотят увидеть великодушные поступки.

Наиболее щедрые из них, по мнению аш-Шафи‘и, это те, кто построил дом Аллаха – мечети.

Они, по мнению аш-Шафи‘и, подобны львам и охраняют от тлена и порчи имущество, честь, наследие и свою землю. Дома Аллаха всегда был институтом знаний для учеников, учителей и учёных, для них делались вакфы, и из этих вакфов выплачивали стипендии ученикам-мутаалимам. Вознаграждение за строительство мечети постоянное и непрерывное, оно на всю жизнь и продолжается даже после смерти того, кто построил мечеть.

Имам аш-Шафи‘и говорит:

Коль захочешь ты щедрого в жизни узнать,

Тех, что строил мечеть, должен ты отыскать.

Львы они, что хранят заповедные кущи,

В мире этом и том будет им благодать.

Красивое прощение

Просьба о прощении стоит выше принятия извинений. Человек может принять извинения, так и не простив обиду в душе. Так как прощение описано в Коране как красивое действие, оно превосходит по значимости принятие извинений.

Следующими словами, относительно прощения проступка и оставления вдали невежд имам аш-Шафи‘и подает нам пример:

Порицавшим меня я прощаю слова,

Чтоб в обиды костёр не подкинуть дрова.