Книга Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Орлова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей
Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей

Сюжет не является обязательным для всех литературных произведений. В лирических текстах (стихотворения, поэмы) он чаще всего отсутствует, поскольку в них выражаются чувства поэта, а не события.

Основные элементы сюжета

Сюжет состоит из следующих основных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Экспозиция (лат. expositio – объяснение, изложение) – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Для современной литературы наличие экспозиции не слишком показательно: во второй половине XX века редко кто из писателей пользуется развернутыми описаниями, предваряющими действие.

Завязка – исходный эпизод сюжета. Обычно завязка появляется в начале произведения, хотя порой возникает и в середине его и даже в конце. Так, о решении Чичикова скупить мертвые души мы узнаем уже в конце «Мертвых душ». Нередко произведение начинается с немотивированной, внезапной завязки, придающей действию остроту и загадочность. На интригующей завязке, как правило, строятся детективные романы и повести.

Развитию действия способствуют дальнейшие действия героев. В рассказе А. Чехова «Смерть чиновника» это мучительные сомнения и неоднократные визиты Червякова к генералу, на которого он нечаянно чихнул в театре. Развитие действия подготавливает его кульминацию.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения действия в произведении, «точка кипения». В момент кульминации конфликт достигает наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Развязка – завершающая часть сюжета, финал действия. В развязке разрешается конфликт, добавляются последние штрихи к психологическому портрету героев. Развязка мотивируется всем ходом событий. Нередко произведение начинается с развязки (убийство в детективе), а затем развертывается повествование о предшествующих событиях.

Вспомогательные элементы сюжета

Существует еще и ряд вспомогательных элементов сюжета. Первым среди них следует считать пролог (греч. pro logos – предисловие) – повествование, обычно краткое, не связанное непосредственно с событиями, которые определяют движение сюжета, и дающее представление о предшествующей жизни персонажей.

Ближе к прологу предыстория. Как и пролог, предыстория дает сведения о свершившемся прежде, чем начал развертываться данный сюжет, но предыстория может располагаться в любом месте произведения.

Внесюжетные элементы

К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в «Мертвых душах»).

В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. novella – новость) – краткий рассказ с самостоятельным сюжетом, на первый взгляд, не имеющий непосредственного отношения к происходящему в произведении, но на самом деле помогающий его осмыслению. Как и предыстория, авторское отступление и вставная новелла не имеют жестко фиксированного местоположения в произведении.

Последний из внесюжетных элементов – эпилог (от греч. epi – после, logos – слово, букв. «послесловие»). В эпилоге содержатся сведения о дальнейшей судьбе героев, после разрешения основного конфликта произведения.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся сюжет и фабула? На основании чего становится возможным подобное разделение?

2. Чем сюжет отличается от мотива?

3. Какова функция вспомогательных элементов сюжета в произведении?

Лекция 9. Композиция литературного произведения

Композиция (лат. compositio) – соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов.

Композиционный талант, т. е. умение гармонично располагать элементы сюжета, может быть дан поэту от природы, будучи результатом скорее художественной интуиции, чем выучки.

История композиции

Уже в классический период древнегреческой литературы проблеме композиции посвящались теоретические работы. Аристотель выдвинул знаменитое требование «соразмерности»: «прекрасное состоит в величии и порядке».

В эпоху Возрождения был принцип «нитки с бусами», то есть составление произведения из ряда новелл. Таковы произведения Дж. Бокаччо, Дж. Чосера и других авторов XIV–XV веков. (Именно по такому принципу соединены главы в повести Н. Лескова «Очарованный странник», каждая новая история, происходящая с Иваном Флягиным, словно бусина нанизывается на общую нить повествования.)

Другим моментом, на котором держалась композиция просветительского романа, была биография героя. Позднее к этому же приему нередко прибегал и Ч. Диккенс. Этот принцип построения романа в комплексе с другими сохранился в реалистической литературе на протяжении XIX и XX веков.

Композиция в XX веке

Значительное влияние на композицию современного романа оказала, в частности, теория «точек зрения», разработанная американским писателем конца XIX века Генри Джеймсом. Одно и то же событие романисты, вслед за Г. Джеймсом, стали подавать через восприятие различных героев.

В XX веке стал широко применяться метод кинематографического или калейдоскопического построения художественных произведений, при котором изображаемые эпизоды, часто сменяя друг друга, происходят в разных местах и в разное время.

Заметно повлияло на компоновку современных романов и теория «потока сознания» Уильяма Джеймса. Представители так называемой «литературы потока сознания» (М. Пруст, В. Вулф, Дж. Джойс и др.) стали в центр изображения ставить сознание главного героя. Все внешние события рассматривались через призму этого сознания. Естественно, что это радикально влияло на композицию произведения.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит суть требования «соразмерности», предложенного Аристотелем?

2. Какие изменения произошли с классической композиционной схемой в XX веке?

3. На чем строится композиционное единство произведения?

Лекция 10. Время и пространство художественного произведения. Хронотоп

Художественная литература отражает и воспроизводит те временно-пространственные отношения, в которые погружен автор, иного не дано, практически невозможно описать то, что лежит за рамками привычной картины мира и быть понятным и понятым. Человеку свойственно видеть реальность в привычных для него категориях. Кроме того, все, о чем повествуется в тексте, имеет временную протяженность и связано с образами пространства. Здесь есть и время, в котором происходят, описываемые события, на него наслаивается время, затраченное на чтение текста, и на восприятие, т. е. осмысление прочитанного. Что же включает в себя определение «время»?

Время

Представляет собой сложную философскую категорию и трактоваться может по-разному:

1) длительность бытия (филос.);

2) форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося;

3) пространство в бытии;

4) последовательность существования.

Традиционно время разделяется на прошлое – настоящее – будущее.

Человек, как правило, осознает время, пропуская через призму личного восприятия, сталкиваясь с его объективностью (по часам как прибору) и субъективностью (час пролетел, минуты тянутся).

Интересно проследить, как воплощены временные представления на уровне языковых метафор: поток времени, время летит, время идет, время года

«Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени: биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер)»[11].

Пространство

Для художественных произведений пространственные образы. Они бывают разными, пространство может быть замкнутым и открытым (помещение или город, лес и т. д.); земным и космическим; воображаемым (сны, мечтания) и видимым (описание интерьеров, улиц, домов).

«Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят, какой в афише / Объявлен новый фарс» (Б. Л. Пастернак. «Ночь»)»[12]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«Познай самого себя!» (лат.).

2

Кременцов Л.П. «Теория литературы». – М.: Флинта: Наука, 2003, стр. 35.

3

Паустовский К.Г. Собрание сочинений: В 6 т. М. Т. 2. С. 516.

4

Джон Донн. Стихотворения. Английская лирика первой половины XVII века. М. 1989. С. 50.

5

Кременцов Л.П. «Теория литературы». – М.: Флинта: Наука, 2003, стр. 11.

6

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева – М.: Сов. энциклопедия, 1987 г, стр. 254.

7

Там же.

8

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева – М.: Сов. энцик-лопедия, 1987 г, стр. 254.

9

Там же.

10

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПО «Интелвак», 2003, стр. 60.

11

Кременцов Л.П. «Теория литературы». – М.: Флинта: Наука, 2003, стр. 57.

12

Там же, стр.58

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги