Каин принес в жертву Богу от труда рук своих – растения, плоды. Старший брат точно знал от отца своего, Адама, чем можно прикрыться: кровью животного, ведь листья были отвергнуты. Но решил защититься от гнева Божьего трудами рук своих: своей «правильностью», своими силами, своими достижениями – повторить попытку своих родителей. Как Бог не принял листьев Адама, так и на растения Каина не призрел, а Авеля почтил. Что я не так сделал? Чем он лучше меня? Неужели я меньше, чем он работал? Где справедливость? Мышление «правильно – неправильно» принесло проклятие: поднялось желание убить. Здесь необходимо понять Каина, помните, как говорили выше, что внешний мир стал господствовать. Каин ежедневно «потом и кровью» зарабатывал себе на пропитание… Авель же не был таким «правильным» работягой. Все дело в том, что до потопа не употреблялось в пищу мясо животных. Это разрешение получил Ной после того, как сошли большие воды. В то время мясо служило для жертвоприношений, а шкура – для ритуального покрытия наготы. Именно ритуального – практической нагрузки одежда не несла, климат позволял обходиться без нее. Поэтому Авель был как бы священнослужителем. Работа Каина приносила тому раздражение: он был зависим от нее, он питался от нее – трудился, потому что «требует его рот». Такой труд выматывает, но делает «правильным», ведь «приношу пользу обществу». Забота уносит мир, а тут еще этот Авель, который ничего полезного не делает, но радуется, регулярно питается… и Бог с ним. Смог бы такой «положительный» Каин принять конфету (служение в виде, например, барашка для жертвы Создателю) от такого никчемного элемента, как Авель?
«Почему не поднимаешь глаза?» – это значит: почему не бежишь ко Мне, почему не обращаешься, почему не хочешь задать все вопросы Источнику ответов? Потому, что неверие, потому, что во всем виноват младший брат. Не сумел Каин прагматизмом, своей мудростью постигнуть то, что открыто было откровением Авелю. Человеческая, душевная мудрость по плодам открылась, как бесовская (Иак 3:15), – произошло убийство. Плотский надменный разум взбунтовался – не мог вместить в себя пророческой истины о будущей совершенной Жертве. Давление внутри вылилось наружу. В то время не было закона, который и дан был Богом человеку, чтобы укротить плоть. Как грех во плоти, так и закон до нее. Он (закон) дрессирует плоть человека, как животных: сделал «правильно» – получи подачку, сделал «неправильно» – получи наказание (Втор 28 глава) – метод кнута и пряника. У Каина не было такого барьера…
Глава 1.6. Мир
Что же такое мир? Просто возьмите всех живущих по плоти и получите мир – систему, основанную на неверии, систему, порожденную мышлением «правильно – неправильно». И здесь неважно, с каким знаком эта система предстанет: «+» – религиозная или «—» – разгульная.
20. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений…
(Послание к Колоссянам 2:23)Внимательно: «как в мире». Это и есть мир: куча правил и постановлений – гласных и негласных. Не имея абсолютной истины, в миру бушуют постоянные бури: чьи правила (или теории) более «правильны» (правдоподобны). Одна группа выбрала свой набор, другая – свой. Если упростить, то вполне можно увидеть разделение на «свободных» – реформаторов и консерваторов. И здесь постоянная борьба. Клеймят друг друга «распутниками» и «сухарями», кичатся свободой и заветами предков, постоянно враждуют, унижают, по местам лишают свободы, имущества, а то и жизни. Понятно, что в зависимости от времени и географического положения, представления разнятся. То, что в исламском Пакистане будет верхом распутства, в демократичной Америке не снилось даже отъявленным консерваторам, но вражда не утихает, мир так живет… и зачастую церковные конфессии живут так же. Поэтому как «правильные», так и «неправильные» – они под судом. Под проклятием. И никакого баланса не существует, никаких двух обочин у одной дороги тоже нет. «Правильные» и «неправильные» – это всего лишь две стороны одной медали, звенья одной цепи, фас и профиль… как там еще можно штампованными аллегориями поиграть? Автор послания кричит Галатам: «Иисус избавил нас от лукавого века» – от мира. И тут же, без перехода, обвиняет в том, что опять влезли в тот же мир, в то же неверие, в ту же плоть, только в «положительное» его проявление (Гал 1:4—6). Туда же «вляпалась» и церковь в Колоссах, решив порассуждать правильно ли будет к этому прикасаться или вкушать эту пищу (Кол 2:16—23).
«… мир, в любом своем проявлении, всегда будет противостоять свету…»
Мир – это то, что противостоит свету. Апостол не разделяет себя – иудея и язычников из Ефеса – смело пишет «мы», хотя «жил в строжайшем учении» (Еф 2:3). Павла гнали «правильные» иудеи. Церковь в Фессалониках гнали «неправильные» язычники. В Иконии, позабыв о внутренней конкуренции, «правильный» и «грешный» мир в одном порыве объединился против света (Деян 14:5). Если мир не конфронтирует с Церковью, это значит Церковь переняла его ценности (Откр. 3:14—21)
Мир – это нелепое неоднородное одеяло, сшитое из лоскутов, обрывков различных культов, процветавших на земле прежде. «Что было, то и будет» – человечество это все уже проходило: и «неправильные» развратные Содом, Гоморру, античную Грецию, что сегодня преподносится, как некое свободолюбие, и культ мамоны, трансформировавшийся в наше время в культ потребления. И «положительный» аскетизм, поднявший свою голову в виде ЗОЖ. Мир остается миром: система, построенная осчастливить человека с помощью правил, поглощает его личность.
«… мир – это место, где, не веря, ходят перед людьми…»
Мир – это место, где, не веря, ходят перед людьми. Вся столица, вся Иудея, весь округ вышел к Иоанну Крестителю. Серьезное движение, и фарисеи решили поймать волну: если людям нравится, то и мы покажемся на массовом мероприятии. На самом деле им было далеко все равно откуда крещение Иоанна (Мф 21:25—27), мысли об одном: не потерять авторитет в глазах окружающих, сохранить свою позицию в обществе.
Анания и Сапфира пытались мирскими методами поднять свой статус в церкви, по-мирски угодить апостолам. Сняли ритуал (по примеру Иосии), не имея щедрости внутри, слукавили по плоти… Лучше бы им было оставаться снаружи тем, кем были внутри.
Мир действительно лукав и изворотлив, скользок, противен, держит «нос по ветру»: любой компромисс ради людской славы. Иезавель – нечестивая жена нечестивого царя израильского Ахава – мигом нашла, как обернуть в свою выгоду победу Илии над ее пророками. Она поклонялась Ваалу, верила в него, отвергала Господа Бога, но когда Ахав с печалью поделился с ней своей бедой: «Не отдал мне виноградник Навуфей», то в письме написала имя Бога, а не Ваала, ведь к тому времени здорово был возвышен Господь, а ее божок унижен (3-я Царств 21:10).
Апофеоз тотального религиозного неверия, явлен несколькими стихами Библии (Мф 28:11—15), когда воины пришли к фарисеям и рассказали о том, что увидели. Прямым текстом: «Он воскрес». Все. О чем думать? В чем сомневаться? Сами же сказали: «Сойди с креста, тогда уверуем». Сошел. А где вера? Смотрите, что они делают: платят воинам, чтобы никому ничего не рассказали. Зачем? Если ищешь Бога, тогда куда дальше искать: Христос воскрес. Но если не веришь, то ищешь совершенно иного: славы у людей, положения в этом, земном мире… А Бог тебе только в этом мешает. Потому и не даются роду лукавому и прелюбодейному знамения: попрут, растопчут, переиграют в свою пользу, скроют большой взяткой. Не пойдут чудеса и знамения на пользу ожесточенным неверием (грехом) сердцам.
16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
(Первое послание Иоанна 2:16)Иногда такое случается: мы с товарищем торговали автозапчастями в соседнем городе, и у нас одновременно сломались машины. А работать-то надо. Решили добраться на попутке до офиса. Нас подвез мужчина, который всю дорогу проклинал такой же автомобиль, как был у него, только модификации с двигателем объемом 1,3 литра. Все, по его словам, было в нем плохо: сборка, материал, мотор, ходовая часть, а вот его вариант исполнения с двигателем 1500 кубических сантиметра – это реальное качество. Все импортное, все прекрасно подогнано. Знаете, мы были очень удивлены, когда вышли, ведь его авто было в комплектации именно 1,3 литра. Куча фактов указывало на это, начиная с того, что сзади на багажнике нарисованы цифры 1,3. Вот, скажите, зачем? Совершенно незнакомые люди, которым в принципе все равно, на каком объеме доехать из точки А в точку Б. Зачем водителю надо было повышать свой статус на двести «кубиков»? Мирская похоть и гордость: слаб – надень шкуру льва, глуп – покажи себя умным, крива – набери коллекцию из 100500 мужчин, которые тебя будут хотеть. Докажи. Мой товарищ купил себе подделку под Тойоту, оторвал все китайские шильдики, приклеил на их место знаки японского автопрома. Другой купил себе толстую золотую цепь. Однажды в спортзале, где он ее снял, подошел и попробовал на вес… а она как лист бумаги, не больше тонкого обручального кольца. Представляете? Пустая, «тяжелые» звенья скручены из золотой фольги…
«… мир – это постоянный страх и стыд…»
Мир – это постоянный страх и стыд. Страх за будущее: свое, детей, страны, где живешь, стыд открыться, быть таким, какой есть на самом деле. Жажда стабильности – страх потерять то, что поработило, страх рисковать тем, что ненавидишь (Рим 8:20).
Мир – это сообщество проклятых людей, которые пытаются своими силами и своей мудростью построить рай на земле.
«… мир – это сообщество проклятых людей…»
Устает человек жить в «—», понимает, что уже не удовлетворяют его, разрушают жизнь те «маленькие радости», от которых зависимость все более и более вырисовывается. Устал от обличения других, от собственных внутренних терзаний из-за своего поведения. Конечно, не хуже других, даже лучше некоторых, но устал. Тогда ему «правильные» дают новый набор правил: раньше были «плохие» правила, теперь будут «хорошие». Ни о какой свободе нет и речи – тянет на старое, но никто не видит, поэтому имеет право судить: неверующий осуждает неверующего, «правильный» грешник осуждает «неправильного». А что еще хуже, так это то, что грешник учит грешника, взращивая еще более жестоких учителей (Мф 23:15).
Видели ли вы когда-нибудь человека, бросившего пить самостоятельно? У которого просто получилось «вывезти» на силе воли? Я лично хорошо знаком с двоими. Близко знаком. Лучше бы пили… Надменные, гордые. Теперь те, кто не смог выбраться, для них… подберем уместный синоним: пусть будут «слабаки». Может быть, бывает и по-другому, но эти два человека подтверждают Истинность слов Христа:
24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»;
25. и, придя, находит его выметенным и убранным;
26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.
(Св. Евангелие от Луки 11:24—26)«… мир – это место, где грешник учит грешника…»
Антихрист будет очень «правильным» (2 Фес 2:8—12), он не будет чудовищем с крыльями и козлиной мордой, которому так самозабвенно противостоят герои голливудских блокбастеров. Нет, он сумеет увлечь за собой некоторых Праведных. Он будет говорить «правильные» вещи, направлять на путь истинный многих «грешников», получая на выходе тех самых старших сынов, готовых красть, убивать и губить ради своей правоты. Горе, горе, горе миру, как религиозному, так и «грешному» (Мф 23:13—39).
Горе «правильному» миру за то, что предпочел закон живой вере, решив, что внешнее важнее внутреннего. Горе «правильному» миру от того, что по неверию отверг милость, суд: желают больше провала младшему брату, чем успеха себе. Горе мирским «правильным», что строят гробницы Праведникам, а отцами зовут их убийц (Деян 7:52): да никогда эти святые, которых чтит мир сейчас, не хотели, чтобы их так почитали – делают предметами поклонения… и обогащения. Горе «правильному» миру от того, что отец его дьявол: как сатана клевещет на братьев перед Богом (Откр 12:10), так и они клевещут на младших верующих братьев. Горе «правильному» миру, что неверие ожесточило сердце: кичится тем, сколько жертвует в церковь, а не слышит, как Господь кричит ему: «Купи сыну велосипед, ведь он будет ненавидеть тебя и Меня за то, что забираю у него возможность кататься, как другие дети!» (Ин 5:37) Горе, что в неверии в Его любовь ищет не Бога, но Его даров, воздаяния в тридцать, шестьдесят, сто крат, а если не приходит, то берет своей силой – «пожираете домы вдов, слабых»… если же приходит, то «прости, Бог, есть свои дела» (Лк 14:16—20). Горе, что неверием не входит в Царство Божие и других не пускает: не проходят через «правильный» фильтр «неправильные» чудеса и «неправильное» служение. Горе, что неверие не позволяет любить: мышление «правильно – неправильно» в конце времен охладит любовь, прагматизм и рационализм в отношениях выжжет души… дети мира не могут любить (1 Ин 3:10).
И, конечно, горе, горе, горе, горе, горе неверующей «неправильной» составляющей. Горе за то, что, игнорируя Бога, ищет себе «правильных» учителей. Горе за то, что пытается удовлетворить жажду по Богу, которая внутри, внешними удовольствиями. Горе, что через это еще больше погружает себя в страдания, добавляя к логичным зависимостям от такого образа жизни еще и разочарование от бесплодных попыток обрести внутренний покой. Горе от того, что пытаются постигнуть плотским умом то, что возможно увидеть исключительно откровением по вере в Того, Кого Отец послал на землю во спасение.
Много гуманитариев вменяет Богу в вину: почему Тот будет наказывать (топтать во гневе) всех живущих на земле? Ведь есть кошмарные персонажи, а есть и нормальные обычные неверующие люди. Их-то за что? Почему и «+» и «—» будут пить одну чашу? Однажды Бог ответил мне на этот вопрос, и достаточно категорично: «Они – не Мои. Они принадлежат одной системе, враждебной Мне и Моим детям. Это одно, это неразделимо. Если бы не было таких „хороших“ людей, не было бы и „плохих“».
Долго потом молился, чтобы понять последнюю фразу Отца. Чуть позже получил откровение. Что предлагаю сделать и тебе, дорогой читатель, самостоятельно.
Не в компетенции человека судить, кто от мира, кто от Бога, кого в рай определить, кого в ад. Крымская девятнадцатилетняя татарочка-мусульманка, что спасла почти сотню еврейских детей, рискуя жизнью во время оккупации, или европейская проститутка, что прятала их в подвалах, кормила на свои «грязные» деньги. Вышеупомянутый комбат, что защитил своим телом молодых подчиненных. Что ими двигало? Это видит только Бог. Плевелы внешне похожи на пшеницу, пшеница – на плевелы. Ясно одно, что как стены храмов не ограничивают Церковь, также они и не защищают от проникновения туда мирской системы. Пусть судит Тот, Кто видит сердце человека (Притч 16:2), пусть делит на козлов и овец Тот, Кто единственный Судия Праведный. Наша же задача – пребывать в Нем.
Глава 1.7. Праведность
ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК
Итак, мы определили: грех внутри. Очевидно, что и Праведность там же – во внутреннем, истинном человеке, спрятанном под плотью – звериной шкурой.
Кто же он такой, этот внутренний человек? Кого ты видишь в зеркале? Сколько тебе? Шестнадцать? Тридцать? Сорок? Пятьдесят? Восемьдесят? А закрой глаза. На сколько ты себя ощущаешь внутри? Сколько тебе, внутреннему, лет? Осмелюсь предположить, что именно в этом возрасте предстаешь пред Богом в вечности…
Есть зрелые молодые командиры, есть руководители больших предприятий в пубертатном периоде, те, кто спрятал запуганного подростка десяти – четырнадцати лет внутри себя, защитившись львиной оболочкой. Есть девятнадцатилетние старики, есть восьмидесятилетняя молодежь. В нашем городе живет мужчина: гоняет на велосипеде, тренирует лыжную команду. Если не хочешь обрасти комплексами, не становись с ним на лыжню. Знаком с ним четверть века – застыл, не меняется: внутреннее состояние дает оглушительную энергию внешнему человеку. Так оно и устроено: внутреннее – истинно, а внешнее – всего лишь его отражение.
16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
(Второе послание к Коринфянам 5:16)Плоть появилась, как уже говорили, в результате грехопадения. Потому она вообще неинтересна Богу – лжи Он насмотрелся за все долгое существование человечества достаточно, чтобы терпеть ее в Своих сынах. Какой бы силы не слепил зверя ее обладатель, образ остается всего лишь образом (Мф 16:26). Лишь внутренний – истинный – человек интересен Ему. Только подумайте: Самого Христа забыть по плоти – образ Его, обличие, что дал Ему Отец в подобие плоти греховной (Рим 8:3)! Настоящий ты – это не плоть. Ты – это внутренний человек с огромным сокровенным внутренним миром. Бездна, бесконечность, как и Бог бесконечен. И неудивительно, ведь мы созданы по Его образу и подобию.
«… ты – настоящий ты – это и есть твой внутренний человек…»
СУДИТЬ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ
24. Не судите по наружности, но судите судом праведным.
(Св. Евангелие от Иоанна 7:24)В контексте становится очевидным: суд по наружности – это суд внешнего человека, по поступкам; суд праведный – это видеть истинного, внутреннего человека. Как не знаешь, что в человеке, так и не можешь судить его (Мф 12:32—33). Если человек струсил – это не значит, что он трус. Но подытожить, назвать трусом только из-за того, что проявил минутную слабость – это судить внутреннего человека, судить Дух, Который обитает в человеке, хулить этот Дух. «Не простится» не потому, что простить такое нельзя, а потому, что без веры разглядеть внутреннего человека невозможно, а неверие и есть грех… потому фарисеи и не могли покаяться.
Петр и Иуда. Оба отреклись от Иисуса. Но Иуда погиб, его имя стало именем нарицательным. Петр же – столп веры. Петр имел откровение, не понимал, что происходит, но верил, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Бога Живого. Каялся, что смалодушничал, но оставался сыном, сыном по вере: основание не было выбито, потому не было греха на нем. Как только увидел воскресшего Учителя, то сразу бросился к Нему вплавь. Обратите внимание: Петр препоясался – оделся. В одежде плыть тяжелее, но он верил, понимал, с Кем предстоит встреча, проявил уважение. Иуда не так. Он разочаровался во Христе до казни, обесценил, не увидел. Он стал (или всегда был) неверующим (Ин 6:64). После казни Иуда тоже скорбел о своем поступке, но не в вере, – покаялся за то, что «предал душу невинную», а не в том, что не разглядел в Иисусе Бога Авраама, Исаака и Иакова. Сделал по плоти, по закону все правильно – вернул деньги, обряд покаяния исполнил… но по закону за убийство – смерть. Вот и обрек себя на смерть через повешение, осудил себя своим неверием. Иуда приговорил себя по закону буквы, Петр был прощен по закону веры (Духа). Иуда осудил себя по наружности в неверии, Петр не был судим. Покаявшийся сын закончил победой, покаявшийся раб закончил самоубийством.
ЗАКОН ВЕРЫ И ДУХА ПРОТИВ ЗАКОНА БУКВЫ
Два закона – закон веры (Духа) и закон буквы. По первому мы оправдываемся, по второму осуждаемся. Первый от человека духовного – Иисуса, второй до человека плотского – Адама. Первый к жизни, второй к смерти. И они друг другу противятся. Закон веры – завет – старше, он существовал изначально (Гал 3:17), а закон буквы был дан до времени прихода веры: от Адама до Христа – на время плоти, поэтому закон веры пришел упразднить закон буквы. Дух – это истина, а буква – это лишь тень, которая не отражает саму суть вещей (Евр 10:1).
Не о нарушении десяти заповедей говорит апостол Иоанн, когда называет грех беззаконием: Иисус главные заповеди процитировал отнюдь не из Книги Исход (Мк 12:29—31). Желающие исполнить закон буквы должны исполнить его весь. Новозаветные же Праведники утверждали и говорили о законе веры:
27. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30. потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
(Послание к Римлянам 3:27—31)Нарушение закона буквы – это дела. Нарушение закона веры – это неверие. Да, Господь судит по делам и в Новом завете (1 Пет 1:17). Но опять вопрос: по делам веры или по делам плоти? Что внутри или что снаружи? Где проходит этот водораздел между плотью и духом? По всей видимости, это граница между мотивами и действиями. Одно и то же дело может быть по плоти, а может быть по духу.
«… Нарушение закона буквы – это дела. Нарушение закона веры – это неверие…»
Доброе дело – дело с чистыми мотивами, плоды такового – слава, честь и мир. Злое дело – дело с мотивами нечестия, что и порождает скорбь и тесноту душевную (Рим 2:9—10). Доброе дело – это дело с верой внутри, а злое – это с неверием в любом его проявлении «правильном» или «грешном», таких Господь называет сынами дьявола (Ин. 8:31 и 44). Фарисеи много «добра» творили, но добро ли это было? Не полезен для человека такой разлад между внутренним и внешним. Павел говорит: «Мне все равно, с какими мотивами идет благовестие» (Флп 1:14—20). Да, мне тоже все равно, с какими мотивами работает менеджер, лишь бы был эффективен, но знаю, что такая мотивация ведет к преждевременному выгоранию, как знал и Павел, что тот, кто не из любви благовествует, рано или поздно потерпит кораблекрушение в вере.
«… закон духа для сынов, закон буквы для рабов…»
Закон буквы для рабов, закон духа принадлежит сынам (1 Тим 1:9—10). Покуда есть мир, будет и буква закона (Мф 5:18). Покуда есть Церковь Христова, она будет утверждать иной закон. И вот почему:
18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19. ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
(Послание к Евреям 7:18,19)Еще раз, по буквам: НЕМОЩНОСТЬ и БЕСПОЛЕЗНОСТЬ.
Друзья, те, кто еще пытается угодить Богу своими делами, правильными поступками, верными ритуалами, кто еще через принципы и закономерности желает расположить к себе Отца, чтобы Тот благословил. Тех из вас, дорогие читатели, кто еще не разочаровался в попытках исправить свой внутренний мир или внутренний мир ближнего новыми, более совершенными правилами, прошу: оставьте. Заповедь немощна и бесполезна. Господь Сам через Свое Писание говорит вам: бесполезно, ничего не получится довести до совершенства таким способом. Сколько ни говори детям «ты должен», внутри будет бунт (Рим 8:3) – закон бессилен. Фарисей бессилен увидеть в своем глазу бревно, как и бессилен помочь вытащить из глаза ближнего соломинку – закон буквы бессилен сделать изменения в совести приносящего жертвы (Евр 9:9).
Человек в миру плотян, продан греху, а закон духовен (Рим 7:14). Получается, что духовную букву заповеди пытаются натянуть на плоть – звериную сущность. Внутреннее на внешнее. Дух пытался учить плоть. Две разные субстанции, они говорят на принципиально разных языках. Один – на языке животного, другой – на Божьем языке. Они не понимают друг друга. Понять плотским умом неверия духовные вещи – все равно что починить гаечным ключом на 24 и полуторакилограммовым молотком айфон последней модели. Это невозможно без ущерба для последнего, без извращения заповеди. Именно поэтому закон буквы ничего не довел до совершенства. Дух говорит внутреннему человеку: истинное духовное послание адресуется истинному духовному человеку, потому и возрождает его. Конечно, в среде уверовавших было много законников (Тит 3:13), продолжающих чтить канон, выносить, по словам Иисуса, из сердец старое и новое. Так бывает: никто сразу не будет пить новое вино, когда старое такое хорошее. Кто-то позже покорился вере, но кто-то из них уже через несколько лет пытался поработить Галатов, получили звание «ересь иудейская», спорили с апостолами об обрезании.
Закон – лишь детоводитель (Гал 3:24—25). Очень интересно толкуют это место православные учителя. Они говорят, что «детоводитель» в те времена была должность особого раба, который не был уполномочен ни обучать, ни изменять, ни воспитывать, а только в целости и сохранности довести ребенка до места, где его и научат, и воспитают, и изменят, и поощрят, и накажут, если надо. Время закона буквы прошло: детоводитель довел ребенка до пункта назначения «Христос исполнил закон». Старое прошло, завеса разорвана, покрывало снято. Шел, шел человек по зимней улице, потом открыл дверь дома… и конец: конец морозу, конец снегу, конец тяжелой зимней одежде. Конец закона буквы – Христос, а все, что на законе буквы утверждено, близко к уничтожению. Потому и будет искать Сын Человеческий только веру (Лк 18:8), ведь исключительно верой упраздняется неверие и является единственным параметром, определяющим сыновство.