Юлия Литвиненко
Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 2
Блок «Политика»
Тема: «Политическая система, СМИ в политической системе»
Определение:
Политическая система – упорядоченная совокупность политических статусов и ролей, институтов и организаций, образующая единую целостность, обеспечивающую определение целей общественного развития и управление общественными делами (Кудина); сложная совокупность институциональных структур общества и государства, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно политических процессов (Котова).
Политика – деятельность по управлению государством, особый вид деятельности, связанный с любыми властными отношениями.
Функции политической системы:
– адаптация к внешней и внутренней среде (подготовка и отбор субъектов власти, которые потом принимают решения);
– политическая социализации населения;
– реагирования;
– регулирование политической жизни;
– авторитетное распределение благ.
Структура политической системы:
– институциональная подсистема (организационная) (в нее входят все политические организации, а именно государство, политические партии, общественно-политические движения);
– коммуникационная (в нее входят взаимоотношения между политическими организациями);
– нормативная (в нее входят законы, традиции, обычаи);
– функциональная (совокупность функций, которые выполняют политические институты);
– культурно-идеологическая (в нее входят политические взгляды, идеи, культура, идеология).
Политический институт – выполняющая определенную политическую функцию совокупность организаций со своей субординацией и структурой, нормами, которые упорядочивают отношения внутри организаций и между ними.
Типы политических систем.
По характеру политической культуры:
– англо-американская;
– европейская континентальная;
– доиндустриальная;
– тоталитарная.
По господствующим политическим ценностям:
– радикально-авторитарная (коммунистическая);
– консервативно-авторитарная (фашистские);
– либерально-демократическая;
– авторитарно-модернирующиеся.
По характеру отношений с внешней средой:
– закрытая;
– открытая.
Субъекты политики:
– формальные (партии, политические лидеры);
– неформальные (церковь, армия, СМИ).
СМИ – организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового тиражирования информации, охватывающей большую аудиторию и публично действующие на постоянной основе по принципу широковещательного канала.
Отличительные черты СМИ:
– публичность;
– наличие специальной аппаратуры для передачи информации;
– непостоянный характер аудитории.
Виды СМИ:
– печатные издания;
– электронные СМИ.
Функции СМИ:
– инновационная;
– информационная;
– образовательная;
– мобилизационная;
– выражение общественных интересов.
Функции СМИ в политике:
– политическая социализация граждан (распространение определенных политических идей, влияют на восприятие информации);
– обеспечение возможности представителям разных социальных групп публично выражать свою позицию, представлять властно значимые интересы;
– побуждение людей к определенным политическим действиям.
Тема: «Власть»
Определение:
Власть – способность и возможность отдельного человека (группы лиц) оказывать влияние на других людей, общество в целом, изменять их деятельность в соответствии со своими целями (Котова).
Источники власти:
– сила, угроза применения насилия;
– авторитет;
– право.
Ресурсы власти:
– принудительные;
– утилитарные;
– нормативные.
Признаки государственной власти:
– способность к принуждению;
– публичность;
– легальность;
– моноцентричность;
– широчайший спектр используемых ресурсов.
Функции политической власти:
– поддержание нормативного порядка;
– создание условий для управления общественными делами;
– защита общества от внешних угроз.
Виды легитимности (Макс Вебер выделил 3 типа легитимной власти):
– традиционная;
– харизматическая;
– легальная (рациональная).
Потребность в общественной власти обусловлена:
– необходимостью организации социальных взаимодействий на основе определенных норм;
– необходимостью регулирования общественных отношений, авторитетного разрешения социальных конфликтов.
Тема «Государство»
Определение:
Государство – публичная организация политической власти, обладающая суверенитетом на ограниченной территории и осуществляющая на ней властные, управленческие и защитные функции (Котова).
Отличительные признаки государства:
– исключительное право взимать налоги;
– суверенитет;
– исключительное право издавать законы;
– легальное применение силы;
– единая территориальная организация власти в масштабах страны.
Суверенитет – верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней политике.
Не выбирать армию, «флаг, герб, гимн», валюту как признаки государств!
Функции государства:
1. Внутренние:
– экономические (выработка и координация стратегических направлений развития экономики, поддержка конкуренции, обеспечение равных условий для развития различных форм собственности);
– финансово-контрольная функция (сбор налогов, контроль хозяйствующих субъектов);
– социальная (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь);
– правоохранительная;
– культурно-образовательная;
– экологическая или природоохранная.
2. Внешние:
– внешнеэкономическая функция (стремление государства учесть все внешние факторы для развития национальной экономики);
– военная функция (обеспечение обороны и безопасности);
– внешнеполитическая функция.
Теории происхождения государств:
– теократическая;
– патриархальная;
– договорная;
– марксистская;
– теория насилия.
Форма государства – совокупность внешних характеристик государства, определяющих способ его организации и устройства.
Классификация государств (формы государств).
По форме правления (форма правления – элемент формы государства, который определяет структуру и полномочия высших органов государственной власти, порядок их формирования и функционирования, а также основы их взаимоотношения с населением):
1. Монархия (форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит единоличному правителю и передается по наследству).
Это форма правления, при которой во главе государства стоит монарх, получивший власть по наследству.
Виды монархий:
– абсолютная (монарх обладает неограниченной властью);
– конституционная (реальная власть принадлежит парламенту и избранному им правительству во главе с премьер-министром. На международной арене государство представляет премьер-министр);
– дуалистическая (монарх и парламент обладают равными полномочиями).
2. Республика (форма правления, при которой все высшие органы власти, должностные лица периодически избираются).
Это форма правления, при которой во главе государства находится избираемый президент.
Виды республик:
– президентская (президента избирает народ, президент может быть одновременно главой правительства, президент формирует правительство и может его распустить, правительство отчитывается перед президентом. Президент представляет государство на международной арене);
– парламентская (президента избирает парламент, парламент формирует правительство, парламент определяет основные направления политики государства, премьер-министр представляет государство на международной арене, президент может распустить парламент. Президент может распустить парламент, обнародует законы);
– смешанная (у президента и парламента равные полномочия).
По форме государственно-территориального устройства (элемент формы государства, который определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия центральных и местных органов власти):
1. Унитарное (государство, которое имеет единую систему органов государственной власти, построенную по принципу вертикального подчинения).
Такое государство характеризуется одноуровневой системой управления, когда вся власть сосредоточена в центре, а в регионах действуют только органы местного самоуправления.
2. Федеративное (добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство при сохранении каждым из этих образований определенной политической самостоятельности).
Такое государство характеризуется двухуровневой системой управления, когда государственная власть представлена в центре и в регионах, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, издают свои законы, могут иметь свою Конституцию.
3. Конфедерация.
По политическому режиму (политический режим – совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти):
Виды политических режимов:
1. Тоталитарный. Права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются, произвол властей, единственная общеобязательная официальная идеология, однопартийная система, отсутствуют условия для существования оппозиции, централизованная экономика, тотальный контроль.
2. Авторитарный. Государство жестко контролирует политическую жизнь общества, права и свободы граждан существенно ограничены, доминирование официальной идеологии, другие идеологии не допускаются, правящая партия огосударствлена, деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками, в экономике имеется мощный государственный сектор.
3. Демократический.
Демократия – политический режим, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти (Котова); форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан (Кудина).
Признаки демократии:
– реальное осуществление принципа разделения властей;
– гласность, отсутствие цензуры;
– высшая ценность – человек, его права и свободы;
– политический и идеологический плюрализм;
– народовластие (народ – источник власти);
– принятие решений большинством при уважении мнения меньшинства.
Условия формирования демократии:
– законность;
– многопартийность;
– отсутствие прямой военной угрозы;
– рыночная экономика.
Демократии присущи внутренние противоречия:
– сами граждане сознательно отказываются от участия в политике, игнорируют выборы;
– проводимая государством политика должна опираться на определенную систему ценностей, что противоречит признакам политического плюрализма;
– демократия не может преодолеть неравенство возможностей доступа к принятию политических решений.
Виды демократии:
– непосредственная;
– представительная.
Тема «Принцип разделения властей»
Основоположники: Локк, Гоббс, Руссо, Вольтер.
Принцип разделения властей – основополагающий принцип, согласно которому государственная власть должна быть поделена между несколькими независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Основные положения:
– власть должна быть разделена на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную (суды);
– эти ветви власти должны быть независимы друг от друга, самостоятельны;
– взаимодействие между ветвями осуществляется по принципу сдержек и противовесов (например парламент иногда может распустить правительство, сдержать его).
Государственный аппарат – это совокупность органов государственной власти и учреждений, осуществляющих политическую власть.
Государственный аппарат в РФ построен по принципу разделения властей.
Структура государственного аппарата в РФ.
1. Законодательная (представительная) власть представлена Федеральным Собранием (высшим законодательным органом).
Оно состоит из 2 палат:
– Верхняя палата: Совет Федерации;
– Нижняя палата: Государственная Дума.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий (вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации);
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
Полномочия Совета Федерации:
– утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
– утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
– решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
– назначение выборов Президента Российской Федерации;
– отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
– назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,
– проводит консультации по назначению на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
– назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Государственная Дума. Состоит из 450 депутатов. Срок полномочий – 5 лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором РФ и депутатом ГД.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Полномочия Государственной Думы:
– утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;
– решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
– назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
– назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
– назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
– объявление амнистии;
– выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Исполнительная (распорядительная) власть в РФ представлена Правительством, министерствами и различными ведомствами. Его формирует Президент, возглавляет председатель правительства, кандидатуру которого предлагает Президент, а утверждает Государственная Дума.
Структура Правительства РФ:
– председатель Правительства РФ;
– заместители Правительства РФ;
– федеральные министры.
Федеральные министерства:
– министерство внутренних дел;
– министерство здравоохранения;
– министерство иностранных дел;
– министерство культуры;
– министерство обороны;
– министерство финансов и др.
Председатель Правительства, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
Полномочия Правительства:
– разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
– представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД;
– обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
– обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
– осуществляет управление федеральной собственностью;
– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
– осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
3. Судебная власть (одна из трех ветвей власти, которая защищает права и законные интересы человека и гражданина, разрешает конфликты субъектов правоотношений).
Суд – орган, осуществляющий правосудие, занимающийся разрешением административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Устройство судебной системы России.
1. Федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, областные суды и т. д.).
2. Суды субъектов РФ (Уставные суды, мировые суды).
Судьей можно стать с 25 лет, при наличии высшего юридического образования, стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет, постоянно проживающие в РФ, не имеющие другого гражданства или вида на жительство иного государства.
Судебную власть в РФ осуществляют:
– суды общей юрисдикции (суд, который разрешает гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях) рассматривают уголовные, административные и гражданские дела. Высшей инстанцией является Верховный суд РФ, который может пересмотреть решение нижестоящих судов;
– арбитражные суды (суды, которые рассматривают правовые споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности);
– Конституционный суд.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.
Полномочия Конституционного суда:
– следит за соответствием законов Конституции;
– рассматривает споры между центральной властью и субъектами;
– дает толкование Конституции.
*Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов – конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).
Принципы деятельности судебной системы:
– судьи в своей деятельности независимы;
– судьи несменяемы (судьи всех федеральных судов назначаются изначально сроком на 3 года, а после окончания – пожизненно (70 лет), полномочия могут быть приостановлены только на основании закона);
– судьи неприкосновенны.
Присяжный заседатель – непрофессиональный судья, участвующий в судебном процессе; гражданин РФ, включенный в списки присяжных заседателей и призванный в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.
Тема: «Президент»
Конституционно-правовой статус Президента РФ:
– является главой государства;
– является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
– определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
– представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Избрание Президента РФ:
– Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации;
– выборы проходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
– одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской федерации более двух сроков подряд;
– порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Президентом может стать лицо, обладающее следующими характеристиками:
– гражданство РФ;
– 35 лет;
– проживание на территории РФ не менее 25 лет;
– отсутствие гражданства другого государства;
– Президенту запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Полномочия Президента:
– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
– имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
– принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
– по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
– представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
– представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
– формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
– утверждает военную доктрину Российской Федерации;
– формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
– назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
– назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Прекращение исполнения полномочий Президента РФ:
– в связи с истечением срока его пребывания в должности;
– в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
– в случае отрешения от должности (импичмент).
Тема: «Местное самоуправление»
Местное самоуправление – самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через выборные органы вопросов местного значения.
Виды муниципальных образований:
– внутригородская территория города федерального значения;
– внутригородской район;
– городской округ с внутригородским делением;
– городской округ;
– муниципальный район;
– сельское поселение;
– городское поселение.
Функции местного самоуправления:
– управление муниципальной собственностью;
– формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
– осуществление охраны общественного порядка.
Участие населения в осуществлении местного самоуправления базируется на принципах:
– законности;
– добровольности участия.
Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:
– выборы депутатов;
– местный референдум;