Парфяне не преследовали иудеев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались большими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, как это было позднее почти во всех странах Европы. Складывается впечатление, что Арсакидов интересовал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти.
Поскольку парфяне происходили из сако-сарматской среды, то религиозные представления последних во многом наложили печать на их верования. У саков один из главных богов – Митра фигурировал, прежде всего, как гарант родового, племенного и социального, а не персонального, как в зороастризме, договора (соглашения). Он так же олицетворял неизбежность наказания за нарушение договора. «Несомненно, существовала соответствующая система этических ценностей митраизма, своего рода круг понятий рыцарского благочестия и морали. Наиболее известное выражение она нашла в основных типах героического или „дружинного“ эпоса, создателями которого были, прежде всего, мужчины и предназначался он в основном сословию дружинников – воинов», – пишет сотрудник Центрального государственного музея Казахстана Алишер Акишев в своей работе «Сакский митраизм» а альманахе «Тамыр».51
В митраизме понятие правды было приближено к ценностям кодекса чести – «рыцарству». Саки называли своих рыцарей «ассабара» (всадники). «Рыцарский кодекс и образ рыцаря-спасителя возник у них гораздо раньше, чем, скажем, в средневековой Европе. В принципе, нельзя исключать, что истоками рыцарских конгрегаций в Азии были мужские союзы, в том числе и тайные, с эзотерической и тайной идеологией и символикой», – утверждает Алишер Акишев.52 Известная иранистка Мэри Бойс (1920—2006 гг.) пишет о том, что союзы такого типа прослеживаются на примере «морианни» – молодежных объединений в культуре индоевропейцев II тысячелетия до н. э. В первую очередь, в государстве Митанни. Митра являлся важнейшей фигурой сакской, а, следовательно, и парфянской эсхатологии. Образ этого бога был связан с представлениями о посмертном суде, с образами Спасителей – Саошьянтов. Последнее определение связывает военный аспект культа с идеей праведности, грядущего суда и спасения.
Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно придерживалась геополитической доктрины, основанной на отвоевании территорий, некогда принадлежавших иранским правителям – Ахеменидам. По сути дела, они возродили Персидскую державу и добавили новую славу древнему Ирану. Если глубоко проанализировать источники, получается, что праправнуки ариев, создавших Иранское государство в VI веке до нашей эры и потерявших его в конце IV века до н.э., сумели через сто лет вернуть утраченные территории и возродить великую державу. Сразу же после захвата власти в Парфии они завладели соседней Гирканией. Через некоторое время Гиркания ушла из-под их контроля, но ненадолго. С тех пор между парфянами и наследниками Александра Македонского в Азии – Селевкидами долго велись кровопролитные войны. В 228 г. до н. э. Селевк II, видя угрозу с Востока, был вынужден заключить мир с вечным геополитическим соперником – Египтом, и двинул крупные силы в Парфию, чтобы наказать строптивцев. Наступление вынудило царя Парфии Тиридата I бежать к скифским племенам, кочевавшим на границе Хорезма. Помощь северных сакских племен спасла страну от поражения. Конные армады захлестнули территорию древнего Ирана. Одновременно, в тылу Селевка началось восстание, которое Тиридат использовал для перехода в наступление и восстановления своей власти в Парфии и Гиркании. Впоследствии сакские войска постоянно вносили решающий вклад в победу кого-либо из Арсакидов.
В могущественных повелителей мировой державы Арсакиды превратились при Митридате I (171—138 гг. до н.э.). Он осуществил множество успешных военных походов и последовательно присоединил Гедрозию, Сеистан, Арейю и Мидию. В 142 г. до н.э. в его руках оказался Вавилон, в июле 141 г. до н. э. Митридат захватил столицу врага Селевкию. В 140 г. вавилонские клинописные документы именуют парфянского правителя титулом Ахеменидов – «Царем царей» (шахиншахом). Впоследствии, этот титул стал непременным атрибутом каждого парфянского правителя. Началом новой парфянской эры в Вавилоне считали 1 нисана (апреля) 247 г. От этой даты отсчитывалась официальная история Парфии. Жители отвоеванных у Селевкидов территорий чаще всего приветствовали приход парфян, считая их избавителями от греко-македонского ига. Митридат также вторгся в Бактрийское царство в Центральной Азии и покорил две его области – Тапурию и Траксиану. К концу правления Митридата владения Арсакидов простирались от гор Гиндукуша до Евфрата, включая области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе – большинство районов Ирана и Месопотамии.
Около 130 г. до н. э. Селевкиды сделали последнюю попытку восстановить своё господство в Азии. Антиох VII Сидет обрушил свою мощную армию против парфян. Он сумел нанести ряд поражений противнику. Войска Антиоха победоносно дошли до Мидии. Парфянский царь Фраат II начал переговоры о мире, но условия Антиоха оказались для парфян неприемлемыми. Тогда в Мидии вспыхнуло мощное восстание против Антиоха, поддержанное парфянами. Оно привело к гибели селевкидских гарнизонов и самого Антиоха Сидета (129 г. до н. э.). Мидийцы видели в парфянах своих единоплеменников и братьев по оружию. Вероятно, у них были на то веские основания.
Римский историк Тацит первым заметил синхронность действий парфян и иудеев. Правда, не сделал из этого выводов. Он писал: «Пока Востоком правили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самыми презренными из их подданных; потом, во время господства македонян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улучшить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это время отложился Арсак». То есть Тацит признает, что восстание Арсака произошло в тот момент, когда над иудеями нависла угроза гибели. Эту тему также подробно затронул иудейский историк Иосиф Флавий, но он также предпочел не делать глубоко идущих выводов.
Наиболее успешное расширение Парфии на запад происходило в 170—140 гг. до н.э., как раз в то время, когда Селевкидскую державу изнутри разрывало восстание в Иудее, начавшееся в 167 г. до н.э. под руководством династии Хасмонеев (Маккавеев). В этот период парфяне захватили у Селевкидов Персию, большую часть Месопотамии и Армении. Если проанализировать действия парфян и Хасмонеев в тот период, то вполне можно предположить, что у них был общий план. Заметьте, когда Селевкиды перекидывали основные воинские подразделения против парфян, то Хасмонеи наносили удар в спину. И наоборот. Такая синхронность и общность действий, вероятно, породила мысль о тождественности парфян и десяти потерянных «колен Израилевых» у американского историка Стивена М. Коллинза в его работе «Parthia: The Forgotten Superpower».53 Но он сделал одну существенную ошибку. Предложив новую теорию, он остался в рамках ложного стереотипа о том, что «потерянные колена Израилева» имели родство с иудеями. А они были лишь временными союзниками иудеев в ближневосточном регионе и не более. Подробнее об этом вы сможете прочесть в одной из последующих глав. С. М. Коллинз, в качестве главного доказательства своей теории приводит наличие термина «фарр» у иудеев времен Авраама и в поздние времена. Он, вероятно, не знает, что этот термин является неотъемлемой частью зороастризма и митраизма. Не ведая истоков вопроса, сам того не понимая, он, по сути, доказал, что иудаизм является производной религией от зороастризма, его искажением и его тогдашней головной болью. Исследование С. М. Коллинза заставляет задать вопрос, а не происходил ли отец Авраама из древних иранцев, раз он носил иранское имя Фарра?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
http://geoclub.info/?p=679
2
http://husisapail.narod.ru/tainxrist.htm
3
http://husisapail.narod.ru/07arcjuly2.htm
4
http://www.clubvi.ru/news/2013/03/08/vasilkov//
5
http://www.chrono-tm.org/2014/01/gorod-bogov/
6
http://napisanoperom.ru/tTg5yhQSj6uV7DQ8DCErg/
7
Говард Рид. Артур – король драконов. Варварские истоки величайшей легенды Британии. – М, 2006. Гл. 1.
8
Matthews John. King Arthur: Dark Age Warrior and Mythic Hero. – New York. 2004.
9
C.S. Littleton, L.A.Malkor. From Scythia to Camelot. -New York, London, 2000.
10
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). – М.: Наука, 1976.
11
J.H. Grisward. Le motif de l’epee jetee au lac: la mort d’Artur et la mort de Batradz // Romania, revue trimestrielle consacree а l’etude des langues et des litteratures romanes fondee en 1872 par Paul Meyer et Gaston Paris, publiee par Felix Lecoy. Paris: Societe des amis de la Romania, 1969, t. 90, №3—4, p. 289—340, t. 91, p. 473—514.
12
Bernard S. Bachrach. A History of the Alans in the West. University of Minnesota Press, Minneapolis, 1973.
13
Mario Moiraghi. Enigma of San Galgano. – Ancora. 2012.
14
Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства. —М. 1987 г. С. 43.
15
Клавдий Птолемей. Тетробиблас. Книга 2. Часть 3 «О сопоставлении стран с тригонами и звездами».
16
И. Буккер. Железо египтянам доставляли метеориты. http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/20-07-2013/1165780-oegyptus_cosmic_ferum-0/
17
И. Буккер. Железо египтянам доставляли метеориты. http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/20-07-2013/1165780-oegyptus_cosmic_ferum-0/
18
Мирче Эллиаде. Избранные сочинения. – М. С. 104.
19
Мирче Эллиаде. Избранные сочинения. – М. С. 105.
20
И. М. Снегирев. Русская старина… Т.1. – М. 1852.
21
А. Асов. Священные прародины славян. – М. 2002. С. 189
22
Н. Рерих. О вечном. – М. 1994. Скрыня.
23
Тацит. Анналы. XII, 12.
24
Фирдуоси. Шахнаме. – М.: Наука, 1965. Т. 3, с. 146.
25
Геродот. История. Книга IV:5 и10.
26
Е. Рябинкин. «Второе измерение романа о Парцифале или в Иран за Святым Граалем?». Сайт Центра Льва Гумилева: http://www.gumilev-center.ru/vtoroe-izmerenie-romana-o-parcifale-ili-v-iran-za-svyatym-graalem/.
27
М. А. Дандамаев. Индийцы в Иране и в Вавилонии в ахеменидский период // сб. Древняя Индия: историко-культурные связи. – М., 1982. С. 119.
28
Бертельс Е. Э. Избранные труды. Том 1. – М., 1960. С. 255.
29
Е. Рябинкин. «Второе измерение романа о Парцифале или в Иран за Святым Граалем?». Сайт Центра Льва Гумилева: http://www.gumilev-center.ru/vtoroe-izmerenie-romana-o-parcifale-ili-v-iran-za-svyatym-graalem/.
30
Th. Nöldeke. Persische Studien II, Sitz. Phil.-hist. Kl. – Akademie der Wissenschaften in Wien, 1892. С. 30—31.
31
Herzfeld E. Am Tor von Asien. – Berlin, 1920. S. 40 ff.
32
T. D. and B. T. Anklesaria, The Bûndahishn. Being a Facsimile of the TD Manuscript No. 2, Bombay, 1908. P. 29.7.
33
Е. Рябинкин. «Второе измерение романа о Парцифале или в Иран за Святым Граалем?». Сайт Центра Льва Гумилева: http://www.gumilev-center.ru/vtoroe-izmerenie-romana-o-parcifale-ili-v-iran-za-svyatym-graalem/.
34
Р. Фрай. Наследие Ирана. —М. 2002 г. С. 242
35
Страбон. География (XI, 9.3)
36
Марк Юниан Юстин. Книга II // «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», – СПб. Из-во Санкт-Петербургского университета, 2005, 496 с.
37
Мовсес Хоренаци История Армении. – Айастан, Ереван, 1990. Кн.1.8.
38
Юстин, XLI, 1,4 – 7.
39
Тrever K.V., Yakubovskii A.Y., Voronets M.E. Istoriya narodov Uzbekistana, vol. 1, p. 91
40
Кононов А. Н. Опыт анализа термина «турк», с. 43
41
Толстов С. П. К истории древнетюркской социальной терминологии. С. 80 – 81
42
Arrian. Parthica. 1. 58
43
Истории епископа Себеоса. – Ереван, 1939, с. 15, 17, глава 2
44
Мовсес Хоренаци. История Армении. – Ереван, 1990. Книга 1, глава 8.
45
Иованес Драсханакертци. История Армении. – Ереван,1984г. Перевод с древнеармянского М. О. Дарбинян-Меликян. Глава 4.
46
Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Минск. 1994г. С. 227.
47
Ernst Herzfeld. Zoroaster and his world, v. 1—2, – Princeton, 1947
48
Лев Диакон. История. – М. 1988. Книга 9, ч.11.
49
Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» с комм. К. В. Вержбицкого, М. М. Холода. -СПб. 2005.
50
Талмуд. Мишна. Баба-Батра 46 б, Авода Зара, 70 а, Хуллин, 127 а.
51
Акишев А. К. Сакский митраизм // «Тамыр». Альманах. 2000. №1 (2). С.25—26.
52
Акишев А. К. Сакский митраизм // «Тамыр». Альманах. 2000. №1 (2). С.26.
53
Steven M. Collins. Parthia: The Forgotten Ancient «Superpower» and Its Role in Biblical History (The Lost Tribes of Israel). 2002.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги