10. Верно ли, что одержимость другим человеком, наркотиками, азартными играми, едой или сексом сделала мою жизнь неуправляемой? Каким образом?
11. Действительно ли я управляю своей жизнью или это просто иллюзия, за которой стоит нездоровый контроль? (Приведите примеры.)
12. Отрицаю ли я своё контролирующее поведение?
13. Могу ли я выздороветь в одиночку?
14. Чувствую ли я единство с другими взрослыми детьми на собраниях? Как это проявляется?
Отрицание
1. Зависел ли я в своих потребностях (например, в еде и жилье) от родителя, который относился ко мне пренебрежительно или применял насилие?
2. Приходилось ли мне в детстве игнорировать свой стыд, страх или заброшенность, чтобы выжить?
3. Отслеживал ли я настроение или состояние своих родителей, чтобы определить, как мне следует себя чувствовать? Был ли я счастлив, только когда они были счастливы, или грустил, когда они были грустными? (Приведите примеры.)
4. Ясно ли я понимаю, как обращались со мной родители? Боялся ли я одного из них или обоих?
5. Дрался ли я со своими братьями и сёстрами? Обижал ли я их? Защищал ли?
6. Говорю ли я, что близок со своими братьями и сёстрами, хотя редко общаюсь с ними?
7. Боюсь ли я рассказывать о своём прошлом, потому что братья и сёстры поставят под сомнение или начнут отрицать мои воспоминания? Они уже говорили мне: «Проехали, живём дальше».
8. Не преуменьшаю ли я тяжесть поступков родителей, говоря: «Мало ли что там было? Зачем ворошить прошлое?»
Духовные принципы Первого Шага: бессилие и признание поражения
1. Перед чем я признаю бессилие в Первом Шаге?
2. Что для меня означает признать поражение?
3. Если я признаю поражение, означает ли это, что у меня не будет выбора?
4. Готов ли я признать дисфункциональность своей семьи?
5. Готов ли я признать бессилие перед последствиями взросления в дисфункциональной семье, готов ли признать, что моя жизнь неуправляема?
Начните действовать: позвоните своему спонсору, другу из программы ВДА или психологу и обсудите этот раздел.
Упражнения Первого Шага
Эти упражнения включают в себя построение диаграммы семейных отношений, анализ 14 характерных особенностей взрослого ребёнка и письменное перечисление семейных посланий. Также здесь вы найдёте краткую информацию о спонсорстве в ВДА и позитивные утверждения.
Упражнение 1. Диаграмма семейных отношений
Нам необходимо нарисовать детальную диаграмму своей семьи, чтобы более чётко увидеть последствия семейной дисфункции в нашей сегодняшней жизни. Эта работа очень важна для выполнения Первого Шага.
В ходе упражнения вы создадите диаграмму своей родительской семьи, на которой будут перечислены ваши родители, дедушки и бабушки, тёти, дяди и другие родственники, которых вы помните или о которых слышали. Схематично изобразив свою семью и личностные особенности родных, вы увидите наследственную природу зависимости или другой семейной дисфункции. Надписи, которые вы сделаете на элементах диаграммы, помогут вам обрести ясность, они не предназначены стать оценочными ярлыками. Из них не вытекает, что вы осуждаете свою семью. Вы ищете шаблоны и сходства. Вы изучаете свою роль в общей структуре. Если вы как следует выполнили эту задачу, диаграмма покажет, что в сложившихся обстоятельствах у вас не было возможности вырасти другим человеком. Если вас воспитывали зависимые, потакатели, транжиры, трудоголики, то во взрослом возрасте вы не сможете значительно отличаться от них.
Рисуя диаграмму своей семьи, перечислите родственников по линии отца на одной стороне схемы, а родственников по линии матери – на другой. Образец схемы приведён на странице 37. Вы можете рисовать на альбомном листе, чтобы было больше места. Когда вы начнёте подписывать диаграмму, используйте определения, приведённые далее.
Метки для диаграммы семейных отношений
Обратитесь к собственному опыту или восстановите в памяти, что вам рассказывали о каждом из родственников относительно его зависимостей, религиозных взглядов, отношений, питания, сексуальных связей, работы и т.д. Внесите имя каждого родственника в диаграмму, пометив надписью, которая наиболее точно отражает его личность.
Для каждого родственника в диаграмме вы можете использовать одну или несколько меток:
• Алкоголик, химически зависимый
• Употреблял алкоголь или наркотики
• Потакатель
• Чрезмерно религиозный
• Слишком много работал (трудоголик)
• Ненадёжный, не завершал начатое
• Злостный должник (всегда занимал деньги) или транжира (броские наряды)
• Беспокойный (невротик)
• Перфекционист (в постоянном напряжении)
• Жёсткий, критикующий, склонный к вербальному насилию
• Постоянно болеющий, ипохондрик
• «Сидящий на таблетках» (постоянно принимал лекарства)
• Кухарка (всегда думала о себе в последнюю очередь)
• Полный, страдающий ожирением
• Душевнобольной
• Болезненный, инфантильный, слишком чувствительный
• Не отрывался от зеркала (считал себя лучше остальных)
• Дамский угодник, игрок, жиголо, повеса
• Сексуально агрессивный, небезопасный
• Жестокий, драчливый, бил окружающих, щипал, угрожал
• Больно хватал или затевал полушутливую возню
• Вор, мошенник, подделывающий документы, не в ладах с законом
• Спорщик (не успокаивается, пока с ним не согласятся)
• Угодник
• Мученик
• Одиночка
Смотрим на семью по-другому
После заполнения семейной диаграммы взгляните на общую схему вашей семьи. Поищите шаблоны зависимости, созависимости или других дисфункций в четырёх поколениях. Посмотрите на прадедушек и прабабушек на вершине диаграммы и на самого младшего внука внизу. Есть ли что-то общее?
Кто здесь потерянный ребёнок, козёл отпущения, паршивая овца или герой? Какова ваша роль во всей этой структуре?
Посмотрите на свою позицию в схеме и обратите внимание, что за личности окружают вас. Эта диаграмма демонстрирует наследственную природу болезни семейной дисфункциональности.
Упражнение 2. «Сюжет» семейной легенды и навешивание ярлыков
А. Детские ярлыки
Родители или братья и сёстры навешивают на нас ярлыки, которые обычно остаются на всю жизнь. Например: «тупой идиот», «ленивый паршивец», «дурак», «обжора», «всезнайка», «эгоист», «трепач», «злыдень», «дрянь», «неряха», «лгун» и «неудачник».
Сюда же относятся: «папина дочка», «мамин любимчик» и «особенный».
Однако мы получали ярлыки не только дома: некоторых из нас школьные работники причисляли к «отстающим ученикам» и отправляли в специальные классы. Зачастую на нашей успеваемости сказывалось насилие, происходящее дома, но нас называли необучаемыми или диагностировали дефицит внимания. На самом деле мы не были ни глупыми, ни бестолковыми. Очень важная часть нашего выздоровления состоит в том, чтобы определить свои ярлыки и придумать, как от них избавиться. Составьте список ярлыков, которыми вас наградили в детстве.
Мои ярлыки:
1)
2)
3)
Затем выпишите эти ярлыки на отдельный лист бумаги и поговорите о них со своим спонсором или психологом. Постарайтесь никого не обвинять, но подумайте, насколько происхождение вашего ярлыка восходит к вашим родителям или родственникам. Рекомендация избегать обвинений не означает, что вам нельзя испытывать гнев и стыд. Совершенно нормально переживать все эти чувства, но важно сконцентрироваться на процессе выздоровления.
После разговора пойдите в уборную и смойте лист с ярлыками. Всё, ярлыков больше нет. В ВДА вы расскажете, кто вы есть на самом деле.
Б. Семейная «легенда» и семейная «реальность»
Почти в каждой дисфункциональной семье есть семейная легенда и семейная реальность.
Семейная легенда – это те клише, которыми мы пользуемся, когда рассказываем о своей семье чужим.
Например, член семьи Смитов может сказать: «В нашей семье все работают не покладая рук, платят по счетам, не воруют и помогают другим». Или: «Смиты – предприимчивые люди, которые сами себя сделали. Мы держимся вместе».
Действительность сильно отличается от этих рассказов, её редко обсуждают дома и ещё меньше с посторонними. Реальность Смитов может быть совсем другой: «Отец пьёт, ругается с матерью и запугивает нас». Или: «Мама тайком принимает таблетки и постоянно ‘‘спит’’, так что я вынуждена сама ухаживать за сёстрами и окружать заботой отца».
Какая легенда у вашей семьи?
Какова реальность вашей семьи?
В. Семейные послания
Попробуйте перечислить 10 утверждений, фраз или слов, которые родители говорили о вашем интеллекте, внимательности, послушании, обучаемости, половой принадлежности, сексуальности, правде, любви и т.д.
Например:
«Папа вечно твердил, что хотел сына/дочь. А я родилась(лся) девочкой/ мальчиком».
«Почему ты не можешь быть таким(ой), как твой брат или сестра?»
«Мне стыдно за тебя». «Я так в тебе разочарована». «Ты никогда не слушаешь».
«Джулия, мужчины получают высшее образование, а женщины выходят замуж и занимаются домом».
«Латоя, иди в колледж, но держись за работу и будь матерью, женой, любовницей, кухаркой, умей выслушать, всё планируй и содержи дом в чистоте».
«Аарон тупой, как пробка. Он никогда ничего не добьётся».
«Я так тебя трогаю, потому что очень люблю. Это наш с тобой секрет».
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Г. Это упражнение на первый взгляд напоминает предыдущее; однако здесь предлагается составить список тех утверждений, фраз или слов, которые у вас дома принято было говорить на такие темы, как: работа, зависимость, религия, образование, другие национальности, секс, правда, любовь. С помощью этих посланий, возможно, удастся выявить некоторые семейные предрассудки. Приводя следующие примеры, мы меньше всего хотим унизить какую-то нацию или группу.
Например:
«Держись подальше от этих, потому что…»
«Любой ценой получи образование».
«И после всего того, что я для тебя сделала, ты поступаешь, как неблагодарный эгоист».
«Мать вечно волновалась и готовилась к беде».
«Отец требовал, чтоб дети были всегда на виду, но вели себя тише воды ниже травы».
«Поговаривали, что дедушка любил выпить».
«Тётя Джоан легла на операцию, о которой не принято говорить».
Попробуйте привести 10 собственных примеров:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Упражнение 3. Определить количество черт выживания ВДА в своей жизни
Для выполнения этого задания нужно вернуться к первым страницам рабочей тетради, найти Список (Проблему) и отметить те черты взрослых детей, с которыми вы себя отождествляете. Подумайте, как вы зависите от этих черт, и приведите примеры.
Упражнение 4. Спонсорство в ВДА
В этом упражнении Первого Шага мы предлагаем задуматься о том, чтобы выбрать человека, который станет вашим спонсором или наставником на пути Двенадцати Шагов. Подробную информацию о спонсорстве и множество историй с опытом Сообщества вы найдёте в Одиннадцатой главе Красной Книги. Кроме того, был издан буклет, в котором рассказывается, как в Сообществе оформился свой подход к спонсорству. В спонсорстве и наставничестве ВДА мы придерживаемся модели «попутчиков». Спонсор – это человек, который работает по Двенадцати Шагам ВДА и посещает собрания ВДА. Если он или она являются также членами другой программы по проблемам зависимости, необходимо, чтобы и там они уже достигли трезвости. Мы обращаемся к спонсору за опытом, силой и надеждой в работе по программе ВДА.
Утверждения-медитации Первого Шага ВДА
Благодаря этому упражнению вы сможете связать ответы на предыдущие вопросы с новыми знаниями о себе и своей семье. Позитивные утверждения помогут выразить словами новое направление жизни: прочь от зависимости, к истинной свободе. В этих утверждениях заложена сила. Если регулярно их повторять, они привнесут ясность в мысли и лишний раз напомнят ту истину, навстречу которой мы открываемся в ВДА.
Чтобы подготовиться к медитации над этими утверждениями, многие взрослые дети находят тихое место, выключают мобильные телефоны, телевизоры или другие отвлекающие устройства. Сидя в свободной позе, мы делаем медленные вдохи и выдохи 5–10 раз, позволяя телу расслабиться. Затем смотрим на список утверждений, медленно повторяем их по одному, обдумывая каждое предложение перед тем, как перейти к следующему. После того как все утверждения прочитаны, мы продолжаем спокойно дышать, закрываем глаза и оставшееся время посвящаем медитации. Какие бы мысли ни возникали, мы позволяем им свободно течь.
Эти утверждения можно занести в ноутбук или записать в блокнот и брать с собой. Некоторые члены ВДА приклеивают их к зеркалу в спальне и повторяют по утрам, пока одеваются.
Позитивные утверждения
1. Я бессилен перед последствиями алкоголизма или семейной дисфункции.
2. Я бессилен перед чертами выживания из Списка.
3. Моя жизнь неуправляема, когда я фокусируюсь на других в большей степени, чем на себе.
4. Я не был причиной алкоголизма или дисфункции своих родителей.
5. Мои чувства и мысли не зависят от мыслей родителей и членов моей семьи.
6. Я могу прекратить попытки исцелить или изменить родительскую семью через свои текущие взаимоотношения. Я могу перестать исправлять других людей.
7. Я могу прекратить беспощадно осуждать себя.
8. Я ценный, достойный человек.
Что стоит рассказывать окружающим: предостережение
Мы заканчиваем этот раздел несколькими рекомендациями о том, как обсуждать ВДА с людьми вне Программы. Так как в Сообществе мы находим принятие, учимся доверять другим и рассказывать свою историю, многих из нас посещает жгучее желание поделиться с членами семьи подробностями своей жизни и прошлых поступков. Пребывая в восторге от знакомства с ВДА, некоторые из нас слишком много рассказывали о своих переживаниях родственникам или друзьям. К сожалению, они не смогли выслушать нас с тем же принятием, что мы получили в группе ВДА. Нам было больно от того, что близкие не поняли или недооценили наше недавно обретённое выздоровление. Конечно, мы не хотим больше хранить секреты или скрывать прошлое, но в то же время нам нужно научиться обдумывать, что мы собираемся сказать и для чего. Это означает, что придёт время – и разговор с семьей и друзьями о ВДА состоится. Однажды мы поймём, какую часть истории стоит рассказать своим близким. Но в начале пути мы обычно оставляем самые сокровенные признания для собраний ВДА, делимся ими со спонсором или психологом.
ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОГО ШАГА
Бессилие и признание поражения
ВТОРОЙ ШАГ
Пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие.
Нездоровая зависимость обладает большой силой и неуклонно прогрессирует
Я хочу сказать, что зависимость от других людей – это коварное и стойкое заболевание. После восемнадцати лет работы по Двенадцати Шагам я решил, что могу завести отношения с женщиной, которая, как мне казалось, была зависима от романтических отношений. Нездоровая одержимость, развившаяся, пока я пытался спасти и исцелить эту женщину, привела меня на грань срыва.
Сначала у нас всё было просто замечательно. Я дарил ей цветы и конфеты. Она пила вино и развлекала меня рассказами о своей жизни в Европе. Мы даже писали друг другу стихи.
Безумие началось, когда я понял, что у нас разные представления о честности. Будучи членом ВДА, я полагал, что большинство людей честны или стремятся к честности. Я ошибался. Но к моменту, когда это стало мне ясно, я уже был слишком вовлечён в отношения. Следующие полгода превратились в ад, полный зависимости и одержимости. Каждый раз, когда ради этого человека я приносил в жертву ценности, усвоенные в Программе, мне казалось, я теряю свою душу. Когда я наконец решил уйти, я испытал такую эмоциональную боль, которую едва мог вынести. Лишь благодаря молитве, Второму Шагу и помощи двух моих спонсоров я нахожусь сегодня здесь и у меня есть здравомыслие. Я твёрдо знаю, что зависимость от других людей терпелива, она дремлет и прогрессирует в нас. В ней скрыта неистовая сила.
Я преподавала Библию, но обрела Высшую Силу именно в ВДА
Когда я впервые прочла «Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие», я подумала: «Ну я-то не сумасшедшая!» Я регулярно ходила в церковь. Была уверена, что я хороший человек. Я даже ощущала духовный подъём. Тем не менее в течение долгих лет я была несчастна. Внутри зияла пустота, которую я ничем не могла заполнить. Я вела занятия по Библии и во имя Бога совершала много хороших дел, но я так и не смогла понять, почему мне выпало испытать физическое и сексуальное насилие.
Однажды друг пригласил меня вместе с ним сходить на собрание по Двенадцати Шагам. Люди, которых я там увидела, показались мне странными. Я думала, что всем им нужно срочно пойти в церковь, чтобы обрести Бога. По мере того как я продолжала посещать собрания, я поняла, что не им не хватает Бога, а мне честности. Я осознала, что множество раз обращалась к Богу, но не была честна. Я просила Его о помощи, не снимая при этом маски успешности. Я осознала, что я не давала Богу возможности помочь мне. Я указывала своей Высшей Силе, что следует делать. Я сама была маленьким богом, контролирующим и жестоким. Мое поведение было безумным.
Восемь лет назад я созналась мужу и детям во лжи, так как скрывала от них свои истинные чувства. Мой сын сказал мне: «Мама, я думал, у тебя идеальный брак». У меня была религия, но не было Высшей Силы. Теперь Бог, как я Его понимаю, учит меня, что я сама не являюсь богом, что я не могу контролировать ни людей, ни события и не могу изменить никого, кроме себя.
Впервые увидеть здравомыслие
Когда я впервые прочёл Второй Шаг, меня сильно смутила фраза о возвращении здравомыслия. Тем не менее я не стал спорить, а продолжал работать над Шагом, и мне воздалось. Я признал, что безумие, которое выражалось в моей наркотической зависимости и компульсивном поведении, я долгое время принимал за здравомыслие. Будучи мужчиной, склонным к угодничеству, я часто действовал безответственно, и моё отрицание лишь способствовало этому. Не раз я совершал опасные поступки, не понимая, что можно жить по-другому.
Поскольку я остался верен Программе и продолжал изучать Шаги, я постепенно пришёл к выводу, что никогда и не знал здравомыслия. Моя родительская семья, с её постоянными скандалами, унижениями, угрозами, не в состоянии была воспитать здоровую личность с ясным взглядом на жизнь. Моё понимание здравомыслия не было полностью искажённым, но и назвать его правильным трудно. В процессе проработки Второго Шага я сначала обрёл ясность, а уже потом здравомыслие. Я достиг ясного понимания той степени насилия, к которому привык. Эта ясность впервые в жизни привела меня к истинному здравомыслию. Сегодня я понимаю, что у меня есть выбор, как вести себя в тех или иных ситуациях: безумно, например скандалить, стыдить и обвинять, или здраво – быть в гармонии со своими чувствами, молиться и просить о помощи. Ко мне возвращается ясность, и я впервые в жизни обретаю здравомыслие.
Когда я потеряла себя, Высшая Сила взяла всё в свои руки
Я чувствовала, будто члены семьи вращаются вокруг меня с ужасной скоростью. Состояние мамы, страдавшей от болезни Альцгеймера, становилось всё хуже. Сожитель бил её. Моя умственно отсталая младшая сестра умирала от рака молочной железы, и её нужно было перевести в другое учреждение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Понятие эмоциональной трезвости формально было введено в сообщество ВДА через «Программные документы». В докладе от 1986 года «Через отделение мы обретаем целостность: парадокс независимости» показано, как возникает эмоциональная трезвость. Она становится возможна, когда мы глубже понимаем Шаги и Традиции и шире применяем их в жизни.
2
Клаудия Блэк. Со мной такого не случится. 1981.
3
Описаны Шэрон Вегшайдер.
4
Эрни Ларсен – выступление в Лас-Вегасе 26 февраля 2005 года.
5
Примечание: Хотя многие группы ВДА пользуются рабочей тетрадью в качестве основной литературы, некоторые взрослые дети предпочитают встречаться в неформальной обстановке, чтобы изучать по ней Двенадцать Шагов вне обычных собраний. В таком случае каждому члену группы следует устно взять на себя обязательство приходить на эти собрания в течение нескольких недель, которые потребуются для работы по Шагам. Иногда участникам предлагается заключить простой письменный договор, однако делается это только по желанию. Устное обязательство приходить каждую неделю и изучать Шаги – это минимальное требование для того, чтобы обеспечить непрерывность, успех и целостность работы.
Занятия в таких группах не заменяют собой посещение собраний ВДА. Они лишь укрепляют выздоровление в Программе, для которого требуется регулярно участвовать в обычных собраниях, рассказывать о своём детском опыте, работать по Шагам, заниматься спонсорством и неустанно искать Высшую Силу.
Кроме того, таким группам следует придерживаться или стремиться придерживаться принципов и традиций ВДА. Каждый участник должен проявлять честность и бережность, а кроме того, нести ответственность за безопасность в группе. Принцип анонимности здесь также играет важную роль. Мы избегаем сплетен и не пересказываем содержание чужих высказываний. В ВДА мы занимаемся собой, живём и даём жить другим.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги