Почему эта книга нужна?
1. Чтобы у начинающих художников не было иллюзий относительно сути профессии и сути жизни в этой профессии.
2. Чтобы не осталось неотвеченных вопросов обо всем, что волнует художника (деньги, критика, известность, продвижение, продажи, творческий кризис, вдохновение и многое другое).
3. Чтобы у художников был инструмент и алгоритм движения, которые они могли бы скорректировать под свой конкретный случай и благодаря этому сократить свой путь к мечте.
Глава 1. Все начинается с мечты
Главный и абсолютный ключ к нашему успеху – мечта.
Ирина Хакамада
Знаете, мой путь художника начался еще задолго до книг и вебинаров по поиску творческого самоопределения. Все гораздо более спонтанно и стихийно, чем структурированные курсы. Изменения зарождаются внутри. Это как щелчок: р-р-раз! И промелькнула мысль, а за ней еще и еще… и главное здесь – это действовать и ни в коем случае не отказывать себе в реализации тех самых мыслей…
…тот год начался с трех «хотелок», или целей (зовите как хотите):
1) начать учиться танцевать;
2) попробовать написать картину (желательно маслом);
3) получить повышение в должности.
Как думаете, что сбылось в тот год?
У меня не было тогда безумных идей о том, как стать известной и участвовать в выставках в крупных арт-центрах, открывать свою школу живописи, продавать картины в разные страны мира да еще и встать на путь contemporary art. Я просто поняла, что хочу жить! И делать то, что хочу, и достигать того, что хочу! Хочу получать кайф, хочу пробовать, хочу совершать ошибки, хочу, чтобы мои мечты сбывались! И все-таки как думаете, что из трех пунктов выше мне удалось выполнить? Ничего? Или все?
Каждый из пунктов мечты воплотился в реальность в течение полугода. Это как снежный ком повлекло за собой множество других изменений: в жизни, в окружении, во мне самой.
Без мечты не может быть ее реализации. И если вы читаете эту книгу, значит, у вас есть мечта! А если у вас есть мечта, значит, есть и смысл жизни, более того, это творческая мечта, а значит, она о творческой жизни, наполненная творчеством, Высшая мечта!
И если вы читаете эту книгу, значит, вы уже начали ее (мечту!) воплощать в реальность, и, дочитав книгу до конца и в процессе чтения, вы увидите, как реальность вокруг вас начнет меняться в ту самую сторону мечты.
Эта книга не только практические советы по продвижению своего творчества! Эта книга о том, как непрерывно двигаться вперед маленькими шажочками, туда, где, возможно, пока все так неизведанно и неясно, но что в действительности очень близко, стоит только сделать этот шаг вперед!
В чем главная ценность этой книги
Все очень просто. Здесь все, что основано на моем собственном опыте. Все, что я прочувствовала и испытала на себе. Все мои эксперименты, выводы, чувства.
8 лет назад, строя карьеру в крупной корпорации, отличница и перфекционист с двумя дипломами и представить себе не могла, кем она станет. «Кем» в широком понимании. Поскольку становление как художника нельзя рассматривать исключительно с точки зрения получения высшего академического образования или количества сотен часов, проведенных за мольбертом.
По правде говоря, тогда я мыслила примерно такими категориями, а не в ключе эстетик и практик современного искусства. Но об этом позже.
По сути, здесь собран весь мой жизненный, профессиональный и творческий опыт. Я отвечаю на, казалось бы, простые, но такие нужные и важные вопросы начинающего художника. Как найти свой авторский стиль? Как совместить материнство и творчество? Как побороть страх и показать свои работы миру? Как начать продавать? Где искать клиента? Как не перегореть творчески? Как выйти на новый уровень восприятия себя, творчества, искусства и окружающей действительности? И многое другое, что волнует и больно бьет нашу творческую суть.
С практической точки зрения она просто обязана быть полезной. И даже не в силу моего профессионального маркетингового и предпринимательского опыта. А в силу того, что она охватывает буквально все аспекты зарождения, становления и развития реального художника, ныне живущего.
Кроме того, сама книга – это часть моей мечты. А раз вы ее читаете, значит, мечта была исполнена.
Кто такой художник в контексте современного мира?
Честно скажу, и это закономерно, я не сразу пришла к пониманию сути художника. Было много стереотипов из-за отсутствия опыта и знаний в области современного искусства.
Ну и кто же такой художник? Давайте разбираться.
Только тот, кто сидит за мольбертом и пишет с натуры свой очередной идеальный горшок, или тот, кто создаёт новое, экспериментирует, пробует, отражает идею в своём творчестве, слушает своё сердце? Тот, кому небезразлично то, что происходит вокруг, тот, кто не боится совершать ошибки? Тот, кто знает, что он делает и для чего? Тот, кто знает цену и ценность созданному своими руками, головой и сердцем? Тот, кто смел и готов делиться с миром?
Тысячу раз «да» на все поставленные выше вопросы.
Много стереотипов навязано обществом, и в силу того у нас в стране все еще велика роль академической школы, а contemporary art все еще не находит понимания даже среди художников. Среди многих художников до сих пор бытует устоявшееся мнение, что нужно правильно и красиво рисовать, и тогда у вас точно купят картины. Смешно. По крайней мере, потому, что сегодня не так легко просто рисовать. За исключением, наверное, ситуации, если это не гениальное рисование или живопись, хотя и тут никто не отменял необходимость продвижения гения.
С какими сложностями сталкивается художник сегодня?
Слишком высока конкуренция.
Слишком искушен зритель в силу колоссального объема визуальной информации и доступа к огромному количеству источников.
Сложно придумать что-то по-настоящему инновационное (а нужно ли?).
Сложно удивить зрителя в силу доступа каждого (даже трехлетнего ребенка) к средствам создания визуального.
Нужны большие вложения, в том числе финансовые, для того чтобы быть замеченным.
И, наверное, это не все трудности, с которыми может столкнуться начинающий и не только художник. Вот именно из-за всего перечисленного и в силу быстро меняющего современного мира художнику сегодня нельзя быть просто художником в традиционном понимании. Особенно если есть амбиции и желание стать более или менее известным. И, как следствие (хотя и не факт), обеспечивать себе жизнь благодаря этому.
Короче, за годы своей карьеры по своему личному опыту и глядя на своих коллег-художников, я поняла, что, пока ты из себя не представляешь что-то интересное и весомое, пока ты не заявишь о себе энному числу партнёров и не наладишь нужные коллаборации, быть художником будет совсем не просто. Ну, в смысле рисовать-то никто вам не запретит, но вот зарабатывать на достойную жизнь вряд ли получится.
Что нужно, чтобы быть настоящим художником в современном и широком понимании?
Первое. Нужно быть действительно креативным человеком.
Второе. Уметь показывать себя и свое творчество и не бояться быть на виду.
Третье. Выходить за рамки «просто рисования», создавать собственные проекты и участвовать в проектах актуального искусства.
Четвертое. Развивать в себе коммуникативные навыки и умения устанавливать партнерские коллаборации.
Пятое. Быть социально активным, разбираться в политике, экономике, экологии и других проблемах социума.
Шестое. Знать принципы и историю современного искусства, главных представителей и современников.
Седьмое. Быть смелым.
И еще много чего. В меру возможностей и интересов, безусловно…
Конечно, на первых порах не обязательно обладать всеми качествами сразу. Достаточно начать развивать какое-то одно направление. И со временем вы убедитесь на собственной шкуре, что все это просто катастрофически необходимо.
У нас в голове, к сожалению, есть установки – устаревшие – по поводу определения сути художника. Но если мы хотим жить настоящим, а не прошлым, нужно менять эти установки, и прежде всего внутри себя.
Итак, кто такой современный художник?
Даже если мы будем банальны и просто обратимся к словарю Ожегова, например, мы увидим, что «художник – это человек, к-рый творчески работает в какой-н. области искусства».
И только второе значение – «то же, что живописец». Это 1949 год. То есть 80 лет назад. А мы до сих пор застряли в узком понимании.
Анализируя современный образ художника, внутри себя я нашла следующее его определение. Художник – это творческая личность, создающая произведения искусства и живущая творчеством; это личность, рамки сознания которой находятся вне общественных стереотипов; это смелая личность, занимающая активную позицию в общественно-политической жизни и передающая через процесс и/или результат своего творчества те ключевые вопросы социума, которые наиболее ей близки; это внутреннее состояние души и разума.
Моя личная история, или Как я стала художником
Оглядываясь назад, я анализирую: а было ли это событие моей жизни закономерным или случайным? Сейчас попытаюсь выяснить вместе с вами.
Итак, 2011 год. Кто я? 25-летняя девочка, которая чего-то хочет, но пока не до конца понимает чего. Есть желание попробовать свои творческие силы. Она думает о том, чтобы начать танцевать, рисовать, петь, играть на гитаре и еще много чего. Обременённая, как ей тогда казалось, работой и долгими часами, чтобы до нее добраться, необходимостью буквально выживать на небольшую зарплату и строить карьеру в крупной корпорации в условиях бешеной конкуренции и тысячи бессмысленных задач, навязанных этой же корпорацией. Изо дня в день одно и то же. Ну, разве только радостные творческие праздники с друзьями, к которым она готовилась с каким-то невероятным энтузиазмом и чувством правильности происходящего! Ощущение недостатка творчества в жизни и, как результат, недостатка свободы. Все это вылилось в банальное загадывание желаний в новый 2012 год. Она написала на бумажке три желания, о которых вы уже прочли во вступлении к этой книге:
1) начать учиться танцевать;
2) попробовать написать картину (желательно маслом);
3) получить повышение в должности.
Этот год оказался критичным, переломным для нее, то есть для меня. Тогда я еще не понимала, каким путем буду двигаться. В этом году я должна была получить свой второй диплом в маркетинге, чтобы подать заявку на повышение в должности до менеджера по продукту в компании, где я работала. Я получила должность, а вместе с ней кучу непонятной и не интересной мне работы. Хотя, не спорю, была часть обязанностей, которая и правда радовала и вдохновляла. Но все эти обязанности были творческие, а когда дело касалось заполнения форм, заявок, отчетов, одобрений и прочей бюрократии, которой ой как хватает в любой корпорации, я потухала внутри, и порой хотелось просто выскочить из офиса с бешеной скоростью и больше никогда не возвращаться. Благо здравый смысл останавливал и потихоньку нашептывал план действий по реализации еще не оформленной мечты о творческой и свободной жизни.
Я продолжала строить карьеру в маркетинге, рисуя дома по вечерам и по выходным. Начала заниматься танцами. Пошли командировки, конференции, встречи на работе. Жизнь заиграла новыми красками! Я начала резко и сильно меняться. И внутренне, и даже внешне я будто бы преобразилась, начала излучать невероятное количество энергии, что я сама ощутила благодаря отношению окружающих и огромному числу новых позитивных знакомств.
Для меня вопрос энергии был всегда чем-то сакральным и безумно интересным. Где-то внутри я понимала, что энергия и творчество каким-то образом неразрывно связаны друг с другом. Пока на интуитивном уровне это помогало двигаться дальше в направлении творчества.
Как же, собственно, я начала рисовать?
Просто пошла в магазин для художников и купила все, что необходимо для масляной живописи. Писала маслом дома на кухне, разложив холсты и краски на кухонном столе. По ночам, вечерам и выходным. Но в какой-то момент я ощутила недостаток навыков и знаний. Вот бывает такое с иностранным языком. Хочешь и знаешь, что сказать, и вроде бы какой-то минимальный словарный запас есть, но до конца не получается выразить свои мысли. Так и с живописью. Возможно, мои интуитивные работы были куда более чувственными и эмоциональными, но в них все равно не хватало чего-то. Уверенности кисти и уверенности в том, что я высказываю на холсте.
Так пришли в мою жизнь мастер-классы и вечерние курсы для взрослых. После первого мастер-класса я ощутила мощный прилив творческой энергии. Я испытала на своей творческой шкуре азы академической живописи и была безумно возбуждена от процесса и от результата. Я окончательно утвердилась в понимании, что это мое и останавливаться я не буду ни при каких условиях.
Я рассказывала всем знакомым и коллегам, что я пишу картины. С удовольствием показывала свои работы – первые попытки создать приличную живопись. Я была счастлива, что впервые в жизни у меня появилось дело, которое мне по-настоящему по душе и которое у меня получается легко, идет будто откуда-то из глубин моей сущности.
Потом последовали события в моей жизни, благодаря которым я приняла решение поступить в художественную академию и стать дипломированным художником. Так начался новый этап моей жизни, которая больше не станет прежней.
А что было дальше?
Дальше были сотни часов живописи, первые заказы, увольнение меня с работы, первая персональная выставка, первые разочарования, блог в Instagram, защита диплома, два года без заказов, организация мастер-классов, первые выставки в приличных галереях, отличный год с большим числом заказов, проект в центре современного искусства, гранты, конкурсы, снова разочарования, онлайн-школа живописи, курс продвижения художников, снова длительный период без заказов, иностранные проекты, десятки невыигранных конкурсов… Вот обо всем этом и еще о многом другом мы и поговорим на страницах этой книги. А начать я хочу с истории о том, как я организовала для себя персональную выставку. Собственно, именно с нее началось мое продвижение и становление как художника, поскольку это была первая попытка заявить о себе и своем творчестве, первая попытка выхода на широкую публику.
Как я организовывала первую персональную выставку?
Итак, меня уволили. Это долгая история, не совсем относящаяся к сути книги, необходимая только для осознания, что Вселенная все видит и делает так, как нужно нам, даже если мы в этот момент еще это не вполне осознаем.
Мне выплатили компенсацию, часть которой я решила выделить на организацию персональной выставки. Имея опыт в организации мероприятий и опыт в маркетинге, я с удовольствием принялась за процесс. По правде говоря, это то, что мне нравилось с детства. Планировать, составлять сметы и затем воплощать в реальность.
Постараюсь воспроизвести в памяти мои действия пошагово. Кстати говоря, все было сделано практически идеально, о чем свидетельствует результат, но об этом чуть позже.
Итак, первое, что я сделала, – составила план работ и смету, что выглядело примерно так:
1. Аренда зала.
2. Верстка каталога.
3. Печать каталогов.
4. Оформление работ.
5. Реклама в СМИ.
6. Анонсы среди своих знакомых и бывших коллег.
7. Организация фуршета.
8. Поиск спонсоров.
9. Верстка и печать афиш и приглашений.
10. Распространение печатных приглашений.
11. Создание и запуск персонального сайта.
На все я дала себе три месяца. Срок нормальный как раз для того, чтобы справиться самой. Полная энтузиазма и надежд, предвкушая самое главное событие моей жизни, я кинулась в бой.
Второе, что предстояло сделать, – оценить масштабы сего действа. Но для этого нужно было:
1. Найти зал.
2. Выяснить стоимость печати.
3. Понять, где я буду давать рекламу.
4. Составить меню фуршета.
5. Понять, что я смогу сделать бесплатно, своими силами или силами друзей и бывших коллег.
В итоге смета выглядела примерно так (прошло пять лет, и я уже многое не помню, но порядки примерно такие):
1. Аренда зала в галерее в центре Москвы – 35 тысяч рублей на две недели.
2. Верстка каталогов, афиш и приглашений – за подарок.
3. Печать каталогов, афиш и приглашений – около 50 тысяч рублей.
4. Оформление некоторых работ в багет – около 5 тысяч рублей.
5. Реклама в СМИ – бесплатно на арт-портале друзей.
6. Анонсы среди своих знакомых и бывших коллег – бесплатно, лично, по почте и через мероприятие в Facebook.
7. Организация фуршета – около 10 тысяч рублей.
8. Поиск спонсоров – не нашла, но, пока искала, нашла дешевые напитки у какого-то оптовика.
9. Распространение печатных приглашений – бесплатно, своими силами.
10. Создание и запуск персонального сайта – около 15 тысяч рублей.
Выставочный зал я нашла на Facebook. Типографию – через бывших партнеров с работы. Сайт мне делал знакомый. Верстала подруга.
Я действовала четко по алгоритму, как я привыкла это делать, будучи менеджером по продукту в офисе. Я все успела и сделала все, что и планировала, к открытию.
На открытие пришло человек 50. Это очень много для художника, который, можно сказать, только родился. В основном, конечно, знакомые и знакомые знакомых. Но иногда приходили и совершенно неизвестные мне люди.
На открытие владелица галереи позвала директора одной московской государственной галереи современного искусства. Я еще не понимала масштаб происходящего, и все, что я запомнила из его слов, было: «…ты очень смелая…» (по всей видимости, потому что осмелилась показать жутко незрелую живопись) и «…ты еще сама не знаешь, что создала…» (про одну мою работу, как мне тогда показалось, одобрительно). Еще были советы с его стороны, типа «нужно делать то же, но только холст в 100 раз больше». И ни слова о том, как все это продавать…
Тогда я еще студент академии. Мои работы незрелые, живопись неуверенная, картины разноплановые: от жутких натюрмортов до попыток символизма и абстрактной живописи. На выставку я принесла все свои работы. Конечно, так лучше не делать, но мне тогда никто не говорил, как нужно. Я просто делала так, как чувствовала.
Что пошло не так? Пришлось ездить каждый день в галерею, поскольку я тогда не знала, что могут существовать галереи, в которых нет ни смотрителя, ни охраны. А нужно просто брать ключ и самой встречать гостей. Парень, помощник владелицы галереи, который должен был иногда присутствовать на время отъезда, в какой-то момент исчез и перестал выходить на связь. Как выяснилось позднее, он просто забрал деньги, которые я и еще несколько художников заплатили за аренду, и улетел в отпуск (позже он все-таки объявился, так что не переживайте). Из-за этого некоторые мои знакомые так и не смогли попасть на выставку, поскольку оказались перед закрытой дверью. Благо практически сразу вернулась владелица, и моя выставка благополучно прошла от начала до конца.
Какие советы я могу дать начинающим художникам, читающим эту книгу, и желающим организовать первую персональную выставку своими силами?
Первое, что нужно сделать, – задать себе несколько ключевых вопросов:
1. Для чего, с какой целью организовываю персональную выставку?
2. Смогу ли я привлечь зрителя и потенциального покупателя? Знаю ли я, как это делать? Достаточно ли у меня средств на рекламу и смогу ли я покрыть расходы?
3. Какого результата я жду от выставки?
Во многом формат выставки и ее результат зависят от бюджета, от желаемого масштаба мероприятия, от амбиций художника, от количества уже лояльных к вам и вашему творчеству людей.
Если вы изначально ставите цель показать себя и свои работы без привязки к продажам, то просто постарайтесь охватить максимальную аудиторию. Делайте персональные рассылки и приглашения. Заманите интересной программой или интересными публике приглашенными гостями. Если позволяет бюджет, делайте платную рекламу, например, на сайтах-афишах, которые осуществляют рассылки, или в тематических блогах.
Первое. Если цель – продажи, то тут нужно будет заморочиться. Во-первых, никто не отменял качество самих работ. Мой опыт – это скорее пример исключения, везения и результат большого количества теплых знакомств. Безусловно, я не смогу вам рассказать по пунктам, какие работы лучше покупают. Сами понимаете – все индивидуально. Для своего рода прогноза продаж с выставки вы можете промониторить галереи современного искусства в Instagram. Все коммерческие галереи заточены на продажи, поэтому вы можете смело проводить визуальный анализ, основываясь на их опыте. Естественно, это не гарант продаж, но по крайней мере у вас начнет формироваться некая насмотренность, а возможно, что-то вас вдохновит на создание шедевра. Кто знает. В общем, будет огромным плюсом, если ваши картины, ваша живопись или рисунки будут самобытны и уникальны, если в них будет что-то необычное, душевное. Эмоции на холсте, которые могут выражаться как в мазках, так и в сюжетах, – это важно для зрителя. Он это чувствует. Пожалуй, это будет второй пункт. И третье – наша любимая реклама.
Второе. Цель – знакомство и партнерские контакты, тогда и выставка должна быть организована как тусовка. Есть смысл собрать базу контактов дизайнеров интерьеров и галерей. А затем отправить всем приглашение в ключе «…приходите посмотреть на работы, которые могут стать интересны вашим клиентам».
Ну и слишком не обольщайтесь. Воспринимайте каждую выставку скорее как PR, а не как ярмарку-продажу. Я не могу и не имею права обобщать, поскольку мы – художники – создаем настолько разные вещи, что пальцем в небо – предсказывать результаты выставки. Я знаю огромное множество никому не известных художников, которые создают просто удивительные вещи. И все, что им нужно, – это хорошее продвижение.
Пока шла выставка, я продала примерно на 80 тысяч рублей (если вернуться к смете, это почти стоимость ее организации). Спустя пару месяцев я продала еще несколько работ и в итоге вышла в плюс. Хотя, признаюсь, моя цель была не продажи.
Моя цель была заявить о себе. И скорее даже для себя, для внутренней уверенности в правильности происходящего. Мне почти 30. Я осталась без работы. У меня нет собственного жилья. Я студент академии. Без существенного творческого опыта и знаний. Это была моя попытка войти на новый рынок и закрепиться на нем хотя бы одним волоском.
Но потом волосок оборвался почти на два года.
Академическое образование не панацея
Ох, сколько раз меня спрашивали, а нужно ли высшее художественное образование. Ох, сколько раз я размышляла, а нужно ли мне было высшее художественное.
Чтобы ответить однозначно, попробую взглянуть на происходившее со мной в ретроспективе. Во-первых, давайте определимся в терминах. Академическое художественное образование, которое я получила, не совсем высшее. Это диплом о переквалификации. То есть, по сути, я переквалифицировалась из маркетологов в художники. Это программа для взрослых, уже имеющих высшее образование. Три года очного обучения. Примерно 5 дней в неделю по 4—8 часов в зависимости от предмета. Были очень нужные практические предметы, такие как «Рисунок и живопись», «Копирование станковой живописи», «Теория цвета», «Монументальная живопись», «Наброски» и «Короткий рисунок». Были совершенно, на мой взгляд, ненужные, такие как «Начертательная геометрия», на зачет по которой я так и не пришла, но каким-то чудесным образом его получила. Честно пыталась понять и разобраться, приходила к преподавателю на консультацию, подключила свою приятельницу-архитектора, но все было тщетно. Кроме оскорблений и протертых ластиком тысячу раз исправленных листов бумаги, я от этого курса не получила ровным счетом ничего. Был интересный, но очень сжатый и скомканный курс «Теория и история искусств». Конечно, тут нужно было бы пройтись от начала до конца и большую часть посвятить искусству 20 и 21 веков. И если бы не потрясающее итоговое задание, для выполнения которого нужно было ходить в музей и смотреть на любимую картину, а потом описывать ее во всех подробностях, я бы тоже причислила этот курс скорее к бесполезным.
Нам очень повезло с педагогом по живописи и рисунку, которая, будучи очень мягким и тактичным человеком, как мне показалось, так же тактично и вела наши занятия, не вмешиваясь в творческую составляющую процесса, а лишь профессионально направляя и указывая на ошибки, подробно разъясняя нюансы и хитрости академической школы.
Не могу не вспомнить историю прямо противоположную. Наш педагог ушла в декрет, и в последний год на ее место поставили педагога, который любил выразить свое сугубо личное мнение в красках. Вот однажды я сижу и мирно дописываю гипсовую голову, которую начала еще при первом педагоге. Я уже практически заканчивала. И работа была не совсем традиционно выполнена. Я намеренно решила сделать тени и рефлексы цветными, прямо ярко выраженно цветными. Помню, что мы всю эту красоту обсуждали с первым преподавателем, она одобрительно улыбалась моей смелости и только поправляла кое-где нарушенные пропорции. И вот настало последнее занятие, ко мне подходит новый педагог и со всем энтузиазмом начинает во весь голос критиковать меня и мою работу. Слова, которые мне запомнились ярче всех остальных: «О боже! Ты что, из Африки сбежала?» Ему не понравилось, что очень много цвета на гипсе («так не бывает!»), и взаимные придирки (а я не оставила это дело безнаказанным) закончились примерно таким диалогом: