Книга История моего рода. Издание второе с дополнениями и изменениями - читать онлайн бесплатно, автор Александр Василега. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История моего рода. Издание второе с дополнениями и изменениями
История моего рода. Издание второе с дополнениями и изменениями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История моего рода. Издание второе с дополнениями и изменениями

В связи с этим, начиная с 1862 года, правительство запретило переводить в казаки переселенцев – крестьян из этих губерний. Переселение продолжалось и дальше, но новоприбывшие уже не входили в казацкие станичные общины, а становились «иногородними», «городовиками». Это были украинцы, крестьяне, которые не могли становиться казаками и селиться в станицах, селились они за пределами станиц – в хуторах, либо вообще на необжитых землях.

К середине шестидесятых годов XIX века в станицах Старой линии резко возросла численность населения, и, следовательно, земли на всех не хватало. Когда в станицах не было свободного земельного фонда, землю нарезали за ее пределами, так создавались хуторские поселения. Для хуторов выбирались места наиболее безопасные от набегов горцев, удобные для ведения хозяйства, но не слишком отдаленные от станиц. В таких хуторских поселениях, за спиной пограничных постов и линейных станиц, жизнь была более-менее спокойная.

Одним из таких мест были степи севернее правого берега реки Кубань в среднем её течении. По территории этих мест, на протяжении ста шестидесяти километров, течет река Бейсуг. По берегам реки, насколько хватало взгляда, везде были заросли камыша и терновника. По своему речному бассейну, охватывающему почти всю центральную часть степи, река являлась второй по величине рекой Приазовья. Исток Бейсуга лежит в сухой балке, начинающейся в полукилометре от железнодорожной платформы «1578 км» в окрестностях Рогачевского разъезда, в семи километрах северо-западнее города Кропоткина. Ширина его незначительна. Выйдя из балки на «окончательную» равнину у станицы Ловлинской, река сразу же начинает огибать множество холмов разной высоты. Питается река за счет талого снега, осадков и родников. Её длина двести сорок пять километров, а площадь водосбора составляет более пяти тысяч квадратных километров. Притоков у реки более ста, наиболее крупные – Бейсужёк Левый, Бейсужёк Правый, Незамайка, Гаджировка и Бузинка. Река неширокая. Уже на среднем участке течение реки становится заболоченным, оставаясь таким до самого устья. Широкие плесы образуются лишь в зоне населенных пунктов, где со временем были устроены искусственные плотины (гребли). После нынешней станицы Брюховецкой начинаются плавни, а затем река впадает в Бейсугский лиман.

Видимо, когда-то это была самая многоводная река в этих местах, на что указывает её татарское название – «беева», «князева вода», или точнее главная, важная река.

В реке водилось много рыбы. Рыба из лиманов Азовского моря проходила через её устье вверх по течению на нерест. По берегам Бейсуга в изобилии росла трава, а разнотравье – идеальный корм для скота. В степи водилось много дичи и птицы. Всё это привлекало внимание новых переселенцев.

Переселенцы, в целях безопасности, передвигались большими группами (обозами). Переезжали основательно – со всем своим имуществом, везли с собой всё: птицу, скот, инвентарь.

По мере продвижения на юг, каждая семья, или группа семей переселенцев, выбирала себе место для проживания.

Переезд был очень трудным, ехали на подводах, запряжённых лошадьми, но чаще волами, везли с собой нехитрые пожитки, имущество, домашние вещи, многие шли пешком. Были и такие, кто не выдерживал такой долгой и трудной дороги, так и не добравшись до плодородных Кубанских земель.

История рода по отцовской линии

Мой прапрадед Василега Яков

Первыми представителями нашего рода на Кубани стали члены семьи моего прапрадеда – Василеги Якова. О точном времени переселения на Кубань семьи прапрадеда никаких сведений не сохранилось, об этом можно судить лишь приблизительно, ориентируясь на косвенные данные и воспоминания потомков переселенцев того времени.

Так, исходя из сроков окончания Кавказской войны в 1864году и возраста моего прадеда Василеги Ивана Яковлевича, родившегося уже на Кубани, можно предположить, что семья Якова Василеги поселилась на Кубань после отмены крепостного права в период с 1862 по 1870 год. Косвенным подтверждением этого предположения служат воспоминания одного из потомков жителя хутора Ловлин— Корнея Черненко, уроженца Екатеринославской губернии, переехавшего в это время с семьей на Кубань.

Предположительно, весной1862 года семья Корнея Черненко, вместе с другими семьями переселенцев, главным образом из Черниговской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской губерний, подалась с Украины на Кубань. В дороге, не выдержав тяжёлого переезда, у Корнея умерла жена, оставив ему четверых сыновей: Михаила, Семена, Сафрона, Спиридона.

Семья Корнея обосновалась на берегу степной речки Бейсуг, где было четыре-пять хат и землянок. В последствии это поселение стало хутором Ловлиным.

В это время старшему сыну Корнея было десять лет, а младшему полтора месяца. Впоследствии все сыновья, кроме Спиридона, который позже уехал в хутор Романовский (г. Кропоткин), так и жили в Ловлинской, а его внук прожил в станице до своей смерти и был одним из самых старейших жителей станицы.

Со слов моего деда Василеги Пантелея Ивановича, в это же время, вместе со своими земляками из Украины на Кубань, переехала и семья Якова Василеги.

Я хорошо помню, что в разговорах и дед, и мои родители упоминали фамилию Черненко, как близкую, давно и хорошо знакомую. Видимо, была какая-то давняя связь между семьями Черненко и Василега, хотя родственниками наши семьи никогда не были. Это примерно так, как бывает между земляками на чужбине – и не родня, а общаются, как родные. Возможно, что эти отношения появились ещё в те далёкие годы, когда семьи наших предков вместе переезжали с Украины на Кубань.

Вот так же, в одном из обозов оказалась и семья Якова Василеги, выходца с Украины, из Полтавской губернии. В своих воспоминаниях мой дед Василега Пантелей Иванович упоминал именно эту губернию: «Мы Екатеринославские, с Полтавщины» – говорил он. На мои уточняющие вопросы, ничего более определенного он сказать не мог. Да это и не принципиально, найти конкретное место жительства, откуда Яков Василега с семьёй уехал на Кубань, сейчас не представляется возможным.

В один из дней, обоз Якова Василеги остановился на берегу той же небольшой степной речки, что и семья Корнея Черненко. Вокруг были заросли камышей и диких кустарников. В степи водилось много дичи и птицы, в реке – изобилие рыбы. Всё это привлекло внимание моих предков, и они решили остановиться здесь навсегда.

Основателем нашего рода на Кубани можно по праву считать моего прапрадеда – Василегу Якова. Год его рождения установить мне не удалось, но можно с большой вероятностью предположить, что прапрадед родился на Украине в период с 1800 по 1820 годы.

К сожалению, не сохранилось никаких данных о родителях Якова, его братьях и сестрах. Не сохранилось материалов и о самом Якове, но судя по тому, что он обеспечил всем своим сыновьям на новом месте достойные условия для начала самостоятельной жизни – купил земельные наделы, построил, или купил дома каждому из пятерых сыновей, можно с уверенностью констатировать, что Яков Василега был трудолюбивым человеком и ответственным родителем.

Из воспоминаний Василеги Пантелея Ивановича известно, что, после того, как Яков обустроил всех своих детей, уже в преклонном возрасте, пешком ушел паломником на Святую землю – в Палестину и город Иерусалим, где размещались основные христианские святыни.

Что ожидало в XIX веке паломника, решившегося ехать на Святую землю? Дорога длиной в несколько месяцев, а то и год, через всю Россию, две недели пароходом в каютах третьего класса и неизвестность. Он мог простудиться в пустыне, замерзнуть в горах по дороге в Галилею, как замерзли насмерть несколько сотен паломников в 1894 году, мог быть обворован бедуинами и не всегда знал, где будет ночевать и что есть, а единственным его ориентиром на местности было Евангелие.

Дорога на Святую землю только в одну сторону могла занимать год. Паломники обычно доезжали (или доходили) по суше до Одессы, оттуда плыли на пароходе до порта Яффа (Тель-Авив). Самым долгим был переход из Иерусалима в Назарет – третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема город, где прошли детство и юность Иисуса Христа. Сто тридцать километров по горам и пустыне, это расстояние паломники преодолевали пешком, а у кого были средства – на осликах.

Вот интересная информация о том, как принимали паломников на Святой земле. Так, разместиться паломник мог на территории одного из восьми подворий, построенных за счет Императорского православного палестинского общества на выкупленных им землях.

Одной из задач этого общества было содействие православному паломничеству на Святую землю. В Уставе этой организации с самого начала было записано: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле». Для этих целей для паломников были созданы специальные паломнические книжки, позволяющие значительно удешевить поездку в Святую землю. Они действовали в течение года со дня выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, по специальным купонам. Это удешевляло поездку в два раза.

Для приёма паломников в Иерусалиме были устроены подворья, а для обслуживания больных рядом с ними построена Русская больница. В народной трапезной одного из подворий паломники могли получить бесплатный обед. Также паломники могли воспользоваться услугами лавки с продуктами, книжной и иконной лавками и посетить баню. По вечерам для паломников проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых паломниками в ходе паломнических маршрутов.

Русский паломник обычно рассчитывал свой путь так, чтобы добраться до Иерусалима к Рождеству, провести здесь Великий пост и встретить Пасху. Причем вернуться обратно стремились не все: окончить свои дни на Святой земле многие почитали за высшее счастье, поэтому домой не торопились.

В семье Якова Василеги было шестеро детей – пять сыновей: Максим, Родион, Григорий, Константин, Иван и дочь Варвара. Жили они одной большой семьёй. Поселилась семья в западной части нынешней территории станицы Ловлинской, жили в землянках. Поскольку Яков Василега не был казаком, то права на получение надела земли он не имел. После принятия в 1868 году закона «О дозволении русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать какую-либо собственность в землях казачьего войска, уплачивая посаженную плату» землю ему выделили за определенную плату.


Участок карты Золотоношского уезда Полтавсксой губернии 1802 года


Военно-топографическая карта участка Кубанской области 1860 года.

О происхождении нашей фамилии

Необходимо сказать несколько слов о происхождении нашей фамилии. Точного описания, или достоверной истории возникновения фамилии нет. Её можно только предполагать, исходя из того, что написано в литературе и того, что считают поэтому поводу наши однофамильцы. Известны три версии происхождения фамилии Василега.

Первая версия гласит о том, что фамилия Василега относится к разряду достаточно распространенной в регионах России и ближнего зарубежья. В сохранившихся значимых ретроспективных дневниках, жители с этой фамилией были важными персонами из русского владимирского мещанства в 18—19 в., имевших хорошую власть и почести. Первые упоминания фамилии можно обнаружить в указателе переписи населения Древней Руси во времена Ивана Грозного.

Согласно второй версии одно из первых упоминаний о фамилии Василега было обнаружено в архивных документах переписи фамильных родов XVIII века. Вероятно, можно полагать, что значение фамилии Василега уходит в однокоренное слово, от которого и произошла эта фамилия. «Василега» являлось семейным прозвищем, которое в свою очередь происходит от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Именно это самое «уличное» прозвище записывали в переписном документе, и оно впоследствии стало фамилией.

Третья версия гласит о том, что фамилия Василега образована от довольно распространенного имени Василий. У славян с XV по XIX век – это имя занимало второе место по частоте употребления после имени Иван. Каждый православный человек во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя.

Вероятнее всего, основатель фамилии Василега был человеком простого сословия. Фамилии, сформированные из полной формы имени, были социальной привилегией знати. Семьи, пользовавшиеся большим авторитетом и уважением у соседей, получали фамилию от полного имени, в отличие от тех, кто таким уважением не пользовался, им давали обычно уменьшительные, производные, обиходные прозвища.

Конечно, предпочтительнее было бы иметь фамилию с древними корнями, уходящими в эпоху правления Ивана Грозного, но объективности ради, нужно учитывать то обстоятельство, что наша фамилия наиболее распространена на Востоке Украины, и вероятнее всего там и зародились её корни.

Мои попытки найти какие-нибудь сведения о месте происхождения нашего рода на Украине, к сожалению, не увенчались успехом. Более удачливым оказался мой однофамилец, а возможно и дальний родственник – Василега Олег Николаевич. Поиском своих корней он начал заниматься раньше меня – ещё во времена Советского Союза и ему кое-что удалось разыскать. Ниже привожу его выводы по результатам изысканий:

«Разбирая записи метрических книг, волей-неволей, мне пришлось делать анализ событий, происходивших на левобережной Украине в ту пору. Во времена Руины (с тысяча шестьсот пятьдесят седьмого по тысяча шестьсот восемьдесят седьмой годы) мои предки сюда и побежали, основали хутор Казацкий, вдоль оврага. Место понравилось. Сделали запруду. Два-три домика и уже хуторок.

По моим предположениям все Василеги родом вышли из одного гнезда! Это хутор Казачий, появившийся после тысяча шестьсот пятьдесят восьмого года на востоке от села Золотоноша, в Полтавской губернии.

Смею предположить, что в процессе великого перемещения населения во время «Руины», Василеги, как раз и образовали хутор Казачий. Не будучи казаками…

Можно предположить, что сама фамилия произошла от одного из прозвищ: Васылеженко, Василыженко, Васылеженки, Василиги, Васылыги. Именно в то время, фамилия Василега нигде больше не встречается, кроме, как на хуторе Казачьем.

Потом, уже после разгрома шведов под Полтавой, произошло обратное переселение семей. Василеги вернулись под Чигирин, в сёла Янич, Ивановка, где живут до сих пор. В реестровых книгах той местности фамилии: Василыженко, Василига есть и сейчас».

Следующее перемещение семей с фамилией Василега произошло после отмены крепостного права в тысяча восемьсот шестьдесят первом году. Когда крестьяне стали свободными, то побежали дальше на восток – в непаханые земли. Они появились в поселениях под Запорожьем (Александровск) – в селах Балабино и Гуляй-Поле, под Сумами – в селе Ободы и деревне Песчаная, на Черниговщине —в селе Крапивное, на Кубани на хуторе Ловлин. Потом фамилия стала распыляться по всей России.

Наверное, можно сделать вывод о прямом родстве всех людей с фамилией Василега и, при желании их просчитать, ведь история фамилии насчитывает всего-то колен десять —пятнадцать.

В настоящее время наша фамилия распространена, в основном, в Левобережной и Юго-Восточной частях Украины – в Киевской, Черниговской, Сумской, Черкасской, Николаевской, Полтавской, Харьковской и Днепропетровской областях. В России наша фамилия встречается в Москве, Санкт-Петербурге, на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Запорожской, Донецкой и Луганской областях. На Кубани фамилия встречается достаточно редко, и то, в основном, это наши дальние родственники. Они проживают в городах Краснодаре, Кропоткине, станицах Тбилисской, Ловлинской, есть родственники в Волгограде.

Упоминаний о фамилии «Василега» в источниках об истории казачества мне найти не удалось. Вероятнее всего, к казачеству наша фамилия отношения не имеет.

Так что мои предки были крестьянами, или, как в старину их называли – холопами, а на Кубани их звали иногородними.

История семьи Василега неразрывно связана с историей заселения хутора Ловлин. Дальнейшее развитие хутора, а затем и станицы Ловлинской, происходило при самом непосредственном участии представителей нашего рода. Пережили они и Первую мировую, и Октябрьскую Революцию, и Гражданскую, и Великую Отечественную войны, коллективизацию, голод и разруху.

Вместе со своими земляками на протяжении многих лет они восстанавливали разрушенное войнами хозяйство, строили всё то, что сегодня есть в станице – саму станицу со всей её инфраструктурой, высокоразвитое колхозное хозяйство, птицефабрику, современные социальные объекты и многое, многое другое. Для них голод, потери близких, произвол властей, унижение, обиды и разочарования не пустые слова – это всё они испытали на себе. Но ничто их не сломило, не обозлило, они стойко перенесли все беды и невзгоды, подарили нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Мы не вправе забывать о том, каких усилий им это стоило.

Дети Якова Василеги и их потомки

Когда мои предки обосновались на берегу реки Бейсуг, то в этом месте кое-где виднелись хаотично разбросанные землянки, да скромные, слепленные из глины и покрытые камышом хаты.

Точных сведений о том, как сложилась судьба всех детей Якова, найти не удалось. Мне известны судьбы лишь некоторых из них, например, Максима. Жил он в станице Ловлинской, я знал его детей: двух сыновей – Федора Максимовича и Петра Максимовича, а также двух дочерей – Веру Максимовну и Ксению Ксению Максимовну.

Василега Федор Максимович 1909 года рождения, жил в станице Ловлинской на улице Степной, рядом с колхозным зернохранилищем. С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне, воевал в составе 828 стрелкового полка 197 стрелковой дивизии на Украине, затем на Сталинградском направлении в районе станицы Вёшенской. В апреле 1943 года был комиссован по состоянию здоровья. Награждён Орденом Отечественной войны II степени. Федор Максимович был женат, его жену звали Марфой. У них было двое детей – сын Павел Фёдорович и дочь Елена Фёдоровна. Дочь Елена Фёдоровна (после замужества Бондаренко) жила и работала в станице Ловлинской. В настоящее время проживает у дочери в станице Тбилисской.

У Павла Фёдоровича родились трое детей: двое сыновей – Александр Павлович в 1961, Сергей Павлович в 1965 и дочь Елена Павловна в 1971 году.

У Александра Павловича родились двое детей: дочь Оксана в 1986 году и сын Сергей – в 1988. У Оксаны в 2017 году родился сын Богдан. У Сергея двое детей: дочь Алина 2012 и сын Иван 2018 года рождения.

У Сергея Павловича два сына: Денис – 1991 и Никита 2001 года рождения. У старшего сына Дениса в 2016 году родился сын Максим.

Александр Павлович и Сергей Павлович живут и работают в станице Ловлинской. Елена Павловна (в замужестве Головинова) живёт с семьёй в станице Нововладимировской. У неё есть сын Дмитрий 1992 года рождения.

Брат Фёдора Максимовича – Василега Пётр Максимович проживал в городе Кропоткин. Я знал его, неоднократно бывал в гостях у него. Знал я и его двух сыновей: Алексея Петровича и Виктора Петровича. Возраста они были примерно такого же, как и мой отец, оба работали машинистами электровозов на железнодорожной станции Кавказская. К сожалению, об их детях и их дальнейшей судьбе мне ничего не известно.

Василега Вера Максимовна жила в станице Ловлинской. Была замужем за Ловлиным Иваном. Жили они на улице Степной. В браке у них родились две дочери: Екатерина Ивановна и Валентина Ивановна.

Екатерина Ивановна вышла замуж за Бесштанко Филиппа Фёдоровича. Проживали они на улице Первомайской. У них родились двое детей – дочь Антонина и сын Дмитрий. Антонина замужем за Иваницким, живёт в станице Ловлинской, Дмитрий женат, живёт в Краснодаре.

У Валентины Ивановны (в замужестве Рожнова) родились два сына – Павел 1958 года рождения и Юрий 1962 года рождения. Павел умер в начале 80-х годов, а Юрий в настоящее время проживает в Ловлинской.

Василега Ксения Максимовна жила в станице Ловлинской, вышла замуж за Комаря Павла. Я знал только её сына – Ивана Павловича. Он жил в станице Ловлинской, работал в колхозе агрономом, главным агрономом, секретарём парткома. Мой отец и Иван Павлович дружили и поддерживали родственные отношения.

У Ивана Павловича родились трое детей – две дочери: Тамара, Антонина и сын Александр. Все окончили Кубанский сельскохозяйственный институт. Антонина проживает в Краснодаре, Тамара в станице Тбилисской. Александр служил срочную службу на Черноморском флоте водолазом, женат на Березиной Наталье Владимировне. В начале 90-х годов работал руководителем колхоза, в настоящее время живет и работает в станице Ловлинской, у него собственное фермерское хозяйство.

В станице Ловлинской проживают ещё наши родственники, чьи матери или бабушки до замужества носили фамилию Василега. Одна из них – семья Гайдай Ивана Ефимовича. Его жена – Вера Михайловна 1929 года рождения, в девичестве носила фамилию Василега и являлась нашей родственницей. Её отца звали Михаил Фёдорович 1903 года рождения, к сожалению, он погиб в годы Великой Отечественной войны. У Веры Михайловны в 1950 году родилась дочь – Галина, она замужем за Булатовым Александром Фёдоровичем.

Мой прадед Василега Иван Яковлевич и его дети

Мой прадед Василега Иван Яковлевич был шестым, самым младшим ребенком в семье. Исходя из возраста моего деда, можно предположить, что Иван Яковлевич родился уже на Кубани в период с 1862 по 1870 год.

Когда Иван Яковлевич вырос и женился, его отец купил ему надел земли на том месте, где впоследствии жили мой дед и мой отец – сейчас это улица называется Первомайской.

В семье у Ивана Яковлевича родились шестеро детей: пятеро сыновей: Фёдор, Матвей, Николай, Пантелей, Федот и дочь Анастасия. Все они проживали в станице Ловлинской, там же и похоронены, кроме дочери, которая вышла замуж за Ватутина Петра и переехала к мужу в совхоз «Кубань» Кавказского района.

По рассказам моего деда, жили они одной большой семьёй, единоличным хозяйством, в семье был достаток. В хозяйстве были лошади, около десяти коров, куры, гуси, большая собственная пасека. Подворье представляло собой хорошо обустроенный участок с несколькими турлучными постройками: хаты, хозяйственных построек для скота, помещения для хранения пчелиных ульев в зимние месяцы, погреба.

Был на подворье большой и фруктовый сад. В то время семьи на Кубани были большими, обязанности в семье чётко распределялись. Исполнение наиболее тяжелых работ ложилось на плечи мужчин-братьев: они пахали, боронили, сеяли, добывали дрова, устраивали ограду вокруг двора и огорода, возводили жилье и хозяйственные помещения, ухаживали за лошадьми, рогатым скотом, овцами. Отец руководил полевыми работами, мать давала поручения невесткам по дому. Все работы внутри дома: приготовление еды, выпечка хлеба, побелка дома, стирка белья, уход за домашней птицей и свиньями, работа в огороде – входило в обязанности женщин. Они также готовили полотно для белья своим мужьям и детям, ткали холсты и ткани для зипунов, пряли нити для чулков и носков, выполняли много других работ по дому.

Помощниками родителей по хозяйству были дети. На Кубани дети рано приучались к физическому труду, привыкали к терпению невзгод жизни. Поскольку в семье были дети разных возрастов, за ними закреплялись и посильные для каждого обязанности: одни встречали с выгонов и поили овец, другие – крупный скот, третьи приносили в дом дрова, четвертые смотрели за младшими. Как правило, с одиннадцати лет мальчики вместе со взрослыми участвовали в ловле рыбы, а девочки, вместе с женщинами, помогали рыбакам плести сети. Девочек рано приобщали к ведению домашнего хозяйства, рукоделию, приготовлению пищи. С двенадцати лет они уже умели печь хлеб.

После того как сыновья вырастали и женились, Иван Яковлевич отделял сыновей, покупая им земельные наделы и дома, которые располагались недалеко от родительского дома – там, где сейчас находятся улицы: Первомайская и Степная. Это говорит о том, что прадед был заботливым и ответственным отцом для своих детей. Вообще, это всегда было и остаётся хорошей традицией в нашей семье.

Мой дед Пантелей Иванович остался жить в родительском доме вместе с родителями. Он рассказывал мне, как вместе с отцом охотились на дудаков (дроф). У прадеда в степи были свои потаённые места, где он устраивал засады на дичь. Охота особенно удавалась в ненастную погоду в осенние и зимние месяцы. В это время дрофы прилетали пастись на поля. Охотники устраивали засаду так: один оставался в специально вырытом для этого окопчике, а второй на повозке заезжал с подветренной стороны и поднимал стаю. Птица в это время года была упитанной и тяжелой, особенно в дождливую погоду. Дед говорил, что за одну такую охоту они с отцом добывали до десяти дудаков.