Суть креативной личности – бесконечное производство идей, открытий, смыслов, преодоление несовершенства этого мира, выявление проблем и их решение, постановка новых задач, стратегическое видение.
Ей не до материальных ценностей и атрибутов. Она охвачена состоянием преобразований, подлинного развития и внутреннего роста, поиском таинственного и взаимодействия с ним. Это ее драйв, ее экстремальность, зашкаливающий адреналин, получение которого зависит только от нее, ее талантов, мотивации и ресурсов. У. Эко афористично указывает, в этом смысле, на важное условие креативности: «Нужно сковывать себя ограничениями, чтобы свободно творить».
Чтобы понять, как ограничения и иной вектор ценностей влияет на создание новаций и шедевров, обратимся к раскрытию важных свойств креативного класса – социальной группы или сообщества творческих личностей.
В России креативный класс воспринимается весьма неоднозначно. В представлении обычных людей креативщики – «интеллектуальные паразиты», занимающиеся неизвестно чем за весьма приличные деньги. Люди, привыкшие от 9 до 18 исполнять четко обозначенные задачи и добиваться конкретных результатов, слабо понимают творческую специфику. Зачем трудиться в режиме (!) 24/7 и создавать продукты странной и даже сомнительной полезности? Что это за результаты, которые не измерить объемами, процентами или намотанным километражем?
Между тем, креативный класс – это люди, которые уже сейчас вносят существенный вклад в ВВП России. Не нужно забывать, что открытия, инновации, технические разработки и фундаментальные преобразования – важные направления развития нашей страны, существенную роль в которых играют именно креативные личности. Они помогают создавать новую реальность России – реальность, способную достойно ответить на все экономические, культурные и социально-политические вызовы современности.
Производство, наука, образование, IT-технологии, финансы, архитектура, искусство, масс-медиа, мода, дизайн, реклама, pr-продвижение, индустрия развлечений – примеры креативных областей и индустрий, в которых творческая личность – основной субъект деятельности и главная их составляющая.
Сегодня вклад креативных отраслей в мировую экономику становится все значительнее. На долю креативных областей приходится уже 6,1% глобального ВВП. Планируемый рост в ближайшие годы – 10%. Ежегодный прирост экономики в странах OECD (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Швеция и т.д.) за счет «креативной включенности» составляет от 5% до 29%. В России доля креативных индустрий достигла 5% и планируется к дальнейшему существенному росту.
Возможности креативных индустрий практически безграничны:
генерирование прибыли;
создание новых рабочих мест, новых индустрий;
рост выпуска традиционных видов продукции;
модернизация промышленных процессов;
содействие реструктуризации производства;
создание новых рынков и «мягких» инфраструктур для культурного туризма;
улучшение промышленной инфраструктуры и инвестиционного окружения, возрождение пришедших в упадок городских районов;
усиление конкуренции и стимулирование инновационного роста;
обеспечение роста торговли;
увеличение производительности труда и количества высококвалифицированных человеческих ресурсов.
Порожденная креативным классом индустрия инноваций ставит своими целями модернизацию и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости, качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках
Поэтому креативщики – не «паразитирующая прослойка», а новый класс трудящихся с высокой интеллектуальной составляющей. Класс, который, опираясь на собственную талантливость, социальные идеи, мотивацию преобразований, меняет мир к лучшему, несет каждому, даже простому человеку, возможность свободы, поиска собственного смысла жизни, общественного приложения данных ему способностей. Класс, раскрывающий и мотивирующий людей на насыщенную нематериальными смыслами жизнь.
Все исследователи отмечают, в качестве отличительных черт креативного класса, меритократизм – снижение значимости материальных факторов при повышенной значимости в социальной и профессиональной сферах нематериальных факторов – интеллектуально насыщенной работы, автономии, ответственности, творческой стимуляции, невещественной мотивации.
У. Мак Дугалл выделяет в качестве генетически первичных мотивационных импульсов креативности инстинкт созидания, а Г. Мерфи, С. Томкинс и К. Изард – интерес, который связывается со «стремлением к открытию».
А. Маслоу, А. Адлер, К. Роджерс выделяют как ведущую мотивацию креативного человека мотивацию личностного роста, самоактуализации – стремление человека реализовывать свой креативный потенциал.
Важнейшим мотивационным источником является и сам творческий процесс, созидание, функционирующее по типу «положительной обратной связи».
Креативная личность рассматривает творчество как важнейшую ценность, испытывает острейшую потребность в творческой деятельности, креативно относится к себе и окружающему миру, постоянно проявляет потребность в преобразовании, стремится к продуктивным результатам и творческим достижениям
Таким образом, заповедь 5 подводит нас к ясной мысли о том, что для креативного человека важны, прежде всего, идеи (!)… Они и есть его основное богатство, привлекающее людей, создающее творческие команды, являющееся основой для создания новых проектов, индустрий, сфер, глобальных решений. Идеи сегодня притягивают деньги, нужных людей, условия, удачу и успех!
Нужно просто уметь все совмещать, не растрачиваясь на паразитов, мошенников, воров идей, открытий и проектов, плагиаторов, ложных креативщиков, который мертвой хваткой цепляются за вас, пытаясь присвоить и «нагреть руки» на том, что им не принадлежит.
Культура защиты авторских прав, патентования, лицензирования, официальных публикаций, хорошие юридические знания и персональные консультанты позволят вам надежно защитить себя от вредоносного воздействия плагиаторов и приспособленцев!…
И снова, в конце заповеди, традиционные авторские «мудрости»:
Мир гораздо шире и интереснее, чем нам его пытаются представить!
Будь Человеком, а не Потребителем!
Материальное счастье ограничено, счастье познания и открытий бесконечно!
Материальные ресурсы дают основу жизни, духовные – основу счастья!
Идея как плод, который питает всех ее принимающих!
Деньги без идеи – дождь в пустыне…
Будь богатым идейно!
Идея – главный двигатель, порождающий все в этом мире.
Заповедь 6. Будь ленивым и одержимым
Лень, как это ни удивительно, непременный спутник креативной личности. Ей лень подниматься в строго определенное время и следовать привычным процедурам. Креативщика напрягают все эти зарядки, завтраки, утренние новости, выбор одежды и обуви под офисный дресс-код.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Роджерс Н. Творчество как усиление себя /Н.Роджерс //Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С.164-168.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги