Книга Тематические тесты по макроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Терентьева. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тематические тесты по макроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты по макроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тематические тесты по макроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию


8. Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки

2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) работающие по гибкому графику


9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) студенты; 2) безработные; 3) граждане, составляющие рабочую силу; 4) лица, занимающиеся частным бизнесом; 5) трудоспособные граждане.


10. Надежде 40 лет, она – домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудоспособные

2) частично занятые

3) не включаемые в численность рабочей силы

4) отчаявшиеся найти работу

5) временно безработные

6) занятые


11. У Надежды сын-дошкольник, и она по согласованию с руководством предприятия занята на производстве неполный рабочий день. Какие еще категории, помимо частично занятых, включаются в численность рабочей силы страны?

1) домохозяйки

2) работающие по гибкому графику

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) рантье, живущие на проценты по депозитам

6) находящиеся в очередном отпуске


12. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) рынок труда, 2) акция, 3) занятость, 4) трудовые ресурсы, 5) Центробанк, 6) пособие


13. Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке труда и безработице запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработица это такое экономическое состояние, при котором ищущие работу не могут её найти при существующей ставке заработной платы.

2) Структурная безработица может быть вызвана колебаниями в потребительском спросе и обновлением технологий.

3) К социальным издержкам безработицы относятся потеря квалификации и самоуважения безработными, упадок моральных устоев.

4) К числу безработных относятся пенсионеры и домохозяйки.

5) На стадии циклического подъёма экономики спрос на рабочую силу падает.


14. Выберите в приведённом списке верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработица может представлять макроэкономическую проблему.

2) К экономически активному населению относятся домохозяйки.

3) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника.

4) Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

5) К экономически активному населению относятся пенсионеры.


15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Под безработицей понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает _______(А), причём это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении.

Безработицу классифицируют по типам, выделяя фрикционную, ______(Б), сезонную и циклическую.

Фрикционная безработица связана с изменением в _______(В) труда, то есть с динамическим характером рынка труда, постоянным переходом работников из состояния занятости в категорию безработных и, наоборот, с несовершенством информации. Она практически неустранима и действует в любой экономической ________(Г). Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива ________(Д) исходит от самого человека.

На рынке труда для регулирования безработицы могут использоваться активные и пассивные меры. Активные меры предполагают создание новых рабочих мест, открытие новых производств, что требует значительных объёмов инвестиций. Пассивные меры в основном сводятся к выплате ______(Е) по безработице»

Список терминов:

1) структурный

2) предложение

3) цена

4) спрос

5) фактор

6) доходный

7) увольнение

8) пособие

9) система

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



16. Выберите верные суждения о занятости и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Занятость – это деятельность граждан, направленная на получение доходов и соответствующая закону.

2) К экономически активному населению страны относят только тех граждан, которые имеют работу.

3) Безработица, вызванная спадом экономической активности в период кризиса, называется циклической.

4) Государство в рыночной экономике полностью регулирует рынок труда и стремится к обеспечению полной занятости населения.

5) Естественный уровень безработицы определяют структурная и фрикционная безработица.


17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Безработица представляет собой социально-экономическое явление, которое наступает в случае превышения _______ (А) трудовых услуг над _______ (Б) и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень _______ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.

________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует _______ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, _______ (Е) изменениями спроса и др.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) сезонный

2) научное открытие

3) предложение

4) естественный уровень

5) полная занятость

6) общество

7) научно-технический прогресс

8) спрос

9) производственный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



18. Выберите верные суждения о занятости и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Безработица  – это социально-экономическое явление, которое отражает невозможность для экономически активного населения найти работу.

2) В соответствии с причинами выделяют фрикционную, циклическую и структурную безработицу.

3) Занятость  – это законная деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящая доход.

4) Естественный уровень безработицы предполагает стопроцентную занятость населения.

5) Активная государственная политика занятости  – это меры по снижению отрицательных последствий безработицы.


19. Выберите верные суждения о занятости и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Занятость в экономике  – это деятельность людей, связанная с удовлетворением их потребности в труде, которая, как правило, приносит трудовой доход.

2) Все лица, не имеющие работы, относятся к категории безработных.

3) Люди, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, являются занятыми.

4) При скрытой безработице граждане трудоустроены, но фактически не выполняют трудовых обязанностей.

5) Уровень занятости населения  – это отношение числа безработных к численности экономически активного населения.


20. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называются периодические колебания деловой активности.

2) Безработица имеет положительные последствия, так как способствует росту ВВП и доходов домохозяйств.

3) В условиях безработицы нетрудоспособное население стремится найти работу и немедленно приступить к ней.

4) Уровень безработицы показывает, какую долю от численности рабочей силы составляет количество безработных.

5) Снижению безработицы способствует создание государственной системы содействия в трудоустройстве и переподготовке кадров.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

«Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определённый уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. <…>

Существует представление, что машины «уничтожают» рабочие места, поскольку они намного производительнее людей. Машина эффективнее человека и заменяет его только в том случае, если отношение предельной выручки от её использования к предельным затратам на неё больше, чем то же самое отношение для человека. Это означает, что ставки заработной платы играют важную роль в определении скорости направлений технологических изменений в экономике. Технологические нововведения высвобождают трудовые ресурсы в одной области и позволяют использовать их в других областях. <…>

Рост уровня безработицы отражает скорее изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поступление на работу, её поиск и отказ от работы. <…> Безработица будет оставаться высокой до тех пор, пока ожидания и действительность не придут в соответствие друг с другом.

«Полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную безработицу совершенно неизбежной. <…>

Чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки…». (В.Л. Белова. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-политический журнал. 1998. № 1. С. 63–71.).

1. Опираясь на текст, укажите важнейшую цель экономической политики. Как автор объясняет, почему она является таковой?


2. Что, по мнению автора, влияет на скорость и направления технологических изменений в экономике? К каким последствиям это приводит?


3. Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Объясните, почему. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера фрикционной безработицы.


4. В тексте говорится о том, что чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки. Используя обществоведческие знания, укажите любые три примера этих издержек.


Прочитайте текст и выполните задания 5–8.

«Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей – это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости».

5. Влияет ли, по мнению автора, безработица на человека? Укажите три примера подобного влияния, указанных автором в тексте.


6. Какие два показателя макроэкономической нестабильности указывает автор в своем тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните, почему безработица является противоречивым явлением.


7. Опираясь на текст и свои обществоведческие знания укажите три примера взаимосвязи структурных сдвигов в экономике и безработицы.


8. Какие две категории людей, по мнению автора, оказываются в наиболее затруднительном положении на рынке труда? Укажите, по каким причинам эти категории оказываются в подобном положении. (К каждой категории укажите не менее чем по две причины). Приведите по одному примеру путей решения этой проблемы агентствами занятости для каждой из указанных категорий.


9. Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.


10. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004–2008 гг.



Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004–2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.


11. По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8 %, что на 0,2 % выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8 % это лица находящиеся в поисках работы по специальности.

Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?

Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.


12. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


13. Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики по борьбе с безработицей. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ способы борьбы с безработицей? (Назовите любые три способа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)


14. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Тест 5. Безработица

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

«Безработица – центральная экономическая проблема современного общества. Высокий уровень безработицы означает недоиспользование ресурсов и низкие доходы населения.

Отметим, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на нравственный облик человека, вредит его психике. Потеря работы – это психическая травма, уступающая по уровню вызванного стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму.

Мы различаем три вида безработицы.

Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, а также сменой этапов жизни (учёба, работа, рождение и уход за ребёнком для женщин, пенсия). Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причём соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах и секторах экономически неодинаково. Циклическая безработица порождена общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Так, во время спада 1982 г. уровень безработицы вырос в 48 из 50 штатов США. Особо отметим, что подростковая безработица носит преимущественно характер фрикционной. Подростки часто меняют место работы, продолжительность работы на одном месте у них в 12 раз короче, чем у взрослых. Достигнув зрелого возраста, они стабилизируют свою занятость. Уровень безработицы различен также в зависимости от расовой принадлежности. Так, для взрослых рабочих негров этот показатель в 2 раза выше, чем у белых.

Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обременённой высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый). Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в США составлял 4 %, то в 80-х он составил 6–7 %. Такой рост – одна из наиболее неприятных тенденций экономического развития. Причин тому несколько: в состав рабочей силы всё активнее вовлекаются подростки, женщины и представители национальных меньшинств.

Кроме отмеченных ранее причин на занятость влияет экономическая политика. В течение 26 недель безработный получает 50 % прежней заработной платы в форме государственной страховки и освобождается от налогов, что в сумме эквивалентно 60–70 % прежнего заработка.

Естественно, что в таких обстоятельствах рабочие более разборчивы и неторопливы в выборе новой работы, избегают низкооплачиваемых должностей.

В качестве итога перечислим меры, которые могли бы способствовать снижению естественного уровня безработицы: улучшение информированности населения о возможностях занятости; совершенствование профессиональной подготовки по дефицитным специальностям; снижение уровня государственной защищённости безработных; проведение общественных работ» (по П. Самуэльсону)

1. Почему безработица, по мнению автора текста, является центральной экономической проблемой современного общества? Какие социально-демографические характеристики рабочей силы, по мнению автора, влияют на уровень занятости? Как автор определяет естественный уровень безработицы?


2. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «инфляция». Как, по мнению автора, высокий уровень инфляции влияет на естественный уровень безработицы? Какие меры по снижению уровня безработицы называются в тексте? Назовите три любые меры.


3. Какие три вида безработицы названы в тексте? Приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждый из этих видов безработицы.


4. Автор пишет, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на самого безработного. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три неэкономических последствия незанятости для безработного.


5. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «безработица»;

2) составьте предложения:

– одно предложение, содержащее информацию о циклической безработице;

– одно предложение, раскрывающее любую возможную меру по смягчению последствий структурной безработицы;

– одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;

– одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы;

– одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы.


6. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.


7. В течение ряда лет проводились исследования по выявлению оценки россиянами уровня безработицы. Полученные данные представлены в таблице. Сформулируйте вывод по данному факту и сделайте два предположения, как может совершенствоваться политика государства по данному вопросу.


Источник: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), МОСКВА, 18 марта 2011 г., www.wciom.ru


8. В 2007 г. население нашей страны составляло 142,2 млн. человек. Численность занятых несколько превышала 71 млн. человек. Какой еще показатель необходимо учесть, чтобы определить численность экономически активного населения? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две группы, которые можно отнести к экономически неактивному населению.


9. Назовите и проиллюстрируйте примерами три негативных последствия безработицы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


10. В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что некоторые социальные группы, в отличие от других групп, несут непропорционально тяжёлое бремя безработицы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три такие группы и объясните причины уязвимого положения каждой из них на рынке труда.

Тест 6. Виды безработицы

Часть 1

1. Циклическая безработица максимальна

1) на пике экономической активности

2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период оживления экономической активности

4) в период стабильного экономического развития


2. Застойная безработица в отличие от других видов и форм безработицы

1) отражает неспособность государства эффективно использовать труд

2) охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов

3) приводит к потере профессиональных знаний и навыков работников

4) способствует замедлению темпов экономического роста


3. Естественный уровень безработицы составляет

1) фрикционная безработица

2) сумма фрикционной и циклической безработицы

3) сумма структурной и циклической безработицы

4) сумма фрикционной и структурной безработицы


4. Из-за общего экономического спада, возникшего в стране М., гражданина К. уволили с предприятия. В течение двух месяцев гражданин К. не мог найти нового места работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, связанные с безработицей гражданина К., и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) структурная

2) сезонная

3) циклическая

4) скрытая

5) фрикционная

6) открытая


5. Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) скрытая

2) сезонная

3) застойная

4) структурная

5) фрикционная

6) открытая


6. Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.