Да, бабушка Александра Михайловича – Анна Васильевна, мама Горчакова старшего, свекровь Пещуровой была старшой сестрой Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Усадьба Пещурова А. Н., Красногородский район, д. Лямоны.
Усадьба в д. Лямоны сохранилась. Туда возят туристов по Пушкинским местам.
Большевики имение конфисковали, демократы прихватизировали. Интересно: кто будет возвращать?
Алексей Петрович Пещуров (1795—1833)
Обер-прокурор 7 Департамента Сената, Мосалський уездный предводитель дворянства (Калужская губерния). Действительный статский советник.
Жена Гардер Серафима (в др. ист. Вильгельмина) Васильевна (1792—1850).
Четыре сына:
Михаил, 1823—1894, тайный советник, был начальником канцелярии Александровского комитета о раненых и заведующим эмеритальной кассой морского ведомства, с 1892 член Государственного совета.
Пётр, 1829—1898, тайный советник, член Совета главноначальствующего гражданской частью на Кавказе.
Дмитрий, 1833—1913, ученый-синолог, профессор Петербургского университета.
Алексей, 1834—1891.
Об Алексее подробней
Алексей Алексеевич Пещуров Десятый Морской министр России, вице-адмирал, член Государственного совета. Алексей Алексеевич Пещуров родился 21 (9) мая 1834 г. в дворянской семье, происходящей из старинного рода, в селе Лосево Мосальского уезда Калужской губернии. Своего отца Алексея Петровича, он не помнил, так как родился через 5 месяцев после его смерти. Маленький Алексей воспитывался своей матерью, действительной статской советницей Вильгельминой Васильевой, в имении Лосево. Рос Алексей любознательным, начитанным. Хорошо знал французский и английский языки. Характер имел целеустремленный, настойчивый и твердый, что во многом определило в дальнейшем его уверенное продвижение по службе. В октябре 1841 года мать семилетнего Алексея написала в Морское министерство прошение:
«Просит вдова действительная статская советница Мина Васильева, о нижеследующем: сына моего, Алексея Пещурова, имеющего от роду 7 лет и обученного чтению и письму по-русски и по-французски, желая отдать для воспитания в Морской кадетский корпус, всеподданнейше прошу:
Дабы повелено было сие мое прошение принять и именованного сына моего в морской кадетский корпус определить, а что он имеет действительно дворянское достоинство, и что действительно есть мой законный сын, в удостоверение сего представляю при сем свидетельство – недвижимость имения за мною состоит в губерниях Нижегородской в уездах Нижегородском и Горбатовском, Симбирской в уезде Алекперовском и Калужской в уезде Мосальском – всего 438 душ крестьян, нераздельно с малолетними моими детьми.
К поданию надлежит директору морского кадетского корпуса господину адмиралу и кавалеру Крузенштерну. Сие прошение писал служащий департамента народного просвещения титульный советник Алексей Ефремов, сын Кисловской.
Вдова действительная статская советница Мина Васильева Пещурова руку приложила. Семья проживает в Калужской губернии Мосальского уезда в селе Лосево».
В 1848 г. Алексея Пещурова определяют в Морской кадетский корпус, откуда в августе 1851 г. его выпускают гардемарином. 7 октября 1852 г. на фрегате «Паллада», которым командовал офицер лазаревской школы, капитан-лейтенант И. С. Унковский, под флагом вице-адмирала Е. В. Путятина, следовавшего в Японию с дипломатической миссией, гардемарин Пещуров отправился в свое первое дальнее плавание через три океана.
Писатель И. А. Гончаров, бывший секретарем миссии Путятина, в путевых очерках «Фрегат «Паллада» упоминает гардемарина Пещурова. С потрепанной штормами трех океанов и пришедшей в негодность «Паллады» уже в звании мичмана Пещуров перешел на новый фрегат «Диана», которым командовал С. С. Лесовский, будущий известный адмирал. Но «Диане» не повезло: во время землетрясения, произошедшего в Японии в декабре 1854 г., новенький, 52-пушечный фрегат получил тяжелейшие повреждения, а позднее во время шторма затонул. Моряки «Дианы» построили шхуну «Хэда» и на ней через Японское море перешли в Николаевск-на-Амуре. Вернувшись в Кронштадт, лейтенант Пещуров был назначен в иностранную миссию к графу Е. В. Путятину, где выполнял обязанности агента по заказам Морского министерства в Великобритании и Франции.
Гайдамак в океане. Орг., масло, 2008 г.
В 1860 г. капитан-лейтенант А.А.Пещуров был назначен командиром клипера «Гайдамак» и во время плавания в Тихом океане в 1861 г. открыл бухту в заливе Петра Великого, названную бухтой Гайдамак.
В 1863 – 1864гг. клипер «Гайдамак» в составе тихоокеанской эскадры адмирала Попова ходил к берегам северо-американских штатов. В это же время вторая русская эскадра адмирала Лесовского также пришла на американский рейд. Эскадра Попова встала на рейде в Сан-Франциско, а Лесовского – в Нью-Йорке. Россия выказала дружественные чувства американцам и поддержала борьбу Севера против Юга, а также воспрепятствовала вмешательству Англии в гражданскую войну.
Американцы высоко оценили дружественный акт русских. Престиж России был восстановлен, а англичане «получили по носу» (за поражение русских в Крымской войне 1853—1856гг.).
Броненосный фрегат «Минин»
По возвращении из похода А. А. Пещуров был произведен в капитаны II ранга и назначен командиром броненосного фрегата «Минин», а вскоре отправлен в Англию изучать вопросы снабжения броненосных судов.
Так уж получилось, но именно А. А. Пещуров был в 1867 г. назначен комиссаром по передаче Аляски американцам. Протокол по передаче Аляски Америки Алексей Алексеевич подписал по поручению Императрицы.
Считаю, что историческую ошибку надо исправить.
По возвращении он был назначен вице-директором канцелярии Морского министерства в звании капитана I ранга.
В 1874 г. А. А. Пещуров за отличие был произведен в контр-адмиралы. В течение нескольких лет он работал в Морском министерстве: директором канцелярии, заместителем управляющего, а затем и управляющим. В эти годы в Морском министерстве разрабатывается судостроительная программа для Черноморского флота. (Крымская война показала, что военно-морские суда России устарели.)
11 января 1882 г. А. А. Пещуров был назначен главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором г. Николаева с производством за отличие в вице-адмиралы. Именно ему пришлось выполнять 20-летнюю кораблестроительную программу (1882 – 1902 гг.), в разработке которой он принял деятельное участие.
В доках Севастополя и Николаева закладываются три поразивших мир своей боевой мощью и оригинальностью конструкции. броненосца: «Чесма», «Синоп» и «Екатерина II». Строятся новые доки: Алексеевский и Александровский.
6 мая 1886 г. в присутствии императора Александра III в Севастополе был спущен на воду броненосец «Чесма», а 10 мая в Николаеве – броненосец «Екатерина II», а через год спущен на воду «Синоп». На стапелях закладываются новые броненосцы «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», канонерские лодки, Минные крейсера.
В 1890 г. в строю Черноморского флота находилось уже 3 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 14 миноносцев.
Адмирал А. А. Пещуров.
Напряженная работа на посту главнокомандующего сказалась на здоровье А. А. Пещурова. Уйдя в отпуск по болезни в июле 1890 г., он уже не вернулся на Черноморский флот. Умер вице-адмирал А. А. Пещуров в октябре 1891 г. в возрасте 57 лет.
Вице-адмирал Пещуров был награжден орденами с св. Александра Невского, св. Станислава I ст.. Белого Орла, св. Анны I, II, III степеней, св. Владимира I, II, III, IV степеней и иностранными: персидским орденом Льва и Солна I и II ст., греческим орденом Спасителя.
Жена англичанка Варвара Вениаминовна Эллиот.
Семья А. А. Пещурова была большая: 2 сына Пётр (род. 19 февраля по ст. ст. 1867 г.) и Михаил (род 18 (6) декабря 1876 г.), 4 дочери: Мария (род. 20 (8) ноября 1860 г.), Елена (род 21 (9) ноября 1866 г.), Варвара (род. 31 (19) июля 1869 г.) и Софья (род. 24 (2) августа 1874 г.).
Пётр пошел на службу в гвардию, Михаил поступил в Морской Кадетский корпус.
Следуя старинной традиции морских семей, дочери вышли замуж за сыновей адмиралов: Елена – за лейтенанта Кроуна, Варвара и Софья за Георгия и Ивана Керн.
Перу Алексея Алексеевича принадлежит несколько статей, опубликованных в Морских сборниках.
Именем вице-адмирала А.А.Пещурова названы:
мыс, Японское море, залив Петра Великого, залив Восток.
Мыс, Японское море, полуостров Корея.
мыс, Японское море, материк, побережье, залив Ольги.
Карта: «Залив Ольги».
Писатель Валентин Саввич Пикуль в романе «Три возраста окини сан» написал о драматической судьбе Владимира Коковцева, прошедшего путь от мичмана до адмирала российского флота. В этом же романе Пикуль рассказал и о морском офицере Алексее Алексеевиче Пещурове.
Пещуров Сергей Александрович – наш дед
9 февраля 1942 г. из 105 запасного стрелкового полка г. Красноярска убыла в Действующую Красную Армию ст. Волховстрой Ленинградский фронт команда 2474. В списке личного состава ручных пулемётчиков значится рядовой Пещуров Сергей Александрович. 1908 г. рождения, уроженец Омской обл., Белешевского сельского совета, призван в Советскую Армию Знаменским РВК. Это был наш дед.
Как мы оказались в Сибири?
У прадеда было имение в Тамбовской губернии. В 1905году во время первой революции самые сильные крестьянские волнения произошли на Тамбовщине. Сожжено было более 100 помещичьих усадеб. Был ли смысл заново отстраивать усадьбу? Прадед Александр принял решение и вместе с семьёй в годы Столыпенской реформы уехал в Сибирь в Омскую область, д. Белешево.
С приходом советской власти – можно ли было выжить с такой фамилией? Пришлось ещё и фамилию подкорректировать, заменив в ней одну букву. Это было в то время явлением распространённым. Был Пещуров – стал Пещеров. Что и спасло в 30-е годы. Так и выжили. Это была семейная тайна.
Хотя, старики рассказывали, что к прадеду ещё долго ходили ходаки.
Однако, трубка прадеда выдавала. Когда мужики крестьяне в деревне курили набитую махоркой козью ножку, прадед курил трубку. Но не мог он себе в этом отказать. Привычка.
Мы знали, что прабабушка была из богатой семьи, про прадеда старались в семье ничего не рассказывать. Мелким я ещё был, в школу не ходил. Гостил в деревне у тети Нади. Взрослые отмечали какой-то праздник. Я выходил из дома через коридор на улицу, а там двое взрослых стоят курят и разговаривают. Один из них дед Миша, младший брат деда Сергея. Второго не помню. Вот этот второй и спрашивает:
– Ну, как дела Пещуров?
Дед Миша, явно чего-то опасаясь:
– Да, тише ты!
Тогда я не придал сказанному значения, но эта фраза надолго врезалась в память.
Дед Миша родился и жил в сибирской деревне. Но от своих деревенских он сильно отличался. Это дворянское благородство и манеры поведения – их ничем ни вышибешь.
Информация всплыла, когда мы стали запрашивать в военных архивах о фронтовой судьбе деда Сергея.
30.05.2007года, №9/16288, Министерство обороны РФ Центральный архив.
«В приказе 105 зсп №40 от 9 февраля 1942 г. значится: "$3. Красноармейцев маршевой роты команды 2474 согласно списков… с 9.02.42г. считать выбывшими в действующую Красную Армию ст. Волховстрой Ленинградский Фронт…» Основание: ЦАМО, оп.90192, д.18, л. 54.
В списке личного состава ручных пулемётчиков маршевой роты команды 2474 105 запасного стрелкового полка значится: «Рядовой ПЕЩУРОВ Сергей Александрович, 1908 г. рождения, уроженец Омской обл.., Беляшовского с/с, призван в СА Знаменским РВК.» Основание: ЦАМО, оп.90192, д.8, л.136 (об).
Ленинградский фронт. После удачной оборонительной операции под Москвой советским командованием было принято решение освободить дорогу на Ленинград. Наступать с двух направлений, кольцо замкнуть в районе н. п. Любань: Любанская наступательная операция.
С востока бои вела 54-я Армия.
Дед воевал в 54 Армии.
О напряжённости тех боёв свидетельствует Николай Николаевич Никулин в книге «Воспоминания о войне». (C-Петербург. Издательство Государственного Эрмитажа. 2008 г.)
(Никулин Николай Николаевич – солдат и ученый, профессор, член-корреспондент Академии художеств, знаток и хранитель нидерландской и немецкой живописи Государственного Эрмитажа, автор более 200 книг и статей.)
«В армейской жизни под Погостьем сложился между тем своеобразный ритм. Ночью подходило пополнение – тысяча, две, три тысячи человек. То моряки, то маршевые роты из Сибири, то блокадники. Их переправляли по замерзшему Ладожскому озеру. Утром после редкой артподготовки они шли в атаку. Двигались черепашьим шагом, пробивая в глубоком снегу траншеи. Да и сил было мало, особенно у ленинградцев. Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревая в сугробе. Трупы засыпало свежим снежком. На другой день была новая атака… Много убитых видел я на войне, но такого зрелища, как в Погостье зимой 1942 года, видеть больше не довелось. Мертвыми телами был забит не только переезд, они валялись повсюду».
За время операции 54 Армия потеряла около 43 000 человек.
Это была первая наступательная операция Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Историки о ходе её подготовки и результатах проведения стараются умалчивать.
Наш род соответствует своему Гербу!
Я хотел бы привести ещё несколько выдержек из книги Николай Николаевича Никулина.
«Воспоминание о войне»:
«В 1990-х годах мемориал в Малуксе был реконструирован на средства Министерства обороны и сейчас там, как говорят, собраны останки 60 тысяч солдат из-под Погостья. (Погостье находится в двенадцати километрах от Малуксы!) Ветераны рассказали мне, что инициатором реконструкции был министр обороны Язов, который воевал в Погостье и был там ранен. Здесь же погиб его отец».
«Многие расписывались на Рейхстаге или считали своим долгом обосать его стены. Вокруг Рейхстага было море разливанное. И соответствующая вонь. Автографы были разные: «Мы отомстили!», «Мы пришли из Сталинграда!», «Здесь был Иванов!» и так далее.
Лучший автограф, который я видел, находился, если мне не изменяет память, на цоколе статуи Великого курфюрста. Здесь имелась бронзовая доска с родословной и перечнем великих людей Германии: Гёте, Шиллер, Мольтке, Шлиффен и другие. Она была жирно перечеркнута мелом, а ниже стояло следующее: «Е…л я вас всех! Сидоров».
Все, от генерала до солдата, умилялись, но мел был позже стерт, и бесценный автограф не сохранился для истории».
«Однажды солдаты притащили откуда-то красивую клетку с говорящим попугаем, они кормили его гороховой кашей и учили ругаться по-матерному, однако попка упорно болтал по-немецки. В день победы офицеры полка устроили торжество. Как только провозгласили первый тост за отца всех народов, великого и мудрого полководца и подняли бокалы, попугай громко заорал: „Хайль Гитлер!!!“ Тут ему пришел конец».
В феврале 1942 года ехали из города Красноярска на фронт в одной команде №2474 красноармейцы Митягин Сергей Игнатьевич и Пещуров Сергей Александрович.
В 70-е годы в одном высшем военном авиационном училище лётчиков в г. Барнауле учились: сын красноармейца Митягина-Сергей, и внуки красноармейца Пещурова – мы с моим братом Серёгой.
Курсанты Барнаульского ВВАУЛ братья Максименко Борис и Сергей.
Итог:
Считаю, что 9 мая ежегодно Парад Победы Вооружённых Сил РФ надо проводить в г. Берлине.
А Парад Победы в Отечественной войне 1812 года проводить 7 января в г. Париже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги