Наглец должен поверить в то, что если он продолжит в том же духе, то без неприятных для него последствий ему не обойтись, а также что желаемое он не получит без тех или иных потерь для себя. Иначе он не прекратит хамить.
Если конфронтация выполнена качественно, то наглец либо отвяжется, либо переключит внимание на другую более беззащитную жертву, с которой будет меньше хлопот.
Второе. Отнеситесь к его поведению с юмором, подшутите над наглецом. Это часто неплохо работает. Приведу пример из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев" (1927 г.):
"В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
– Дядя! – весело кричал он. – Дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:
– Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал."
Кадр из фильма "12 стульев", СССР, 1976
Третье. Если действия наглеца вызывают сильные так называемые негативные эмоции, такие как гнев, раздражение, злость, просто выплесните их на него.
Не нужно подавлять эмоции. Окатите ими наглеца, словно ушатом холодной воды резко и с удовольствием. Пусть сверкнет эмоциональная молния.
Четвертое. Пытка вопросами. Просто начните задавать наглецу вопросы. Например:
– Зачем Вы так делаете?
–Не твое собачье дело.
– Почему это не мое?
– Потому.
– Вам слабо ответить на простой вопрос?
– Не слабо.
– Так почему не отвечаете?
и тому подобное.
Главное в этой технике не отвечать на встречные вопросы, а просто задавать все новые и новые вопросы, которые логически вытекают из того, что именно содержится в ответе на предыдущий вопрос.
Пятое. Бывает, что человек слишком тактичен и культурен, не готов к конфронтации с наглецом, не обладает остроумием Остапа Бендера, а также не решается на применение "пытки вопросами".
Тогда, не нужно замалчивать проблему, рассчитывая, что она сама собой рассосется. Когда нет сил противостоять наглости самим, не стесняемся просить помощи и защиты у близких и друзей, если сами не справляемся. Это нормально. Наглец храбр, когда жертва одинока, но если человек под защитой других, то ему проще отвалить.
Глава шестая. Как реагировать на критику.
Когда мы делаем что-то значимое, то часто становимся объектом критики со стороны других людей. Кто-то относится к критике спокойно, а кто-то болезненно, слишком чувствителен к ней. Для таких людей, далее материал о том, как выработать более рациональное и спокойное отношение к критике в свой адрес.
Делим
Прежде всего, давайте разделим критику на два вида: конструктивная и деструктивная. В тот момент, когда Вас критикуют, Вам следует сразу определить к какому типу относится критика. Если она конструктивна, применяется одна реакция, если деструктивна – другая.
Признаки конструктивной критики:
– направлена на действия, а не на личность;
– рационально обоснована;
– уместна;
– объективна;
– исполнима (то, что предлагается – в зоне влияния).
Признаки деструктивной критики:
– направлена на личность, а не на действия;
– иррациональна;
– неуместна;
– субъективна;
– неисполнима (то что предлагается – вне зоны влияния).
Виды реакций на критику:
При деструктивной критике ее следует:
– отклонить;
– игнорировать;
– зафиксировать, что она деструктивна и предложить высказываться конструктивно;
– предложить прекратить ее;
– перевести обсуждение на другую тему.
Лучший вариант реакции на конструктивную критику – благодарность. Она приносит пользу.
Страх критики
Он связан с тем, что она воспринимается как психологическая агрессия. На самом деле часто это совсем не так, опасность критики сильно преувеличена.
Для того, чтобы изменить установки по отношению к критике учитесь воспринимать ее не как агрессию, а как ценную обратную связь из внешнего мира на Ваши действия.
Она дает полезную информацию о том, что делаешь правильно, а что не так, а также о том, какой именно мир меня окружает. Этот подход с успехом применяется в психотерапии методом нейролингвистического программирования.
Мотивы
Чтобы рационально отнестись к критике, а не воспринимать ее эмоционально подумайте о том, в чем заключается мотивация критика? Какую цель он преследует? Почему критикует?
При деструктивной критике чаще всего мотивы критикующего следующие:
– самоутверждение;
– перфекционизм;
– манипуляция;
– привычка;
– конкуренция;
– неприязнь.
При конструктивной критике мотивы другие:
– желание помочь;
– симпатия;
– интерес;
– взаимная выгода;
– деловая культура.
Крайности
Не способность воспринимать критику, которая характерна для слишком самоуверенных в себе людей, не менее вредна, чем страх перед ней, характерный для неуверенных в себе людей.
Поэтому при работе с критикой важно обрести навык рациональной и сбалансированной реакции на нее. Этот навык вырабатывается исключительно практикой. Как говорится: «чем больше воды, тем выше корабль».
Защита времени
Когда общаешься с тем, кто применяет деструктивную критику, лучше как можно раньше прекратить с ним контакт. Время слишком дорого, чтобы его так бессмысленно расходовать. Я защищаю свое время от деструктивной критики и предоставляю его в распоряжение тех, кто критикует конструктивно.
Ключевые права
Выработать спокойное отношение к критике помогают два ключевых права любого человека:
– право на ошибку;
– право на уязвимость.
Многие воспитывается в традициях "силы и неуязвимости". Нужно быть безупречным, каждый день, каждый час, каждую минуту. Но вот кому именно нужно? Насколько хватит человеку сил, чтобы жить в режиме чрезвычайного совершенства.
В определенный момент понимаешь, что возможности ограничены. С этим ничего нельзя поделать, такова природа жизни. Неуязвимости меньше, чем уязвимости.
Когда мы принимаем этот очевидный факт, то внутреннее психологическое напряжение и давление существенно сокращаются.
Мы уже не требуем от себя безупречности, признаем и принимаем свою уязвимость, бережно и разумно относимся к себе и к жизни. За счет спокойного и мудрого отношения к делам, в конечном счете мы совершаем меньше ошибок и увеличиваем продуктивность и качество дел.
Польза
Критика может не только ранить, но и приносить пользу. Все зависит от того, как ее воспринимать: как угрозу, или как сигнал из внешнего мира, который можно использовать в качестве инструмента для того, чтобы помочь себе стать лучше и реализовать желаемое.
***
Глава седьмая. Разумная агрессия.
В 1963 году выдающийся зоолог и в будущем лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрад Лоренц опубликовал книгу "Агрессия, так называемое зло". В ней он поделился результатами многолетних наблюдений за агрессивным поведением животных. Изучая то, как ведут себя животные, мы можем многое узнать о самих себе.
Читая эту книгу, начинаешь понимать, что поведенческие механизмы агрессии у животных и людей в чем-то идентичны. Разница в том, что животные атакуют по необходимости, подчиняясь инстинктам, а человек способен напасть по прихоти, исходя из других соображений.
Далее кратко я расскажу об основных идеях Лоренца из этой книги, которые, надеюсь, помогут нам разобраться в том, какая агрессия с точки зрения психологии нормальна, а какая – нет.
Инстинкт.
Согласно определению Лоренца, агрессия – это инстинкт борьбы в целях самосохранения. В основе агрессии животного лежит страх потерять жизнь, а также инстинктивная защита рода (родительские инстинкты). Другими словами, агрессия это один из ключевых механизмов естественного отбора.
Спонтанность.
Лоренц утверждал, что агрессия не является лишь реакцией на внешний раздражитель. Она возникает в организме независимо от раздражителей. Если ее не выражать, то есть подавлять, то она накапливается.
В результате этого порог выражения агрессивности снижается. Чтобы запустить реакцию насилия постепенно становится достаточно ничтожного триггера. Агрессия выглядит спонтанной, но на самом деле она накоплена и выплескивается точно так же, как чрезмерный напор воды плотины сносит ветхую дамбу.
Яркий пример спонтанной агрессии – так называемое экспедиционное бешенство, которое возникает в небольших изолированных коллективах людей. В этом случае, насилие может быть совершено даже по самому ничтожному поводу. Дескать, он на меня не так посмотрел.
Переадресация.
Когда раздражитель (триггер) исходит от человека более высокой иерархии, то агрессивная реакция направляется не на него, а переадресуется другим. Тем, кто стоит на более низкой ступени в иерархии или, если таковых нет, выплескивается на вещи. В состоянии агрессии человек их разбивает или ломает, «выпускает» пар.
Мораль.
Естественное зло в природе рационально организовано. Тигр если и убивает для пропитания то, в первую очередь, слабых и больных антилоп, оставляя шанс на размножение тем, кто более здоров и ушел от его когтей. Если он сыт, он не убивает про запас, холодильника у него нет.
В результате анализа десятков видов животных Лоренц пришел к выводу о том, что чем более вооружена особь, тем сильнее ее врожденная мораль, которая не позволяет проявлять внутривидовую агрессию без достаточных на это оснований. Тем более, если побежденный демонстрирует покорность. Действует бессознательный инстинкт не индивидуального, а внутривидового самосохранения.
Напротив, плохо вооруженные особи имеют слабую врожденную мораль. С точки зрения эволюции мораль им не нужна, так как не способствует выживанию. Более важны сильные и быстрые ноги, способность к бегству.
Если ситуация к тому располагает и сила на их стороне, слабо вооруженные животные, как правило, аморальны, склонны проявлять агрессию без разумных ограничений. А теперь вопрос. Как Вы думаете, человека следует отнести к какому типу животных (слабо вооруженных или сильно вооруженных)?
Прогресс.
Лоренц относил первобытного человека к слабо вооруженному виду. У него нет клыков и когтей, вооружений, имеющихся у других хищников. Но по мере развития технологий люди стали наиболее вооруженным биологическим видом на земле.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги