Цонкапа Лосанг Драгпа
Океан аргументов. Часть 2
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского отделения Российской академии наук
Цонкапа Лосанг Драгпа
ОКЕАН АРГУМЕНТОВ
БОЛЬШОЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕКСТУ
НАГАРДЖУНЫ «MŪLAMADHYAMAKAKĀRIKĀ»
(гл. IX–XXVII)
Пер. с тиб., исслед., прил. И. С. Урбанаевой
Улан-Удэ
Изд-во Бурятского научного центра СО РАН
2021
УДК 294.3
ББК 87+86
Ц 79
Рецензенты:
д-р филос. наук Э. Ч. Дарибазарон
д-р филос. наук С. П. Нестеркин
д-р филос. наук Л. Б. Четырова
Ответственный редактор
д-р филос. наук, проф. Л. Е. Янгутов
Ц 79
Цонкапа Лосанг Драгпа
Океан аргументов: Большой комментарий к тексту Нагарджуны «Mūlamadhyamakakārikā» (гл. IX–XXVII)/ пер. с тиб., исслед. и прил. И. С. Урбанаевой. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2021. – 310 c.
ISBN 978-5-7925-0609-1
Это вторая часть (гл. IX–XXVII) полного перевода трактата, написанного великим тибетским философом, йогином и буддийским реформатором Чже Цонкапой (1357–1419). Трактат является подробным исследованием философской поэмы «Муламадхьямакакарика» (Коренные строфы о срединности) – важнейшего первоисточника мадхьямаки, написанного Нагарджуной (II в.), чья личность не имеет сравнений по своему величию и вкладу в интеллектуальную историю человечества. «Океан аргументов» опирается на обширнейшую базу сутр и шастр и благодаря герменевтической методологии прасангики вносит ясность в понимание глубинного философского содержания Учения Будды и трансцендентальной срединной философии, которая свободна от экстремальных онтологических концептов. Цонкапа дает экспликацию мадхьямаки, которая связывает воедино смысл пустоты и зависимого возникновения как двух аспектов реальности и объясняет, что именно это воззрение, изложенное в праджняпарамитских сутрах и объясненное в шастрах Нагарджуны, является совершенной основой буддийского пути к освобождению и просветлению. Трактат Цонкапы имел решающее значение для восстановления аутентичной махаяны в Тибете и дальнейшего ее распространения в мире. В современной ситуации распространения искаженных интерпретаций философии и практики буддизма знакомство с этим текстом также будет иметь огромное значение.
УДК 294.3
ББК 87.3 (4/8)
Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Трансформация направлений и школ
буддизма: история и опыт взаимодействия с религиями и верованиями России, Центральной и Восточной Азии (с периода распространения буддизма до современности: Россия – XVIII–XXI вв.; Китай – II–XXI вв.;
Тибет – VII–XXI вв.; Монголия – XVI–XXI вв.)»
ISBN 978-5-7925-0609-1
© И. С. Урбанаева, 2021
© ИМБТ СО РАН, 2021
© Изд-во БНЦ СО РАН, 2021
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies
The Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
(IMBT SB RAS)
Tsong khapa Losang Dragpa
Ocean of Reasoning: A Great Commentary on Nāgārjuna’s “Mūlamadhyamakakārikā” (ch. IX–XXVII)/ transl. from Tibetan, research and appendicses by Irina S. Urbanaeva. – Ulan-Ude: BSC SB RAS Publisher, 2021. – 310 p.
This is the second part (chap. IX–XXVII) of a complete translation of a treatise written by the great Tibetan philosopher, yogi and Buddhist reformer Je Tsongkhapa (1357–1419). The treatise is a detailed study of the philosophical poem "Mūlamadhyamakakārikā" – the most important primary source of Madhyamaka, written by Nāgārjuna (II century), whose personality has no comparison in a greatness and contribution to the intellectual history of mankind. Tsongkhapa's text is based on an extensive base of sūtras and shastras and, thanks to the hermeneutic methodology of the Prasangika, clarifies the deep philosophical content of the Buddha's Teachings and the transcendental philosophy of the Middle, which is free from extreme ontological concepts. Tsongkhapa explicates Madhyamaka, linking together the meaning of emptiness and dependent arising as two aspects of reality and thus shows that Madhyamaka is a unique ontology, and also explains that it is this view, expressed in the Prajñāpāramitā Sūtras and in the treatises of Nāgārjuna, that is the perfect basis for the Buddhist path to liberation and enlightenment. Tsongkhapa's treatise was crucial for the restoration of the authentic Mahāyāna in Tibet and for its further spread throughout the world. In the current situation of the spread of distorted interpretations of the philosophy and practice of Buddhism, acquaintance with this text will also be of great importance.
The research was carried out within the state assignment (project “Transformation of Buddhist Trends and Schools: History and Experience of Interaction with Religions and Beliefs of Russia, Central
and East Asia (from the Period of Spread of Buddhism to the Present: Russia – 18th–21st Centuries; China – 2nd–21st; Tibet – 7th–21st Centuries; Mongolia – 16th–21st Centuries)”)
© Irina S. Urbanaeva, 2021
© Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies
The Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2021
© BSC SB RAS Publisher, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Величие Чже Цонкапы и значение «Океана аргументов»: вступительная статья…………………16
Цонкапа Лосанг Драгпа. Океан аргументов: Большой комментарий к тексту Нагарджуны “Mūlamadhyamakakārikā” …………………………………………………………………………..…….16
Раздел II. Комментарий к тексту Нагарджуны «Mūlamadhyamakakārikā» (гл. IX–XXVII)……
Глава IX. Исследование предшествующего состояния ………………………………………….26
(2.2.2.1.1.2.1.2.) 1 Объяснение бессамостности личности………………………………………….26
(2.2.2.1.1.2.1.2.1.) Опровержение того, что личность существует в силу ее собственной природы…………………………………………………………………………………………………………26
1. Объяснение главы IX «Исследование предшествующего состояния»……………………………26
1.1. Презентация позиции оппонента………………………………………………………………....26
1.2. Опровержение позиции оппонента……………………………………………………………….27
1.2.1. Опровержение самосущего существования субъекта схватывания, или присвоителя….….27
1.2.1.1. Опровержение атмана, измышленного другими……………………………………………27
1.2.1.1.1. Опровержение существования присвоителя до [существования] всех объектов присвоения……………………………………………………………………………………………………………28
1.2.1.1.1.1. Опровержение на основании того, что нет причины для обозначения присвоителя до [существования] объектов присвоения……………………………………………………………………28
1.2.1.1.1.2. Опровержение на основании того, что если бы присвоитель существовал первым, то для объектов присвоения отсутствовала бы опора пребывания…………………………………………28
1.2.1.1.2. Опровержение существования присвоителя до [существования] каждого объекта присвоения………………………………………………………………………………………………………29
1.2.1.1.2.1. Презентация позиции оппонента…………………………………………………………30
1.2.1.1.2.2. Опровержение позиции оппонента………………………………………………….……30
1.2.1.1.3. Опровержение доказательства того, что присвоитель существует до [существования] всех объектов присвоения………………………………………………………………………………….32
1.2.1.2. Собственный способ конвенционального постулирования (определения) личности…….32
1.2.1.2.1. Способ конвенционального постулирования (определения) «я» ………………………..33
1.2.1.2.2. Отбрасывание возражений против этого способа…………………………………….…..34
1.2.2. Разъяснение того, что тем самым опровергнуто и самосущее существование объекта схватывания (присвоения)……………………………………………………………………………………....35
1.2.3. Отбрасывание аргументов против самосущего несуществования присвоителя…………….36
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………….37
3. Резюме главы IX и ее название………………………………………………………………….…..37
Глава X. Исследование огня и топлива…………………………………………………………….38
(2.2.2.1.1.2.1.2.2.) Опровержение доказательства существования личности в силу ее собственной сущности……………………………………………………………………………………………….38
(2.2.2.1.1.2.1.2.2.1) Опровержение примера, приводимого для доказательства…………….…38
1. Объяснение главы X «Исследование огня и топлива»…………………………………………….38
1.1. Опровержение самосущего существования огня и топлива…………………………………….38
1.1.1. Опровержение с помощью аргумента, который не был объяснен ранее………………….…38
1.1.1.1. Опровержение утверждения о том, что огонь и топливо имеют одну природу…………..38
1.1.1.2. Опровержение утверждения о том, что огонь и топливо имеют разную природу………..39
1.1.1.2.1. Опровержение тезиса о том, что у огня и топлива – две разные природы…………….…39
1.1.1.2.1.1. Если бы они были по природе разными, то тогда [огонь] не зависел бы от топлива…39
1.1.1.2.1.1.1. Необходимость опровержения………………………………………………………….39
1.1.1.2.1.1.1.1. Огонь возникает в отсутствие топлива…………………………………………….…39
1.1.1.2.1.1.1.2. Редукция к тому, что огонь постоянно является горящим ………………………….39
1.1.1.2.1.1.2. Отбрасывание неопределенности………………………………………………………40
1.1.1.2.1.2. Если бы они по природе были разными, то не было бы контакта огня с топливом…..41
1.1.1.2.1.2.1. Главный смысл…………………………………………………………………………..41
1.1.1.2.1.2.2. Устранение неопределенности………………………………………………………….41
1.1.1.2.2. Опровержение обоснования того, что огонь и топливо имеют разную природу………..42
1.1.1.2.2.1. Опровержение аргументации для [случая] их зависимости…………………………….42
1.1.1.2.2.1.1. Опровержение зависимости посредством анализа трех временных периодов………42
1.1.1.2.2.1.1.1. Опровержение зависимости во временной последовательности……………………42
1.1.1.2.2.1.1.2. Опровержение одновременной зависимости…………………………………………43
1.1.1.2.2.1.2. Опровержение зависимости посредством анализа – существуют или не существуют зависимые феномены……………………………………………………………………………………….44
1.1.1.2.2.1.3.Опровержение обоих – зависимости и независимости…………………………………45
1.1.1.2.2.2. Опровержение аргумента, что это непосредственно воспринимается…………………45
1.1.2. Опровержение с помощью ранее объясненного аргумента…………………………………..45
1.1.3. Сводное заключение из них……………………………………………………………………..46
1.2. Применение этого обоснования к другим феноменам…………………………………………..46
1.3. Дискредитация взглядов оппонентов на объект опровержения………………………………..47
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………….48
3. Резюме главы X и ее название………………………………………………………………………49
Глава XI. Исследование начала и конца…………………………………………………………..50
(2.2.2.1.1.2.1.2.2.2) Опровержение аргументации, приводимой в доказательство существования личности в силу ее собственной природы…………………………………………………………50
(2.2.2.1.1.2.1.2.2.2.1) Опровержение аргумента о том, что активность рождения и смерти существует…………………………………………………………………………………………………………50
1. Объяснение главы XI «Исследование начала и конца»……………………………………………50
1.1. Опровержение самосущего существования сансары – колеса перерождений…………………50
1.1.1. Опровержение [существования] у сансары частей – начала, середины и конца……………50
1.1.2. Опровержение в отношении рождения и смерти их последовательности во времени или одновременности…………………………………………………………………………………………........53
1.1.2.1. Краткое объяснение……………………………………………………………………………53
1.1.2.2. Подробное объяснение………………………………………………………………………..53
1.1.2.2.1. Опровержение временной последовательности [этих трех]……………………………..53
1.1.2.2.1.1. Опровержение рождения как приоритетного во времени………………………………54
1.1.2.2.1.2. Опровержение старения и умирания как приоритетных во времени………………….56
1.1.2.2.2. Опровержение их одновременности……………………………………………………….56
1.1.2.3. Сжатый смысл………………………………………………………………………………....57
1.2. Применение этого аргумента также к другим феноменам………………………………………57
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………….58
3. Резюме главы XI и ее название……………………………………………………………………..59
Глава XII «Исследование страдания»………………………………………………………………60
(2.2.2.1.1.2.1.2.2.2.2) Опровержение аргумента о том, что страдание существует в зависимости от “я”……………………………………………………………………………………………………60
1. Объяснение главы XII «Исследование страдания»………………………………………………..60
1.1. Опровержение самосущего существования страдания………………………………………….60
1.1.1. Установление (формулировка) тезиса…………………………………………………………..60
1.1.2. Презентация обоснования………………………………………………………………………61
1.1.2.1. Опровержение в отношении страдания того, что страдание сотворено самим собой и другим [объектом] – каждым из них в отдельности …………………………………………………………..61
1.1.2.1.1. Опровержение того, что страдание творится каждым в отдельности – самим собой и другим – относительно страдания………………………………………………………………………………61
1.1.2.1.1.1. Опровержение самосотворенности страдания относительно страдания………………61
1.1.2.1.1.2. Опровержение относительно страдания того, что творцом является другой [объект]…61
1.1.2.1.2. Опровержение относительно личности того, что страдание творится каждым в отдельности – самим собой и другим………………………………………………………………………………62
1.1.2.1.2.1. Опровержение того, что личность творит [страдание] сама…………………………….62
1.1.2.1.2.2. Опровержение того, что [страдание] творится кем-то иным, а не личностью…………62
1.1.2.1.3. Презентация другого аргумента, обосновывающего, что страдание не творится каждым из них в отдельности – самим собой и другим…………………………………………………………….63
1.1.2.2. Опровержение того, что страдание сотворено обоими вместе – самим собой и другим, и что страдание является беспричинным……………………………………………………………………64
1.2. Применение этого аргумента также к другим феноменам………………………………………64
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………….66
3. Резюме главы XII и ее название……………………………………………………………………..66
Глава XIII. Исследование составных (обусловленных) феноменов……………………………67
(2.2.2.1.1.2.2) Демонстрация того, что простые феномены являются пустыми от самосущей природы…………………………………………………………………………………………………….67
(2.2.2.1.1.2.2.1) Опровержение самосущего существования вещей……………………………..67
1. Объяснение главы XIII «Исследование составных (обусловленных) феноменов»…………..…67
1.1. Объяснение отсутствия самосущего существования с помощью сутр, прославленных другими………………………………………………………………………………………………………….67
1.2. Отбрасывание возражений относительно правомерности этих объяснений………………….68
1.3. Опровержение заявлений о том, что эти сутры имеют разные смыслы………………………..69
1.3.1. Демонстрация других способов интерпретации этих сутр……………………………………69
1.3.2. Опровержение аргументов этих интерпретаций………………………………………………70
1.3.2.1. Опровержение аргумента о том, что трансформация [вещи] в [нечто] другое существует самосущим способом……………………………………………………………………………………….71
1.3.2.1.1. Опровержение с помощью установления противоречия между самосущей природой и трансформацией [вещи] в [нечто] другое………………………………………………………………….71
1.3.2.1.2. Опровержение посредством установления невозможности самосущего существования трансформации [вещи] в [нечто] другое……………………………………………………………………71
1.3.2.2. Опровержение аргумента о том, что пустота существует самосущим способом…………73
1.3.2.2.1. Главный смысл………………………………………………………………………………73
1.3.2.2.2. Отбрасывание возражения о противоречии сутрам……………………………………….74
1.3.2.2.2.1. Объяснение смысла трактата………………………………………………………..…….74
1.3.2.2.2.2. Презентация источников………………………………………………………………….76
2.Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла…………………………………….….77
3. Резюме главы XIII и ее название……………………………………………………………………77
Глава XIV. Исследование контакта…………………………………………………………………78
(2.2.2.1.1.2.2.) Демонстрация того, что простые феномены являются пустыми от самосущей природы…………………………………………………………………………………………………….78
(2.2.2.1.1.2.2.2) Опровержение доказательства самосущего существования вещей…………78
(2.2.2.1.1.2.2.2.1) Опровержение самосущего существования контакта………………………..78
1. Объяснение главы XIV «Исследование контакта»…………………………………………………78
1.1. Опровержение самосущего существования контакта…………………………………………..78
1.1.1. Формулирование тезиса…………………………………………………………………….…..78
1.1.2. Презентация обоснования (аргумента)…………………………………………………………79
1.1.2.1. Опровержение контакта на основании того, что другой не существует посредством самосущей природы………………………………………………………………………………………………79
1.1.2.1.1. Формулирование силлогизма (презентация формального аргумента)………..…………79
1.1.2.1.2. Применение этого метода также к другим [феноменам]………………………………….79
1.1.2.1.3. Обоснование валидности аргумента………………………………………………………..80
1.1.2.1.3.1. Формулирование довода ………………………………………………………………….80
1.1.2.1.3.2. Отбрасывание возражений……………………………………………………………..…80
1.1.2.1.3.2.1. Отбрасывание возражения о неопределенности………………………………….……80
1.1.2.1.3.2.2. Отбрасывание возражения о том, что [тезис] не установлен………………….………82
1.1.2.2. Опровержение контакта посредством исследования тождества и различия………………83
1.2. Демонстрация того, что это опровергает также [вещи], находящиеся в процесса контакта
и т. д. …………………………………………………………………………………………………………83
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………….84
3. Резюме главы XIV и ее название……………………………………………………………………85
Глава XV. Исследование самобытия……………………………………………………………….86
(2.2.2.1.1.2.2.2) Опровержение самосущего существования присвоения причины и следствия…………………………………………………………………………………………………………86
1. Объяснение главы XV «Исследование самобытия»……………………………………………….86
1.1. Опровержение самосущего существования вещей………………………………………………86
1.1.1. Опровержение доказательства самосущего существования………………………………….86
1.1.1.1. Главный смысл…………………………………………………………………………………86
1.1.1.1.1. Демонстрация того, что самосущая природа не нуждается в причине и условии и что она противоречит им…………………………………………………………………………………………….87
1.1.1.1.2 Демонстрация характеристик независимой природы………………………………………88
1.1.1.2. Демонстрация того, что посредством этого опровергаются другие три крайности………91
1.1.1.3. Разоблачение [реификационистского] взгляда относительно смысла тех опровержений..92
1.1.2. Демонстрация вредоносности [концепта о] самосущем существовании……………………93
1.1.2.1. Демонстрация этого с помощью сутр…………………………………………………………93
1.1.2.2. Демонстрация этого с помощью логического обоснования………………………………..94
1.2. Демонстрация того, что при утверждении о самосущем существовании не избежать впадения в крайности……………………………………………………………………………………………….....95
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………97
3. Резюме главы XV и ее название…………………………………………………………………….98
Глава XVI. Исследование оков и освобождения…………………………………………………..99
(2.2.2.1.1.2.2.2.3) Опровержение самосущего существования [сансарных] оков и освобождения [от сансары]…………………………………………………………………………………………....99
(2.2.2.1.1.2.2.2.3.1) Главный смысл………………………………………………………………….99
1. Объяснение главы XVI «Исследование оков и освобождения»………………………………….99
1.1. Опровержение самосущего бытия сансары и нирваны………………………………………….99
1.1.1. Опровержения самосущего бытия сансары…………………………………………………....99
1.1.1.1. Опровержение тезиса, что присваиваемые скандхи проходят через циклы перерождений………………………………………………………………………………………………………..….99
1.1.1.1.1. Опровержение тезиса, что постоянное циклически вращается………………………….99
1.1.1.1.2. Опровержения тезиса, что непостоянное циклически вращается………………………100
1.1.1.2. Опровержение тезиса, что живое существо, присвоитель скандх, вращается в круговороте сансары…………………………………………………………………………………………………..…101
1.1.1.2.1. Опровержение тезиса о вращении в сансаре живого существа, отличного от скандх………………………………………………………………………………………………………101
1.1.1.2.2. Опровержение тезиса о вращении в сансаре личности, о которой нельзя сказать, что она идентична скандхам или отлична от них………………………………………………………………....101
1.1.2. Опровержение самосущего бытия нирваны………………………………………………….103
1.2. Опровержения самосущего освобождения от оков сансары………………………………..…104
1.2.1. Общее опровержение самобытия оков сансары и освобождения от них……………………104
1.2.2. Опровержение каждого по отдельности………………………………………………….…..105
1.2.2.1. Опровержение существования сансарных оков в силу самобытия……………………….105
1.2.2.2. Опровержение существования освобождения в силу самобытия…………………………106
1.3. Отбрасывание абсурдного заключения о том, что бессмысленно предпринимать усилия ради нирваны…………………………………………………………………………………………………….107
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла…………….……………………….108
3. Резюме главы XVI и ее название………………………………………………………………….109
Глава XVII. Исследование кармы…………………………………………………………………110
(2.2.2.1.1.2.2.2.3.2) Опровержение аргумента о самосущем существовании оков и освобождения…………………………………………………………………………………………………….....…110
1. Объяснение главы XVII «Исследование кармы»…………………………………………………110
1.1. Аргумент оппонента……………………………………………………………………………..110
1.1.1. Определение добродетельной и недобродетельной [кармы]………………………………..110
1.1.1.1. Определение добродетельного и недобродетельного [состояния] сознания……………..110
1.1.1.2. Определение различных видов кармы………………………………………………………111
1.1.1.2.1. Краткая презентация……………………………………………………………………….111
1.1.1.2.2. Подробное объяснение…………………………………………………………………….111
1.1.1.2.2.1. Троичная классификация двух видов карм……………………………………………..112
1.1.1.2.2.2. Семь разновидностей трех видов карм……………….....................................................112
1.1.2. Метод отбрасывания этернализма и нигилизма в отношении добродетельной и недобродетельной кармы……………………………………………………………………………………………..113
1.1.2.1. Изложение аргумента оппонента……………………………………………………………113
1.1.2.2. Способ отбрасывания аргумента оппонента………………………………………………..114
1.1.2.2.1. Отбрасывание этернализма и нигилизма посредством признания континуума……….114
1.1.2.2.1.1. Непосредственный (главный) способ отбрасывания этернализма и нигилизма…….114
1.1.2.2.1.1.1. Презентация примера…………………………………………………………………..114
1.1.2.2.1.1.2. Конкретное применение [аналогии]…………………………………………………..114
1.1.2.2.1.2. Идентификация десяти путей кармы вместе с результатами………………………….115
1.1.2.2.2. Отбрасывание этернализма и нигилизма посредством утверждения о неистощимости кармы……………………………………………………………………………………………………….115