Книга Шаман и знахарь. Русская и хакасская народная медицина - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Васильевич Горбатов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Шаман и знахарь. Русская и хакасская народная медицина
Шаман и знахарь. Русская и хакасская народная медицина
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Шаман и знахарь. Русская и хакасская народная медицина

Врек – болезнь или несчастье от чужих недобрых слов.

Ночница – бессонница от сглаза или переговора (слишком долгого разговора).

Оговор – болезнь, напущенная недобрыми словами.

Озев – сглаз по причине забывания перекрестить рот после зевания, в результате – бессонница, потеря аппетита, подавленное состояние.

Озева – порча; озывать – испортить (от слова «зев» – рот).

Озыл, озынить – сглаз, сглазить.

Осуда – сглаз, осудить – сглазить.

Порча – болезнь, насланная злым человеком, колдуном.

Призор, прикос – болезни от сглаза.

Притка – болезнь, передаваемая прикосновением (от слова «приткнуть»).

Сглаз – болезни, происходящие от действия дурного, злого глаза.

Узоры, призоры – болезни от сглаза.

Урок, от урекать – сглазить.

Уроки – наносные болезни (по зависти).

Ускоп – от «скопить, оскоплять, оскопить, выхолостить»; разновидность порчи; также почти всякая внутренняя болезнь – ускоп печеночный, ускоп селезеночный, ускоп маточный и пр.; причины заболеваний: ускоп встречный возникает от случайной встречи с определенными лицами – попом, монахом, солдатом, бабой с ведрами и пр.; ускоп поперечный исходит от перебегающих дорогу мыши, зайца, кота или переходящего ее перед проезжающим священника, бабы с ведрами.


Мужские заболевания

Невстаниха, нестоиха, невстаючка – импотенция, мужское бессилие.

Срамной ускоп – импотенция.


Женские заболевания

Маточник – женские болезни.

Живот опустился – опущение матки.

Безовременное – частые и продолжительные менструации.

Грыжа красная – маточное кровотечение.

Закрытие, затворение кровей, заносище – отсутствие месячных.

Краски – месячные или послеродовое кровотечение.

Крови, кроводушие, розлив – маточные кровотечения.

Месячный перелом – обильные болезненные менструации.

Болетки – болезненные схватки (спазмы) у женщин после родов.

Брусница – воспаление грудной железы у женщины.

Грудница – болезни женской груди, мастит.

Грыжа белая у женщин – бели.


Детские заболевания

Глотошная болезнь – дифтерия и круп.

Грыжа детская – паховая (паховик) или пупочная грыжа.

Грыжа пупная – т. е. пупочная.

Детинец – судороги у детей.

Смиренец, смиренчик, свое, тихонькой – родимец и другие нервные болезни у грудных детей.

Родимец, родимчик – судороги, эпилепсия (падучая).

Цвет – то же, что и падучая, или родимчик.

Детская сухота, собачья немочь, собачья старость, собачья хиль, сушень, сухотка, сушец, стень, седун – рахит.

Замай – расстройство пищеварения у детей.

Захват – задержание мочи у детей.

Золотуха – диатез.

Золотуха – скрофулез – устаревшее название, совр. экссудативный диатез и (или) наружный туберкулез (кожи, слизистых, лимфоузлов).

Крикливцы, криксы, ревун – различные детские болезни, сопровождаемые криками, особенно по ночам.

Младенческая (младенская) – детский испуг, крик.

Плаксы – неспокойное состояние ребенка.

Рык ребячий (ночной, вечерний, полуденный, утренний) – рев от испуга.

Гуньба – молочница во рту детей.

Молочница, молошонка – кандидоз.

Цвет – сыпи у ребенка.

Цвет, цвет-свет – молочница у детей.

Опар – опрелость в пахах у детей.

Подъем – ночные или ранние просыпания.

Полуношница, ношник, нощница – бессонница у грудных детей, спокойных и здоровых.

Щетинка, щетина, щеть, щекотун – беспокоящий новорожденного ребенка первичный волосяной покров.


Ревматические заболевания

Ветряной перелом – острый суставный ревматизм.

Камчат, камчуг – суставный ревматизм.

Камчужная болезнь – ломота в костях.

Ломота, лом – ревматизм.

Ломотная немочь – подагра.


Инфекционные заболевания

Мор – эпидемия с высокой смертностью.

Горячка – тиф.

Воспа, воспица, корявая болезнь, бобушка – оспа.

Черная смерть, моровая язва – чума; болячка моровая – чумной бубон.

Бышиха, башиха – рожа.

Давушка, обкладки – дифтерит.

Жабка – ангина.

Желтуница, желуница, желтетка, желтая немочь, златяница – желтуха, гепатит.

Заушница – «свинка» – паротит.

Змеиный пострел – сибирская язва.

Кориха, кериха, корюха, корюшка – корь.

Краснуха – скарлатина.

Летучий огонь – герпес; пипьки – пузырьки герпеса.

Летячий огонь – рожа.

Летячка – ветряная оспа.

Сибирка – сибирская язва; в некоторых местах так называют простудные и инфекционные болезни с высыпаниями на коже.

Утроба кровавая, мыт – дизентерия.

Чахотка, холодянка, холодячка – легочный туберкулез.

Шал, шало – собачье бешенство.


Онкологические заболевания

Болона, болонья – атерома.

Кила, килы, килы каменные – грыжа, также – опухоль; появляются от порчи.

Желвы – опухоли лимфоузлов.

Навья, или могильная косточка, могильная кость – опухоли суставные и сухожильные на кистях рук.


Венерические заболевания

Лихия болячки – венерические заболевания.

Болезнь (боль) дурная, опасна-худа боль, татарская оспа – сифилис.

Грыжа мужская – триппер.

Грыжа белая – гонорея.

Перелой – гонорея, триппер.


Паразитарные заболевания

Блисты – глисты.

Лентовик – ленточный глист.

Вшивость – педикулез.

Чесотка, почесуха, свербеж, свербота, свороба, свороб, своробок, свербячка, нечистице, нуда, зуда, зудиха, почесули, почесульки, почесуньки – зуд, чесотка, кожное заболевание, вызванное чесоточным зуднем.


Травматические поражения, отравления

Излом – перелом.

Сплек – вывих плеча.

Озноб – обморожение; озноблины – обморожения.

Отер – ссадины на ногах.

Садно – ссадина.

Порез, покол, поруб – раны.

Посек – сеченая (рубленая) рана.

Ураз – удар, ушиб, рана.

Синевик – синяк.

Притка, прикос, поглум, доспешка – внезапные ушибы, уколы и другие травматические повреждения, затянувшиеся в лечении на долгое время, вызванные нечистой силой.

Злая корча, ведьмина корча – эрготизм, судорожная форма отравления спорыньей.

Окорм – отравление ядом.

Опой – острое отравление алкоголем.

Угар – отравление угарным газом.


Болезненные процессы в организме

Антонов огонь – гангрена.

Гнилец – омертвение тканей.

Дрянь, дрянь идет – гноетечение.

3. Представления о происхождении болезней

Естественные причины

Экологические факторы, профессиональные занятия и традиционное бытовое мышление во все времена способствовали формированию у населения разнообразных заболеваний. Исходя из этого Г. И. Попов (1903) с точки зрения врача обрисовал совсем уж безрадостное состояние здоровья сельских жителей в Европейской России XIX века [см. Приложение к разделу «Человек и болезни»]. Причина высокой детской смертности обусловливалась неправильным уходом, возникновение разнообразных заболеваний взрослых – однообразием скудной пищи, крайне плохими условиями существования, антисанитарией, недостаточным уходом за телом и одеждой, низким качеством питьевой воды и тяжелым изнуряющим трудом. Не знающие другой жизни люди с традиционным религиозно-анимистическим мировоззрением и боязнью чуждых нововведений лечили свои болезни как было заповедано исстари – молитвами, заговорами, травами и физиопроцедурами[67]. Судя по источникам, не лучше обстояли дела у населения и за Уралом, вплоть до восточных рубежей.

В народе представлений о естественных причинах происхождения заболеваний было немного. Все они исходили из наблюдений и выводов, из них сделанных, в основном вовсе не очевидных. Например, вполне понятна взаимосвязь переохлаждения с легочными заболеваниями. Но с уровня современных знаний невозможно объяснить возникновение сифилиса от переохлаждения. Ряд подобных сведений опубликовал Г. И. Попов (1903):

•От вхождения в организм холода (переохлаждения) возникает простуда, порождающая такие болезни, как ревматизм, перемежающаяся лихорадка, тиф, рожа, все легочные заболевания, включая крупозную пневмонию, чахотку и даже иногда триппер и сифилис. •От вхождения в организм жара возникают нарывы и флегмоны. •От натуги возникает мышечное перенапряжение, а также разные болезни органов брюшной полости, включая желудочно-кишечные расстройства. •От надсады = нутряной грыжи (от слова грызть) может возникнуть резь и боль в животе; также поясничный удар – поясничная боль и заболевания суставов, ломота и пр. •Надсадой и натугой нередко объяснялись рвота, понос, запор и даже желтуха. •Вследствие надсады пуп может сместиться в сторону или быть сорван, что приведет к разнообразным заболеваниям органов брюшной полости. •Дурной ветер переносит инфекционные заболевания. •Повальные болезни приходят с туманом или росой либо их переносит некая неистребимая муха или мошка. •Особенная роса, павшая на фрукты и овощи, переносит холеру. •Золотушные сыпи и чесотку лечить не надо, поскольку болезнь из нутра сама выходит, иначе ее можно «раздразнить», загнав в нутро. •Коросты и паршу на голове детей лечить не надо, иначе ребенок ослепнет и оглохнет. •От дурной кровищи бывают головная боль, некоторые глазные болезни, ломота и пр. •От застоя крови происходят чирьи, боль в пояснице и пр. •Лихорадка иногда происходит от того, что с водой проглатывают лягушечьи яйца. •При раке тело человека «проедает» какое-то особое насекомое. •В кариесных зубах заводятся червячки, которые разъедают зубы. •Костоеду (остеомиелит), называемую нырок, или волосатик, вызывает струнец – червь-волосатик, который проделывает в мягких тканях ходы и отверстия (свищи). •Длинный глист (видимо, солитер) не должен покидать тело человека, но если такое произойдет, то этот человек неизбежно умрет; во избежание смерти вышедшего глиста следует высушить и съесть.[68]

Некоторые проблемы со здоровьем возникали вследствие неправильного поведения.

•Вытирать скатертью руки – будут заусеницы. •Играть шапкой – голова болеть будет. •Немытыми руками брать хлеб – будет изжога. •Плевать в огонь – на языке появятся пузыри или прыщики. •Плевать в окно – зубы болеть станут. •Ступать на метлу – судороги потянут. •Шагать через коромысло – корча потянет. Появление некоторых заболеваний объяснялось чистой случайностью. •Пройти по тому месту, где валялась лошадь – будут лишаи на теле. •Наступить на чужой след – будут болеть (ломить) ноги. •Наступить на тряпку, брошенную после перевязки больного – заболеть самому.[69]

Религиозные причины

С религиозной точки зрения естественной причиной появления любых болезней является Господь Бог. Он посылает испытание на верующего, чтобы тот воспринял свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией, в страданиях духовно очистился от согрешений, стал проявлять к другим любовь, милосердие и сострадание. Среди крестьян Архангельской губернии бытовало верование о милости Божьей перенесения болезней во время сна. Его опубликовал этнограф А. Харитонов (1848):

Здешние мужики говорят, что всякий человек бывает по ночам одержим разными болезнями. Водяные, горячки, лихорадки и другие болезни необходимо должен претерпеть всякий из людей как наказание от Бога за грехи отцов наших. Но Бог, по милосердию своему, посылает на человека эти болезни во время сна его, и если он, претерпевая во сне недуг, будет разбужен прежде окончания его, тогда разбуженный болен тою болезнью, которая посетила его во сне и которая необходимо кончилась бы, если б спавший проснулся сам. Веря этому, крестьяне боятся на заре будить собратов своих. Если же какая-нибудь необходимость заставит непременно разбудить спящего, то они с величайшею осторожностью начинают его беспокоить, как будто тем самым желают ускорить действие воображаемой болезни и привести ее к благополучному концу.[70]

В народном православии, по крайней мере в отношении взглядов на происхождение болезней, наблюдался выраженный религиозный дуализм. На эти взгляды обратил внимание историк и этнограф А. А. Савельев, который, будучи в ссылке в Приангарском крае Енисейского уезда (1909–1917 гг.), собирал местный фольклор и этнографические сведения, в том числе и о народной медицине.

Дьявол просил Бога дать ему «полмира». Бог не соглашался. Тогда дьявол стал торговаться: сначала просил десятину, потом полдесятины, четверть, наконец, «осьмушник». Бог все отказывал. Дьявол в отчаянии «заревел»: «Дай хоть кол воткнуть!» Бог пожалел и дал ему кол воткнуть. Дьявол заострил кол, обуглил его и воткнул в землю. Потом вынул. Из дыры вместе со всяким «гнусом» – комаром, личиной, «паутом» повылезло и все зло да с ним и все болезни. Бог «заревел» на дьявола, тот испугался и снова заткнул дыру. С тех пор именно болезни и разошлись: «всюды по белу свету». «Да скажи спасибо – сколь вышло болезней, столь и осталось. Более-то уж не прибавляется».[71]

Дьявольские силы представлялись почти равными силам божественным. Бытовали выражение «Батюшка Бог» и ругательство «поведи тебя батюшка дьявол». Однако происхождение болезней от дьявола рассматривалось просто как обычная пакость человеку, а от Бога – как нарушение религиозной этики.

Нам не приходилось в здешних краях встречаться со взглядом на болезнь как на испытание в вере, налагаемое Богом на человека, по взгляд, что «хворость» есть возмещение за грех – общепринято («Бог отступитца от такого человека», и, следовательно, отдается во власть дьявола, который и «наводит на него болезнь»).[72]

Сверхъестественные причины

Деревенские знахари и знахарки имели анимистические взгляды на природу болезней. Как заметил этнограф С. В. Максимов в исследовании «Нечистая, неведомая и крестная сила», вышедшем в 1903 году:

…знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями о выходе вон, спрашивать, требовать ответов…[73]

В XIX веке предпринимались попытки классифицировать народные представления о сверхъестественных причинах происхождения болезней. Врач М. М. Добротворский (1874) сообщал о разделении людей на тех, кто верит, что болезни посылает Бог как испытание, и на других, которые убеждены, что все болезни людей и скота насылаются темными силами, некогда входящими в свиту Чернобога, а позже дьявола (черта). Кроме того, исследователь выделил семь категорий причин, которые, по его мнению, влияли на появление болезней.

1. Дьявол – главный вредитель здоровья человека. Наиболее явно он проявляется у кликуш и чревобасников (чревовещателей), которые, по общему убеждению, имеют в себе черта. Дьявол способен входить в человека во время зевоты, когда забывают троекратно крестить рот, также его подселяет колдун, и тот проявляет себя в виде какой-либо болезни.

2. Домовой проявляет строптивость. Люди и скот могут наслаждаться здоровьем, если они ему по нутру. Иначе человека по ночам будут душить кошмары, а домашних животных изводить до тех пор, пока хозяева от них не избавятся.

3. Двенадцать трясовиц – лихорадок – олицетворяли собой припадки разных болезней.

4. Коровья смерть – олицетворение чумы крупного рогатого скота[74].

5. Несчастные дни – определенные расчетные даты, когда нельзя начинать делать что-либо. В противном случае болезнь была неминуемой.

6. Предрассудки создавали психические предпосылки к появлению заболеваний:

Человек, увидавший при выходе из дому прежде всего попа, жениха, солдата или бабу с ведрами, думает, что с ним случится какое-нибудь несчастье, какая-нибудь болезнь. Именно от встречи с подобными лицами и происходит так называемый ускоп встречный.[75]

Если заяц или мышь перебежит проходящему или проезжающему дорогу, или перейдет ее священник, баба с ведрами и пр., то с проходящим также случится несчастье или болезнь, а именно так называемый ускоп поперечный. … Если ворон сядет на кровле дома и начнет каркать, то он предвещает смерть одному из домашних. … Собака, роющая на дворе землю, предсказывает хозяину неизбежную кончину. … Именно волки сильным, продолжительным воем предвещают повальную болезнь. Огненные столбы, являющиеся на небе, и грозные планиды (кометы) предвещают моровые язвы. Марушки[76] на теле стариков … считаются предвестником близкой кончины и пр.[77]

7. Убеждение, бытующее в народе, в том, что если преступить суеверие, то за этим последует болезнь, несчастье или смерть:

…ребенок будет немой, если его кормить «прежде года» говядиною или сходить с ним к покойнику; что ребенок непременно умрет, если родители будут присутствовать при крещении, что беременная должна непременно выкинуть, если она пойдет в кумы во время беременности; что роженица долго будет мучиться родами, если объявить посторонним, что она рожает…[78]

Русский этнограф, исследователь народного быта, обычаев и верований П. С. Ефименко (1877) делил болезни на четыре типа[79].

1. Болезни от духа – производятся мифическими существами, которые в народе называют ведуницами или вещицами[80].

Это нечто среднее между чертом и оборотнем и скорее подходят к последнему, с тем различием, что оборотня можно видеть всегда простым глазом в виде животных – волка или медведя, а вещицу можно видеть только изредка в виде женщины; тождество же обоих состоит в том, что сначала они были людьми, и потом первые вследствие колдовства, а последние вследствие проклятия [Богом – В. О.] превратились в нечистых духов. Вещицы – болезни представляются старыми, безобразными и злыми женщинами с котомками за плечами, как странницы, и больные знатоки, видевшие их лицом к лицу во сне или в горячечном бреду, уверяют, что они, когда находят на человека, бывают приветливы и целуются, а когда отходят, бывают сердиты, ругаются и часто сказывают больному, что им не по сердцу, чего они испугались и от чего уходят. Вещицы не имеют оседлого жительства во вселенной, а странствуют из государства в государство, из края в край, и горе тому народу, который они полюбят![81]

«Вещицами» П. С. Ефименко называет 12 лихорадок – дочерей нечестивого царя Ирода.


2. Болезни от порчи – передаются от лихого человека посредством колдовства, заговоров и нашептываний на пищу, питье или спускаются по ветру. К ним относятся озевы, призоры, обурочивания, сглазы, икота, кила, абсцессы, вереда, всякие наросты, прыщи и часто сифилитические язвы в зеве, живот отнятый и стрелы пущеные (ревматизм лихорадочный и летучий). Этим болезням противодействуют силой заговоров и нашептываний на пищу, питье, соль, лекарства, обливания, полоскания и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Notes

1

Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII–XIX вв.). Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. – С. 7.

2

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог этнографического отдела музея. – Минусинск, 1900. – С. 122.

3

Яковлев Е. К. Этнографический обзор… Указ. раб. – С. 123, 124.

4

Яковлев Е. К. Этнографический обзор… Указ. раб. – С. 128.

5

Похожие методы народной медицины практиковались и в других странах Восточной Европы: Польше, Болгарии, Чехии и пр.

6

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина: По материалам Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. Санкт-Петербург: типография А. С. Суворина, 1903. – С. 88.

7

Нидерле Л. Славянские древности / пер. с чешск. Т. Ковалевой и М. Хазанова. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – С. 290.

8

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. – С. 302.

9

Нидерле Л. Указ. раб. – С. 291–292.

10

Смирнов С. И. Бабы богомерзкие // Сборник статей в честь В. О. Ключевского. М.: 1909. – С. 227–228.

11

Афанасьев А. Н. Ведун и ведьма. М.: Типография Александра Семена, 1851. – С. 21.

12

То же прослеживается и у мусульман. Цитата: «Конечно, со стороны мусульманина, во всем следующего образцам поведения, преподанным Пророком, отношение к бахши [шаманам – В. О.], «якшающимся» с джиннами – однозначно плохое. Но и к дуоханам и муллам, лечащим молитвами (божьим словом), изготовляющим амулеты и совершающим некоторые не имеющие отношения к исламу обряды, например, вызывание дождя, ортодоксы не питают доверия. Отсюда несколько подозрительное отношение и к лекарям (табибам), которые, казалось бы, ничего, кроме пользы, не приносят. Но поскольку считается, что болезни имеют нечистую природу, так как продуцируются джиннами, то врачи, изгоняя их своими лекарственными средствами и процедурами, невольно общаются с виновниками болезней. Следовательно, любой врач имеет дело с нечистым, потому к нему следует относиться осторожно. Полагают, что и врачам, и муллам, и дуоханам придется отвечать на Страшном суде перед Аллахом за то, что они вмешивались в его дела, но наказание у них будет несравненно мягче, чем у бахши, поскольку они „опирались” не на нечистых джиннов, а на самого Бога». Огудин В. Л. Магия в бытовом исламе // Этнографическое обозрение. М., 2002. № 4. – С. 68.

13

Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1928. Т. 7. – С. 323–324.

14

Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в. Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1957. – С. 21.

15

Разделы «Колдуны» и «Знахари» написаны с использованием следующих источников: Афанасьев А. Н. Ведун и ведьма. Указ. раб. – См. № 11; Кребель Р. Народная медицина и народные средства различных племен Русского царства против разных болезней. В 2 отд. Руководство для врачей. Москва: тип. С. Орлова, 1868; Добротворский М. М. О русской народной медицине сравнительно с народной медициной сахалинских айнов. Казань, 1874; Рудинский Н. Знахарство в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии. Санкт-Петербург, 1896; Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великорусов // Этнографическое обозрение. Кн. 29–30. 1896. № 2, 3; Сумцов Н. Ф. Очерки народного быта (Из этнографической экскурсии 1901 года по Ахтырскому уезду Харьковской губернии). Приложение к протоколу заседания Харьковской предварительной комиссии по устройству 12 Археологического съезда 13 июня 1902 г. Харьков, 1902; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903; Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина: по материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. С. Петербург: тип. А. С. Суворина, 1903; Постников Вс. Знахарство, виды его и борьба с ним в Архангельской губернии // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1909. № 5; Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах… Указ. раб.; Токарев С. А. Религиозные верования… Указ. раб.; Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991; Добровольская В. Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001.