Верховная божественная личность сказал:…для того, кто победил ум, он – лучший друг, но для того, кто не сумел этого сделать, его ум остаётся величайшим врагом.
Бхагавад-ГитаЧеловечество с необходимостью придёт к изначальному естественному устройству, по естественному круговороту вещей и согласно врождённому стремлению рода человеческого.
КампанеллаКак всё просто! Как очевидно!
Фундаментальные принципы бытия Вселенной, постигаемые древними мудрецами при непосредственном общении с Божественным разумом, хранимые затем на протяжении тысячелетий частично религиями и сказаниями, в более полной мере – эзотерическими учениями и, наконец, расшифрованные в наши дни тончайшими исследованиями физики микромира, в прозрачной бесхитростной истории кедра раскрываются во всей полноте и неопровержимости.
1. Вселенная жива.
Под Вселенной подразумевается ВСЁ – не локальная вселенная, предмет наших наблюдений и исследований, не метавселенная, из которой, как предполагается, возникли бесчисленные вселенные, подобные или не подобные нашей, но и то, что находится за временны́ми и пространственными пределами метавселенной, всё, что было некогда, существует ныне и будет потом.
И жизнь – не спорадически возникающие по тем или иным причинам в тех или иных уголках Вселенной явления с определённым набором свойств, установленных и предписанных наукой, а фундаментальное свойство Мира.
2. Вселенная сознательна.
Сознание не возникает на определённой стадии эволюции материи, а присуще от природы каким бы то ни было макро- и микро- явлениям и формам.
3. Вселенная бессмертна и беспредельна.
4. Вселенная подчинена Принципу ВСЕЕДИНСТВА.
Локальность чего бы то ни было во Вселенной, от бозона Хиггса до метагалактик, чисто условное понятие, то есть понятие нашего конкретного ментального, стремящегося всё обозначить и выделить в некую отдельную величину ума. Всё представляет собой единый живой организм, в котором ничто ни от чего не отделено и не отделимо и всё со всем непрерывно взаимодействует.
5. Принцип прорастающего зерна или гармонического начала
– вечный двигатель эволюции, который состоит в том, что всякое явление и всякий объект реальности на каждом этапе индивидуальной эволюции начинается с максимальной уплотнённости и максимально гармонически соразмерного сочетания элементов будущего объекта в условном зерне (орешке, семени, исходной субстанции) и развивается в сторону развёртывания, раскрытия, проявления заложенных внутри свойств с завершением цикла в обновлённом варианте, обогащённом за счёт взаимодействия с миром. Кедр в каждом последующем поколении уже не будет точной копией своего предшественника. С самого рождения и даже ещё до рождения, в уютной скорлупке, непрерывный поток меняющихся стихий и энергий обволакивает его. То обмывают дожди, то освещает солнышко, то звёзды проливают над ним ровный холодный свет, то подстерегают всякие неожиданности животного и человеческого мира.
Этому принципу подчинено всё во Вселенной. Как внутренние потаённые коды крохотного орешка предопределяют будущие параметры исполина-кедра, как в изливающейся из недр Земли магме содержатся невидимые зачатки разнообразных кристаллов, как в генетическом наборе оплодотворённой яйцеклетки заложены особенности нарождающегося человеческого существа, так в исходной непостижимой для нас субстанции – праматери Вселенной – сосредоточено всё бесконечное разнообразие материальных миров.
Согласно устоявшимся научным воззрениям, Вселенная начинается с хаоса (изотропного сингулярного состояния), в процессе развития переходит к упорядоченным в результате самоопределения и самоорганизации способам существования материи и вновь устремляется к максимуму энтропии, то есть к исходному наименее упорядоченному хаотическому состоянию. На самом деле исходная субстанция (Дух у мистиков, вакуумный океан – у физиков) – это сама Вселенная в дремлющем состоянии и содержит в себе максимум Жизненной энергии, Сознание в максимально высокой степени и в закодированном виде все те закономерности, в полном соответствии с которыми будут развиваться процессы в проявляющихся мирах. Сейчас Вселенная находится в стадии цветения и плодоношения. Её Сознание при этом не уменьшается и не возрастает, оно находится в материальных формах в частично скрытом, латентном, частично в проявленном состоянии. По мере развития организованных форм существования соотношение скрытых и проявленных форм сознания возрастает в пользу проявленных, которые становятся превалирующими в биологических существах, особенно в человеке, который, в конце концов, обретает возможность самопознания и последующего перехода к более высоким ступеням Сознания, вплоть до высочайших. У кедра и у человека сумма сознания одна и та же, просто кедр в меньшей степени, чем человек может реализовывать скрытые в нём возможности.
6. Принцип цикличности.
Истоком и основой всеобщей ритмичности, разномасштабной, многоуровневой, всегда согласованной с общим звучанием Вселенной, является мегацикл «дыхания» Вселенной: вдох – пробуждение, лёгкая разминка, бодрствование в радостных трудах созидания, расцвет и кульминация – зрелость, осуществление проекта, последние аккорды воспроизведённой партитуры; выдох – утомлённость, увядание, угасание, дремота, сон… До следующего вдоха. В этом умеренном, спокойном, царственном дыхании, отражённом точно и лаконично в символе Инь-Ян, – жизнь Космоса, не только его вечное, ни на миг не затихающее движение, беспрерывное, в играх и борениях, перетекание из активной фазы в пассивную, от одного полюса к другому, из Света в Тень и наоборот, присущее каждому явлению от макро до микромира, но и никогда не прекращающееся обновление, обусловленное ежемоментным взаимодействием всего со всем. Всякая частица, бессмертная и уникальная в своей глубинной сути, никогда не бывает равна самой себе, ибо в каждый последующий миг, вбирая в себя все происходящие в мире перемены, подчиняясь лишь ей присущим ритмам, то расцветая, то впадая в дремоту, проживая собственную судьбу и эволюцию, сама олицетворяет вечное движение и вечную жизнь.
7. Простота Истины.
Истина не скрыта под покровами тайн. Ею пронизано всё сущее. Мир Божественен. То есть Вселенная, Мир – это и есть Бог.
* * *Ну, и что? – может возникнуть вопрос. Какое всё это имеет отношение к тем нарастающим как снежный ком противоречиям и противостояниям, за которыми совершенно явственно уже маячит ядерная зима? Каким образом кварки, бозоны Хиггса, всеобщая нелокальность и беспредельность сознательной Вселенной помогут нам выпутаться из того капкана, в который мы угодили, или, по крайней мере, прояснить суть стоящих перед нами острейших проблем?
Для понимания ключевой роли фундаментальных принципов бытия Вселенной в поисках выхода из нынешней катастрофической ситуации попробуем для начала коснуться вопроса главнейшего, без ответа на который мы никогда не решим ни одной проблемы – ни национальной, ни общечеловеческой.
Помню, однажды мы ехали вдоль пустынного берега с моим спутником. Справа – простирающийся в бесконечность океан. Слева – сопки, сиреневые в лучах заходящего солнца. Над нами, от края до края, – голубой купол с прозрачным ломтиком луны у горизонта. И наша машина – исчезающе крохотная деталь в этих исполинских декорациях.
– Кто мы? – спросила я своего спутника.
Он только с удивлением на меня взглянул – мы плохо понимали друг друга.
Я попросила остановить машину и сбежала по песчаному пляжу к воде. Сбросив одежду, я вошла в океан. Земная твердь быстро ушла из-под ног. Кромка берега, дорога, машина, сопки – всё осталось позади. Слева, справа, передо мной и подо мной была одна лишь упругая, шелковистая, прохладная субстанция, из которой в каждую клеточку моего тела вливались неведомая сила и невыразимое блаженство. Я перевернулась на спину и лежала несколько минут, вглядываясь в слегка темнеющее небо. Между ним и океаном не было границы, как не было границы между океаном и мной. Я сама была и океаном, и небом, и наполовину утонувшим солнцем. Я стала Миром.
К машине я возвращалась вприпрыжку и с криками восторга.
– Я знаю, кто мы, – сказала я своему спутнику, но не стала ничего объяснять, ведь мы плохо понимали друг друга.
* * *Мы, то есть человечество и каждый из нас в отдельности, – это Всё. И океан, и небо, и ломтик луны над горизонтом, всё предметное и беспредметное, что можно обозначить какими-то словами, выразить звуками музыки, красками на холсте, условными математическими символами или невозможно передать ни одним из доступных нам средств…
Не было бы вскормившей человечество планеты Земля, не было бы и нас. Не возникла бы в своё время на окраине Млечного Пути некая вихрящаяся газово-пылевая туманность, не родилась бы из неё Солнечная система. А если бы не первые кварки и лептоны, нейтроны, нуклоны и бозоны, не множились бы на вселенских просторах звёздные семейства… Из проторибосомы – прародительницы земной биосферы, в одну строну восходит великая спираль жизни на Земле (полтора миллиарда видов животных и примерно столько же видов растений) от синих водорослей к человеку разумному и далее – к человеку духовному, в другую – нисходит через макромолекулы к электронам, к фотонам, барионам, лептонам, кваркам и далее – вглубь – в Великую Пустоту. Так что наш исток – не яйцеклетка и не рибосома. Мы сотворены из межзвёздной субстанции, из вселенского Континуума. Наше существование не ограничено ни Временем, ни Пространством. Мы – бессмертные – приходим из бесконечности и идём в бесконечность, вырастая из космических сил и энергий. Мы рождались, развивались, росли вместе со всей Вселенной. Мы – оттуда, из вечности, из самой дальней дали, из самой глубокой глубины, из самой таинственной Тайны…
Но Всё – не только мы. Капля дождя и парящий в небе орёл, плетущий свои ажурные сети паук и неуловимый кварк, ветер над тундрой и полные чудес подводные миры, куст сирени под окном и загадочные далёкие галактики – они тоже – Всё. Кто же мы среди всех этих не поддающихся исчислению обитателей Вселенной? Чем мы отличаемся от них?
Вряд ли можно утверждать, что способностью ощущать единство, родство с простирающимся вокруг нас Миром. Может быть, не столь ярко выраженное, но, возможно, ещё более глубокое, чем у нас, разве не присуще это чувство паре белых лебедей, грациозно, со спокойной величавостью скользящих по озёрной глади и нежно, крылом к крылу, прикасающихся друг к другу, или стае дельфинов, резвящихся в водах океана, купающимся в дорожной пыли воробьишкам или не ведающим границ весенним лёгким облакам?
Даже внедрённую в саму сущность эволюционных процессов циклически выраженную, бесконечно повторяемую устремлённость от бытия к небытию и вновь к бытию в трансформированном варианте – её мы видим во всех проявлениях материальной и нематериальной Вселенной.
Может быть, главная наша особенность, возвышающая нас над другими, позволяющая нам называться гордым именем человека разумного, то, что мы напряжённо и страстно вглядываемся в наше прошлое, пытаясь проследить путь от самих себя через звёздные миры к лептонам и гиперионам? Всё обдумать, понять, объяснить и обозначить. Мысль! Вот оно – наше достоинство, наше величие, наш отрыв от «всего остального»! В нас на пике эволюции зародилось и развилось то, что даровало нам способность постигать и преобразовывать мир.
Но разве именно вот это «я обладаю тем, что превыше всего в этом мире» не переросло почти мгновенно по историческим меркам в «Я превыше всего в этом мире», не породило эгоцентризм невиданной силы и как следствие – расцвет гедонизма, утилитаризма, потребительства и неистребимой тяги к самоутверждению любой ценой – стержня и смысла западной цивилизации, выросшей на идеях Просвещения?
Из Интеллекта, сыгравшего роль локомотива цивилизации, соединённого с эгоцентризмом, образовалась взрывная смесь, угрожающая самим основам земного мироустройства, придавая им уже не оттенок, а зримую печать трагизма, что является прямым бесспорным доказательством ошибочности представления о непогрешимости и мощи нашего разума. И если в прежние времена самоупоённому до слепоты человеческому разуму на фоне собственных научных открытий и технологических прорывов почти удавалось не замечать великой гармонии Вселенной, то при нынешнем балансировании на краю пропасти контраст между непоколебимой устойчивостью вселенского бытия и стремительно нарастающей хаотизацией и трагичностью бытия земного острейшим образом порождает потребность всмотреться в поисках ответа на вопрос «кто мы?» в фундаментальные непреложные принципы Божественного мироустройства. Может быть, воспользовавшись этими принципами как ключом, нам будет проще расшифровать природу, суть и роль в нашей драме того, что мы почитаем за вершину эволюции? Что такое наша Мысль – бич или богатство, дар или наказание, богатство или низведение до нищеты Духа? Откуда на самом деле к нам может прийти подлинная мудрость и в чём неисчерпаемый источник наших сил?
Зародившись в миг пробуждения её величества Вселенной, как искры Божественного Огня, как живые клетки Единого, исполненные всей Мудрости Мира, подчинённые общему Замыслу становления и расцвета Мира и в то же время уникальные по своему предназначению, мы через бесчисленные трансформации и преображения, после длительных путешествий по межзвёздным просторам, обрели на окраине Млечного Пути небольшую удивительную планету, словно специально сотворённую для раскрытия всех внутренних потенций.
Конечно, Земля в те времена была не такой, как ныне. Возможно, она вся была покрыта океанами, над поверхностью которых лишь кое-где возвышались конусы едва угасших или ещё наполненных кипящей лавой вулканов. А может быть, уже вырисовывались поверхности материков, пересечённых горными грядами с потоками воды, создающими причудливые узоры рельефа. Постепенно оживали океанические воды и долины рек. Подобно тому, как, начинаясь с первой, едва заметной зыби в безбрежном океане Духа – хранилище и неисчерпаемом источнике всей информации и всех энергий, необходимых для сотворения и существования вечно меняющегося Мира, возникают, множатся, расцветают и уходят в небытие, в скрытое состояние, звёздные миры, так из морской стихии, пронизанной солнечным светом, рождались подводные царства с миллионами поразительных по красоте и функциональности жизненных форм, а на почвах, увлажнённых дождями и прогретых солнечным теплом множились и разрастались царства растений и животных. Происходило то, что мы по привычке, по укоренившейся в науке традиции, называем зарождением и эволюцией жизни на Земле, но что на самом деле являет собой ускоренную Божественной волей и развёртыванием планов Божественного Сознания материализацию разлитой в Мироздании Жизненной Силы или витальной энергии.
Чем нас влекла, чем манила эта дивная, тогда ещё безымянная – ведь ничто для нас тогда не имело имён – планета? Скорее всего, это было просто диктуемое Провидением магическое влечение к Будущему Дому во исполнение Божественного Замысла. Ведь мы тогда были другими – не обзавелись ещё или обзавелись частично, в лёгкой, прозрачной форме, материальными телами и жили в чудесном равновесии с Миром, как наверное живут ангелы или боги, не связанные местом и физическими условиями бытия, как живёт ребёнок в утробе матери, непосредственно, всем существом, воспринимая ритмы, энергии и Мудрость Космоса. Но подчиняясь космическому ходу событий, вовлекаясь в орбиту энергий и сознания Земли, мы отдавались в руки Судьбе.
Неутомимо и последовательно, с кропотливой дотошностью и предельным вниманием к мелочам, с использованием всего спектра энергий Вселенной и всех уровней Божественного Сознания, в полном согласии с законами Космического бытия, Природой из нас постепенно сотворялось то, что было необходимо для обретения земного опыта и что Шри Ауробиндо называл «подходящим пристанищем и инструментом постепенного проявления Бога», – homo sapiens.
На заре освоения новой обители нам нужны были не только физическая сила, кое-какие навыки, обеспечивающие способность к выживанию, возможность продолжения рода, но способность ориентироваться в сложных условиях и умение общаться друг с другом. Вот почему из всего спектра изначально свойственных нам сил Космического Сознания вслед (или параллельно) за реализацией физической энергии – энергии тела – и разделением мужского и женского начал в нас исподволь формируется Мысль, как инструмент для различения и сопоставления предметов, явлений, существ, как проводник по земным просторам, как средство коммуникации. И это, возможно, самый драматический момент нашего земного бытия. С одной стороны, Мысль – Божий дар на старте предстоящего путешествия к тайнам Мироздания и собственным глубинам. С другой, плод, сорванный с Древа Познания – перерезанная пуповина, начало отдельного существования, раздвоения и сознания, и всего человеческого существа, которое распадается на две части. Весь бескрайний, прежде неотделимый от человека Космос становится внешним объектом. Сам же человек, словно сжатый до своих физических параметров, постепенно превращается в наблюдателя, исследователя, пользователя. Мир уже не воспринимается им безусловно и безоговорочно, цельность, непосредственность бытия утрачивается медленно, но неуклонно.
И если прежде наш путь и наше бытие были предопределены разлитой во Вселенной великой силой Гармонии, как это происходит у птиц, без единой мысли, без научной выверенности и ориентирующих приборов преодолевающих тысячи и тысячи километров пути, или у распускающейся всегда в срок и в нужном месте прекрасной орхидеи, не имеющей ни малейшего представления о законах симметрии и климатических зонах, то теперь нам даётся поводырь, советчик и опора. Нет, мы не обделены Высшим Милосердием, мы не брошены на произвол судьбы. Наша изначальная суть – Божественная искра, внутреннее солнце, – навеки остаётся с нами, в нашей глубине. Но теперь внутренний голос не будет решающим, у него появляется корректор, подсказчик, оппонент, и всё будет зависеть от того, насколько эти две силы будут взаимодействовать друг с другом или пребывать в диссонансе.
Однако, цель путешествия определена свыше, и нет силы, которая могла бы повернуть всё вспять.
Получив столь мощную опору и столь, казалось бы, надёжного проводника, мы устремились к неизведанному. Возможно, это событие казалось нам увлекательным приключением на одной из планет вроде прогулки за околицу, после которой можно вернуться домой. Предвидеть, какой глубины антагонизм скрывается за внешне цельными и однородными явлениями, на какие американские горки взлётов и падений мы обречены, вряд ли было возможно.
Но пока наш сформированный Мыслью Ум исполнял первоначально возложенную на него миссию гида, суфлёра, дорожного указателя, распознавателя и определителя вещей, пока он не заглушал, не игнорировал исходящий изнутри голос Бога, мы успешно и ускоренно эволюционировали как разумные существа, которым предстоят высокие деяния. Несмотря на колоссальные трудности в освоении необжитых пространств, мы осуществляли плодотворную внешнюю деятельность, не выбиваясь при этом из ритмов и гармонии планетарного бытия и не стесняя, не сдерживая рост и формирование энергетической структуры внутреннего существа, определяющей наш внешний облик, функционирование основных жизненных систем, направление и характер стремлений и отражённой затем во многих эзотерических учениях.
Пребывая в таком относительном равновесии с собой и Вселенной, мы через века, через тысячелетия достигаем некой вершины, где Мысль, растущая и развивающаяся вместе с нами, превосходит изначально заданную ей роль и уже не просто обозначает, называет, сопоставляет предметы и явления, но устанавливает характер связи между ними и делает попытки формулировать глубинный смысл тех импульсов, которые душа получает от Источника Знания.
Возможно, это период зарождения и становления древних цивилизаций, когда границы между цивилизациями и Природой ещё прозрачны и едва уловимы, когда войны, как следствие отчуждения людей друг от друга и от Мира, ещё не стали привычным, неотвратимым способом существования, когда мы общаемся с Божественными силами почти напрямую, черпая из них Божественную Мудрость, – вот почему нынешние учёные к собственному изумлению сталкиваются с такими артефактами той эпохи, которые свидетельствуют о глубоком знании законов Мироздания. Впрочем, ценность и волшебство восприятия этих древних литературных памятников обусловлены и объясняются не только и, может быть, даже не столько отражёнными в них смыслами, сколько способом их создания. Это было священнодействие, наполняющее гимны и сказания мощью энергии провидца-сказителя, на интуитивном уровне получаемой из океана живой Вселенной и прекрасно воспринимаемой современными детьми с ещё открытым внутренним существом, недаром старинные сказки – их любимое чтение.
В это время появляется письменность, но главные сокровища – эпосы, мифы, легенды, притчи, сказания на протяжении тысячелетий сохраняются и передаются из поколения в поколение в устном виде. В этих прекрасных универсальных памятниках культуры – сердцевине эзотерических доктрин – нет грамотно выстроенных конструкций, логически обоснованных суждений, зато какая в них ажурная прозрачность, какая лаконичность и красота слога, какая безмерная глубина и поразительная точность кажущихся порой наивными представлений о человеке, Природе, Вселенной! Их можно сравнить с зарождающимися над океаном лёгкими облаками, когда словно и нет границ между опрокинутой чашей неба, океанической бездной и белым паром, похожим на дыхание Бога. Полнота совпадения человеческого сознания с беспредельностью Мира такова, что общая нерушимая стройность вселенского хоровода воспринимается интуитивно.
Бога, как отвлечённого понятия, Бога – устроителя, распорядителя, надсмотрщика на этом празднике жизни нет. Формальное многобожие ведического мировоззрения на самом деле не является политеизмом, в котором объекты верований, будь то персонифицированные божества, наделённые могуществом предметы, духи или животные дистанцированы от действительности и влияют на неё скрытыми в них, непонятными для человека и неведомо откуда берущимися силами. Древние божества – скорее обозначения, символы природных стихий, вовлечённых, как и человек, во Вселенскую игру, в которой каждому явлению и существу предписана своя роль, но всё связано со всем, всё исходит из Единого и восходит к Нему. Тотемизм, анимизм, фетишизм как зародышевые формы религиозного мировоззрения, возникали из необходимости каким-то образом обобщать живые наблюдения взаимоотношений человека с материальными предметами, с животными, с духовными сущностями, природными явлениями. В целом миропонимание в эти, как видится с высоты современности, счастливые времена было пронизано ощущением всеединства, неразрывной связи видимого и невидимого, прошлого и будущего, земного и небесного, человеческого и Божественного, бытия и небытия.
Особое место среди бесценных сокровищ древности занимают индийские Веды, которые являются не только корневой системой сохраняемого тысячелетиями мировоззрения народов Индии и «вечной универсальной основой всех истинных философских систем и всех религий» (Л. Толстой), но неисчерпаемым источником знаний об устройстве Вселенной и самого человека.
С этой вершины, которую иногда ещё называют золотым веком человечества, наша дорога, многократно раздваиваясь, петляя и периодически поднимаясь на промежуточные пики, неизменно спускается вниз, вначале плавно, почти незаметно, затем ускоренно и, наконец, в наши времена экспоненциально. Точкой отсчёта, началом бесконечной дифференциации нашего бытия и нашего мировоззрения, можно полагать чёткое разделение на земное и небесное, человека и Вселенную, зафиксированное возникновением религий и философии. От этой черты человеческое сообщество, с одной стороны, устремляется к ускоренному цивилизационному росту, с другой – к столь же ускоренному падению в результате отчуждения от Божественной основы вселенского бытия и утраты полноты бытия человеческого.