banner banner banner
Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные
Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные
Оценить:
 Рейтинг: 0

Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные


На улице Васенко, 25 расположено очень красивое здание купца Д. Хованова, который торговал лесом и изделиями из леса на Восточной и Хлебной площадях Челябинска. В 1920–1922 годах в этом здании размещались сотрудники ЧК.

На улице Васенко, 37 располагается здание бывшей чаеразвесочной фабрики А. Кузнецова – А. Губкина. Кунгурский купец Губкин позже переместил свою контору в Москву. Затем фабрикой владели различные преемники, и в 1909 году на чаеразвесочной фабрике работало около 2 тысяч человек. Во время 1 мировой войны здесь размещался госпиталь, солдатский полк.

Интересно и здание быывшей усадьбы Архипова (угловой дом) – это был купец, выбившийся из крестьян на муке. Он построил водяную мельницу, торговал оптом крупой. Помимо этого, он был старостой тюремного отдела, церковным старостой Николаевской тюремной церкви, членом правления отделения Госбанка.

Если пройти по улице Васенко вверх до проспект Ленина можно увидеть старейшее здание 1898 года Челябинской областной универсальной научной библиотеки, которая была открыта как бесплатная народная библиотека в этом красивом здании в конце 19 века.

В 1892 году Челябинск – станция Самаро-Златоустовской ж/д, а с 1896 – станция Западно-Сибирской ж/д на Транссибе. Это стало решающими факторами прогресса и развития города. Через Челябинск ехали сотни тысяч переселенцев, здесь действовал переселенческий пункт. Город называли «Ворота в Сибирь». Сейчас в районе Теплотехнического института можно постоять на Ленинградском мосту, который соединяет уральский и сибирский берега реки Миасс. В реку Миасс впадают речушки Игуменка, Колупаевка (сейчас так называется и частный сектор в черте города), Чикинка, Челябка и Чернушка (большинство сейчас – в коллекторах под землей). Горожане купаются на Шершневском водохранилище, озерах Смолино, Синеглазово, Первое.

До революции путешественники отправляли открытки с Челябинского вокзала, как свидетельство того, что они побывали в Сибири. Люди ехали на восток из густонаселенных центральных губерний России. В начале 20 века на вокзале могло скопиться 25 тысяч человек! Население города росло очень быстро. В 1887 году здесь проживало 19 тысяч, в 1897 году – 20 тысяч, а в 1916 году – окло 60 тысяч человек. Действовала городская Дума, которая занималась вопросами финансирования здравоохранения и образования, которые развивались в дореволюционном Челябинске на вполне сносном для тех времен уровне. В 1905 начали мостить улицы, в 1906 провели телефоны, в 1907 – электричество, в 1912 – водопровод. С 1899 года в городе действовала таможня, имелось примерно 1,5 тысячи разных торговых фирм, в 1906 году была открыта товарная биржа. Челябинск играл заметную роль в чайной торговле. Здесь находились крупные чаеразвесочные фабрики российских фирм («Высоцкий и К

» и др.).

В 1959 году город населяло 689 тысяч человек. Резкий рост населения связан с эвакуацией сюда населения в годы Великой Отечественной войны (в это время Челябинск называли Танкоградом).

В 20 веке город активно строился как в архитектурном, так и в промышленном масштабах. Если прогуляться по проспекту Ленина в сторону Южно-Уральского государственного университета и памятника Курчатову, можно дойти до крупнейшего рекреационного объекта города – памятника природы Челябинского городского бора. Это реликтовый сосновый бор, доходящий до Шершневского водохранилища, где любят отдыхать горожане.

Караванные пути Южного Урала и город Троицк

Караванными путями назывались древние дороги, по которым торговые грузы везли на вьючных животных. По караванным путям Южного Урала товары шли из Средней Азии в Западную Сибирь и Среднее Зауралье.

В том, как складывались и пролегали эти пути, играли главенствующую роль природные факторы – вьючным животным нужно было объезжать как можно меньше препятствий. Степи Южно Урала были в этом отношении идеальными торговыми путями: здесь были хорошие места для ночевок, дневных постоев с питьевой водой и пастбищами.

Одним из крупных пунктов караванной торговли степных народов был на Южном Урало-Поволжье город Оренбург, в котором существовал меновой двор.

Вот как описывает в своих воспоминаниях московский куупец Н. А. Варенцов увиденное в конце 19 века в Оренбурге:

«Оренбург как город не оставил у меня никакой памяти (помню, что стояла в то время жара, духота) и отличался сильной пылью. Меновой двор, находящийся за пределом города, за рекой Уралом, произвел на меня сильное впечатление: большой участок земли, окруженный высокой каменной стеной, к которой примыкали каменные амбары. В них складывали азиатские купцы свои дорогие негромоздкие товары и сами в них жили, расстилая кошмы, на которых вповалку спали; в них же готовили себе еду из привозимой со своей родины провизии, чтобы не тратить деньги на ее покупку. На громадной площади двора были сложены в бунтах хлопок, шерсть, кожа. Около этих товаров и амбаров суетились толпами купцы и их приказчики, одетые в разноцветные халаты, с разноцветными чалмами на головах, а у туркмен и хивинцев были надеты громадные папахи из овечьих шкур. …В красивые азиатского стиля ворота, выходящие на дорогу в Азию, входили гордо, с важностью, покачивая в ту и другую сторону головами, верблюды, с надетыми у них на шее колокольчиками, с нагруженными на их спины двумя тюками с товарами. Впереди верблюдов на ишаке верхом ехал азиат-вожатый, с палкой с острым концом в руке, а в другой держал веревку, привязанную к первому верблюду через проткнутую носовую кость его, тем понуждая исполнять свою волю; следующий верблюд шел с такой же веревкой, но привязанной к хвосту первого верблюда, и так далее. Вся эта картина для меня была новая, интересная, и я долго не мог оторваться от нее, любуясь всем видимым».

«… После того, как я пробыл в Оренбурге несколько дней, Кудрин мне сказал: «Доверенному Товарищества Василию Ивановичу Вощинину я поручил съездить в Илецкую Защиту по делу и, кроме того, заехать по пути к одному калмыцкому баю, только что перекочевавшему к Оренбургу, так не хотите ли поехать с ним вместе?» Я от такого предложения пришел в восхищение, с радостью согласился. В поданный легкий тарантас, запряженный тройкой резвых лошадей, поместились В. И. Вощинин, молодой приказчик и я. Лошади легко подхватили экипаж, и мы помчались; быстро прокатили верст двадцать, после чего кучер-калмык свернул с дороги в сторону, и, проехав еще несколько верст, увидали много кибиток, расположенных вразбивку. Еще далеко находясь от них, заметили, что приезд наш всеми обитателями кибиток замечен; из всех кибиток выскакивали калмыки с женами, детьми, с лающими собаками и с любопытством осматривали нас. Ямщик с удальством, подергивая тройку, подкатил к кибитке, более украшенной, чем другие. Около открытой кошмы, изображающей дверь, стоял старый почтенный бай, окруженный всей своей семьей. После общепринятых приветствий и поздравлений с прибытием он пригласил нас войти в кибитку. Посреди большой кибитки стоял стол вершков шесть высоты, и он предложил нам сесть вокруг его на разостланных коврах и кошмах. На столе моментально появился дастархан, так называемое угощение, состоящее из хлебных лепешек, фисташек, миндаля, изюма и конфект, приготовленных на бараньем сале, и все эти угощения лежали на медном подносе. Мне впервые пришлось сидеть на корточках, и я чувствовал себя скверно, у меня ломило ноги. В это время Вощинин и бай говорили по-татарски про дела, уладившиеся скоро к благополучию обеих сторон. После чего бай сказал что-то жене, сидящей позади его. Та встала, взяла деревянную миску, какие обыкновенно употребляются в деревнях для хлёбова, вытерла ее тряпкой, поднятой с пола, грязной и черной, как сажа, после чего начала наполнять кумысом из стоящего здесь же ушата, покрытого старым рваным халатом. Наполненную миску подала мужу. Он берет фарфоровую пиалу китайской работы, из которой обыкновенно пьют чай, зачерпывает кумыс из деревянной миски, пьет сам, потом подает В. И. Вошинину, который тоже пьет, и потом передает мне. Я говорю Вощинину: «Пить не могу, от кумыса мне сделается тошно». Вощинин, испуганный моим заявлением, умоляющим голосом просит: «Пожалуйста, выпейте, хотя бы только пригубьте; если этого не сделаете, то для хозяина-бая будет большая обида и он будет до конца своей жизни нашим врагом, а между тем он для нашего дела полезен». Я взял себя в руки, употребил всю силу воли и проглотил несколько глотков, и, слава Богу, без всяких последствий. Скоро мы с ним распрощались, провожаемые целой толпой обитателей всех палаток…»

Проф. А. Д. Таиров исследовал и установил, что караванные пути начали прокладываться на Южном Урале с середины 1 тысячелетия до н. э. Сложившись тогда, караванные пути использовались кочевниками и торговцами до конца 19 века н. э.! С Урала и Западной Сибири караваны вывозили на продажу мед, воск, орехи, бересту, бивни мамонта из Сибири, ценные меха.

Троицк являлся крупным центром меновой торговли с казахами Среднего жуза, узбеками, таджиками и другими народами Азии. Этому способствовало его расположение на старинной караванной дороге, ведущей в Сибирь. Этот караванный путь, по исследованиям проф. А. Д. Таирова, начинался в пустыне Кызылкума, далее вверх по Сырдарье до Ташкента и Туркестана, а далее через степи в направлении Оренбурга. Купцы, имевшие торговые караваны на Великом Шелковом пути, рассматривали Троицк как перевалочный пункт из Азии в Россию, адалее в Европу.

В «Топографии Оренбургской губернии» П. И. Рычков писал о Троицке: «Торг и мена с Киргиз-Кайсаками (казахами) Средней орды (Среднего Жуза) и с Азиатскими купцами с 1750 г. происходит там во всем на таком же основании, как и в Оренбурге… Чего ради учреждена там пограничная таможня, при которой особливый директор и таможенные служители, так как и в Оренбурге находятся…»

Сам город Троицк был основан тайным советником И. И. Неплюевым в 1743 г. как крепость в честь Святой Троицы. Крепость была частью Оренбургской пограничной линии. Здесь находились полки, крепость была укреплена артиллерией. Крепость была расположена на реке Уй в том месте, где она сливается с рекой Увелькой. Поскольку это был отрезок Сибирского торгового пути, крепость с 1745 года стала центром торговли с кочевниками киргиз-кайсацких степей и Средней Азии.

С 1749 г. в Троицке действовал Троицкий меновой двор и таможня (которую закрыли в 1868 г.). Граница с Казахстаном – примерно в 5 км от города. Близость Азии определила многообразие этнического состава населения Троицка. Почти половина населения – этнические мусульмане, в городе два старинных мусульманских кладбища с массивными плитами с надписями арабской вязью, мавзолей купеческой династии Яушевых.

В 1750 г. открылась знаменитая Троицкая ярмарка, которая занимала третье место в России по товарообороту после Нижегородской и Ирбитской.

Азиатские купцы привозили в Троицк хлопковые ткани, парчу, шелк, каракулевые шкурки, разнообразный скот. Проходило через Троицк и значительное количество среднеазиатского золота и серебра. Особое место на ярмарке занимал живой товар. Так, только за год, начиная с сентября 1756 г., в Троицке было выменяно 186 рабов – пленных калмыков. Русские купцы, съезжавшиеся из Москвы, Казани, Ярославля, Курска, Воронежа, Симбирска, Уржума, сибирских городов торговали в основном тканями, выделанными кожами и металлическими изделиями уральских и сибирских заводов. В 1796 г. в Троицке торговали 70 челябинских купцов, обменивавших железные чаши, чугунные котлы, таганы на казахский скот. Одним из главных русских товаров на ярмарке был хлеб.

В начале XX века здесь действовала чаеразвесочная фабрика, предприятия по изготовлению металлической посуды, активно развивалось в городе кузнечное дело (образовался Кузнечный ряд). Также до революции в городе было весьма много крупных предпринимателей, разбогатевших на переработке шерсти. Существовали шубные предприятия, работали маслобойки, пивные заводы, торговые дома, акционерные общества. Немецкие предприниматели открыли в Троицке кондитерский и колбасные цеха, купцам принадлежало мукомольное производство, ломбарды. Действовала гостиница «Эльдорадо».

В 1909 году купец Г. А. Башкиров способствовал строительству электростанции и телефонной линии на 100 абонентов. В 1912 году построили Троицкую железную дорогу. В 1915 году в Троицке был построен фосфорный завод.

Тогда же сложился и красивый исторический центр города, который можно увидеть сегодня. Очень исторически значимым в Троицке является старинный храм в честь Святой Троицы 1754 года. Сегодня это памятник архитектуры федерального значения. Памятником истории и архитектуры является храм Александра Невского, построенный в 1889 году. Также до наших дней сохранился памятник храмовой архитектуры 19 века Преображенский храм и часовня в честь иконы Божией матери «Троеручица». До революции в Троицке было много и мечетей, минаретов. Из зданий старинных мечетей сохранилась мечеть Гатауллы-муллы на улице Ленина (до революции – улица Базарная).

Дореволюционный Троицк был весьма культурным городком – действовали театр, цирк, оперетта, музыкально-литературные собрания.

Сегодня в Троицке есть что посмотреть на предмет старины – в городе зарегистрирована почти тысяча ценных исторических архитектурных объектов, причем 5 из них – федерального значения. Это:

– Собор в честь Святой Троицы (1754 г.)

– Торговые ряды (1866 г.)

– Гостиница купца Г. А. Башкирова (1908 г.)

– Пассаж купцов Яушевых (1907 г.)

– Загородная дача Яушевых.

Интересными памятниками архитектуры являются усадьбы купцов Уразаева, Четыркина, особняк купца Гладких.

Характерной особенностью Троицка как было, так и остается, наличие очень большого количества торговых сооружений (от деревянных лавок до торговых комплексов).

В начале 20 века архитектурный облик города значительно определяли купеческие особняки и усадьбы. Некоторые из них строились профессиональными архитекторами, но включали и самобытные элементы крыш, ворот, оград и т. д. Старинные дома сохранились до нашего времени. В частности, можно посмотреть их на Ленина-80, Ильина-22а, Красноармейской-57.

Особенностью купеческих особняков была их торговая ориентация – главный жилой дом с помещениями для торговли или лавкой на первом этаже и хозпостройками в едином стиле. Из старинных купеческих усадеб сегодня можно осмотреть:

– усадьба Четыркина (ул. Гагарина, 114)

– усадьба Осипова (ул. Октября, 83)

– усадьба Кононова (ул. Октября, 69)

– усадьба Гладких (ул. Гагарина, 90)

– усадьба Лоренца (ул. Пионерская, 48)

– усадьба Урузаева (ул. Ленина, 105)

– усадьба Яушевых (30 лет ВЛКСМ, 12–14).

Как правило, особняки построены в стиле модерн с тщательной отделкой фасадов. В конце 19-начале 20 века в Троицке строилось и много зданий легкой и пищевой промышленности. Например, пивные заводы Зуккеров и А. П. Лоренца (1908 г.), кондитерская фабрика Франка, кожевенные заводы Лебедева, Осипова, Утробина, братьев Яушевых, предприятия Ельского, Панкова по дублению кожи, пивоваренный завод и мельница Гладких. Многие здания этого периода отнесены к так называемой краснокирпичной архитектуре с использованием элементов декора русского и романского стилей.

Несомненный интерес не только для верующих, но и интересующихся историей представляет самый старинный храм – Собор в честь Святой Троицы 1754 года, памятник архитектуры федерального значения. Во время и после ВОВ храм был единственным действующим в округе. Собор является главной архитектурной доминантой храмового комплекса на берегу реки Уй в старинной исторической части города. Собор был построен по проекту петербургского архитектора Пьетро Антонио Трезини. Освящена церковь была в 1762 году. Все создаваемые в Троицке церкви первоначально приписывались к этому собору. Духовенство принимало активное участие в жизни города. У собора было много меценатов и благотворителей. Например, много сделал для собора В. М. Пупышев – почетный гражданин Троицка. В 1913 году при соборе действовали 3 приходских училища, 3 городских, 1 приходская школа. В 30-е годы 20 века в церкви был склад кожсырья (советская власть считала, что «религия – опиум для народа»). В послевоенное время здание принадлежало зоотехникуму, в храме было общежитие, в алтаре прачечная, в трапезной спортзал, внизу котельная. Сегодня восстановленный собор – пример церковного зодчества в стиле классицизма с элементами барокко «Росреставрация» ведет здесь восстановление иконописи.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)