banner banner banner
Русский язык и литература. Уроки и тесты (из опыта работы)
Русский язык и литература. Уроки и тесты (из опыта работы)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Русский язык и литература. Уроки и тесты (из опыта работы)


Затем выразительное чтение лучшего ученика группы для всего класса. После

прочтения даются комментарии о выразительности чтения (ученики); учитель слушает

каждого желающего, всего 1-2 мин.

1-я группа говорит о постановке запятой в тесте; 2 и 3 – о вставленных буквах,

объясняя орфограммы в словах.

Учитель координирует работу в группах, может помочь распределить обязанности

каждого участника учебного процесса.

Задание 2. Работа с текстом.

I гр. (базовый) – определить тему, озаглавить отрывок.

II гр. (повышенный) – доказать, что это текст.

III гр. (высокий) – указать изобразительно – выразительные средства языка,

помогающие понять идею стиха; объяснить лексическое значение слов: опушка,

набекрень, подосиновик; объяснить пунктуацию.

Предполагаемые ответы:

I гр. Тема родины, озаглавливаем “Родина”, “Родной край”.

II гр. Это текст, потому что три картины подчинены одной теме (Родина, родной

край), связанные интонационно и грамматически.

III гр. В данном тексте есть следующие изобразительно – выразительные средства

языка: листва зашумела (метафора), ель бережёт тень (олицетворение).

Группы отвечают согласно их порядковым номерам.

Учитель корректирует ответы учащихся или просит прокомментировать ответы других

учеников. Если ученики 3-й группы затрудняются дать толкование слов, то они

могут обратиться за разъяснениями к словарю. (“Словарь русского языка” С.И

Ожегов)

Задание 3. Найти причастия, назвать глаголы в неопределенной форме, от которых

они образованы; (индивидуальная работа, в которой каждый ученик из группы

выполняет свое задание).

I гр. – разберите причастия по составу (морфемный анализ).

II гр. – морфологический разбор всех причастий.

III гр. – расскажите о написании суффиксов найденных в тексте причастий; какие

причастия имеют суффиксы -ом, -ем,-им; от чего зависит выбор гласной в суффиксе?

(от спряжения). Приведите примеры.

Ученики выполняют задание письменно, каждый в своем листе.

Задание 4. Творческий диктант. “Работаем волшебниками”.

– Какая еще достаточно сложная орфограмма в причастиях не нашла отражения в

нашем тексте? (Правописание НЕ с причастиями)

– Давайте вспомним её, поработаем волшебниками.

Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.

Записываем только новое словосочетание.

Ход работы

Учитель диктует словосочетание, ученик из I гр. объясняет орфограмму НЕ с

причастиями; II и III гр. приводит вариант ответов (новых словосочетаний с

комментариями).

Образец. Невыполненное задание (не выполнено; не выполненное вовремя задание;

задание не выполненное, а списанное; вовсе не выполненное задание)

Не законченная мною книга, задача не решена, неслыханный шум, не пойманный никем

преступник, отнюдь не быстрый поезд.

Задание 5. Тест.

I гр. (базовый)

Тест