Книга Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография - читать онлайн бесплатно, автор А. А. Красильников
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография
Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография

Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде

Монография


А. А. Красильников

© А. А. Красильников, 2023


ISBN 978-5-0056-6306-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Научные открытия не являются во всеоружии в готовом виде.

Процесс научного творчества, озаренный сознанием отдельных великих человеческих личностей, есть вместе с тем медленный и вековой процесс общечеловеческого развития.

В. И. Вернадский.


Ещё в начале ХХ века русский мыслитель и ученый Владимир Иванович Вернадский предупреждал о неизбежности перехода человечества на новый путь развития биосферы, который он назвал ноосферным. В этом он видел единственно возможный путь спасения человечества, которое поставило себя на грань гибели вследствие хищнического обращения с природой.

Уточним, что под понятием биосфера понимается область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы – то есть активную оболочку Земли. Размеры биосферы в пространстве ограничиваются слоем толщиной 30 – 40 км.

Ноосфера – это сфера разума. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума.

Ноосферное, или устойчивое, развитие – это разумно управляемое совместное развитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.

В. И. Вернадский доказал, что человеческая деятельность превратилась в геообразующий фактор развития активной оболочки Земли, а это означает, что для сохранения и развития человечества необходимо условие, при котором воздействие на биосферу будет управляться коллективным Разумом.

Устойчивое развитие должно исходить из понимания, что Человек является частью природы и должен подчиняться её законам. Без сохранения природы невозможно продолжение человеческого рода. Уничтожая природу, мы тем самым уничтожаем своё будущее. Медленно, но верно население Планеты Земля сообща продвигается по направлению к экологической катастрофе, предвестниками которой являются глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя Земли, сокращение площади лесов, биологического разнообразия, проявления генетической неполноценности человеческой популяции.

Таким образом, биосфера уже не в состоянии справляться с вредными отходами цивилизации и начинает постепенно деградировать, поэтому переход к устойчивому (разумному, ноосферному) развитию является единственным путём предотвращения экологической катастрофы.

В то же время переход к устойчивому развитию требует выполнения ряда условий, основными из которых являются: организация единого экологического пространства и переход к новому мышлению, в том числе, в области градостроительного пространственного планирования.

Глобальные проблемы – не разрозненные явления и процессы. Они взаимосвязаны. Поэтому при переходе к устойчивому развитию следует исходить из переплетения проблем мирового сообщества, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной в ряду всех других национальных проблем государств.

На этом пути развития потребуется смена мировоззренческих факторов и идеологических принципов, замена приоритета потребления на приоритет общего качества жизни.

Создание в обществе новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур производства и потребления, достижению более высокого жизненного уровня населения посредством изменения образа жизни и сокращения потребления природных ресурсов.

Идея устойчивого развития, в конечном итоге, должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого потребуются:

– глубокая информированность населения по всем аспектам устойчивого развития;

– переориентация образования и просвещения;

– широкое общественное движение за спасение человечества от грозящей ему катастрофы;

– перестройка существующей в настоящее время системы международных отношений.

Осуществить весь комплекс названных выше мероприятий смогут только коллективные разум и воля, осуществляющие воздействие на тех, кто не соблюдает законы Разума.

До сих пор в современном мире, ради сиюминутной выгоды, предпочтение отдавалось социально-экономическим и техническим исследованиям в ущерб изучению экологических ресурсов. В ещё меньшей степени изучались комплексные проблемы по их взаимозависимости. В результате, наши современные знания об отношениях природы и общества оказались недостаточными, для того, чтобы уверенно двигаться по пути к устойчивому развитию.

В связи с этим потребуется углублённое изучение важнейших проблем жизнедеятельности человечества, организация специализированных Центров (в

том числе – информационных), всемирных лабораторий, создание институтов, открытие новых кафедр при существующих университетах, организация экспедиций и т. п.

Осознавая необходимость выработки совместных решений в масштабе всей планеты, Организацией Объединённых Наций в 1992 г. в Рио-де-Жанейро был организован Глобальный Форум по проблемам планеты Земля, на котором были выработаны принципы Всемирного плана действий в области международного сотрудничества, названные «Повесткой дня на ХХI век», было введено понятие устойчивого развития – Земли, континента, страны, региона, города.


Устойчивое развитие в соответствие с «Повесткой дня на ХХI век» – это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.

Основные составляющие устойчивого развития в еще большей степени актуальны для закрытых территорий, научных городков (Наукоградов) и включают в себя следующие понятия:

– экономическая стабильность – наличие стабильной и прочной экономической базы, высокая деловая активность, использование в хозяйственном обороте всех имеющихся производственных мощностей, развитие инвестиционной деятельности и т.п.;

– социальное благополучие – отсутствие безработицы и социальных конфликтов, высокое качество жизни, низкая заболеваемость и детская смертность и т.п.;

– экологическое равновесие — ограничение экономической деятельности возможностями хозяйственной ёмкости биосферы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически ориентированных методов управления и т.п.;

– международное сотрудничество – согласованные усилия стран и городов, направленные на международную кооперацию, сотрудничество, партнёрство, системы соглашений, взаимное уважение;

– кадровое обеспечение научно-производственного комплекса Наукограда;

– единая информационная среда Наукограда;

– непрерывное образование – как основа инноваций в педагогике.

Наукограды являются сложнейшей системой, состоящей из нескольких подсистем, каждая из которых, в свою очередь, делится на составные части. В общем виде это следующие подсистемы:

1-я подсистема – социальная, отражающая различные сферы жизни населения города и их взаимосвязь, учитывая, что город – это прежде всего место компактного проживания большого количества людей, где они осуществляют свою жизнедеятельность.

2-я подсистема – производственная, отражающая взаимосвязь таких элементов города, как расположенные в нём предприятия и организации. Будучи внешне независимы друг от друга, они, тем не менее, связаны друг с другом невидимыми нитями. Во-первых, они используют единую рабочую силу, в результате чего происходит постоянный перелив этой рабочей силы с предприятия на предприятие. Во-вторых, они используют единую городскую производственную инженерно-транспортную инфраструктуру. В-третьих, – единую социальную инфраструктуру.

3-я подсистема – административная, включающая в себя управление и жизнеобеспечение района, районные органы власти и коммунальные службы, без которых невозможно функционирование города, как единого организма.

4-я подсистема – природная, это природный комплекс, ландшафт, в пределах которого расположен город, и который во многом определяет ту исходную планировочную ситуацию, которая используется и вместе с тем целенаправленно преобразуется в процессе градостроительной деятельности.

5-я подсистема – материальная, это то, что собственно мы и привыкли называть городом, то есть вполне конкретное материальное воплощение каждой сферы жизни городского жителя в виде зданий промышленных предприятий, на которых человек трудится и зарабатывает средства к существованию, жилых зданий, обеспечивающих одну из самых насущных потребностей человека в жилье, общественных учреждений обслуживания в виде магазинов, поликлиник, больниц, парикмахерских, ателье, учреждений воспитания и образования, культуры, отдыха и спорта и т. д.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАУКОГРАДАХ

1.1. Педагогическая наука и практика непрерывного профессионального образования

Подготовка учащейся молодежи к жизни и труду в условиях рыночных отношений в процессе профессионального образования в период безработицы является принципиально новой и серьезной социальной проблемой для России, особенно остро данный вопрос стоит для городов Наукоградов.

Решение проблемы профессионального образования учащихся и студентов в системе школа – колледж (ССУЗ) – ВУЗ в таких городах, как Королев, Саров, Обнинск, Дубна, Северск и др. связано с необходимостью его реформирования, повышения эффективности организации управления учебным процессом, внедрение новых педагогических технологий в подготовку специалистов с учетом их интеллектуальных потребностей, интересов и способностей.

Внедрение образовательных инноваций, новых методов управления в систему профессионального образования актуализируются в связи с непрерывностью образования, на основе принципа обучения от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.

В частности необходимо учитывать и такой важный момент, как нестыковка между этапами образования и занятости молодежи с одной стороны и безработицы с другой.

В условиях Наукограда необходимо учитывать потребность в рабочих кадрах, их подготовка во взаимодействии различных организаций, это взаимодействие предполагает интеграцию образования, науки и производства.

Указанной проблеме всегда уделялось большое внимание в научно-педагогических исследованиях. Теоретико-методологические основы определяющие развитие психологии, педагогики и дидактики профессионального образования разрабатывались выдающимися учеными: П.Р.Атутовым, С.Я.Батышевым, П.П.Блонским, А.П.Беляевой, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, П.Ф.Каптеревым, Ю.К.Конаржаевским, А.Н.Леонтьевым, М.И.Махмутовым, Г.В.Мухаметзяновой, В.А.Поляковым, И.П.Смирновым.

Общие вопросы развития инновационной деятельности рассматривались в трудах: В.И.Загвязинского, Н.В.Кларина, В.С.Лазарева, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, В.Ф.Симоненко, И.Д.Чечель и др. Изучению различных направлений общего и профессионального образования посвящены труды П.Н.Андрианова, Ю.К.Васильева, А.М.Новикова, Ю.Н.Петрова, М.М.Поташника, Е.В.Ткаченко, Р.Х.Шакурова, Т.И.Шамовой, Н.Н.Шамрай, Г.И.Щукиной и др.

Общим проблемам образования посвящено немало фундаментальных теоретических трудов.

Вопросам профессионального и политехнического образования посвящены работы: П.Р.Атутова, П.Н.Андрианова, Н.И.Бабкина, С.Я.Батышева, Ю.К.Васильева, В.М.Казачевича, П.С.Лернера, М.Б.Павловой, В.А.Полякова, А.С.Семенова, В.Д.Симоненко, М.Н.Скаткина, Ю.Л.Хотунцева, И.Ю.Чечель, Н.Н.Шамрай и др.

Дидактические проблемы профессиональной подготовки раскрыты в трудах: С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, Г. Вимана, Б.С.Гершунского, Н.И.Думченко, М.М.Зиновкиной, К.Н.Катханова, И.Д.Клочкова, В.С.Леднева, М.И.Махмутова, А.М.Новикова, И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко, Ю.С.Тюнникова, А.Е.Шильниковой и др.

Теоретические основы проблемно-развивающего обучения рассмотрены в работах: И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова и др.

Психолого-педагогическому аспекту проблемы адаптации учащихся к профессии посвящены труды: С.А.Батышева, А.А.Васильева, С.И.Вершинина, Е.А.Климова, К.К.Платонова, В.В.Синявского, С.Н.Чистяковой и др.

Социально-профессиональной адаптации учителя посвящены работы: В.А.Полякова, В.Г.Подзолкова, С.М.Редлиха, С.Н.Чистяковой и др.

Психологические аспекты аксеологии образования освещены в трудах: Л.С.Выготского, П.А.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.В.Зейгарник, П.И.Зинченко, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна и др.

Вопросы личностно-ориентированного обучения исследованы: Б.Г.Ананьевым, А.Г.Асмоловым, В.П.Беспалько, И.Д.Бестужевым-Ладой, А.В.Петровским, В.Д.Шадриковым и др.

Современные образовательные технологии представлены в работах: Ю.В.Громыко, В.А.Ермоленко, Г.К.Селевко, П.И.Пидкасистого и др.

Результаты исследования, связанные с зарубежным опытом развития инновационного обучения, опубликованы в работах: К. Брандта, Р.-П. Берндта, П. Винтера, М. Димовой, М.В.Кларина, Б.Л.Омельяненко, В.Г.Паллингера, Д.А.Торопова и др.

Педагогическая наука и практика остро нуждается в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность организации и управления инновационными учебными заведениями, в том числе в Наукоградах.

В связи с недостаточными возможностями традиционной системы профессионального обучения учащейся молодежи, обеспечивающей направления необходимых образовательных услуг, в исследовании выявлен региональный аспект, учитывающий современные требования к уровню подготовки рабочих и специалистов, которые отвечали бы задачам непрерывности и преемственности профессионального образования.

Изменения образовательной системы в условиях городов типа Наукограда вызвано также необходимостью преодоления дефицита профессионально подготовленных кадров в замкнутом цикле профессионального обучения учащейся молодежи от школьной скамьи до рабочего, техника, инженера, научного работника для производства с наукоемкими технологиями.

Формирование новых экономических отношений в стране вызвало изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере ускорило процесс социализации молодежи. Существенная трудность социализации нового поколения в социокультурных ситуациях, обусловленных изменением политических, экономических, социальных и образовательных ориентиров государства, состоит в том, что изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения. Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четкой структурированной модели в переходный период государственного переустройства, затрудняет задачи формирования жизненных планов подрастающего поколения. Следовательно, прежде чем анализировать конкретные вопросы в области образования, необходимо выявить тенденции развития общества в процессе перехода к рыночной экономике.

Различные исследователи обращают особое внимание на такие проблемы, как роль молодежи в укреплении культурной самобытности России, в использовании достижений науки и техники, в делах общества посредством их активного включения в трудовую жизнь. Это те основные проблемы, которые следует рассматривать в связи с другими вытекающими из них вопросами.

В частности, необходимо учитывать и такой важный момент, как стыковка между секторами образования и занятости, с одной стороны, безработицей, с другой. Трудно рассматривать проблемы занятости и безработицы, не учитывая потребности в рабочих кадрах, без взаимодействия различных организаций в этом процессе. Это взаимодействие предполагает интеграцию науки, образования, культуры и производства.

Адаптация учащихся к рынку труда в процессе профессионального образования в условиях безработицы с 1991 года является принципиально новой и серьезной социальной проблемой для России.

В связи с этим в обществе формируется запрос на инновационные образовательные проекты, ориентированные на адаптацию молодежи к новым социально-экономическим условиям. Личность формируется в процессе деятельности, общения и представляет собой совокупность из трех составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра – «Я». Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях, служит основой для развития личности. Происходящие в России социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного положения, в связи с этим требуются дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы учащиеся через различные виды деятельности в конкретной трудовой сфере могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора ряда альтернативных вариантов.

Рассуждения Л. С. Выготского о том, что перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, но известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке, сегодня звучат очень злободневно и призывают не пассивно подстраиваться к заданной социальной среде, а уметь активно, творчески организовать свою жизнь. В теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского заложен ряд идей, которые стали исходными для построения новых концепций. Имеется в виду прежде всего то, что «человеческая личность представляет собой иерархию деятельности, в которой далеко не все сопряжено с сознанием». Здесь четко выражена идея того, что мышление и психика человека коренятся в его практической деятельности. Признание учащегося подлинным субъектом педагогического процесса определяет необходимость деятельностного подхода к проблемам обучения, воспитания и развития в процессе профессионального образования.

И поэтому мы приходим к выводу о том, что учащиеся в процессе своей деятельности должны стремиться к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных знаний, умений и навыков с целью адаптации к новым условиям.

В результате нашего исследования проблем профессионального образования до начала процесса перехода к рыночной экономике и после установлено, что положение коренным образом изменилось. На современном этапе профессиональное образование постепенно превращается из способа простого воспроизводства рабочих кадров в источник возрождения мелких и средних предпринимателей, в результате должна быть сформирована гибкая система образовательных услуг, адекватная требованиям рынка труда.

Проведенный нами мониторинг состояния подготовки выпускников школ, ПУ, лицеев, колледжей, техникумов и высших учебных заведений к профессиональной деятельности выявил противоречия, обусловленные несоответствием между:

– объективной потребностью производства, использующего передовые технологии, в компетентных кадрах и недостаточным уровнем интеллектуальной подготовки выпускников;

– требованиями, предъявляемыми рынком труда к выпускникам, и отсутствием системы адаптации учащихся к условиям рынка труда в профессиональном образовании.

В совокупности эти противоречия придают несомненную актуальность изучению опыта, накопленного в системе профессионального образования Наукоградов, и обозначили проблему выявления научных основ, факторов и условий развития непрерывного профессионального образования.

1.2. Нелинейные явления в эволюции системы профессионального образования

Система профессионального образования является в определенной мере открытой (в смысле взаимодействия с другими системами) социально-экономической системой, способной к эволюционному развитию, и функционирующей в условиях ограниченных ресурсов. Это значит, что уравнения, описывающие ее поведение, являются принципиально нелинейными. Это имеет целый ряд последствий.

В меру своей открытости система профессионального образования способна саморазвиваться, прогнозировать и учитывать перемены в экономике, отражать изменения в технологии и управлении, предоставлять возможность профессионального образования людям всех возрастов, гарантировать достижение целей, требуемых образовательными стандартами. Эволюция таких систем во времени и в пространстве включает такие процессы, как увеличение и усложнение элементов, составляющих рассматриваемую систему, изменение режимов ее поведения и адаптация их к изменяющимся условиям их существования.

Для анализа эволюции такой сложной системы возможно использование понятий и принципов научных теорий, объединенных в самостоятельное научное направление – синергетику.

С точки зрения синергетики процесс самоорганизации сопровождается нарушением (изменением) симметрии системы и увеличением количества используемой ценной информации. Последняя, при этом, может либо возникать заново, либо рецептироваться (приниматься) из какого-нибудь «хранилища» (например, других социально-экономических систем).

Понятие ценной информации, связанное с ее содержанием, является крайне актуальным для социально-экономических систем, в отличие от технических систем, занимающихся лишь процессами передачи информации.

В литературе описано несколько способов количественного определения ценности информации. Все они основаны на представлении о цели, для достижения которой она необходима. Так, например, в работе [5] предложено определять ценность информации по уменьшению материальных и временных затрат для достижения цели, за счет использования информации. Математически, в работе [6] предложено выражать ценность информации отношением разностей вероятности достижения цели до и после использования информации. Наиболее удобным и наглядным для практического применения является определение ценности информации как логарифма по основанию 2 отношения вероятностей достижения цели с использованием информации и без ее использования [7].

Таким образом, ценность информации определяется целью ее использования. При ясной цели можно достаточно точно отличить ценную информацию от «лишней» информации, имеющейся в настоящее время. Отношение количества ценной информации к полной (ценной и «лишней») можно назвать коэффициентом ее эффективности.

Наиболее адекватным аппаратом для описания процессов самоорганизации является теория динамических систем. Действительно, в этой теории естественно возникает иерархия параметров (в частности, характерных времен процессов), усложнение симметрии за счет бифуркаций, усложнение и увеличение числа стационарных состояний (т.е. режимов функционирования), возможность увеличения информации, запасаемой в системе.

Динамика социальных систем может идти как в условиях полного перемешивания, когда пространственные эффекты не проявляются, так и с изменением пространственной структуры системы, когда сказываются ограничения, накладываемые явлениями переноса. В первом случае достаточно использовать точечные модели, во втором – необходимы распределенные. Поэтому приходится рассматривать эти процессы раздельно, в силу разности математических подходов. Но при этом следует помнить, что в природе они тесно переплетаются в пространстве и во времени.

С помощью точечных моделей можно описать процессы выбора или отбора исходной информации, например возникновения информации, представляющей социальную ценность. Модели дифференциации общества, например, усложнения и увеличения числа возможных режимов его функционирования. Модели регуляции социальных циклов, развитие государства как взаимодействие различных социальных групп одинакового уровня, а также примыкающие к ним модели социальной защиты, например, адаптации социальных структур к изменяющимся условиям. Во всех этих случаях пространственные эффекты существенной роли не играют.

Поведение точечной автономной модели в большинстве случаев описывается системой обыкновенных дифференциальных уравнений:

dxi/dt = Fi (x1,x2…xn) (i = 1,2,3,…n),

где Fi (x1,x2…xn) – нелинейные функции. В общем случае задачу достаточно решить лишь приближенно и этого вполне хватает для качественной картины процесса.

В результате эволюции возможны два сценария развития системы – отбор или выбор одного варианта из нескольких возможных.