Книга СТОП-диагностика. Системная Телесно- Ориентированная Психо-диагностика - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Юрьевич Атланов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
СТОП-диагностика. Системная Телесно- Ориентированная Психо-диагностика
СТОП-диагностика. Системная Телесно- Ориентированная Психо-диагностика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

СТОП-диагностика. Системная Телесно- Ориентированная Психо-диагностика

В конечном счете доминирование «медицинского» или «психологического подхода как раз связано с ведущей моделью человека. Антропологией.

Определения психике можно давать долго. Практически классическое определение психики выглядит так – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Речь идет о всех вообще живых существах. Об этом есть прекрасная и почти забытая книга советского классика (А. Н. Леонтьев Проблемы развития психики).

У человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма (как телесного субстрата психики) и достижения в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. (Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998).

В крайней материалистической позиции все психические процессы сводятся к различным формам нервной активности и являются продуктами деятельности мозга. Либо, в другой крайней позиции, согласно религиозным и некоторым философским учениям, это проявления активности бессмертной субстанции, нематериальной сущности, в которой выражена божественная природа человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

Гете говаривал: – Если на один предмет есть две или больше точек зрения, то это не значит, что истина лежит посередине. Посередине лежит проблема.

И эта проблема носит свое специальное название – психофизиологическая. В широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Так написано в БСЭ.

В википедии: Психофизиологическая проблема – вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако данный спор до сих пор не решён окончательно.

Вот в зависимости от философской позиции исследователя и формируются взгляды на психосоматические проблемы.

Интерес к психосоматике закономерен. Потому что это интерес к человеку. Автор в свое время специально штудировал антропологию и даже написал несколько статей, книг и даже учебник на эту тему. Кто заинтересуется – интернет в помощь.

Психосоматика исследуется более-менее систематично в рамках медицинской, клинической психологии, которая сравнительно с недавних пор выделяется в самостоятельное направление в психологии и работает на стыке медицины и психологии, с одной стороны, а с другой неизбежно смыкаясь с традиционным целительством, натурфилософией и философией вообще.

Психосоматический подход предполагает рассмотрение болезни не как результата действия какого-то агента, а как элемент процесса адаптации к каким-то вызовам среды, в которой протекает существование отдельного человека и целой популяции.

Фактически весь последующий текст посвящен рассмотрению процессов психосоматической нормы и патологии вместе с механизмами их обеспечивающими.

Для того, чтобы говорить о Системной Телесно Ориентированной Психо-диагностике (СТОП-диагностике) нам надо договориться о понимании того, искажения чего мы будем выявлять, и, соответственно, дать свое определение предмета. Напомню, что определение – это краткое описание содержания понятия. Содержание понятия описывается через свойства определяемого предмета. Свойства – переменны по интенсивности и выраженности в рамках одного уникального человеческого существования.

Телесно-ориентированная психотерапия занимается психосоматическими вопросами уже по определению. Нам надо разобраться со структурой психики в данном контексте и с механизмами, поддерживающими психосоматику как единство в частности.

Организация управления в организме

Надо напомнить о контурах управления, существующих в человеческом организме. Все они иерархически связаны друг с другом. Иерархически – это значит «вассал моего вассала – не мой вассал». Невозможно напрямую сознательным усилием воздействовать на, например, обменные процессы. Управляющий импульс пройдет через длинную цепочку управленческих контуров, претерпевая преображения, буквально перевод с языка на язык, с языка информационных связей и отношений, значений и смыслов, на язык электромагнитных импульсов, на язык мышечных микродвижений (поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры), на язык гормональных выбросов, на язык простейших химических обменных реакций и, наконец, на язык межатомных и субатомных процессов. На каждом из этих переходов (переводов) первоначальная команда адаптируется/искажается наличным тезаурусом данного уровня.

Первый, самый древний контур управления, который мы имеем общим уже с простейшими – химический контур. Центры управления у человека дифференцированы и органически обеспечиваются эндокринной системой организма. В ней выделяются гландулярная система (железы эндокринной системы) и диффузная система (эндокринные клетки, рассеянные по всему организму) вероятно наиболее эволюционно древняя часть.

Второй контур, надстроенный над химическим и соответственно управляющий им – вегетативная нервная система, распадающаяся на три функционально и органически разнесенных контура – симпатический (реактивный) отдел вегетативной нервной системы, парасимпатический (тормозящий отдел) и метасимпатический (обеспечивающий связь и координацию органов и тканей друг с другом напрямую, минуя нервные узлы), и соотнесенный с диффузной эндокринной системой. Метасимпатическая нервная система (МНС) (иногда в литературе называется энтерической) – является местной, независимой от ЦНС, обеспечивает двигательную и секреторную активность образований, имеющих в своём составе гладкомышечную или железистую ткань (пищеварительный тракт, поджелудочная железа, мочевой пузырь и желчные протоки, бронхи, сердце, почечная лоханка, мочеточники, матка, предстательная железа, семенные пузырьки и т. д.). отчасти управляется симпатическим и парасимпатическим подразделами ВНС.

Нечто подобное метасимпатическому отделу вегетативной системы человека мы можем увидеть на примере организации нервной системы простейших кишечно-полостных животных.


Аналог метасимпатической нервной системы


Именно вегетативная нервная система, кстати, принимает участие в обеспечении синхронного движения и реагирования, например, в стае рыб или насекомых, и у людей, напомним, тоже.

Центральная нервная система, включающая неокортекс, обеспечивающая сложные формы социального поведения и механизмы обучения, надстраивается над всеми перечисленными. В ходе эволюции у человека, как биологического вида, обладающего развитой способностью к изменению окружающей среды и соответственно к обучению и самоизменению, выработалась высокая степень дифференциации как внутривидовой (что отчасти обусловлено биологическими механизмами), так и индивидуальной. Человек, как ни один другой вид, обладает способностью к широчайшей адаптации к условиям окружающей среды – самоизменению и, одновременно, способностью адаптировать среду к себе через совершенную орудийную деятельность.

Каждому центру эндокринной системы соответствует узел вегетативной нервной системы обеспечивающий координацию возбуждающих и тормозящих импульсов симпатического и парасимпатического отделов. В неокортексе, который обеспечивает социальные взаимодействия с другими людьми, взаимодействия с полями значений и смыслов, должны быть соответственно представлены оба этих функционала. Они и представлены через функциональное различение полушарий мозга.

Правое полушарие мозга отвечает за реактивные состояния (отреагирование эмоций, поперечно-полосатая мускулатура). Одновременно, ведущее образное объемное восприятие, аналоговое, метафорическое формальное (формами, образами) мышление.

Левое полушарие отвечает за процессы торможения и контроля (подавление эмоций, гладкая мускулатура, фасциальная ткань, сосуды). Одновременно, вербальное линейное восприятие и логическое, дигитальное (формулами, кодами) мышление.

Мозжечок отвечает за координацию двигательных паттернов, рефлекторных (бессознательных) и автоматических (подсознательных) двигательных реакций и обработку сигналов с рецепторов.

Все эти управленческие контуры обеспечивают разные уровни функционирования человеческого организма. От простейших реакций (например, пищеварительных) до сложноорганизованных процессов, например, интеллектуальных творческих актов.

О бессознательной части психики

Фрейд ввел в свое учение понятие бессознательного учитывая «скомпрометированность» в современной ему науке термина «душа». Он выделял в «психическом аппарате» три уровня: «сознательное», «предсознательное», «бессознательное». Сознательное включает непосредственно сознаваемые данные органов чувств, текущий опыт, продукты научения, образы, чувства и мысли. Предсознательное – промежуточный уровень – состоит из любых данных, в принципе доступных осознанному восприятию. Бессознательное – содержит все полностью вытесненные и недоступные прямому осознанному восприятию мысли, чувства, опыт, воспоминания, продукты научения и пр. Кроме того, бессознательное включает вытесненные побуждения: инстинкты, влечения, импульсы, желания, сновидения и психологические конфликты.

Юнгианский подход воспринимает область бессознательного как, прежде всего, область архетипов. К. Г. Юнг выработал свое учение исходя из огромной психотерапевтической практики и культурологических исследований многих форм мировых религий, символических учений, накопленных человечеством не только в европейской, но и в других, прежде всего, восточных традициях. Архетипы, по Юнгу, это первичные образы, существующие с незапамятных времен и лишенные всякого содержания. Как таковые, архетипы принадлежат всей реальности и человеку как ее части. Архетип – это пустая форма, структура, лишенная субстрата, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов. Процесс наполнения пустых структур конкретным содержанием индивидуального человеческого опыта К. Г. Юнг называл индивидуацией.

В целом учение Юнга относится к учению о личности, частью которой он считал «психе» (Psyche). Юнг различает три уровня «психе»: эго – «я» или центр сознания; личное бессознательное – коренящееся и черпающее свое содержание в опыте жизни отдельного человека; коллективное бессознательное, – содержание которого наследуется и является универсальным для представителей определенного биологического вида.

Первый архетип, с которым сталкивается человек – Тень. Тень не входит в коллективное бессознательное. Тень – это совокупность вытесненных сознанием представлений о нас самих, персонификация личного бессознательного (person – маска). Тень автономна. Это наш темный двойник и чем больше его подавление, чем красивее хочет выглядеть человек в собственных глазах, тем большую тень он отбрасывает. Это тот самый «черный человек», о котором писали многие писатели и поэты (С. Есенин «Черный человек», А. Блок «Двойник», В. Высоцкий «Второе Я» и многие другие).

Для описания взаимодействия архетипов личного и коллективного бессознательного К. Г. Юнг в первой трети ХХ века ввел в психологическую науку понятие анимы и анимуса. «В фигурах анимуса и анимы выражается автономия коллективного бессознательного. Они персонифицируют те его содержания, которые, при извлечении их из проекции, могут быть интегрированы в сознание. В этих пределах обе фигуры исполняют роль функций, фильтрующих содержание коллективного бессознательного для сознательного ума. Они выглядят таковыми или ведут себя как таковые, однако лишь до тех пор, пока тенденции бессознательного и сознательного не слишком сильно расходятся. Стоит возникнуть какому-либо напряжению, как эти функции, до того момента совершенно безвредные, начинают противостоять – в персонифицированной форме – сознательному уму и вести себя скорее, как системы, отделившиеся от личности, или как парциальные (частные, частичные) души.

…Хотя содержания анимы и анимуса могут быть интегрированы в сознание, сами они сознанию недоступны, поскольку являются архетипами. Как таковые они служат фундаментными камнями психической структуры, которая во всей полноте превосходит границы сознания и потому никогда не может стать объектом непосредственного познания». При этом для мужчины Юнг считал дополнительной женскую ипостась – анима, а для женщины, соответственно, мужскую – анимус. Таким образом, понятия архетипов, как универсальных кодификаторов, носят, во-первых, всеобщий, универсальный в полном смысле этого слова, характер и, во-вторых, отражают видовые и индивидуальные различия людей.

В процессе индивидуации анима и анимус постепенно одухотворяются, происходит переход к «архетипу смысла», самости, истинному центру психики по Юнгу.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Источником архетипов выступает реальность как первопричина. Это продукт взаимодействия психики и реальности. Для человеческого сознания она может представать в одном из двух вариантов: Бога или Природы. Это продукт психики и, одновременно, её основание, теснейшим образом связанное с самим человеком. Мы, как части этой реальности, и как личности, обладающие свойством самостроительства, самосоздания, вправе реализовать для себя любой вариант реальности, конкретное воплощение которой зависит от нашей собственной деятельности, уровня сознания и качества нашего «Я». Родовые и видовые архетипы получают конкретное воплощение в силу наших личных особенностей.

В теории гипноза и эриксонианском подходе, связанном, прежде всего, с работой Милтона Эриксона, известного американского специалиста по гипнозу второй половины XX века, предлагалась несколько иная трактовка бессознательного. М. Эриксон рассматривал бессознательное как резервуар с воспоминаниями о прошлом, хранилище структурированного опыта. Кроме того, бессознательное выступает как позитивная движущая сила человеческого развития. Доступ к бессознательному возможен в состоянии транса. Транс считается «окном в бессознательное», через которое можно ознакомиться с его содержанием.

В рамках эриксонианского подхода было показано, что процессы сознания связаны по преимуществу с активностью левого полушария мозга, а процессы бессознательного с правым полушарием. Это открыло пути к естественнонаучному, экспериментальному изучению «душевных» процессов. Так, последователь Эриксона, Эрнст Л. Росси в конце XX века пришел заключению, что системы научения (памяти) и поведения человека связаны с лимбико-гипоталамической системой мозга, от которой во многом зависит регулирование поведения человека и его мозговая активность через молекулы и вещества, несущие информацию. Эти регуляторные процессы и представляют, по Росси, сущность бессознательного. Проще говоря, неосознаваемые процессы научения и бессознательные программы поведения кодируются не на основе межклеточного взаимодействия, а на основе молекулярных, атомных процессов головного мозга, это и составляет базис бессознательных процессов. То есть, бессознательное по мнению этого исследователя базируется на электромагнитных взаимодействиях межатомной и внутриатомной природы. Сознательная и чувственно воспринимаемая информация кодируется на иной основе – электрохимической межклеточной активности. Таким образом, к области бессознательного относится чувственно не воспринимаемая или экстрасенсорная информация, которая, тем не менее, вполне реальна, имеет вполне материальный субстрат, и как таковая поддается научному исследованию и управлению. В настоящее время эта область активно исследуется и практически осваивается.

И, наконец, Бессознательное как оно понимается мной в этой книге. Под ним я понимаю ту часть нашей психики, которая задана биологически, в первую очередь ту, которая обеспечивается нашей вегетативной нервной системой, а это, надо заметить – практически вся эмоциональная жизнь. Это в принципе внесознательное реагирование. Хотя сознание способно наблюдать процессы отреагирования и даже вмешиваться в них, но это, в свою очередь, предполагает длительный процесс направленного обучения, например, актерским психотехникам, и для необученного человека вмешательство это по большей части сводится к простому подавлению, торможению, удержанию естественных реакций.

О сознании

Сознание в этой книге – часть нашей психики, которая связана с информацией, в принципе поддающейся трансформации и передаче другим людям вне зависимости от языка при этом используемого.

Подсознание (в отличие от предсознательного у Фрейда) – вытесненное содержание сознания. Отлично от бессознательного – принципиально внесознательной, биологической части психики. Там скапливается вся совокупность человеческого опыта. В том числе и генетически закрепленного опыта, принадлежащего данному представителю рода.

В вытесненное содержание сознания (подсознание) входят так же и бесчисленные автоматизмы – навыки письма, речи, движения, бесчисленных действий, которые когда-то нами сознательно разучивались, а по мере освоения переводились в разряд автоматических действий и мыслей. Сознание имеет к ним доступ, но нужно направленное усилие внимания, его перенос и удержание на предмете автоматизма.

Верхний уровень сознания – смысл. При этом смысл всегда двуипостасен как минимум. Существует биологический смысл и социальный смысл, которые находятся друг с другом в сложных и до конца не проясненных отношениях. Собственно, здесь и коренится психофизическая проблема, о которой мы вскользь упомянули.

Если мысль – это форма существования знания, то смысл – это форма со-знания. Одна из форм мысли. Есть и бессознательная мысль. То, что называют общественным сознанием, не является принадлежностью индивида, это то что выводит за его пределы, приобщает ко всеобщему. Общая мысль, и общее знание. В повседневной жизни предстает в виде аксиом или догм, принимаемых человеком за основание, отправную точку. Часто имеет форму религии. Часто не осознается в полном объеме и критически не интерпретируется. Является предметом веры. Находится вне индивидуального сознания. Бессознательно, интуитивно воспринимаемо и проявлено в сознании.

В целом для человека смысл его существования всегда и принципиально находится за пределами его частного существования. Человек причастен смыслу. Утрата смысла знаменует собой то, что называется экзистенциальным кризисом. Кризисом существования. Такие кризисы человек проходит в течении жизни не единожды. Это в частности возрастные кризисы, при прохождении каждого из которых необходимо бывает переосмыслить основания собственного существования, найти смысл.

Это свойство психики – осмысленность. Инструмент – разум.

Как свойство психики, выступающий основой для разума уровень – сознательность. Это индивидуальная способность оперировать предметами, не являющимися самим индивидом и обмениваться с другими людьми продуктами своей деятельности в том числе и умственной. Шире – обмен знаниями. Знание всегда является результатом какой-то деятельности с предметами этого мира. Но знание и сознание неравны. Бывает и неосознанное знание, интуиция. Отличие знания от сознания принципиально. Представим, что вы входите в темную комнату и в темноте больно ушибаетесь о какой-то предмет, например, стол. Вы произносите соответствующие случаю слова или междометия. Пинаете этот стол. Идёте дальше. Сознательны ли ваши поступки? Знание вы приобрели? Несомненно, причем в самой грубой чувственно-опытной форме. А сознание? Знание становится со-знанием, только когда соотнесено с другими людьми. Сознательным ваше поведение становится только в определенном отношении, связи. Если вы включите в комнате свет, отодвинете стол в сторону, чтобы кто-то, хоть бы и вы, в очередной раз не ушибся, в конце концов, повесите на дверь табличку «Осторожно! Убьет!», то ваши поступки, безусловно, сознательны. Вы проявили отношение. Отсюда и такая характеристика человеческого поведения: «Он сознательный» или «Он несознательный». Инструмент – ум, как и все прочие свойства психики является тренируемым, совершенствуемым, является продуктом какой-то практики. Предмет – знание.

Основой знания и. естественно, сознания является такое свойство как деятельность, проявление человека, его уникального бытия в мире. Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В её задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Деятельность может выступать как творческая, созидательная, конструктивная, так и как разрушительная, деструктивная. Процесс конструирования, творческой деятельности упорядочивает информацию о мире, переводит его из хаоса – непознанного, в космос – познанное. Инструмент деятельности – творчество, изобретательность, смекалка. Предмет – реальность внешняя и внутренняя.

О личности

Результатом деятельности является такое свойство человека как личность. Личность – это проявленное отношение к кому-либо, чему-либо. Для того, чтобы быть творцом необходимо быть личностью. Быть личностью – проявлять себя по отношению к другим и к самому себе как другому – способность к саморефлексии, самодействию, самопреобразованию.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность – устойчивая самоорганизующаяся система социально значимых черт индивида, которые характеризуют его как деятеля. Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

Главное слово здесь отношение. Понятие отношение указывает на наличие определенной связи между предметами, процессами или ситуациями.

Пример математической записи отношения вообще: y= (f) x


Структура самосознания


Личность, таким образом, в отличие от индивида, есть понятие социальное, вне человеческого общества она не возникает, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития, общения, деятельности и процессов сознания, включающих самосознание.